Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.
статья по теме

Галина Константиновна Дмитриева

О значении развития зрительно-моторной координации у ребенка-дошкольника для успешного обучения в школе. Практические рекомендации по этому вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_zritelno.doc62 КБ
Microsoft Office document icon osobennosti_zritelno.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Дмитриева Г. К.

                                                                                               воспитатель ГБДОУ №36

                                                                                                  Приморского р-на СПБ

Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.

   Те, кто работает с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, знают, какие  трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности  и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.  Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

   В процессе учебы в школе  ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия  глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. О трудности такой координации говорит тот факт, что многим детям проще рисовать по памяти, чем с натуры, так как при рисовании с натуры внимание раздваивается, ребенку трудно скоординировать действия глаз и рук. При  несформированной  зрительно-моторной координации  страдают темп и качество выполнения заданий.

   Отсюда видно, как важно у детей с нарушением зрения формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами; умение правильно держать карандаш, фломастер, умение владеть ими; формировать зрительно-моторную координацию.

   Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.    

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

   Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, т.е. графомоторных умений, которые включают в себя способ удержания карандаша, кисточки и т.п.; силу нажима, точность, плавность движений, степень уверенности и произвольности в  выполнении.

   Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыком письма. Это особенно касается подавляющего большинства детей с нарушением зрения, т.к. зрительно-моторная координация предполагает осуществление одновременно с движением руки зрительного и кинестетического контроля.

   Для этой категории детей характерными особенностями являются:

- длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации;

- затруднение в становлении произвольности действий двигательного анализатора;

- трудности совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов.

   Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно, по сравнению с нормально видящими сверстниками, справляется с выполнением графических заданий.

   К причинам возникновения трудностей у детей-дошкольников можно отнести:

- несовершенство нервной регуляции движений;

- слабое развитие мелких мышц рук;

- недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев;

- низкая выносливость к статическим нагрузкам.

   Поэтому, учитывая исследования о наличии связи между успешностью формирования навыков письма и уровнем развития зрительно-моторной координации, с детьми, имеющими нарушение зрения, на подготовительном этапе должна обязательно проводиться работа, включающая систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, что в свою очередь будет способствовать развитию зрительного восприятия.

   Коррекционные упражнения на развитие зрительно-моторной координации можно разделить на две группы:

  1. упражнения на развитие соотносящихся практических действий (проводятся, начиная с младшего возраста).
  2. упражнения на развитие тонкой координации движений.

   Работа по развитию зрительно-моторной координации в детском саду с детьми, имеющими нарушения зрения, происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

   Во время лепки из глины или пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются  тонкие движения руки и пальцев.

   Мозаика и конструкторы также развивают мелкую моторику. Используются мозаики и конструкторы разного размера с учетом зрительной нагрузки и уровня развития мелкой моторики.

   В свободной деятельности используются  пирамидки, различные шнуровки, застежки, нанизывание бус разного размера.  Когда дети подрастают, им предлагают трафареты, обводки, решение задач на соотнесение предметов с приобретением навыков графического выделения (точкой, линией).

   У детей, страдающих косоглазием,  наблюдается отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений, а это сказывается на согласованности действий  рук и глаз. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.

   Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения  является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.

   Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

   Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы  в альбомах или тетрадях, используются разные виды коррекции изобразительных навыков:

- Коррекция точности направления руки: формирование умения проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

- Коррекция размаха движений руки при рисовании: «Кораблик плывет по волнам»

- Коррекция формообразующих движений: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке, не отрывая карандаш от бумаги).

- Коррекция изображения мелких предметов: обводка и рисование крупных фигур без отрыва руки. Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолеть.

   Для развития зрительно-моторной координации в работе со старшими дошкольниками используются тетради в крупную клетку (как часть занятия по математике, развитию речи). Детям с низкой остротой зрения  нужно дополнительно разлиновывать клетки, чтобы увеличить их яркость.

   Работа в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов:

- знакомство с тетрадью

- задание «продолжи узор», вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них, дуги, волнистые линии, круги, овалы

- печатание букв по клеточкам

- печатание цифр

- графические диктанты

- рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце («нарисуй такую же фигуру»).

   Большую помощь в развитии зрительно-моторной координации оказывают графические диктанты. Только, если для развития ориентировки на плоскости листа в клетку лучше диктовать последовательность проведения линий, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, нарисованный под диктовку, который он должен скопировать.

   Вообще, любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр, а также на конструирование по заданному образцу очень помогают детям в развитии необходимых навыков.    

Ежедневная штриховка, рисование орнаментов помогают детям подготовить руку к письму.  

    В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память.

   Наряду с развитием мелкой моторики необходимо развивать глазодвигательные механизмы зрения с помощью зрительной гимнастики и упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата.

   Еще одним способом развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  (равно, как и других зрительных функций) является конструирование из бумаги в технике оригами.  Складывание фигурок из бумаги – занятие крайне полезное.  Занятия оригами способствуют:

- развитию мелкой моторики;

- развитию координации движений;

- развитию тактильной чувствительности;

- концентрации внимания;

- стимуляции творческих способностей;

- созданию благоприятного эмоционального фона.

   Работа по складыванию фигурок проводится по следующим этапам:

- рассматривание изображения предмета на картинке, а затем -  поделки оригами, выделяя характерные части данного предмета;

- обучение навыкам складывания бумаги на основе подражания. На первых порах целесообразно выполнять   каждое действие совместно с ребенком, учитывая визуальный анализ,  с обязательным словесным пояснением;

- автоматизация навыков, когда ребенок выполняет действия по складыванию по словесному указанию педагога;

-   самостоятельная деятельность детей с использованием пооперационных карт (алгоритмов), где все действия разделены на микропроцессы.

   Работа по конструированию из бумаги в технике оригами  благотворно сказывается на развитии зрительных функций и зрительно-моторной координации у детей с амблиопией и косоглазием.

   На коррекционных занятиях по совершенствованию зрительно-моторной координации у младших школьников с нарушением зрения могут решаться следующие задачи:

- совершенствование способов восприятия движущихся предметов;

- развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

- развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;

- развитие осязания и мелкой моторики;

- автоматизация умения пользоваться карандашом, ручкой;

- развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;

- развитие умения соединять точки прямой линией;

- развитие умения писать буквы, цифры по образцу и самостоятельно;

- развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

  Важным условием эффективности занятий по совершенствованию зрительно-моторной координации является сочетание в предлагаемых детям заданиях  не только зрительной, но и мыслительной нагрузки, создание доброжелательной обстановки, использование игровых и соревновательных ситуаций. При этом необходимо соблюдать гигиенические требования, а также следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положении кисти и локтя.

Практические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения.

   Важным условием эффективности занятий по совершенствованию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения является соблюдение гигиенических требований: достаточное освещение, соблюдение требований к высоте мебели  и  соблюдение правил посадки за столами в соответствии со зрительными диагнозами. При этом необходимо следить за правильной осанкой, расстоянием от глаз до рабочей поверхности, а при работе в тетради – за  расположением пальцев на пишущем предмете, положением кисти и локтя.

   Различные задания на копирование геометрических форм, простейших рисунков, схем, букв, цифр помогают детям в развитии зрительно-моторных навыков. При этом зрительная нагрузка не должна превышать 15 минут. После напряженной зрительной работы рекомендуется проведение физкультминуток, зрительной гимнастики, которые снимали бы как общее, так и зрительное утомление. Проведение пальчиковых игр  является еще одним из способов снятия зрительной и мышечной усталости, а также тренировки точности двигательных реакций и развития мелкой мускулатуры пальцев.

   При работе в тетради необходимо использовать тетради в крупную клетку или крупную линейку, при этом  детям с низкой остротой зрения нужно дополнительно разлиновывать клетки или линейки, чтобы усилить  их четкость и яркость.

   В работе по складыванию из бумаги фигурок в технике оригами, которая является одним из способов развития зрительно-моторной координации, на первых порах необходимо сначала внимательно рассмотреть образец, выделить его характерные части, затем совместно с ребенком выполнять каждое действие по складыванию, совмещению углов и краев бумаги, сопровождая их словесными пояснениями. Затем навыки автоматизируются в процессе складывания по словесному указанию педагога, но при этом предварительно рассматривается пооперационная карта (алгоритм), где все действия разделены на микропроцессы. В дальнейшем ребенок может самостоятельно выполнять складывание, имея перед собой образец – пооперационную карту. Детали на пооперационных картах и бумага, из которой складывается фигурка, должны быть насыщенного цвета, они не должны сливаться с фоном. Детям с низкой остротой зрения необходим индивидуальный образец. При выборе задания нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, при этом детям с низкой остротой зрения лучше выполнять более крупные по размеру фигурки.

   Таким образом, соблюдение выше перечисленных рекомендаций по организации санитарно-гигиенических условий и процесса обучения детей с нарушением зрения будут способствовать повышению уровня развития зрительно-моторной координации.

Литература

  1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб. «Детство-пресс» 2002.
  2. Никулина Г.В. Готовим к школе ребенка с нарушением зрения: рабочая тетрадь. СПб. 2004.
  3. Смирнова Т.А. «Особенности развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения». Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы. Сборник статей. СПб. 2010.
  4. Плаксина Л.В. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М. 1998.
  5. Кабачинская  Е.Л. «Оригами как средство сенсорного и творческого развития  инвалидов по зрению». Диагностика развития и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. Сборник статей. М. 1997
  6. «Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения». http://www.rusarticles.com/pedagogika-statya  2010.


Предварительный просмотр:

                                                                                              Дмитриева Г. К.

                                                                                               воспитатель ГБДОУ №36

                                                                                                  Приморского р-на СПБ

Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.

   Те, кто работает с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, знают, какие  трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности  и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.  Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

   В процессе учебы в школе  ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия  глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. О трудности такой координации говорит тот факт, что многим детям проще рисовать по памяти, чем с натуры, так как при рисовании с натуры внимание раздваивается, ребенку трудно скоординировать действия глаз и рук. При  несформированной  зрительно-моторной координации  страдают темп и качество выполнения заданий.

   Отсюда видно, как важно у детей с нарушением зрения формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами; умение правильно держать карандаш, фломастер, умение владеть ими; формировать зрительно-моторную координацию.

   Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.    

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

   Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, т.е. графомоторных умений, которые включают в себя способ удержания карандаша, кисточки и т.п.; силу нажима, точность, плавность движений, степень уверенности и произвольности в  выполнении.

   Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыком письма. Это особенно касается подавляющего большинства детей с нарушением зрения, т.к. зрительно-моторная координация предполагает осуществление одновременно с движением руки зрительного и кинестетического контроля.

   Для этой категории детей характерными особенностями являются:

- длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации;

- затруднение в становлении произвольности действий двигательного анализатора;

- трудности совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов.

   Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно, по сравнению с нормально видящими сверстниками, справляется с выполнением графических заданий.

   К причинам возникновения трудностей у детей-дошкольников можно отнести:

- несовершенство нервной регуляции движений;

- слабое развитие мелких мышц рук;

- недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев;

- низкая выносливость к статическим нагрузкам.

   Поэтому, учитывая исследования о наличии связи между успешностью формирования навыков письма и уровнем развития зрительно-моторной координации, с детьми, имеющими нарушение зрения, на подготовительном этапе должна обязательно проводиться работа, включающая систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, что в свою очередь будет способствовать развитию зрительного восприятия.

   Коррекционные упражнения на развитие зрительно-моторной координации можно разделить на две группы:

  1. упражнения на развитие соотносящихся практических действий (проводятся, начиная с младшего возраста).
  2. упражнения на развитие тонкой координации движений.

   Работа по развитию зрительно-моторной координации в детском саду с детьми, имеющими нарушения зрения, происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

   Во время лепки из глины или пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются  тонкие движения руки и пальцев.

   Мозаика и конструкторы также развивают мелкую моторику. Используются мозаики и конструкторы разного размера с учетом зрительной нагрузки и уровня развития мелкой моторики.

   В свободной деятельности используются  пирамидки, различные шнуровки, застежки, нанизывание бус разного размера.  Когда дети подрастают, им предлагают трафареты, обводки, решение задач на соотнесение предметов с приобретением навыков графического выделения (точкой, линией).

   У детей, страдающих косоглазием,  наблюдается отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений, а это сказывается на согласованности действий  рук и глаз. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.

   Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения  является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.

   Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

   Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы  в альбомах или тетрадях, используются разные виды коррекции изобразительных навыков:

- Коррекция точности направления руки: формирование умения проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

- Коррекция размаха движений руки при рисовании: «Кораблик плывет по волнам»

- Коррекция формообразующих движений: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке, не отрывая карандаш от бумаги).

- Коррекция изображения мелких предметов: обводка и рисование крупных фигур без отрыва руки. Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолеть.

   Для развития зрительно-моторной координации в работе со старшими дошкольниками используются тетради в крупную клетку (как часть занятия по математике, развитию речи). Детям с низкой остротой зрения  нужно дополнительно разлиновывать клетки, чтобы увеличить их яркость.

   Работа в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов:

- знакомство с тетрадью

- задание «продолжи узор», вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них, дуги, волнистые линии, круги, овалы

- печатание букв по клеточкам

- печатание цифр

- графические диктанты

- рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце («нарисуй такую же фигуру»).

   Большую помощь в развитии зрительно-моторной координации оказывают графические диктанты. Только, если для развития ориентировки на плоскости листа в клетку лучше диктовать последовательность проведения линий, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, нарисованный под диктовку, который он должен скопировать.

   Вообще, любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр, а также на конструирование по заданному образцу очень помогают детям в развитии необходимых навыков.    

Ежедневная штриховка, рисование орнаментов помогают детям подготовить руку к письму.  

    В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память.

   Наряду с развитием мелкой моторики необходимо развивать глазодвигательные механизмы зрения с помощью зрительной гимнастики и упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата.

   Еще одним способом развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  (равно, как и других зрительных функций) является конструирование из бумаги в технике оригами.  Складывание фигурок из бумаги – занятие крайне полезное.  Занятия оригами способствуют:

- развитию мелкой моторики;

- развитию координации движений;

- развитию тактильной чувствительности;

- концентрации внимания;

- стимуляции творческих способностей;

- созданию благоприятного эмоционального фона.

   Работа по складыванию фигурок проводится по следующим этапам:

- рассматривание изображения предмета на картинке, а затем -  поделки оригами, выделяя характерные части данного предмета;

- обучение навыкам складывания бумаги на основе подражания. На первых порах целесообразно выполнять   каждое действие совместно с ребенком, учитывая визуальный анализ,  с обязательным словесным пояснением;

- автоматизация навыков, когда ребенок выполняет действия по складыванию по словесному указанию педагога;

-   самостоятельная деятельность детей с использованием пооперационных карт (алгоритмов), где все действия разделены на микропроцессы.

   Работа по конструированию из бумаги в технике оригами  благотворно сказывается на развитии зрительных функций и зрительно-моторной координации у детей с амблиопией и косоглазием.

   На коррекционных занятиях по совершенствованию зрительно-моторной координации у младших школьников с нарушением зрения могут решаться следующие задачи:

- совершенствование способов восприятия движущихся предметов;

- развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

- развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;

- развитие осязания и мелкой моторики;

- автоматизация умения пользоваться карандашом, ручкой;

- развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;

- развитие умения соединять точки прямой линией;

- развитие умения писать буквы, цифры по образцу и самостоятельно;

- развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

  Важным условием эффективности занятий по совершенствованию зрительно-моторной координации является сочетание в предлагаемых детям заданиях  не только зрительной, но и мыслительной нагрузки, создание доброжелательной обстановки, использование игровых и соревновательных ситуаций. При этом необходимо соблюдать гигиенические требования, а также следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положении кисти и локтя.

Практические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения.

   Важным условием эффективности занятий по совершенствованию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения является соблюдение гигиенических требований: достаточное освещение, соблюдение требований к высоте мебели  и  соблюдение правил посадки за столами в соответствии со зрительными диагнозами. При этом необходимо следить за правильной осанкой, расстоянием от глаз до рабочей поверхности, а при работе в тетради – за  расположением пальцев на пишущем предмете, положением кисти и локтя.

   Различные задания на копирование геометрических форм, простейших рисунков, схем, букв, цифр помогают детям в развитии зрительно-моторных навыков. При этом зрительная нагрузка не должна превышать 15 минут. После напряженной зрительной работы рекомендуется проведение физкультминуток, зрительной гимнастики, которые снимали бы как общее, так и зрительное утомление. Проведение пальчиковых игр  является еще одним из способов снятия зрительной и мышечной усталости, а также тренировки точности двигательных реакций и развития мелкой мускулатуры пальцев.

   При работе в тетради необходимо использовать тетради в крупную клетку или крупную линейку, при этом  детям с низкой остротой зрения нужно дополнительно разлиновывать клетки или линейки, чтобы усилить  их четкость и яркость.

   В работе по складыванию из бумаги фигурок в технике оригами, которая является одним из способов развития зрительно-моторной координации, на первых порах необходимо сначала внимательно рассмотреть образец, выделить его характерные части, затем совместно с ребенком выполнять каждое действие по складыванию, совмещению углов и краев бумаги, сопровождая их словесными пояснениями. Затем навыки автоматизируются в процессе складывания по словесному указанию педагога, но при этом предварительно рассматривается пооперационная карта (алгоритм), где все действия разделены на микропроцессы. В дальнейшем ребенок может самостоятельно выполнять складывание, имея перед собой образец – пооперационную карту. Детали на пооперационных картах и бумага, из которой складывается фигурка, должны быть насыщенного цвета, они не должны сливаться с фоном. Детям с низкой остротой зрения необходим индивидуальный образец. При выборе задания нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, при этом детям с низкой остротой зрения лучше выполнять более крупные по размеру фигурки.

   Таким образом, соблюдение выше перечисленных рекомендаций по организации санитарно-гигиенических условий и процесса обучения детей с нарушением зрения будут способствовать повышению уровня развития зрительно-моторной координации.

Литература

  1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб. «Детство-пресс» 2002.
  2. Никулина Г.В. Готовим к школе ребенка с нарушением зрения: рабочая тетрадь. СПб. 2004.
  3. Смирнова Т.А. «Особенности развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения». Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы. Сборник статей. СПб. 2010.
  4. Плаксина Л.В. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М. 1998.
  5. Кабачинская  Е.Л. «Оригами как средство сенсорного и творческого развития  инвалидов по зрению». Диагностика развития и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. Сборник статей. М. 1997
  6. «Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения». http://www.rusarticles.com/pedagogika-statya  2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Особенности формирования осязания и мелкой моторики руки у детей с нарушениями зрения»

Дети с нарушением зрения характеризуются низким уровнем развития руки. Они не осознают роли осязания – как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения остроты зрения дети ...

Прогностическая модель речевого развития детей подготовительной группы и их готовности к школьному обучению

Материал знакомит родителей и воспитателей с нормами сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребе...

Система визуальных тренировок для детей с нарушением зрения.

Что означает термин "дефектология"?Что означает "нозология"?Краткая характеристика нозологических групп.Сочетанные нарушения....

Возрастные особенности детей 6-7 лет и готовность к школьному обучению

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам....