Статья. «Профессиональная компетентность воспитателей групп раннего возраста».
статья по теме

Устинова Наталья Николаевна

Профессиональная деятельность и компетентность  воспитателя является важным звеном в воспитательной системе дошкольника. И обусловлена она современной задачей, которую ставят перед дошкольным учреждением любого типа  государство и общество - всестороннее развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. «Профессиональная компетентность воспитателей групп раннего возраста».

Профессиональная деятельность и компетентность  воспитателя является важным звеном в воспитательной системе дошкольника. И обусловлена она современной задачей, которую ставят перед дошкольным учреждением любого типа  государство и общество - всестороннее развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. Теоретический анализ такого сложного и многомерного понятия как профессиональная компетентность педагога показал, что данная проблема активно изучается отечественными и зарубежными учеными. В научных и научно-методических исследованиях используются термины: «профессионализм» (Е.А. Жукова, Е.И. Рогов), «профессиональная компетентность» (Б.С. Гершунский, Т.В. Добудько, А.К. Маркова), «педагогическая компетентность» (Л.Н. Митина), «профессионально-педагогическая компетентность» (Т.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобельская). Анализ психолого-педагогической литературы показал, что актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция».

  1. Компетентность — уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе способах практической деятельности.

Иначе может характеризоваться как 1) углубленное знание предмета, 2) освоенное умение, 3) способность к актуальному выполнению деятельности.

  1. Компетенция — 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.
  2. Компетентность профессиональная— совокупность профессиональных знаний, умений, а также владение способами выполнения профессиональной деятельности.
  3. Компетенция профессиональная (от лат. competentia — принадлежность по праву) — круг вопросов, решение которых входит в обязанности специалиста.

 Таким образом, под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей.

Структура  и содержание профессиональной  компетентности воспитателя, включающая в себя следующие взаимосвязанные компетентности:

  1. специальную — владение  психолого-педагогическими знаниями и умениями;
  2. технологическую — владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области  педагогической деятельности; креативность;
  3. коммуникативную — установление правильных взаимоотношений с дошкольниками, которые содействовали бы наиболее эффективному решению задач развития и воспитания; проявлению уважительного, заинтересованного отношения к тем ценностям, которые составляют содержание позиции субъекта образовательного процесса; владение приемами профессионального общения с коллегами;
  4. рефлексивную — регулятор личностных достижений воспитателя, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетентность проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдению, самоанализу, критической самооценке), самопобуждению (самокритике, самостимулированию, самопринуждению и пр.), самореализации (самоорганизации, контролю и учету деятельности по самообразованию и т.д.

В связи с изменениями, произошедшими в нашей стране в начале 90-х годов, были сокращены группы раннего возраста, закрыты специализированные ясли. В результате  государственной политики, провозглашенной в начале 90-х годов и ориентированной на “глобальное семейное воспитание” детей от рождения до трёх лет, педагогическая система воспитания детей раннего возраста в нашей стране была отвергнута как лишняя и ненужная. Это привело к потере уникальных педагогических кадров, пополнить которые в настоящее время достаточно трудно. Это связано в первую очередь с тем, что система подготовки кадров для дошкольного образования не включает в себя подготовку педагогов для работы с детьми раннего возраста ни на уровне среднего профессионального образования, ни на уровне высшего образования. Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста сегодня  происходит в обстановке радикально меняющейся экономической и политической жизни России. В этой связи обновление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит по следующим линиям:

- обеспечение здорового образа жизни и гарантия здоровья ребенка раннего возраста на основе новейших технологий профилактической и практической медицины;

- обеспечение социального благополучия ребенка в семье и в детском учреждении;

- обеспечение психического здоровья и развития маленьких детей рациональной педагогикой, адекватной их возрасту и разработанной на основе новейших достижений науки.

Умения педагога раннего возраста:

  1. уметь ухаживать и обращаться с младенцем и ребенком раннего возраста;  
  2. уметь следить за поведением, эмоциональным состоянием и ходом развития ребенка; обеспечивать условия для выбора видов деятельности, материалов, игрушек;
  3. уметь вести оздоровительную работу и профилактику заболеваний;
  4. уметь согласовывать свою работу с медицинским персоналом, психологом, коллегами;
  5. уметь создать в группе уютную, приближенную к домашней обстановку, соблюдать санитарно-гигиенические требования;
  6. уметь поддерживать комфортный психологический климат для детей;
  7. уметь позитивно взаимодействовать с родителями.

Идеи взаимосвязи семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе “Концепции дошкольного воспитания”, “Положении о дошкольном образовательном учреждении”, “Законе РФ об образовании” и других. В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: “Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важно, чтобы сам процесс развития профессиональной компетентности педагогов учитывал возможности, потребности, интересы каждого воспитателя, а также уровень его образования и стаж работы. Таким  образом,  анализ  психолого-педагогических  исследований  раскрыл  понятие  «профессиональная компетентность»,   отразил  многообразие к  определению  готовности  педагога  осуществлять  профессиональную  деятельность,  показал  необходимость  создания  в ДОУ  специальных условий для его успешной реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Отчёт профессиональной деятельности воспитателя группы раннего возраста.

Отчёт  работы воспитателя группы раннего возраста в течении 2016 - 17 учебного года.В содержащейся работе излагается в доступной форме работа ,в течении года. с детьми раннего возраста.Материал п...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...