Главные вкладки

    Семейный клуб "Почитай-ка"
    материал (подготовительная группа) по теме

    Семейный клуб  наиболее удачная форма для неформального общения родителей, педагогов, детей. На встречах участникам предоставляется возможность проявить свои потенциальные способности, совместными усилиями детей и взрослых: проходя литературные викторины, участвуя в театрализованных представлениях.  Все это в интересной и доступной форме вовлекает  всех участников в активное общение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon взаимодействие с семьёй70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семейный клуб «Почитай-ка»

    В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

            Первая школа  воспитания растущего человека – семья. Здесь ребёнок приобретает опыт жизни среди людей. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с родителями, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении задач воспитания и творческого развития детей.

            Мы используем различные методы и формы педагогического просвещения родителей:  традиционные (дни открытых дверей, родительские собрания, информационные письма, беседы и консультации, устные журналы) и нетрадиционные (родительские гостиные, вернисажи, круглые столы, семинары – практикумы, КВН, семейные досуги, клубы.),  регулярно проводим конкурсы: «Поделки из природного материала», «Игрушки самоделки», «Книжки - малышки», «Семейные газеты».

            Как показывает практика, родители не очень любят собрания; анкеты и опросники тоже не пользуются у них популярностью. Организовать что-то

    интересное  возможно, только если удаётся достичь возможного понимания, доверия, побудить в родителях интерес к своему ребёнку, как личности. Необходимо дать родителям возможность приобщиться к делам детского сада, видеть результаты деятельности детей.

    Семейный клуб  наиболее удачная форма для неформального общения родителей, педагогов, детей. На встречах участникам предоставляется возможность проявить свои потенциальные способности, совместными усилиями детей и взрослых: проходя литературные викторины, участвуя в театрализованных представлениях.  Все это в интересной и доступной форме вовлекает  всех участников в активное общение.

    Желание организовать в детском саду семейный клуб «Почитай-ка» возникло не случайно: современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Но разве могут они заменить неповторимый и волшебный мир книг? Мир сказочный и разнообразный, тонкий и глубокий, помогающий найти ответы на многие вопросы. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, делать выводы. Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывая огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

    Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.  С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

    Цель клуба «Почитай-ка»: 

    ориентировка родителей и педагогов на широкое знакомство детей с лучшими образцами классической и современной детской литературы.

    Задачи: 

    1. привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию у детей любви к чтению;
    2. познакомить родителей  с литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений;
    3. воспитывать у детей интерес к книге, как источнику знаний.

    Периодичность: 

    заседания клуба проходят один раз в квартал.

    Темы встреч:

    1. Творчество сказочника Г.Х. Андерсена

    Литературная игра – викторина «Мы Андерсены»

    1. Творчество поэта А.С Пушкина

    Литературная игра – викторина «Что за прелесть эти сказки!»

    1. Творчество писателя Н.Н. Носова

    Литературная игра – викторина «Мы писатели»

    Занятие клуба проходят в форме игр – викторин, так как игра является ведущим видом деятельности детей, более того формой их жизни.

    В непосредственной и весёлой обстановке дети,  родители, и  педагоги  лучше узнают друг друга, а это по-настоящему сближает  и позитивно отражается на детях.

    Семейный клуб «Почитай - ка»

    Литературная игра – викторина «Что за прелесть эти сказки!»

    («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»)

            Цель.

    1. Побудить интерес к изучению сказок русского поэта А.С.Пушкина
    2. Воспитывать любознательных, внимательных читателей – знатоков сказок А.С. Пушкина
    3. Формировать навыки выразительного чтения
    4. Способствовать проявлению и развитию творческих способностей, сплочению детей при подготовке к творческому делу.

            Оформление: Портрет А.С. Пушкина, сказочный дуб, рисунки детей к сказкам Пушкина, выставка книг – сказок А.С. Пушкина.

    Содержание.

            Воспитатель. Дорогие ребята, уважаемые родители и гости!

            Сегодня на заседании клуба «Почитай-ка» у нас большой и светлый праздник – Праздник поэзии, праздник сказки.

            Сказки Пушкина, лирика Пушкина, повести Пушкина… Они никогда не уходят из жизни. Они всегда рядом с нами.

            5 июня 1799 года, этот день подарил миру гения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича. Более 200 лет светит нам, солнце поэзии и будит светить  века. Талант Пушкина не исчерпаем, творчество его неоценимо!

    И  нашу встречу, мы посвящаем поэту – творцу, поэту – борцу за справедливость на земле. И всех вас, дорогие друзья, приглашаем на литературную игру – викторину «Что за прелесть эти сказки!»

    Ребёнок.        К нам приходят пушкинские сказки
                    Яркие и добрые, как сны.
                    Сыплются слова, слова-алмазы
                    На вечерний бархат тишины.
    Родитель.        Шелестят волшебные страницы,
                    Всё быстрей нам хочется узнать...
                    Вздрагивают детские ресницы,
                    Верят в чудо детские глаза.
                    Даже если мы уже не дети,
                    В 20, 30 лет и в 45
                    Убегаем мы порою в детство,
                    Убегаем к Пушкину опять.
    Воспитатель. Убегаем в буйство ярких красок,
                           В торжество добра над тёмным злом,
                          Убегаем в пушкинские сказки,
                          Чтоб добрей и лучше стать потом.

            Пушкинские сказки – это не переделки народных сказок, не подражание им. Это совершенно оригинальные произведения, сказочные поэмы.

            В нашем клубе «Почитай-ка» вы увидите встречу двух команд: команда родителей «Золотой петушок» и команда детей «Золотая рыбка»! (Некоторые вопросы для родителей, естественно, труднее.)

            Оценивают игру команд – жури.

    1. «Счастливый случай»

            Вопросы для команды «Золотая рыбка»

    1. Исполнительница желаний в сказке А.С. Пушкина (Золотая рыбка).

    2. Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась. (Зеркальце).

    3. Лесной зверёк, живущий в хрустальном дворце. (Белка).

    4. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Простофиля).

    5. От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка).

            Вопросы для команды «Золотой петушок»

    1. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка)

    2. Птица, которая была посажена на спину для охраны границы. (Петушок)

    3. Как звали девушку, в облике которой было что-то необычное, но это её не портило? (Царевна Лебедь)

    4. Сколько раз старик ходил к морю? (5 раз)

    5. Кто был младшим братцем Балды? (Заяц)

    1. «Наборщик».

            При проведении этого конкурса помощь игрокам могут оказать и болельщики.
            Собрать фразу, определить, из какой сказки.
            
    1 конверт - команде «Золотой петушок»:

    1. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

    Ответь на вопрос: Кому принадлежат эти слова?
    Ответ: (Балде). «Сказка о попе и о работнике его Балде»

    1. конверт - команде «Золотая рыбка»:

    «Сказка ложь, да в ней намёк!
     Добрым молодцам урок»
    Ответь на вопрос: Кому принадлежат эти слова?
    Ответ: (автору). «Сказка о золотом петушке»
    III. «Музыкальный конкурс».

             Вопрос команде «Золотая рыбка»:

    1. «Кто и в какой сказке поёт песенку "Во саду ли, в огороде"»? (Ведущий поёт и играет на металлофоне.) (Белка в «Сказке о царе Салтане».)

            Вопрос команде «Золотой петушок»:

    1. «Как называется этот музыкальный отрывок?" (звучит аудиозапись «Полёт шмеля» Н. А. Римскою - Корсакова,)

    Слово жури

    1.  «Заморочки из бочки» (конкурс для капитанов)
    1. Вопросы для команды «Золотой петушок»

    1. Где находится княжество Гвидона?     (на острове Буян)

    2. Когда родился князь Гвидон?    (на исходе сентября)

    3. Кто вёл строгий учёт орехами?   (Дьяк)

    4. Из чего лили монеты в княжестве Гвидона?     (Из скорлупок)

    5. Как звали сватью?  (Бабариха)

    1. Вопросы для команды «Золотая рыбка»

    1. Насекомое, которое стало орудием мести в сказке А..С.Пушкина? (Комар)

    2. Кем были тётки Гвидона?   (Ткачиха, повариха)

    З. Для кого Болда был «тятей»?  (Для поповича)

    4. Любимое кушанье Балды?  (Полба)

    5. Сколько братьев было у царевны Лебедя?   (33 богатыря)

    1. «Черный ящик».
    1.         Вопрос для команды «Золотая рыбка»:

    «В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет и какая сказка?" (Яблоко.  «Сказка о мертвой царевне...».)

    1.  Вопрос команды «Золотой петушок»:

    «В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из "Сказки о рыбаке и рыбке"». Какой? (Соболиный.)

    1.  «Конкурс знатоков живописи».

            На мольберте картины «Всадница» К. Брюллова; «Иван-царевич на сером волке» В. Васнецова; «Царевна - Лебедь» М. Врубеля.

    1. Команде «Золотая рыбка» нужно назвать, на какой картине изображен пушкинский персонаж.
    2. Команда «Золотой петушок» должна назвать автора картины.

    Слово жури.

                    Игра «Сказочные гонки»

            Играющие двигаются друг за другом примерно на расстоянии вытянутой руки. Во время игры играющие будут превращаться в героев из сказок А.С. Пушкина – зверей, людей.

            Сначала, все  участники игры идут обычным шагом. Но надо быть внимательным и вслушиваться в команду ведущего. Потому что по его команде игроки должны вообразить себя тем героем, имя которого назвал ведущий, и идти дальше в «образе» - так, как мог бы ходить этот сказочный персонаж.

    1. «Королевич Елисей  скачет на коне» -  руки вытянуты вперёд, словно держат уздечку коня, поскоки в полуприсяде.

                За невестою своей

                   Королевич Елисей

             Между тем по свету скачет.

    1. «Царевна – Лебедь» – корпус максимально вытянут, голова приподнята, глаза опущены, руки прямые, ходьба на носочках мелким шагом.

            А сома – то величава,

            Выступает словно пава,…

    1. «Золотой петушок» – ходьба с высоким подниманием колен, взмахи руками.

            Золотой петушок

            Приподнял гребешок

            Шевельнулся, встрепенулся

            И кричит: «Кири – ку-ку

            Царствуй лёжа на боку.

    1. «Старуха» – корпус согнут, идёт браниться, строжится.

             Старика старуха забранила

            «Дурачина ты, простофиля!»

    1. «Царица» – голова приподнята, спина прямая, одна рука держит зеркальце, вторая то на поясе, то поправляет причёску.

            Высока, стройна, бела

            И умом и всем взяла;

            Но зато горда, ломлива,

            Своенравна и ревнива

            Ей в приданное дано

            Было зеркальце одно.

    1. «Лучший знаток сказок Пушкина».

    Чтение фрагментов, из сказок Пушкина: из какой сказки.

    Команда «Золотой петушок»:
                            Жил-был поп,
                            Толоконный лоб.
                            Пошёл по базару
                            Посмотреть кой-какого товару.

    («Сказка о попе и работнике его Балде»)

    Команда  «Золотая рыбка»:

                                  Смолоду был грозен он
                            И соседям то и дело
                            Наносил обиды смело.

                            («Сказка о золотом петушке»)
            
    Команда  «Золотой петушок»:

                         Поделом тебе, старый невежа!
                            Впредь тебе, невежа, наука:
                            Не садись не в свои сани!

                                («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Команда  «Золотая рыбка»:

                                   Пошёл, сел у берега моря;
                            Там он стал верёвку крутить
                            Да конец её в море мочить.

                        («Сказка о попе и работнике его Балде»)

            Команда  «Золотой петушок»:        

                            Ветер по морю гуляет

                            И кораблик подгоняет;

                            Он бежит себе в волнах

                            На поднятых парусах

                            Мимо города большого;

                            Пушки с пристани палят

                            Кораблю пристать велят.

                                            («Сказка о царе Салтане…»)

    Команда  «Золотая рыбка»:

                            Месяц, месяц, мой дружок

                            Позолоченный рожок!

                            Круглолицей, светлоокий

                            И, обычай твой любя

                            Звёзды смотрят на тебя.

                                    («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

    1. «Игра со зрителями».

    (За правильный ответ зрители получают пёрышки)

    1. Зрителям предстоит угадать, кто и в какой сказке говорит такие слова:

            «Да! Такая есть девица. Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь». (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».)  

    1. Картинки животных: собака, конь, муха; белка, лебедь, комар.

    О ком из этих животных говорится в сказках А. С. Пушкина?

    3. Викторина для зрителей (продолжить строчку)

    1) И днем и ночью кот ученый…

    …………………………………..

    2) Мимо острова Буяна…

    …………………………………..

    3) Родила царица в ночь…

    …………………………………

          4) Там, на неведомых дорожках…

    …………………………………….

        5) Белка песенки поет…

    ……………………………………

    6) Я ль на свете всех милее…

    ……………………………………..

    7) Кабы я была царицей…

    …………………………………

    1. Физминутка. «Золотая рыбка»
    1. «Драматизация».

            Каждая команда драматизирует отрывок из любой сказки А.С. Пушкина.

            Воспитатель.         У Лукоморья дуб зеленый,

                                    Златая цепь на дубе том:

                                    И днем и ночью кот учёный

                                    Все ходит по цепи кругом.

                                    Идёт на право - песнь заводит,

                                    Налево - сказку говорит.

            Команда детей – «Сказка о рыбаке и рыбки» (драматизация отрывка – начало сказки)

            Воспитатель. Чем закончилась эта сказка, все мы знаем.

                    Золотая рыбка — героиня «Сказки о золотой рыбке», она         показала читателям, что нельзя желать слишком многого, можно все         потерять.

            Команда родителей -  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (драматизация отрывка  – конец сказки)

            Воспитатель.  Мертвая царевна — героиня «Сказки о мертвой царевне»,  она         доказала         своей судьбой, что человек, который         любит, может         преодолеть даже смерть.

               Итог – слово жури.

               Награждение.

    Воспитатель.  Все любимые нами произведения «Золотого века», в том числе и сказки А.С. Пушкина были написаны пером.

            «Что написано пером, то не вырубишь топором».

    Примите на память  о нашей  встрече – это перо, как символ поэзии.

    Слово родителям.

            Родители вручают книги «Сказки А.С. Пушкина».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семейный спортивный праздник "Семейный турпоход"

    Семейные праздники помогают сплотить семью, объединить усилия педагогов и родителей в воспитании детей здоровых и крепких духом, пропагандировать здоровый образ жизини....

    Сценарий семейного праздника в старшей группе: «ОСЕННИЕ СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ»

    Сценарий семейного праздника в старшей группе:«ОСЕННИЕ СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ» 1–й  ребенок: - Добрый вечер!               2–й  ребенок: - Здравствуйте!Воспитатель: - Мы рады видеть вас, потому что понимаем...

    Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

    Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

    Интеграция дошкольного и семейного воспитания в процессе работы семейного клуба «Друзья природы».

    В статье описывается работа семейного клуба "Друзья природы", раскрывается необходимость взаимодействия с семьями воспитанников для получения наилучшего результата процесса воспитания....

    «Семейные игры и забавы ради радости, а не славы» (соревнования семейных команд).

    Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенно...

    «Семейные игры и забавы ради радости, а не славы» (соревнования семейных команд).

    Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенно...