"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

 

Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oni_zhivut_v_sibiri.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца.Воспитывать любовь к родному краю.

Материал к занятию

– костюм шамана, бубен, колотушка;
– девичий костюм Прибайкальской бурятки;
– конверты с заданиями;
– иллюстрации: медведь,лошадь, юрта;
– образцы орнаментов;
– клей, заготовки орнаментов, салфетки, куклы (заготовленные заранее);
– аудиодиски с этнической музыкой.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.

– Ребята, сегодня мы отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций.

Под музыку входит ребёнок в костюме шамана.Исполняет танец шамана.

– Дети, вы знаете, кто к нам пришёл? (шаман)

– Как вы узнали, что это шаман? (У шамана в руках бубен, колотушка. Шаманский костюм– шапка углом, украшен костюм разными деталями).

– Что вы знаете о шаманах? (Шаманом просто так нельзя было стать. Или становились только люди, у которых папа, мама или дедушка с бабушками были шаманами.

Первый шаман появился, когда его ударила молния. Если у людей случалась какая-нибудь беда или радость. Всегда звали шамана. Он был как врач. Собирал разные растения,сушил их, давал лечиться людям. Или, например,если не было дождя или, наоборот, дождь слишком долго шёл, шаман исполнял свои танцы специальные,чтобы всё прекратилось).

Шаман:

– Я искал вас долго, дети,
За Байкал ведь вы в ответе.
Очень сердится Байкал
И вопросы вам послал!
Если всё удастся вам,
Успокоим мы Байкал!

– Поможем, ребята?

Шаман достаёт сумку с заданиями-конвертами.

1 задание: послушайте загадку и найдите к ней отгадку: “Дом без крыши и трубы”(юрта).

– В каких юртах жили буряты? (Иллюстрация юрты. Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань,из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра.Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Состояли они из 6-8 стенок, а посередине устанавливались балки, чтоб поддерживать юрту. Для установки юрты использовали конский волос, потому что они при намокании не растягивались).

– А как располагались вещи и предметы в самой юрте?

Рассказ по картине. Посередине у них было почётное место, где стояли божества, которым верили.

Левая сторона (при входе) считалась мужской, а правая – женской. И если приходили гости, то их всегда принимали на мужской стороне.На мужской стороне хранились принадлежности для лошадей, охоты. Здесь же вдоль стены стояли одна,две кровати. Богатым считался тот человек, у кого были кровати из кедра. Иногда делали большие кровати, если людей в семье было много. Старики обычно клали себе несколько матрасов (кошма), а молодые – один – спать на твёрдом считалось полезным для здоровья. Почти напротив входа стояли сундуки с украшениями и праздничной одеждой. Сундуки украшались орнаментами. На женской стороне размещались предметы, которые относились к кухне. Потому что женщина занималась хозяйством. Люди, гости, которые были более уважаемы, садились подальше от двери, та часть юрты была более почётна.

Ребёнок рассказывает стихотворение:

У дверей стоит хозяин.
И приветлив, и радушен.
В доме гость главнее Бога -
Так велит степной закон.
Ты отведал вкусной позы,
Ты арсой запил свой ужин.
Не забудь, как щедр хозяин,
Если гостем будет он!

– Как вы считаете, уважаемый шаман, мы справились с заданием? Шаман ударяет в бубен.

2 задание: Про какое животное можно так сказать?

Трусливый как (заяц)
Проворный как (белка)
Хитрый как (лиса)
Сильный как (медведь)

Кем являлся медведь для бурятов? (Медведь на бурятском языке –бабагай. Можно сказать“могучий дядя”, “дедушка”, “старший брат”,“мать-отец”.

Медведь считался священным зверем,буряты считали его сильнее любого шамана. Есть такое выражение “Медведь выше полёта шамана”.Шаманы использовали даже кору с деревьев,которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли “освящённым деревом”. Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры.Раньше у людей не было календаря и люди считали,что когда медведь выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты).

“Не наделив человека крыльями – небо подарило ему лошадь” – так гласит бурятская народная мудрость.

– Что вы можете сказать о роли коня в жизни бурятов? (Буряты не мыслили себя без коней. Конь для бурята – это друг, богатство,радость и гордость. О конях буряты знают ну просто всё. Очень много обычаев, сказок, легенд,ласковых слов они придумывали для лошадей.Буряты никогда не били, не ругали лошадей. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, в жару и в холод. Они очень преданные животные, верные друзья. Буряты с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне).

– Справились мы со вторым заданием? Шаман согласен – бьёт в бубен.

3 задание: показ иллюстраций с орнаментом. Что это? (орнаменты мы видим везде.Обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек“подсмотрел” орнаменты у природы.Всевозможными узорами расписала она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы).

Дидактическая игра “Выбери орнамент” (найти бурятские орнаменты среди многих других).

Ребёнок:

“Пусть чуткие, гибкие пальцы Вышьют искристый и светлый узор, Чтобы песни, сказки старинные Достойное место в узоре нашли”.

– Этим стихотворением сказано из чего создавались орнаменты – из сказок, песен и всегда соответствовали народу, который его мастерил. Шаман ударяет в бубен, подтверждая окончание заседания.

4 задание: какие народы Сибири вы знаете? Здесь на карточках зашифрованы слова– вы должны понять название народа и вписать его.

У

Ы

(буряты)

В

И

(эвенки)

Х

Ы

(ханты)

Т

А

(тофалары)

Н

А

(нанайцы)

Н

Ц

Вместе проверяем выполнение задания –шаман согласен (ударяет в бубен).

5 задание: какие игры народов Сибири вы знаете? (Раньше у детей не было так много игрушек. Они развлекались по-другому(скачки, прыжки, прятки, играли тем, что было под рукой). Самая любимая игра: ЛОДЫЖКИ – бараньи косточки. И с детства играли в шахматы. Исполняли люди танцы вокруг костра, священного дерева,горы. Ёрдынские игры).

– Как называется бурятский народный танец? (Ёхор). Дети рассказывают стихотворения.

1-й ребёнок:

И весну, и Новый год Славит Ёхор-хоровод Как великое богатство Бережёт его народ. Долго,трудно танцевать. Ну, да нам не привыкать!

2-й ребёнок:

Наш бурятский хоровод Взяться за руки зовёт.Если встанешь с нами в круг, Значит, ты – хороший друг! Исполняется танец “Ёхор”.

– Уважаемый шаман,понравилось? Справились мы с заданиями?Предлагаю детям пройти в нашу творческую мастерскую и продолжить украшать самодельных кукол орнаментами народов Сибири. (Продуктивная деятельность детей).

Оформление выставки “Они живут в Сибири”.

– А теперь выступление бурятской красавицы с бурятским танцем “Цветок Байкала”. А также исполнение песни на бурятском языке “Туг-туг-туг”.

– Мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа – коренного населения нашей бескрайней Сибири. И узнали много интересного и познавательного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"

Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....

Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...

Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы

Содержание Введение…………………………………………………………………………………..........................................................31.     Исторические сведения о самодийской группе народов Сибири……...

Конспект занятия по изучению культуры русского народа «Вербное воскресенье»

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Дети хорошо знают этот праздник, мало кто знает предшествующий праздник Пасхе – Вербное воскресенье. Дети недостаточно имеют представления об этом ...

Занятие по краеведению в подготовительной группе "Малые народы Сибири"

Занятие для детей подготовительной группы по краеведению....


 

Комментарии

Фалеева Марина Геннадьевна

Анна Викторовна, некоторые моменты Вашего мероприятия взяла себе. Мы живём на бурятской земле, поэтому материал об этом народе кладу в копилку.

Искренне рада, что материал Вам пригодится.

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень познавательное занятие.Возьму для себя в копилку.

Татьяна Сергеевна, спасибо за комментарий и буду искренне рада, если материал Вам пригодится.