метод проектной деятельности
методическая разработка (старшая группа) по теме

теория и практический материал по созданию проектов в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Старший воспитатель МКДОУ детский сад №37 Коркинский муниципальный район

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГТ)– принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является  инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и  гармоничное его вхождение в социум.

Цель –  Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Внедряя этот принцип в нашем учреждении  мы используем один из эффективных средств обучения и воспитания -  метод проектной деятельности.

Метод основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию и развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками, т.к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.
В проекте открываются большие возможности в организации совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В работе над проектом используются различные методы – игровые, творческие, познавательные.
 Тематика и содержание проектов может быть разнообразным
Игровые:игра-путешествие в страну Здоровья
-сюжетно-ролевая игра «Строим центр здоровья»
Творческие:
- осенний (весенний, зимний) вернисаж
- настольный театр (придумывание сказки)
  изготовление персонажей, декораций
Познавательные:
- журнал «Почемучка»
- путешествие в царство Математики
- «Красная книга»
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев)
Работа над проектом включает составление плана действий
1.Определение проблемы и постановка цели
2.Сбор информации по проблеме  по трем направлениям:
  А) научно-энциклопедическое
  Б) методическое
  В) медицинское
3.Разработка содержания  воспитательно-образовательного процесса на основе тематики проекта (закрепление полученных знаний во время занятий, бесед, игровой деятельности).
4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды
5.Определение направлений поисковой и практической деятельности
6.Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности
7.Работа над частями проекта
8.Коллективная реализация проекта, его демонстрация
9.Обсуждение результатов и перспективы.

Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей
При разработке педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном эвристической (
творческое решение задач) и поисковой деятельности.
Работая над проектом  в книжном уголке можно поставить энциклопедии для детей нужной тематики. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры по теме проекта. Сюжетно-ролевые игры будут организовываться тоже по теме проекта.
К организации поисковой и творческой деятельности необходимо подключить родителей, если ребенок не справляется с выполнением задания.
Задания придумывает воспитатель, а родители с детьми выбирают.
Задание не должно быть слишком трудоемким и выполняться с «желанием и радостью».
Последний этап проекта – защита. Формы защиты проекта разнообразные. Это может быть итоговый праздник или развлечение, газета, выставка,  создание коллективного альбома, папки. При защите проекта должны быть продемонстрированы вклад ребенка, родителя, педагога.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Для усвоения понятий по теме проекта достаточно организовать совместную работу воспитателей, детей в процессе занятий, бесед, игровой деятельности.
А для формирования осознанного отношения к проблеме  необходима практическая деятельность детей, направленная на получение результатов.

                                 

                                           Проект "Питание и здоровье" .

Цель проекта - помочь детям узнать о влиянии правильного питания на здоровье, познакомить с витаминами и продуктами питания, в которых они содержатся. При этом использовалась заинтересованность каждого ребенка тематикой проекта, поддерживались его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Дети вводились в проблемную ситуацию, доступную для их понимания; у них создавалась игровая мотивация. Такая форма работы эффективна как в смысле укрепления, конкретизации знаний детей, так и в налаживании сотрудничества между педагогами и специалистами, поскольку занятия познавательного цикла служат хорошей предварительной работой для занятий продуктивными видами деятельности на здоровье. В результате познавательных занятий "Витаминный калейдоскоп", "Полезные продукты" дети узнали, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержатся во фруктах и овощах. Полученные знания были закреплены на занятии по изодеятельности "Рисование натюрморта" и в лепке овощей и фруктов из соленого теста. В ходе работы над проектом были организованы выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия" с привлечением родителей.

Заключительный этап работы над проектом - презентация, был проведен как развлечение для детей старших групп "Картошечка", оформление выставки фотографий и детских работ.

                                                               План - схема проекта "Питание и здоровье"

Название проекта, мероприятия

Вид проекта

Взаимодействие педагогов

Возраст детей

Продукт детской деятельности

Сроки реализации

"Питание и здоровье"

исследовательский

 

 

 

 

Познавательное занятие "Приготовление салата"

 

Воспитатель  

5-6 лет

Кулинарный класс - приготовление осеннего салата.

26.10.2004

Познавательное занятие "Витаминный калейдоскоп"

 

Воспитатель  

5-6 лет

 

26.10.2012

Дидактические игры (пособие "Играйка" Нищеева Н.В.)

"Вершки- корешки", " В огороде у козы Лизы", "Веселый повар"

Педагоги на группах

5-6 лет

 

Сентябрь- октябрь в свободное время

Кроссворд к теме "Питание"

 

 

5-6 лет

 

Октябрь

Занятие по изодеятельности "Рисование натюрморта"

 

воспитатель

5-6 лет

Детские рисунки, коллективная работа

28.10.2012

Лепка овощей и фруктов из соленого теста

 

воспитатель

5-6 лет

Использование поделок для сюжетно-ролевой игры в "Магазин"

25.10.2012

Оформление ширмы - передвижки "Азбука здоровья", "Как ты ешь"

 

 воспитатель

 

 

октябрь

Выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия"

 

Родители детей старших групп

5-6 лет

Поделки для уголка природы

октябрь

Развлечение "Картошечка"

 

Муз. рук.

5-6 лет

 

29.10.2012

                                                           

                                                                          Проект " Питание и здоровье "

Конспект познавательного занятия с детьми: Приготовление салата " Осенняя мозаика"

Программное содержание: закреплять понятия "овощи", "фрукты", учить резать овощи, развивая при этом мелкую моторику рук; дать возможность детям побыть в роли взрослого.

Словарь: салатница.

Продукты: помидор, огурец, лук, петрушка, яблоко, груша, соль, масло растительное.

Оборудование: разделочные доски, ножи, салатница, подносы для обрезков, фартуки, платочки, таз с водой; игрушка - домовенок Кузя; картины: сад, огород; раздаточные картины: овощи, фрукты.

Ход занятия

1. Дети сидят полукругом на стульчиках.

Дети, какое сейчас время года? Да, за окном - осень!

Что люди делают осенью? (собирают урожай).

Какой урожай собирают люди? (овощи, фрукты).

Где растут фрукты? (в саду).

Где растут овощи? (на грядке, в огороде).

Чем полезны для человека овощи и фрукты? (они богаты витаминами).
Правильно ребята, в овощах и фруктах много витаминов, которые полезны для человека.

2. Игра " Что, где растет?"
На столах лежат картины, на которых изображены сад и огород. У детей на столе разложены предметные картинки с овощами и фруктами. Дети классифицируют их по группам, что растет в саду, что на огороде.

3. Входит в гости домовенок Кузя с корзиной. В корзине находятся овощи и фрукты.

Здравствуйте, ребята! О чем это вы здесь говорите? Я вот тоже собирал урожай. Целую корзину набрал, ух, какая тяжелая!

Давай посмотрим, что у тебя в корзине? (Смотрят, достают овощи и фрукты по очереди).

Дети рассказывают стихи об овощах и фруктах:

И зелен, и густ
На грядке вырос куст,
Не укроп и не лаврушка,
А душистая петрушка.

 

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огурчик
Вам понравится, конечно.
На зубах хрустит, хрустит…
Я могу вас угостить!

Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали, Я ваш друг.
Я - обыкновенный лук.

 

Как на вашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да круглые,
Вот такие крупные,
Летом зеленеют, осенью краснеют. (помидоры).

Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

 

 

Домовенок Кузя хвалит детей за стихи.

Ребята, что можно приготовить из овощей и фруктов? (ответы детей).

Но, чтобы приготовить салат, нужно знать, что делать, как и в какой последовательности:

Чтобы приготовить какое-то блюдо, нужно тщательно вымыть руки с мылом;

Надеть фартуки и платочки;

Рассмотреть технологическую карту приготовления салата:

моем овощи, фрукты.

режем их на разделочной доске.

складываем кусочки в салатницу.

солим.

маслим.

блюдо готово.

А теперь начитаем готовить салат. В процессе уточняем правила пользования ножом.

Дети делают, воспитатель рассказывает:

Ребята, как сказать правильно томат или помидор?
Помидор - это вот помидор, а томат - то, что в банке.
Томат - это плод, который в народе называют помидором. Все ученые люди называют помидор - томатом. Давным-давно томаты вообще не употребляли в пищу. Из-за их красной окраски (а они бывают красные, желтые, розовые и даже ярко оранжевые) люди думали, что они ядовитые. Потом их стали выращивать на окне, как цветок. И только потом люди догадались, что их можно есть.

Ребята, где могут расти огурцы? (на грядке, в огороде).
В Индии огурцы растут прямо в лесу, обвивая деревья, как лианы. Они вырастают огромные, с целый метр длиной. Один огурец возьмешь, и на всю зиму хватит.
Вот и готов салат.

Какое название можно ему придумать? ("витаминный", "осенний", "листопад".).

В конце дети угощаются, пробуют приготовленный салат.

Проект  «Общество рыцарей и принцесс» (стратегия развития: игра)

Цель проекта:

 учить детей общаться и строить отношения в обществе, основываясь на нормы и правила этикета.

Задачи:

1)   Обогатить   и   расширить   знание   детей   об   этикете   (социальная компетентность).

2)  Сформировать положительное отношение к правилам этикета.

3)  Развивать способность использовать в жизни усвоенные  правила этикета    (социальное    экспериментирование);    способствовать    развитию женственности у девочек и мужественности у мальчиков.

Принципы:

Проект ориентирован на личностную модель воспитания и базируется на следующих принципах:

1.   Безоценочное позитивное принятие ребенка.

2.   Игровой   принцип   (соответствует   возрастным психологическим  особенностям детей).

3.   Ролевой  принцип (собеседники должны  сознавать  свои  ролевые позиции).

4.   Воспитание детей радостью собственных успехов.

В детском саду вводится  традиция посвящения мальчиков в рыцари, а девочек — в принцессы. Разрабатывается  проект «Общество рыцарей и принцесс» для старшей и подготовительной групп. Активное участие в этом проекте принимают родители. На специальном стенде для пап и мам размещается самая разная информация по теме, например: «Наши традиции», «Устав общества», «Правила поведения рыцарей и принцесс», герб и флаг общества. Ей посвящаются родительские собрания, консультации, совместные вечера развлечений: «Путешествие в сказочный город», «Вступаем в общество рыцарей», «Вступаем в общество принцесс», «На балу у Золушки», «Рыцарские турниры». Издается рукописный журнал для родителей. Папы, мамы, бабушки и дедушки с удовольствием изготавливают рыцарские доспехи, шьют бальные платья.

Традиции группы

Посвящение в рыцари.

Коронация принцесс.

Заседание рыцарей «круглого стола».

Поздравление с праздниками и днем рождения детей и родителей.

Выполнение поручений в детском саду и дома.

Проведение рыцарских шахматных боев.

Ежегодный праздник «На балу у Золушки»

Что должны знать и уметь рыцари и принцессы

Как себя вести

  1. Знать нормы и правила общения и поведения дома и в общественных местах.
  2. Понимать, что грубое, конфликтное общение и поведение ни к чему хорошему не приводят.
  3. Усвоить речевой этикет — правила речевого поведения (приветствие, выражение благодарности, извинение, просьба, вступление в разговор, прощание, обращение к собеседнику, общение по телефону).
  4. Научиться культурно общаться, разговаривать с людьми.
  5. Знать нравственные нормы поведения и понимать необходимость их соблюдения в повседневной жизни.
  6. Знать основные правила этикета и понимать необходимость их выполнения в различных ситуациях.
  7. Бережно, заботливо, внимательно относиться к другим людям, к родным и близким.
  8. Доброжелательно относиться к собеседнику, уважать его мнение, стремиться позитивно выражать свою позицию. 

• Внимательно, уважительно относиться к пожилым людям, к людям с ограниченными возможностями и маленьким детям, уметь сочувствовать и сострадать им.

•  Понимать ценность сотрудничества с другими людьми, потребность людей в общении.

•  Стараться понимать сверстников  и  взрослых, оказывать посильную   помощь   друг   другу, взрослым, пожилым людям и маленьким детям.

• Толерантно относиться к людям другой расовой  и национальной принадлежности, с другими взглядами.

Усвоить правила поведения будущим принцессам и рыцарям помогает фея Вежливости, которая часто приходит к ним в группу. Она поет им «волшебные песни», дарит новые вежливые слова, рассказывает о том, как стать принцессами и рыцарями, передает девочкам правила поведения Золушки и т. п.

Как ведут себя настоящие принцессы

  1. Никогда не грубят, не кричат, разговаривают со всеми спокойным и вежливым тоном.
  2.  Заметив какой-то непорядок, устраняют его, не ожидая, когда их об этом попросят.
  3.  Проявляют заботу о малышах, помогают взрослым.
  4. Умеют слушать, не перебивая собеседника.
  5. Учатся красиво ходить и танцевать.
  6. Умеют правильно пользоваться столовыми приборами.
  7. Чтобы стать настоящей принцессой, девочки доказывают, что они соответствуют всем правилам поведения, которые подарила им Золушка: готовят салаты, убирают, читают стихи о вежливости, решают различные проблемные ситуации.

Как ведут себя настоящие рыцари

  1. Говорят комплименты девочкам и женщинам.
  2. Говорят только правду.
  3. Умеют признавать и исправлять свои оплошности.
  4. Не дают сдачи, а решают проблему словами.
  5. Всегда благодарят за помощь с улыбкой на лице.

Проект реализовывается на ежедневных занятиях, в разных видах деятельности. (Дети наводят порядок в игровом уголке, ухаживают за растениями, ведут себя вежливо и выдержанно по отношению к друг другу и ко взрослым, совершают добрые поступки. Все их шаги и достижения на пути посвящения в рыцари и принцессы вознаграждаются специальными фишками: «за трудолюбие», «за скромность», «за честность», «за благородный поступок», «за предупредительность» и т. д. Эти фишки каждый ребенок помещает в прозрачный кармашек под своей фотографией. В приемной для родителей вывешивается экран «Наши достижения», на котором тоже указывается количество заработанных ребенком фишек. В конце недели воспитатель и дети подсчитывали общее количество фишек у каждого ребенка, определяет победителей и вручает им призы (наклейки, витамины, поделки и т. д.). К фотографии «принцессы», которая получила больше всех красных фишек («за доброту»), прикреплялось блестящее сердечко «с искорками доброты».

Мальчики могут быть разделены на команды «Рыцарей зоркого глаза» и «Рыцарей меткой руки». В конце недели все «рыцари» садятся за «круглый стол». Каждая команда подсчитывала общее количество фишек. Команде-победителю (заработавшей большее число фишек) вручался «орден», который вешается на копье в уголке «Достижения рыцарей и принцесс». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательного прцесса методом проектной деятельности

В статье отражены основные концептуальные особеннсти метода проектов в дошкольном учреждении. Разработан план в соответствии с ФГТ....

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Метод проектной деятельности в ДОУ

Данный материал поможет в максимально доступной форме познакомиться педагогам с теоретическими основами метода проектной деятельности в ДОУ...

Методическая разработка для воспитателей по методу проектной деятельности

В данной разработке определены теаретические основания составления педагогического проекта, представлена примерная структура проекта и разработан шаблон  представления педагогического проекта....