Материалы психолого педагогической практики "Познание ребёнка" (младший возраст)
методическая разработка (младшая группа) на тему

Чернышева Анна Валериевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie_rebenka.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Северный педагогический колледж

ДНЕВНИК  ПРАКТИКИ

Психолого-педагогическая характеристика

«Познание ребёнка»

                                                                                 

Составитель:

Чернышева Анна Валериевна

Серов 2010

Содержание

Цель и задачи практики        3

Дневник практики         4

1. План воспитательной работы по темам практики        4

2. Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка        6

3. Формирование у детей раннего возраста первоначальных привычек к здоровому образу жизни        17

4. Воспитание  сенсорной культуры ребенка        26

5. Особенности обучения детей раннего возраста        36

6. Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей раннего возраста        46

Рефлексия практики         55

Список литературы        56

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми, овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего возраста.

Задачи практики:

1.Формирование у студентов системы профессиональных умений, необходимых для работы воспитателя в группах раннего возраста.

2.Ознакомление студентов с особенностями организации педагогического процесса и спецификой труда воспитателя в группах раннего возраста.

3.Овладение навыками личностно-ориентированного общения с детьми раннего возраста.

4.Овладение основными методическими подходами в воспитании детей раннего возраста.

5.Овладение элементами диагностической деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка раннего возраста.

6.Формирование культуры педагогической деятельности.

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

1.ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ ПРАКТИКИ

1ая неделя

№ пп

Дата

Мероприятие

Отметка о выполнении

1

Знакомство с педколлективом. Экскурсия по детскому саду.  Участие в оперативном совещании педагогов.

Изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста. Проведение хронометража рабочего времени педагога и помощника воспитателя.

Знакомство с детьми. Проведение игр-занятий.

Выбор ребенка для наблюдения и составления карты нервно-психического развития.

2

Знакомство с построением развивающей среды в группах раннего возраста.

3

Оценка условий для предметной,  ориентировочно-познавательной, двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, художественно-речевой деятельности в группе.

Анализ предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

4

Самостоятельное проведение режимных процессов.

Оценка уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у 2-х детей.

Разработка плана дальнейшей работы с этими 2-мя детьми.

5

Установление особенностей физического развития детей раннего возраста: изучение «Истории развития ребенка», беседы с воспитателем, медицинским работником, наблюдения за детьми.

2ая неделя

6

Анализ утренней гимнастики, занятий по развитию движений, подвижных игр

7

Проведение утренней гимнастики и физкультурного занятия.

8

Проведение подвижных игр в помещении.

Определение уровня развития сенсорных способностей детей.

9

Проведение подвижных игр на прогулке.

Проведение занятия по сенсорному воспитанию  и его самоанализ.

10

Проведение занятия по познавательному развитию детей и его самоанализ.

Проведение подвижных игр в помещении.

3ая неделя

11

Проведение занятия по конструированию и его самоанализ.

Проведение подвижных игр на прогулке.

12

Выявление педагогических условий для разных видов самостоятельной деятельности детей младшей группы.

13

Диагностика 1 ребенка.

Показ детям игр-инсценировок «Купание Мишки», «Угощение», руководство сюжетно-ролевой игрой детей.

14

Диагностика 1 ребенка. Составление карты нервно-психического развития ребенка.

15

Беседа с заведующей д/с и старшим воспитателем по итогам практики. Оформление необходимых для отчета по практике документов.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА, ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА

Задание 1. Изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста. Цель: познакомиться со спецификой деятельности воспитателя в группах раннего возраста.

Метод: наблюдение за работой воспитателя и помощника воспитателя, распределением обязанностей между ними.

Время

Режимные процессы

Деятельность воспитателя

Деятельность помощника воспитателя

Деятельность детей

Замечания, предложе-ния

7.00 – 8.00

Прием детей.

Общение с родителями. Находит индивиду-альные занятия, игры для детей.

Помогает детям раздеться. Следит за игрой и общением детей.

Играют, общаются.

Замеча-ний нет

8.00 – 8.20

Утренняягимнастика.

Проводит гимнастику.

Помогает детям  пра-вильно выполнять упражне-ния.

Выполняют упражнения гимнастики.

Исполь-зовать музыку.

08.20 - 08.55

Подго-товка к завтраку, завтрак

Помогает детям мыть руки. Помогает кушать.

Помогает накрывать на столы. Рассажива-ет детей. Помогает кушать.

Моют руки. Садятся за столы. Завтракают.

Замеча-ний нет

08.55 - 09.20

Игры, подго-товка к занятиям

Наблюдает за играми детей, помогает играть.

Готовит материал к занятию.

Играют.

Больше исполь-зовать индив.

подход

09.20 - 10.00

Занятие (по плану)

Проводит занятие.

Помогает детям.

Выполняют задания.

Замеча-ний нет

10.00 - 10.20

Подго-товка к прогулке

Помогает детям.

Прибирает комнату после занятия.

Собираются на прогулку.

Замеча-ний нет

10.20 - 12.00

Прогулка

Организует деятель-ность детей (игры, наблюде-ния).

Помогает детям играть, наблюдать, следит за поведением детей.

Играют, наблюдают.

Побольше подвиж-ных игр.

12.00 - 12.20

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

Помогает детям раздеться.

Помогает мыть руки, садиться за столы.

Раздеваются, моют руки, рассажива-юся за столы.

Замеча-ний нет

12.20 - 13.00

Обед

Следит за поведением детей. Помогает кушать.

Помогает кушать.

Обедают.

Замеча-ний нет

13.00 - 15.10

Сон

Помогает детям раздеться. Укладывает спать.

Готовится к занятиям на завтра.

Помогает детям раздеться. Укладывает спать.

Следит за сном детей.

Спят.

Замеча-ний нет

15.40 - 16.00

Подъем, воздуш-ные, водные процеду-ры, подго-товка к полднику

Проводит воздуш-ные, водные процедуры.

Помогает подготовиться к полднику.

Помогает детям одеться, принять воздуш-ные, водные процедуры.

Встают, одеваются, принимаю воздуш-ные, водные процедуры.

Замеча-ний нет

16.00 - 16.30

Полдник

Следит за поведением детей.

Накрывает столы на полдник.

Прибирает-ся после полдника.

Полдни-чают.

Замеча-ний нет

16.30 - 17.00

Игры, самосто-ятельная деятель-ность

Организует игры детей (индивиду-альные, групповые, коллектив-ные). Руководит играми и деятель-ностью детей.

Помогает детям играть. Принимает в них активное участие.

Играют, развлекаются.

Замеча-ний нет

17.00 - 17.20

Подготовка к прогулке

Помогает детям.

Прибирает комнату после игр.

Собираются на прогулку или продолжа-ют играть.

Замеча-ний нет

17.20 – 18-00

Прогулка или продолжение самостоятельной деятель-ности

Следит за тем, кто забрал ребенка. Беседует с родителями.

Следит за детьми, организует игры.

Гуляют, играют, развлека-ются.

Замеча-ний нет

Вывод: согласно данным этой таблицы, воспитатель и помощник воспитателя в течение дня рационально распределяют свое рабочее время и обязанности на основе режима дня детей раннего возраста, выполняя при этом разные виды своих должностных обязанностей. Специфика деятельности – постоянная помощь детям и наблюдения за их деятельностью, организация игры как ведущей деятельности детей раннего возраста. Наблюдение за общением воспитателя с детьми показало, что воспитатель, организуя личностно-ориентированное общение с ребенком, использует разные приемы: беседу, объяснение, рассказ, показ, поощрение, внушение, порицание.

Для установления контакта с детьми я постоянно с ними общалась, помогала воспитателю, детям. В первый день провела игры-занятия «Встреча куклы Оксаны», «Куклы Оксана и Катя пьют чай», «У кукол новоселье. Постройка комнаты и мебели» (на занятии по конструированию), «Оксаночка проснулась», «Покатаем кукол на машине», «Приготовим куклам обед», «Куклы собираются на прогулку», «Оксана идет в детский сад» и др. Все это помогло установить контакт с детьми, запомнить их имена, приобрести авторитет у детей.

Для наблюдения и составления карты нервно-психического развития была выбрана девочка Аня К., возраст 2 года 2 мес..

Задание 2. Знакомство с построением развивающей среды в группах раннего возраста. Цель: Изучить особенности организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста, обеспечивающей психологический комфорт ребенку  и воспитателю.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Знакомство с помещением группы, расположением комнат, их оборудованием.

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

Вывод. Интерьер группы (светло-розовый цвет стен, необходимая мебель светлых тонов) соответствует эстетическим и гигиеническим требованиям. Мебель, предметно-игровая и развивающая среда соответствует психофизиологическим особенностям детей данного возраста.  Оформление – приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика).  Предметно-игровая среда - разнообразная, многофункциональная и вариативная.

Оценка условий для предметной,  ориентировочно-познавательной, двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, художественно-речевой деятельности в группе.

Вид деятельности

Игрушки, пособия

Кол-во

Анализ (соответствие требованиям)

Предметная

Дидактические предметно-тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки, вкладыши разной формы и т.д.

10-20

Новые, яркие, соответствуют требованиям.

Ориентировочно-познавательная

- дидактические игры: лото, домино, мозаика, кубики с разрезными картинками

-напольные дидактические игрушки: черепаха, краб и т.д.;

-развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики рук, различные паззлы;

-игровые пособия, развивающие моторику, сенсорику, речевые и мыслительные способ-ности детей в игровой деятельности;

-логические блоки Дьенеша.

Соответствуют требованиям.

Двигательная

каталки, качалки, мячи

2-3

Соответствуют требованиям.

Игровая

- заводные и обычные природно- и предметно-тематические игрушки: зайки, уточки и т.д. из различных материалов (животные, куклы), размера, профессии;

-транспортные тематические игрушки (грузовые, легковые, автобусы, самолеты, теплоходы, лодки);

-наборы крупногабаритной, соразмерной росту ребенка комнатной и кухонной мебели, бытовые приборы, наборы посуды, предметы домашнего обихода;

-«Уголки нарядов» (с юбками, накидками, костюмами, бусы, шляпки, веночки и т.д.);

-театральный уголок (с перчаточным и пальчиковым театром), шапочки-маски, фланелеграф, магнитная доска, настольный театр игрушек, плоскостных фигур;

-игрушки-забавы и развлечения, народные игрушки (дергунчики, петушки, шарманки, неваляшки (со звуковыми и цветовыми эффектами).

3-5 одного наименования

Соответствуют требованиям.

Изобразительная

карандаши, кисти, краски, гуашь, листы бумаги, раскраски

15-20

Соответствуют требованиям.

Конструктивная

-разнообразные строительные материалы (деревянные, пластмассовые, мелкого, среднего, крупного размера);

- Лего;

2-3

Соответствуют требованиям.

Художественно-речевая

книги, иллюстрации

10-20

Соответствуют требованиям.

Анализ предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. Игровое пространство  соответствует потребностям детей в социальном развитии: 1)есть предметная сфера не только для сюжетно-ролевых игр, но и для театрализованных, конструирования, художественного творчества и т.д.; 2) предметно-развивающая среда обеспечена по возможности максимально разнообразными учебными и дидактическими пособиями. Осуществлен правильный подбор игрушек для детей раннего возраста, что очень важно, так как ребенок проходит большой путь в психическом и физическом развитии, овладевает речью, осваивает сенсорные эталоны, элементарные умственные действия, начинает познавать мир. По количеству игрушки приобретены с учетом состава детей в группе, но не менее 2-3 игр/игрушек одного наименования на группу.  Для развития познавательно-практической и предметной деятельности имеются игрушки и дидактические пособия, позволяющие развивать у детей сенсорные способности. Игрушки и оборудование изготовлены из разных материалов (материя, пластик, резина, дерево), разной величины, разного назначения и с разными свойствами (заводные, с подвижными деталями, электрифицированные). В группах есть условия для познавательно-практической деятельности – место для исследования природного материала (песок, вода, глина, камешки, шишки, различных видов бумага),  пространство, где дети удовлетворяют свою потребность в движениях. Подбор игрушек  соответствует возможностям ребенка в этот период. Пространство игровой комнаты организовано таким образом, что оно позволяет детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Таким образом, предметно-пространственная среда соответствует интересам детей раннего возраста, их психологическому здоровью; в ней реализуются принципы построения предметно-развивающей среды.

Предложения и рекомендации по усовершенствованию предметно-пространственной среды в группе:

- среди игровой атрибутики необходимо отвести место для детских поделок, используемых в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре;

- целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

Задание 3. Самостоятельное проведение режимных процессов (утренний прием; умывание; прием пищи; одевание-раздевание;  прогулка; укладывание спать). Цель: формирование умений по воспитанию гигиенических навыков, самостоятельности, общения с детьми раннего возраста.

Оценка уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у 2-х детей

Вова Н.

- утренний прием – капризничает, не хочет расставаться с мамой;

- умывание – требуется помощь взрослого;

- прием пищи – требуется помощь взрослого;

- одевание-раздевание – требуется помощь взрослого;  

- прогулка – гуляет с удовольствием, иногда вступает в конфликты с другими детьми из-за ролей в игре (хочет быть ведущим);

- укладывание спать – требуется помощь взрослого.

Вывод: низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.

Даша П.

- утренний прием – остается спокойно, идет играть самостоятельно или с другими детьми;

- умывание – самостоятельна;

- прием пищи – самостоятельна;

- одевание-раздевание – требуется помощь взрослого;  

- прогулка – гуляет с удовольствием, дружно играет с другими детьми;

- укладывание спать – требуется помощь взрослого.

Вывод: средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков

План дальнейшей работы с детьми

Вова Н.

1.Провести беседу с родителями, чтобы они настраивали сына на посещение детского сада.

2.При утреннем приеме предложить игру в конструктор (это любимая игра ребенка).

3.Провести беседу с родителями о необходимости воспитания самостоятельности при умывании, приеме пищи, одевании-раздевании, укладывании спать.

4.Свести до минимума помощь взрослого при умывании, приеме пищи, одевании-раздевании, укладывании спать, указывать на других детей (более самостоятельных) как пример для подражания.

5.Давать разные рои в сюжетно-ролевых играх.

Даша П.

3.Провести беседу с родителями о необходимости воспитания самостоятельности при одевании-раздевании, укладывании спать.

4.Свести до минимума помощь взрослого при одевании-раздевании, укладывании спать, указывать на других детей (более самостоятельных) как пример для подражания.

3. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРИВЫЧЕК К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Задание 4. Изучение уровня физического развития детей раннего возраста. Цель: выявить особенности физического развития детей раннего возраста.

Особенности физического развития детей раннего возраста

Имя ребенка

Группа здоровья

Физическое развитие

Характер сна

Темп игр и выполнения физических упражнений

Актив-ность

ЗД

ЧБ

ЭБ

Гармонич

Отклон.

1.Аня

+

+

спокой-ный

норма

норма

2.Вова

+

+

спокой-ный

норма

норма

3.Даша

+

+

спокой-ный

быстрый

повыш.

4.Денис

+

наруш. стопы

беспо-койный

замедлен

заниж.

5.Дима

+

наруше-ние осанки

беспо-койный

замедлен

заниж.

6.Егор

+

+

спокой-ный

норма

норма

7.Иван

+

+

спокой-ный

норма

норма

8.Ирина

+

+

спокой-ный

норма

норма

9.Ксения

+

наруше-ние осанки

спокой-ный

норма

норма

10.Маша

+

+

спокой-ный

быстрый

повыш.

11.Миша

+

наруше-ние осанки

беспо-койный

замедлен

заниж.

12.Настя

+

+

спо-койный

норма

норма

13.Оля

+

спокой-ный

норма

норма

14.Римма

+

наруше-ние осанки

бесспо-койный

замедлен

заниж.

Примечание. ЗД – здоровые дети, ни разу не болевшие в течение года. ЧБ – часто болеющие (более 4 раз в году).  ЭБ – эпизодически болеющие (1-3- раза в год)

Вывод. На основе изучения «Истории развития ребенка», беседы с воспитателем, медицинским работником, наблюдений за детьми, определено, что в группе: 1)физическое развитие соответствует возрасту у всех детей; 2)опережающих развитие – нет детей; 3) имеющих какие-либо отклонения в темпе физического развития – нет детей.

Задание 5. Знакомство с проведением утренней гимнастики, занятий по развитию движений (групповых и индивидуальных), подвижных игр. Цель:  формировать умения педагогического анализа.

Задание 6. Самостоятельное проведение утренней гимнастики, подвижных игр и занятия по развитию движений. Цель: овладение спецификой проведения игр, занятий по развитию движений в группах раннего возраста.

Комплекс зарядки «Весёлые медвежата» и план ее проведения

для детей младшей группы

Программные задачи: упражнять детей в ходьбе и беге на носках, закреплять двигательные навыки, развивать физические качества и способности; дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день, помочь сбросить негативные эмоции.

Ход зарядки

1.Ходьба.

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес!

Мы идём гулять сейчас

И зовём с собою вас!

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

Вот так, вот так, шагают наши ножки.

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зелёным лугом.

2.Бег. Ходьба на носках

Мостик в стороны качался

А под ним ручей смеялся,

На носочках мы пойдём,

На тот берег попадём.

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили.

3.Прыжки

Зайчик быстрый скачет в поле

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – ребятишки

Инструктор: Дети, мы пришли в лес на красивую полянку, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать по стихотворению.

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге,

И всю зиму на пролёт

Снится мне душистый мёд.

Страшно я могу реветь.

Кто же я, скажи… (медведь)

Инструктор:

Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат.

Раз, два, три, мы закружились

В медвежат мы превратились.

Сейчас медвежатки сделают зарядку.

4.ОРУ (без предметов)

Потягивание:

Утром мишенька проснулся

Мишка к солнцу потянулся.

Вот так, вот так,

Мишка к солнцу потянулся.

Повороты:

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили.

Вот так, вот так.

Головой своей крутили.

Наклоны:

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Приседания:

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

Прыжки:

Мишкам весело играть.

Мишкам хочется скакать.

Раз, два; раз, два,

Вот и кончилась игра.

Инструктор:

Стоп! Закончилась зарядка.

Вдох и выдох для порядка.

До свиданья, добрый лес!

Полный сказок и чудес!

Раз, два, три – мы закружились

И в ребяток превратились.

План-конспект физкультурного занятия

Тема «В гости к кукле Кате».

Цели и задачи:

Формировать умение прыгать на двух ногах.

Упражнять детей в ходьбе в прямом направлении, перешагивать через мешочки с песком ("камушки"); ползать на четвереньках, подползать под дугу; упражнять в умении взойти на ящик и сойти с него.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Помочь вызвать эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.

Материал и оборудование: кукла, маленький стульчик, "камушки" (мешочки с песком размером 20 на 12 см), ковровая дорожка шириной 20 см, дуга, ящик высотой 15 см, таз с водой комнатной температуры, вертикальные ёлочки высотой 50 см, грибочки маленькие деревянные, корзинка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите! К нам в гости пришла кукла Катя! Вон там она сидит! Пойдёмте к ней по дорожке. Перешагивайте через "камушки" (если кто-то из детей не идёт, воспитатель зовёт их по имени). Вот какая красивая кукла Катя!

Катя (воспитатель берёт её в руки, говорит от её имени):

Я на стульчике сидела,

И на вас, на всех глядела!

Ах, как быстро вы шагали!

Не споткнулись, не упали!

И за это покажу вам гимнастику свою! (Дети становятся врассыпную, кукла располагается недалеко от детей).

Воспитатель:

У катюши в гостях два

Два цыплёнка в лаптях,

И. П.: О. С. В: Поочерёдное поднимание ног.

Петушок в сапожках,

И. П.: То же, В: на счёт 1-2 наклонились в "сапожках", 3-4 вернулись в И. П. (повторить 4-5 раз).

Курочка в серёжках,

И. П.: свободное, В: На счёт 1-2 руки подняли, потянулись, 3-4 вернулись в И. П. (повторить 3 раза).

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

И. П.: руки на поясе. Повороты туловища в разные стороны (повторить 3-4 раза).

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Прыжки детей на двух ногах.

Всех вместе собрали,

Бегать дружно стали.

Бег в разных направлениях. Спокойная ходьба.

Воспитатель: Вот какие молодцы! Катя любит гулять и нас зовёт! (воспитатель берёт куклу в руки и говорит от её лица):

Вы скорей, скорей ползите

Да с дороги не сверните!

Основные упражнения.

1.ползание, подлезание под дугу, доползти до ящика, встать на ящик, сойти с него (2-3 раза).

2.И. П.: Дети держат палку хватом сверху. Воспитатель, повернувшись к ним, держит палку за середину и вместе с детьми выполняет упражнение.

По окончании основных движений убираются атрибуты и выставляются ёлочки, под ним - грибочки.

Воспитатель:

Вместе с Катей в лес пришли,

В лесу ёлочки росли.

А под ними-то грибы!

Надо все грибы сорвать

Да в корзиночку собрать. (Дети собирают грибы по одному в корзинку).

Воспитатель: Вот сколько грибов! Полная корзинка! Ой, а ладошки-то испачкались. Пойдёмте, в ручейке ополоснём ладошки!  (Дети подходят к тазу с водой; в нём на дне вода. Звучит фонограмма спокойной музыки).

Воспитатель читает потешку "Водичка"

Водичка, водичка,

Дети моют в воде ручки.

Умой моё личико.

Умывают лицо (имитируют).

Чтобы глазки блестели,

Моют глазки.

Чтобы щёчки краснели,

Моют щёки.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Прыгают на двух ногах и улыбаются.

Воспитатель: А теперь высушим ладошки: наберём в рот воздух, и подуем на ладошки. А теперь потрясём ручками и снова дунем на ладошки. Высушили? Молодцы! Ой, ребятки, ветер сильный налетел, прячьте скорее ладошки, а то замёрзнут! (Дети прячут руки за спину, воспитатель дует сильно. Повтор два раза). Молодцы! Все мы дружно наигрались и домой идти собрались! (спокойная ходьба).

Названия проведенных подвижных игр

1.Волк и зайцы

2.Коршун и цыплята

3.Ловишки

4.Перебежки

5.Паровоз (поезд)

6.Не вижу - не слышу

7.Менялки

8.Передай-ка

9.У медведя во бору

10.Игра с мячом «Съедобное - несъедобное»

11.Игра с мячом  «Лови, бросай, мяч не потеряй»

Самоанализ проведенных мероприятий

Гигиенические условия проведения занятий полностью соблюдаются: помещение проветрено, сделана влажная уборка; игры и упражнения соответствуют возрасту и физическим возможностям детей. Проводятся в помещении и на участке в зависимости от погодных условий.

В основе комплекса утренней гимнастики, физкультурного занятия и подвижных игр лежат различные движения, совершенствование которых очень важно в раннем возрасте: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма детей в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил в подвижных играх способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы. Для взрослого же это отличная возможность наблюдать за уровнем взаимодействия и выделять некоторые тревожные знаки.

Формы проведения занятий – групповые и коллективные с использованием индивидуального подхода.

Структура занятия (вводная, основная и заключительные части) соответствует программным требованиям, продолжительность структурных частей – по нормам для детей 2 лет.

Способы организации деятельности детей соответствует их физическим возможностям. Физическая нагрузка на занятии умеренная. Качество двигательных умений – в норме. Эмоциональное состояние детей и воспитателя положительное, увлеченное. Качество объяснения и показа воспитателя удовлетворительное, детям все понятно, они правильно выполняют все упражнения, движения, соблюдают правила игр. Обеспечение страховки имеется, воспитатель оказывает помощь детям в индивидуальном порядке.

В результате проведенных занятий дети овладели основными двигательными навыками и физическими упражнениями – их движения стали более четкими, точными, ритмичными, правильными. Среди трудностей, с которыми сталкиваются дети, можно выделить неразвитость глазомера и скоординированность движений рук и ног во время выполнения некоторых движений. Над этим нужно работать в дальнейшем.

4. ВОСПИТАНИЕ  СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА

Задание 7. Определение уровня развития сенсорных способностей малыша. Цель: овладение средствами элементарной диагностики развития ребенка.

На основе изучения программу, по которой работает воспитатель по сенсорному воспитанию (программа Л.А. Венгера), я определила основные параметры оценки развития сенсорных способностей в познавательной деятельности детей раннего возраста:

- умение различать величину, форму и цвет предметов;

- принятие задания;

- способы выполнения задания;

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату своей деятельности.

Умение различать величину, форму и цвет предметов – это умение сравнить предметы по данным свойствам и подобрать такой же, как требует взрослый.

Принятие задания – это согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослыми.

Способы выполнения задания подразумевают следующие уровни его выполнения: адекватное самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого т.е. возможно диагностическое обучение; самостоятельное выполнение задания после обучения. Адекватность действий определяется, как соответствие действий ребенка условиями данного задания, диктуемым характером материала и требованиям инструкции. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов.

Обучаемость в процессе обследования. При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.

В процессе обследования детям надо предлагать следующие виды деятельности:

1.Выполнение действий по подражанию.

2.Выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, речевой инструкцией.

3.На уровне подражания (действия одновременно со взрослым) ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания. Количество показов способов выполнения задания не должно превышать трех раз. Речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действий ребенка.

Обучаемость, т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта с нарушениями эмоциональной сферы.

Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для нормально развивающихся детей. Безразличное отношение к тому, что он делает, и к полученному результату характерно для ребенка с нарушениями интеллекта. 

Все эти параметры нашли отражение в подборе диагностических заданий и балльной оценке сенсорных способностей детей. Баллы, которые ребенок наберет за 4 задания суммируются, затем определяется группа развития.

Задание 1. Дай такой же предмет по величине направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия величины, понимание инструкции.

Оборудование: предметы разной величины (кубики, пирамидки, матрешки).

Проведение обследования: перед ребенком ставят предмет и просят дать такой же. Задание повторяется 3 раза.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить предметы: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка: 

1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: не выбирает предмет, пытается взять предмет у взрослого и т.д.

2 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает предметы, к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла - ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку. После обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 балла - ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

Задание 2. Задание 1. Дай такой же предмет по форме направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия формы, понимание инструкции.

Оборудование: предметы разной формы (кубики, мячи, пирамидки, матрешки).

Проведение обследования: перед ребенком ставят предмет и просят дать такой же. Задание повторяется 3 раза.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить предметы: «Такой у меня, такой же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка: 

1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: не выбирает предмет, пытается взять предмет у взрослого и т.д.

2 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает предметы, к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла - ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку. После обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 балла - ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

Задание 3. Цветные кубики направленно на выделение  цвета как  признака, различие и называние цвета.

Оборудование: цветные кубики - два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Какого цвета этот кубик?».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное, выполнение задания.

Оценка действий ребенка: 

1 балл - ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла - ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла - ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла - ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

Полученные данные занесены с таблицу:

Фамилия, имя ребенка, возраст

Восприятие

Вывод об уровне сформированности представлений

Величина

Форма

Цвет

1.Аня

3

3

3

норма

2.Вова

4

3

3

выше нормы

3.Даша

3

2

3

норма

4.Денис

3

2

2

норма

5.Дима

3

3

3

норма

6.Егор

1

2

2

ниже нормы

7.Иван

3

2

2

норма

8.Ирина

2

2

3

норма

9.Ксения

4

4

3

выше нормы

10.Маша

2

4

3

норма

11.Миша

3

3

2

норма

12.Настя

3

3

3

норма

13.Оля

2

4

3

норма

14.Римма

2

1

2

ниже нормы

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности; в принятии задания, способа выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на три группы.

В первую группу (6 баллов и меньше) – ниже нормы – входят 2 ребенка (Егор и Римма), которые самостоятельно не могут выполнить задание, не различают величину, форму и цвет. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов.  В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Вторую группу (7-9 баллов) – норма – составляют дети (10 чел.), которые с интересом сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения, делают ошибки при выборе предметов по величине, форме, цвету и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Третью группу (10-12 баллов) – выше нормы – 2 ребенка (Вова и Ксения) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. Они хорошо различают предметы по величине, форме и цвету. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности.

Задание 8. Самостоятельное проведение занятия по сенсорному воспитанию. Цель: Овладение методикой проведения занятий по формированию сенсорных эталонов.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей 2 лет

Тема занятия «Поможем Петрушке»

Цель: Обогащать опыт детей в действиях с предметами различной формы и цвета.

Задачи: 

1.Закреплять, умения детей подбирать предметы, ориентируясь на цвет и форму по показу воспитателя, по словесному обозначению,  на ощупь. 

2.Активизировать  словарь названиями 7 цветов  радуги и 5 геометрических фигур.

3.Упражнять в соотнесении геометрической формы с формой предмета.

4.Развивать воображение, память, образное мышление.

5.Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников, желание оказывать помощь.

Материал:

1. Игра «Рамки и вкладыши» Монтессори.

2.Квадраты размером 20 х 20 из картона 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

3.Корзина с набором овощей, фруктов.

4.Предметные картинки.

5. Игра «Чудесный мешочек» с набором предметов 5 форм:  круг, квадрат, треугольник, ромб, овал.

6. Конверт с изображением Петрушки и 4 конверта-задания.

7. Колпачки 7 цветов:  красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

8. Музыкальное оформление занятия.

Ход занятия 

Воспитатель обращается к детям:

- Дети, к нам сегодня обещал прийти Петрушка! (Стук в дверь)

- Это, наверное, Петрушка. (Выходит за дверь, выносит конверт с изображением Петрушки)       

-Это почтальон принес письмо. Как вы думаете от кого оно? (от Петрушки)

- Интересно, почему он сам не пришел (открыв конверт, достает, читает)

- С Петрушкой  случилась беда! Его захватила злая волшебница, и не хочет отпускать пока, он не выполнит её задания.

А Петрушка в детский сад не ходил, и справиться с занятиями не может.

- Что же делать? (Помочь Петрушке)

- Ну, давайте поспешим ему на помощь. Как раз и паровозик нас ждёт! Прокатимся на нём?  (Да)

- А вагончики-то закрыты, как их открыть? (Нужны ключики)

- Посмотрите, здесь какое-то письмо (открывают конверт с заданием)

Восп.: Ребята, это задание волшебницы, здесь много ключиков и нужно к каждому подобрать свой замочек, тогда вагончики и откроются! (дети подбирают ключики к замочкам, игра «Рамки – вкладыши», садятся и едут).

Давайте, чтобы было веселее, споём песенку!  

«Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут, везут далеко

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит»

- Ну, вот и приехали, какая красивая полянка! Посмотрите, что же тут!

(на поляне стоит корзина).

- А что в корзинке лежит? (дети рассматривают  овощи и фрукты, воспитатель обращает внимание на конверт).

Восп.: Дети, это еще задание для Петрушки от волшебницы! (достает «салфетки», дети называют цвет. Воспитатель  предлагает   разложить фрукты и овощи на «салфетки» соответствующего цвета). 

- Ну, что, ребята, отправимся  дальше? (Да)  (садятся в вагончики, поют песенку)

- Вот и приехали!  (находят конверт).

Восп.: Это еще одно задание волшебницы (Достает из конверта  картинки с предметами различной формы и геометрические фигуры).

- Ребята, каждая картинка соответствует какой- то  геометрической фигуре. Давайте поможем Петрушке выполнить это задание и найдём каждой картинке пару.

- Умницы, все справились с заданием.

Физкультминутка

Ножками потопали

Топ-топ-топ

Ручками похлопали

Хлоп-хлоп-хлоп

Сели, встали

Снова сели

И вокруг все посмотрели

Восп.:

- Что увидели?  (Мешочек)

- Хотите узнать, что в мешочке? Посмотри, Маша.

- Ребята, злая волшебница никак  не хочет отпускать Петрушку, хочет, что бы мы ещё одно задание выполнили! Будем выручать Петрушку из беды? (Да)

(Садятся на стульчики, воспитатель показывает фигуру на мешочке, ребенок называет её и на ощупь ищет в мешочке заданной формы предмет.

Воспитатель хвалит, подбадривает.)

Восп.: Молодцы ребята,  и с этим заданием справились, теперь, наверное, волшебница отпустит Петрушку. Входит Петрушка, благодарит детей за помощь,  дарит им колпачки, дети выбирают колпачки, называя цвет. Петрушка приглашает детей на танец.

Самоанализ

Задачи занятия определены полно и правильно.

Занятие проведено в игровой форме – игра-помощь Петрушке.

Для решения программных задач использовались следующие приемы: беседа, подбор предметов, ориентируясь на цвет и форму по показу воспитателя, по словесному обозначению, на ощупь; дидактическая игра, пение, танец.  Эти приемы эффективны, так как соответствуют возрастным возможностям детей. Игровая форма занятия, интересные и посильные для детей задания стимулировали активность детей, которая была очень высокой, способствовали эмоциональному подъему и хорошему настроению детей во время занятия.

5. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Задание 9. Самостоятельное проведение занятий по познавательному развитию детей. Цель: овладевать приемами организации учебной деятельности детей раннего возраста и методическими приемами в обучении малышей.

Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста
Тема: «Прогулка по весеннему лесу»

Задачи занятия:

1. Связнaя речь: учить детей составлению небольшого описательного рассказа вместе с воспитателем.

Словарь: активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.

Грамматика: соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения.

Звуковая культура речи: учить выделять (интонировать) звуки, вводим мягкие и твёрдые согласные.

2.Величина: учить сравнивать предметы по длине, ширине.

Ориентировка в пространстве: учить определять направление от себя: вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз.

Геометрические фигуры: продолжать учить называть, узнавать и различать геометрические фигуры, сравнивать, находить сходства и различия.

3.Изобразительная деятельность: учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком.

4.Развивать наглядно-действенное мышление, внимание, воображение.

5.Воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

Демонстрационный материал:

Игрушки: ворона, белка, лиса, медведь;

2 полоски («речки»): узкая-короткая, широкая-длинная;

Большой квадрат «Воскобовича»: схема сложения «кораблика»;

Плоские изображения: деревья, цветы, картинки с изображением насекомых и животных, изображение «солнца» на ковролине.

Музыка: «Звуки леса»

Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами, квадраты «Воскобовича», подносы с крупой (пшено).

Ход занятия

Восп.: Ребята, поглядите кто залетел к нам в группу? Ворона прилетела к нам с приглашением от солнца в весенний лес.

- Ребята, но как же нам добраться до леса, ведь он находится далеко? (на автобусе, самолёте, поезде, корабле).

- А что это тут у вороны? Да это же билеты на поезд. Спасибо тебе, Ворона. (раздаём ребятам билеты в форме геометрических фигур).

- Ребята, внимательно поглядите на свои билеты и найдите в вагончиках поезда свои места. Вова, скажи, что у тебя нарисовано на билете? Куда ты сядешь?  Маша, а у тебя? Куда ты сядешь? Все правильно сели, молодцы, отправляемся в путешествие в весенний лес. Мы проезжаем мимо большого города, где много жителей. Давайте их поприветствуем, помашем им рукой. Вот мы и добрались до леса.

- Проходите, ребята на опушку леса. Нас уже встречают жители леса. (Дети узнают белочку, лисичку и медведя).

Составление описательных рассказов.

- Как выглядит лисичка?

- Лисичка рыжая, пушистая, с огромным хвостом. Она живет в лесу.

- Как ходит лисичка?

- Вот так: она заметает хвостом следы, чтобы никто не догадался, что она выслеживает добычу. (дети изображают походку лисы, если кто-то делает неправильно, то воспитатель поправляет). 

- Какие звуки издаёт лиса?

- Она разговаривает вот так: «Тяв-тяв!»

- Как выглядит медведь?

- Он огромный, бурый, косолапый, неуклюжий. Он ходит вот так. (дети изображают походку медведя, если кто-то делает неправильно, то воспитатель поправляет).

- Какие звуки издаёт медведь?

- Он разговаривает вот так: «Ур-ур!»

- Как выглядит белочка?

- Она маленькая, пушистая, с длинным пушистым хвостом. Она грызет орешки и прыгает с ветки на ветку.

Восп.: Ребята, поглядите, нам дорогу загородили речки. Сколько их? (2). Какие они? (узкая - короткая; широкая - длинная). Как нам можно перебраться на другой берег узкой, широкой реки? (перешагнуть, перепрыгнуть). А через широкую реку? (переплыть). А на чём можно переплыть? (на лодке, плоту). А я вам предлагаю переплыть на кораблике, используя квадрат. Я буду «читать» квадрат, а вы делать: кораблик мы делаем из ромба. Верхний и нижний углы на себя, получилась конфета. А сейчас сложим пополам. Вот и наш кораблик. Аня, покажи свой кораблик. А теперь переплываем через речку на другой берег. Молодцы!

- Вот мы и добрались до весёлой полянки. Как тут красиво! Растут красивые цветы и летают насекомые. Летают пчелки и? Жужжат, собирают пыльцу. Ж-ж-ж. (воспитатель выставляет картинки, а дети изображают насекомых). Воспитатель спрашивает 3-4 детей, кого они изображают (пчелу, бабочку, комарика). Неожиданно, откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: 3-з-з, а чем ближе, тем громче слышно: 3-з-з. Маленькие комарики: 3-з-з.

- Вдруг под кустиком увидели ёжика. Ёжик пугает колючками и возмущённо фыркает: Ф-ф-ф, а маленький ежонок: Ф-ф-ф.

- Ой, а это кто? Ползёт змея и злобно шипит: Щ-щ-щ.

- Иногда с деревьев срывается и тихо кружится листочек: Ш-ш-ш.

- Раздаётся звук дятла: Д-д-д.

- Полетел жучок: Ж-ж-ж.

Звучит металлофон (по всем клавишам молоточком). Воспитатель выставляет солнышко на ковралин.

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небе пташкой залети,

Нашу землю освети,

В море рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек

Обогрей, оздорови!

- Можно сказать, что оно лучистое? Почему? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем? Посмотрите у меня солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас в весеннем лесу будет ещё светлее. (Дети подходят к подносам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).

- Какие замечательные солнышки у нас получились!

- Весной так хочется погулять, подставить своё личико солнышку, потянуть ладошки к солнышку, прогреть их, а затем прислонить к лицу и ощутить солнечное тепло. Вот так пригревает солнышко нашу землю.

Заключительный этап. Ребята, вам понравилась наша прогулка в весенний лес? Что особенно вам запомнилось? Тебе Аня? Тебе Ксения? Тебе Миша? Вы все ребята, молодцы, ловко справлялись со всеми заданиями. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте полетим на самолёте, итак заводим моторчики: Р-р-р. Полетели!

Самоанализ занятия

Задачи занятия определены полно и правильно.

Занятие проведено в игровой форме – игра-путешествие.

Для решения программных задач использовались следующие приемы: беседа, вопросно-ответная форма, составление описательных рассказов, звукоподражание, имитация движений зверей и насекомых, счет до двух, конструирование из бумаги по словесной инструкции и схеме, наглядность (картинки), музыкальное сопровождение, стихи, нетрадиционное рисование. Эти приемы эффективны, так как каждый из них решал определенную задачу обучения детей (например, составление описательных рассказов – развитие связной речи, звукоподражание – совершенствование звукопроизношения, конструирование из бумаги – формирование навыков конструирования по словесной инструкции и по образцу и т.д.).

Индивидуальный подход к детям проявлялся в том, что воспитатель на протяжении всего занятия постоянно обращалась к каждому из детей, задавала им вопросы, просила показать кораблики из бумаги, объяснить, кого они изображают при имитации.

Оценка деятельности детей: дети усвоили материал, речь большинства детей была связной, выразительной, эмоциональной; активность детей на занятии очень высокая; эмоциональное состояние положительное – удивление, радость, восторг.

Затруднения вызвали только два вопроса воспитателя: Сколько речек? (2). Какие они? (узкая - короткая; широкая - длинная), так как на занятиях по ФЭМП дети еще не учились считать, они не вполне владеют умением сравнивать предметы по их свойствам.

Задание 10. Самостоятельное проведение занятий по изобразительной деятельности. Цель: формировать умения в организации изобразительной деятельности детей.

Конспект занятия по конструированию в младшей группе
Тема: «Домики для зверюшек»

Задачи занятия: 

1.Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов – закреплять название, умение определять форму, величину, различать цвет, пользоваться для конструирования разным материалом (лего, деревянным конструктором, пуговицами, бумагой и т.д.).

2.Развивать наглядно-действенное мышление.

3.Закрепить навыки технического конструирования дома, моста из Лего.

4.Воспитывать доброту, гуманные чувства – желание помочь сказочным героям.

Материалы: По количеству детей – настольный строительный материал: пластмассовый и деревянный набор, Лего, бумажный конструктор, ковролин 20/20 и ленточки к нему, карточка для игр с пуговицами. Разваленный домик, «дорожка», «речка», «дощечки» для мостика, «лужа», «ямка». На ковролине – деревья, птички, зверюшки, солнышко. Дидактическая игра (Д/И) «Дождик капает».

Ход занятия.

1.Вступительная часть

Воспитатель:

- Все садитесь рядом,

Поиграем ладом.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

- Стоит в поле теремок (вместе): Он не низок, ни высок.

2. Мотивировка

- Теремок развалился, ребята, посмотрите: его сломали. А давайте мы вместе построим домик: вы мне подавайте детали, а я соберу теремок. (Совместная деятельность взрослого и детей).

Ребята, вот он - домик. Из чего мы его построили? (из Лего)

Из каких частей состоит дом? (Стены, крыша, окно, дверь)

А кто жил в теремочке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-попрыгайчик, Лисичка-сестричка, Волк-серый бочок)

А кто развалил теремок?(Мишка-косолапый)

Ребята, Мишка-косолапый совсем не хотел разрушать дом – он просто не влез. Почему не смог он влезть? ( Он большой)

А домик этот какой? (Маленький)

А куда разбежались все зверюшки? (В лес)

- А давайте пойдём в лес и отыщем зверюшек.

- Ой – а здесь – речка! Чтобы попасть в лес, нам нужно перебраться через речку. А для этого мы построим мостик. Из чего мы будем строить мостик? (из кирпичиков) (Раскладывание кирпичиков ровно в ряд – дети подают строительный материал, воспитатель строит мост).

- Через мостик перейти

Надо нам, ребята,

В дальний лес мы пойдём,

Там звери и зверята!

3.Физминутка

Вот теперь мы пойдём дальше («Дорожка», «Лужа», «Ямка»)

По ровненькой дорожке, (Ходьба с высоким подниманием колен)

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки, (Шагом)

Шагают наши ножки,

Через лужу – прыг. (Перепрыгивание)

Через лужу – прыг.

Через ямку – скок. (Перепрыгивание)

Через ямку – скок.

Бух – упали! (Сели на ковер)

Куда же мы попали?

Шли мы, шли –

И в лес пришли

4. Работа на ковролине

- Посмотрите, что растёт в лесу? (деревья, ёлочки)

А что так ярко светит? (Солнышко)

- Вот они – наши зверюшки (на ковролине). Мы их нашли.

Поздоровайтесь, ребята. (Здравствуйте, зверюшки)

- А вот и тучи, и дождик пошёл (Рисование на ковролине – Д/И «Дождик»)

Чтобы наши зверюшки не промокли, мы построим им жилище, где они будут жить. Мы построим не один домик, а много домов: для каждого – свой.

5. Индивидуальная работа за столом

- … (имя ребенка), из чего ты построишь дом? (из лего).

- …, а ты? (из пластмассового строительного материала).

- …, из чего ты хочешь построить дом? (из деревянного строительного материала).

- …, из чего ты будешь строить дом? (из бумаги) 

- …, из чего ты соорудишь дом? (из пуговиц)

- …, ты из чего? (из полосок-липучек)

6. Воспитатель (индивидуальная работа с детьми):

- …, это что?(Крыша) - Какого цвета у тебя крыша?(Красного)

- …, как называется эта форма?(Кирпичик) - Сколько кубиков тебе понадобилось?(Два)

- …, у тебя дом какой? (деревянный, маленький) - А у – какой? (Большой)

- …, из чего сделан домик? (Из бумаги).  Какая эта фигура? (треугольник, квадрат).

- …, пуговицы какого цвета? – Какой они форы? (Круглые)

- …, крыша твоего дома какого цвета? (Красного) - А что это? (Окно) Какого цвета оно?

7. Обыгрывание

- Ребята, как вы думаете, кого мы поселим в домик, который построил Миша? (Мишку) Почему? (Он – самый большой)

Какой домик самый маленький? Кого мы туда поселим? (Мышку),

Лягушку-квакушку в какой дом поселим?

Волк-серый бочок где будет жить?

Куда хотите поселить зайчика? Лисичку-сестричку? (Дети отцепляют животных из настенного ковролина и распределяют животных по домам)

8. Итог занятия

- Мы поселили всех зверюшек в домики. Им там хорошо. Будут они жить дружно, ходить друг к другу в гости. Они очень обрадовались и поблагодарили вас за ваше старание. Спасибо, молодцы. И приготовили лесные угощения – орешки. Мы тоже поблагодарим их за угощения – скажем «спасибо!».

Самоанализ занятия

Программные задачи определены правильно. Для их решения педагог использовал следующие приемы совместная деятельность взрослого и детей по конструированию домиков и моста, беседа, сравнение предметов и распределение их по группам, физкультурные упражнения, самостоятельная деятельность детей по конструированию из разного материала, цвета и формы, дидактическая игра. Эти приемы эффективны, так как соответствуют возрастным особенностям детей. Игровая форма занятия, посильные для детей задания способствовали высокой активности детей, их положительному эмоциональному состоянию. Дети с удовольствием помогали педагогу строить дом, мост, затем с увлечением делали это самостоятельно. Уровень сформированности изобразительных (конструктивных) умений у большинства детей можно определить как средний: в большинстве случаев наблюдается высокий интерес к заданию, но выраженная неустойчивость поведения, настойчивости, ответственности. В начале деятельности проявляет активность и инициативность, но при столкновении с трудностями темп работы у большинства детей снижается, действия становятся менее целенаправленными, иногда безрезультатно повторяются. Поддержка взрослого, небольшая помощь, поощрение в этом случае приводят к существенному подъему активности, инициативы, настойчивости на короткий промежуток времени. Дети адекватно оценивают свою работу, но стремление к улучшению результатов выражено слабо. Для устранения этих затруднений необходима дальнейшая работа по формированию навыков конструирования, воспитание самостоятельности.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Задание 11. Руководство самостоятельной деятельностью детей. Цель: формировать целостную систему профессиональных знаний и умений.

Педагогические условия для разных видов самостоятельной деятельности детей младшей группы

Игровая деятельность

Реализация 4-х направлений

1)продолжение работы по сюжетостроению игры и подготовке детей к принятию роли в игре;

1 способ: включение воспитателя в какую-нибудь роль. Например, воспитатель – фотограф любуется нарядными, красивыми детьми – «белочками» обыгрывая роль фотографа. Или заболела кошечка, воспитатель выступает в роли доктора, обучая детей.

2 способ: подключение к самостоятельной игре взрослого для тог, чтобы помочь им соотнести название роли с ее внешним знаком (н/р халат…) и игровыми действиями по роли, например, воспитатель спрашивает ребенка: Ты кто? Я так и подумала или ну, конечно же, ты капитан, видно же.

3 способ: помощь. Игра в доктора Айболита с желающими детьми. (Айболит уехал и не успел вылечить всех зверей. Дети выбирают себе ролевые действия. Если не вылечите, то подходите за помощью).

2) обогащение ролевого поведения детей:

а) воспитатель наблюдает за игрой в капитана и определяет те игровые действия, которые может предложить ребенку, играющему в капитана

б) восхищается игрой ребенка. Тоже хотел бы поиграть рядом

в) воспитатель дублирует вслед за ребенком 1-2 игровых действия (ребенок рулит и воспитатель рулит)

г) затем начинает в своей игре обозначать новые игровые цели и соответствующие игровые действия (н/р: «Ты куда поедешь, к бабушке? А я в Африку и т.д.»

д) предлагает ребенку эмоциональный момент в игре (н/р попрощаться с капитаном прощальными залпами)

е) выразите надежду, что ребенок еще раз попросит вас поиграть с ним.

3) расширение диапазона ролей, которые могут принимать на себя дети

На примере игры «Цирк»

1. Воспитатель приглашает 3-4 детей: «Ко мне прибежали собачки и просят меня научить их выступать в цирке» (рядом стоит коробочка, там палочка, скамья).

2. Показ внешнего атрибута: палочка, воротничок. «Кто хочет стать дрессировщиком?».

3. Поставить свою личную игровую цель. Спросить у ребенка, что будет делать его собачка.

4. Воспитатель помогает детям реализовать цель.

5. Возвращает детей к известному действию.

6. Побуждает детей выступить в цирке (например, «Сейчас в группе будет цирк.» На полу чертит круг, ставит стулья для зрителей. Воспитатель представляет всех дрессировщиков и зверей. У них есть палочка и т.д.(« Выступает Настя! Что будет делать твоя собачка?...»).

4) подготовка детей к ролевому взаимодействию:

1. Создавать условия для речевой активности в игре в связи с принятой ролью.

2. Задавать образы ролевого диалога. Задача педагога – организовать такую игру, чтобы по возможности исключить игровое действие. Взрослый выступает в роли консультанта (советчика). Например, игра в «магазин».

Изобразительная деятельность

1.Совершенствовать восприятие и развивать представления о предметах.

2. Развивать движения руки.

3.Развивать технику рисования и закреплять умения правильно пользоваться оборудованием (карандашом и кистью, красками).

4. Отрабатывать умения проводить линии (горизонтальные, вертикальные, округлые, замкнутые).

5. Ознакомить с сюжетным рисунком.

Предметная деятельность

1)наличие адекватной и стимулирующей развитие ребенка предметно-развивающей среды;

2) работа по следующим направлениям:

- совершенствование восприятия;

- развитие соотносящих и становление орудийных действий;

- развитие наглядно-действенного мышления;

- развитие познавательной активности;

- формирование целенаправленности действий ребёнка;

3) использование развивающих игр и игрушек (паззлы, конструкторы, различные шнуровки, разборные игрушки, конструкторы и т.д.)

Двигательная деятельность

1)создание двигательной среды, насыщенной различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры;

2) для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.);

3) в дверных проёмах укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики";

4)для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить "Доску чемпионов" с фотографиями воспитанников "Лучший бегун", "Лучший прыгун", фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск стенгазеты "Папа, мама, я - спортивная семья";

5) группе собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.

Художественно-речевая деятельность

1)оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими;

2) пополнение зоны литературно-художественной деятельности книгами, картинками, книжками-самоделками, детскими работами на литературные сюжеты, тематическими папками;

3) сделать полочку-витрину, где выставленные книги выполняют информационно-ориентировочную роль, привлекают внимание детей

4)игры-театрализации, игры-инсценировки, кукольный театр.

Музыкальная деятельность

1)вызывать и поддерживать интерес детей к восприятию вокальной и инструментальной музыки, привлекать их внимание к отдельным выразительным особенностям музыки (динамика, регистры, тембр);

2)развивать музыкально-сенсорные способности в музыкально-дидактических играх на различение звуков по высоте (в пределах октавы, септимы), громкости, тембру;

3)способствовать накоплению музыкальных впечатлений детей; развивать способность узнавать и запоминать знакомые мелодии;

4)во время музыкальной деятельности побуждать детей к ответам на вопросы взрослого, касающиеся персонажей песен, музыкальных пьес (петушок поет, кукла пляшет, мишка спит т. д.);

5)способствовать активизации индивидуальных и совместных игровых действий детей со взрослым и сверстниками, используя малые формы фольклора;

6)вовлекать детей в совместную деятельность со взрослым, включая их в процесс слушания музыки, в совместное пение, игры;

7)побуждать к исполнительской деятельности – пению, танцам.

Во время практики мною был осуществлен показ детям игр-инсценировок «Купание Мишки», «Угощение», привлечение детей к совместной игре, побуждение к самостоятельной игре. Педагог руководит игрой детей: задает вопросы, комментирует действия ребенка, поощряет самостоятельность, поете с детьми песенки, играет на музыкальных инструментах, изготавливает свои пособия для самостоятельной деятельности детей.

Задание 12. Диагностика нервно-психического развития ребенка раннего возраста. Цель: формировать аналитические, диагностические и проективные умения студентов. Осознавать необходимость диагностики развития для проектирования индивидуального развития ребенка.

На основе наблюдений  за ребенком, использования проективных методик, был выявлен уровень нервно-психического развития 1 ребенка, который отражен в карте.

Карта нервно-психического развития Ани К.

Возраст – 2 г. 2 мес.

1.Особенности моторики.

Нормальная подвижность, двигательная заторможенность, вялость. Уровень общей моторики занижен (не может стоять на одной ноге, крутить педали велосипеда, держать равновесие). Тонкая моторика развита нормально, но затруднено обучение навыкам с применением произвольных действий (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).

2.Особенности развития познавательной деятельности.

Внимание – устойчивое, переключение нормальное, преобладает произвольное внимание, объем внимание хороший.

Восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 1,5 лет) и формы (2 года), ранняя любовь к музыке, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде).

Память – хорошо развитая. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительно. Воспроизводит полно и последовательно.

Мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Классификацию производит, но словесные формулировки принципа работы отсутствуют. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Наглядно-действенное мышление в норме, наглядно-образное мышление – в норме. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

3.Понимание речи – в норме.

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

1.Понимание речи. Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

Материал – специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенок  в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу - ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”, – и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”. “Кто испугал Машу на улице?", “А что тетя сказала Маше?”

Поведение Ани К. – отвечает на вопросы взрослого.

4. Активная речь – в норме. Запас слов активно расширяется. При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления – ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).

Поведение Ани К. – общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

5. Сенсорное развитие – в норме. Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Материал – 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).

Методика выявления – ситуации, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке – красная, синяя, зеленая, красная, синяя; зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.

Поведение Ани К. – правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание.

6. Игра и действия с предметами – в норме. Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

1. Материал – кукла-голыш размером 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: “Кукла грязная".

Поведение Ани К. - воспроизводит с куклой ряд последовательных действии: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы используются по  назначению.

2. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действии: кормит, лечит куклу.

Поведение Ани К. – воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению.

7. Движения

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Материал - 3-4 брусочка.

Методика выявления — на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.

Поведение ребенка - шагает через брусочки чередующимся шагом.

8.Социально-гигиенические навыки. Частично надевает одежду (ботинки, шапку).

Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна).  Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.

Поведение Ани К. – не может самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.

Познавательное развитие. Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка.

Методика выявления – ситуация естественная (во время режимных моментов, на занятиях, во время игр).  Наблюдение за ребенком.

Поведение Ани К. – часто задает вопрос «Что это?», «Кто это?».

Личностные особенности.

Особенности поведения – игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушение коммуникативного поведения. Не умеет себя защитить. Боится стричь ногти и волосы.

Нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная близость с родителями и с бабушкой. К старшей сестре (4 года) относится сдержанно. Говорит о себе во 2-ом лице ("Аня купается"). Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние человека. Беспричинный смех или плач.

Уровень адаптивного поведения – навыки коммуникации сформированы частично. Самообслуживание в норме. Сенсорное развитие ускоренное.

РЕФЛЕКСИЯ ПРАКТИКИ

Практика прошла удачно. Времени хватило на то, чтобы выполнить все задания. Особенно понравились задания, где нужно было спланировать занятие, игру, утреннюю гимнастику и провести их с детьми. Это живое общение с детьми дает положительный опыт в работе. Наблюдения за одним ребенком тоже дало много знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста. Наблюдения за работой воспитателя младшей группы способствовало развитию необходимых профессиональных знаний и умений.

Трудности вызвало задание, где надо было определить педагогические условия для разных видов самостоятельной деятельности детей младшей группы, потому что его выполнение требует широких знаний, большого опыта, умений его обобщать.

В результате прохождения практики я ознакомилась с особенностями организации педагогического процесса и спецификой труда воспитателя в группах раннего возраста, овладела навыками личностно-ориентированного общения с детьми раннего возраста, основными методическими подходами в воспитании детей раннего возраста, элементами диагностической деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка раннего возраста, культурой педагогической деятельности. Все это способствовало формированию системы профессиональных умений, необходимых для работы воспитателя в группах раннего возраста. Таким образом, задачи практики решены в полной мере.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамов. - М.: Академия, 2003. – 484 с.
  2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева. -  М.: ТЦ Сфера, 2003. – 127 с.
  3. Башлай, Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста / Е.Ю. Башлай // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс, 2005. – С. 56-72.
  4. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан. -  Мн.:БрГУ, 2007. – 195с.
  5. Венгер, Л.А.   Воспитание  сенсорной культуры ребенка / Л.А.Венгер. – М.: Просвещение, 2006. – 253 с.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 194 с.
  7. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Югорск: Прима-Пресс, 2003. – 226 с.
  8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти, 2007. – 163 с.
  9. Галигузова Л. Развитие игровой деятельности: Игры-занятия с детьми раннего возраста 1-3 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 212 с.
  10. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г.Голубева, М.В. Лешенко. - М.: Детство-Пресс, 2009. – 232 с.
  11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 186 с.
  12. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие / Под ред. Е.О. Смирнова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 240 с.
  13. Доронова Т. Н., Доронов С.Г. Игрушки для детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста. – М: Детям XXI века, 2005. – 138 с.
  1. Зацепина М.Б. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 169 с.
  2. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
  3. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – Вып. 4. – М.: АСТ-Пресс, 2002. – 284 с.
  4. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, З.А. Михайловой – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 174 с.
  5. Павлова, Л.Н., Волосова Е.Б. Раннее детство: Познавательное развитие. Методическое пособие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 215 с.
  6. Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста // Возрастная и педагогическая психология. – 2005. - № 4. – С. 56-62.
  7. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора и др. – М.: Гумунитарн. изд., центр ВЛАДОС, 2006. – 225 с.
  8. Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В.Нищева – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 233 с.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду; под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 232 с.
  10. Смирнова Е.О. и др. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. – М.: Изд-во МГППУ, 2003. – 227 с.
  11. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 147 с.
  12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед. учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 325 с.

Игровая «жилая комната»

Музыкальный уголок

Уголок изобразительной деятельности

Игровые двигательные модули

Книжный уголок

Элементы некоторых видов театров

Предметно-развивающая среда

Центр развивающих игр

Зона двигательй активности

Уголок ряженья

Дидактический стол

Уголок «Песок и вода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»

В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности  в сист...