Главные вкладки

    картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
    материал (старшая группа) по теме

    Герасимова Галина Анатольевна

    В картотеке собраны игры на развитие следующих разделов зрительного восприятия: на ориентировку в пространстве, на восприятие сенсорных эталонов, на формирование предметных представлений и т. д.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

    Зрительное восприятие.      Дидактические  игры.

    Сенсорные          эталоны

    1

    Д/и «Назови форму предмета»

    Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

    Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.


    Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.

    Зрительное  восприятие.    Дидактические игры

    Сенсорные         эталоны.

    2

    Д/и «Назови величину»

    Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

    Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и  короткий.

    В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись,всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка и называют величину предметов.

            

    Зрительное восприятие.         Дидактические игры.

    Сенсорные эталоны

    3

    Д/и «Кто больше запомнит».

    Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в

    окружающем пространстве  цвет, форму, величину пре-

    дметов, развивать зрительное внимание, память.

    Ход игры: В игре принимают участие несколько детей.

    Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

            

    Зрительное восприятие              

    Дидактические игры

    Сенсорные

    эталоны

    4

    Д/и «Коробочки».

    Цели: развивать умение зрительно соотносить предме-

    ты по цвету, развивать цветоразличение, внимание.

    Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мел-

    кие игрушки четырех основных цветов. Педагог пока-

    зывает  4 коробочки. На дне каждой есть кружок опре-

    деленного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог откры-

    вает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса

    и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.

    Зрительное восприятие              

    Дидактические игры

    Сенсорные

    эталоны

    5

    Д/и «Раз, два, три- назови»

    Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентиро-

    вку в микропространстве.

    Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три.

    Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объе-

    мную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

    Зрительное восприятие

     Дидактические игры            

    Сенсорные

    эталоны

    6

    Д/и «Подбери предмет по цвету»

    Цели: закреплять умение соотносить цвет-как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.

    Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета.( в зависимости от возраста). В середине карты –стрелка.

    Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок  укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо поло-

                 

    продолжение

    6

    жить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Услож-нение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Сенсорные

    эталоны

    7

    Д/и «Подбери предмет по форме».

    Цель: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание.

    Те же самые правила, что и в игре «Подбери предмет по цвету». Та же самая стрелочка, те же самые слова, только вместо слова «цвет» говорим слово «форма».

    На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы.

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Сенсорные

    эталоны

    8

    Д/и «Разложи как я скажу»

    Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

    Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их назва-

    ния. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности , по счету( выложить так, чтобы второй была трапеция, чет-

    вертым- ромб и т. д.).

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Ориентировка

    9

    Д/и «Что в левой, что в правой руке».

    Цель: закреплять ориентировку по направдениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.

    Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева- оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.

            

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Ориентировка

    10

    Д/и « Зайка в гости прискакал».

    Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микропространстве.

    Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами  игрушки. Слова: «Зай-

    Ка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Дети должнназвать, как поменял прдметы зайка.

    Усложнение: предметы можно заменить на геом. фигуры, на цветные карточки и т. д.

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Ориентировка

    11

    Д/и «Кто куда убежал?»

    Цель: развивать ориентировку на листе бумаги, зритель

    ное внимание, зрит. память.

    Ход игры: Дети играют парами. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги и 7 разных геометричес-

    ких фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигна-

    лу играющие  раскладывают фигуры по всему листу, в центре, в правом верхнем углу, в нижнем левом и т. д. Затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: У меня квадрат находится в верхнем правом углу, а у тебя? Прямоугольник у меня наверху между квадратом и треугольником, а у тебя?   И т. д. Дети поочередно

            

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Ориентировка

    продолжение

    11

    задают  друг другу вопросы. Усложнение: один ребенок закрывает глаза, а в это время другой меняет положение фигур на листе. Открыв глаза, ребенок рассказывает об изменениях.

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Ориентировка

    12

    Д/и «Раз, два, три-как ты шел- назови».

    Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).

    Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет,но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.

    Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.

            

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Ориентировка

    13

    Д/и «Муха».

    Цель: Развивать умение  ориентироваться на плоскости по клеткам, октивизировать слуховое внимание, зрит.

    внимание, различать цвета, оттенки.

    Ход игры: игровое поле 5 на 5 клеток. Они окрашены через одну (или оттенки или цвета, в зависимости от поставленной цели). Можно еще геом. фигуры разного цвета. Центральная клетка занята фишкой- мухой. Игровая ситуация: Сидела муха в своем домике, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-4 раза. Влево, вправо, наискосок вниз  

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Ориентировка

    продолжение

    13

    Д/и «Муха».

    и т. д. Между какими клетками  оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу и т. д. Усложнение: можно предложить играть не передвигая муху по индивидуальному полю, а следить глазами путь мухи по демонстрационному полю. Пособия: одно поле демонстрационное, 4- маленьких индивидуальных, 4 фишки.

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Ориентировка

    14

    Д/и «Двенадцать месяцев».

    Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание.

    Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц- как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц- как тебя зовут?» «Шестой месяц-а тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку- на обратной стороне написать первую букву месяца.

    8

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Предметные

    представления

    15

    Д/и «Найди больше».

    Цель: развивать умение ориентироваться в расположе-

    нии частей предметов, развивать зрительное вниман-е.

    Ход игры: перед детьми раскладываются предметные картинки- можно до 20 и больше. Играют двое, трое детей. Ведущий говорит: «Сейчас я сосчитаю до 10, а вы за это время должны выбрать и взять себе картинки с предметами, у которых есть ручки». Ведущий читает до 10, а дети выбирают картинки. Кто выбрал больше всех-выиграл. Теперь нужно назвать положение ручки на предмете. Например: у чашки ручка сбоку. У зонтика внизу и т. д Вопросы к картинка: 1. У кого.

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    продолжение

    15

    Д/и «Найди больше»

    Или у чего есть ножки? 2. У кого или у чего есть иголки? Задание: выберите картинки с предметами, у которых ручки сбоку, сверху,снизу. Ручки- мебель, инструменты, электроприборы, зонтик, сумка. Ножки: растения, мебель, животные, игрушки. Иголки: люди, животные, инструменты:  

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Предметные

    представления

    16

    Д/и «Что пропало?»

    Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память, предметные представления.

    Ход игры: На подставке стоят предметы по любой теме: овощи, животные, посуда и т. д.  Или на фланелеграфе картинки или силуэты, геометрические фигуры. Для малышей педагог показывает зайчика и говорит, что он хочет поиграть с детьми. Но сначала надо запомнить картинки или предметы. Дети запоминают, бегают, прыгают вместе с зайчиком. Педагог произносит слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. А когда он ускакал, что-то он с собою взял».

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Предметность

    восприятия

    17

    Д/и «Угадай-ка».

    Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.

    Ход игры: дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д. ) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схе-

    матично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешива-

            

    Зрительное восприятие

    Дидактические игры

    Предметность

    восприятия

    17

    Д/и «Угадай-ка». продолжение

    ются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок-отгадай» Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра для развития зрительного восприятия "Что за птица"

    Карточки с изображением птиц (цветные и в "тумане"). Закрывается цветная карточка, отгадывается вторая. Проверяется открытием цветной....

    Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.

    Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость разви...

    Дидактические игры на развитие зрительного восприятия

    Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темнотезнакомить детей с цветом, учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинак...

    Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

    Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений ...

    Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

    Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия...