Правам ребенка посвящается
методическая разработка по теме

Сорокина Людмила Алексеевна

Деловая игра "Знаем ли мы права детей".

Консультация "Маленьким детям - большие права" (в двух частях).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра

«ЗНАЕМ  ЛИ  МЫ

 

ПРАВА  ДЕТЕЙ?»

Цель: 1. Продолжать знакомство педагогов с Конвенцией о правах ребенка.

        2. Закрепить знания по содержанию статей данного документа.

 

Ход игры:

        Как известно, любая игра начинается с разминки. Сейчас я всем вам в качестве разминки предлагаю тест, который содержит вопросы по Конвенции о правах ребенка. Тест состоит из восьми вопросов, на каждый из которых даны три варианта ответов. Вам предстоит выбрать нужный. Каждый правильный ответ группа экспертов оценит в один балл, т.е. реально каждый член может принести своей команде 8 баллов. Я читаю вопрос, вы проставляете вариант ответа:

        1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?

а) Ф.М.Достоевскому;

б) А.П.Чехову;

в) А.М.Горькому.

        2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) в 1968 г;

б) в 1982 г;

в) в 1989 г. 

        3. Какие различия могут определить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет; 

б) национальная принадлежность;

в) состояние здоровья.

        4. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

а) педагог;

б) родители; 

в) члены правительства.

        5. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство. 

        6. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы:

а) которая не указана в официальных справочниках;

б) которая может мешать образованию и вредить здоровью; 

в) которая не соответствует интересам и склонностям
ребенка.

        7. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка:

а) чувства страха перед наказанием;

б) осторожности в реализации своих желаний;

в) чувства достоинства и значимости. 

8. ООН считает ребенком любое человеческое существо от рождения до:

а) 16 лет;

б) 18 лет; 

в) 19 лет.

Тесты собираются и отдаются экспертам, результаты будут сообщаться в конце игры. От разминки переходим к самой игре.

I задание – команды по очереди выбирают билет с вопросом и дают на него ответ

  1. 15-летнему подростку запретили посещать церковь.
  2. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику.
  3. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях.
  4. 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище.
  5. Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и
    братец Иванушка"?
  6. Почему обитатели двора в сказке Андерсена "Гадкий утенок"
    обижали гадкого утенка?
  7. Какое право было нарушено в сказке "Заюшкина избушка"?
  8. Кто нарушил это право и кто помог зайцу восстановить
    свои права?
  9. Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке "Иван Царевич и
    Серый Волк?
  10. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"?
  11. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право
    на свободу передвижения?
  12. Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый
    Волк"?
  13. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца?
  14. Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"?
  15. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"?
  16. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост?         

II задание.

Условия таковы: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:

  1. Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Заодно мы увидим, как наши воспитатели знают детскую художественную литературу.
  2.  Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению. Те статьи Конвенции, о которых
    мы будем сегодня говорить, лежат у вас на столах. Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие- либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции. Каждый
    правильный ответ - 1 балл. Если команда ошибается, за нее может
    ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.

1. "И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! - Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду."                           (Г.Х. Андерсен "Новое платье короля")

Статья 13 (команда зачитывает).

- Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, то думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые: "Мал еще, помалкивай!" Ну и что, что мал, ведь, бывает, и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны - участницы, когда дети грубят.

  1. "Допьяна гонца поят, и в суму его пустую суют грамоту другую.

И привез гонец хмельной  в тот же день приказ такой:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод". (А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане")

Статья 16 (зачитывают).

- Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей - это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

        

3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?" (Ш. Перро "Золушка")

Статья 31.

- Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию... И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

        

4. - Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми". (А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше")

Статья 19.

- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

        5. "Только бедного утенка, который вылупился позже других и
был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.
(Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок")

Статья 8.

- Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, "шустрики" и "копуши", веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других - не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он написал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все.

        6. "Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:
"Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!"
(р.н. сказка "Царевна-лягушка")

Статья 16.

Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: "С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!"

7. "Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди; -
говорит, - и без подснежников не возвращайся".
(С. Маршак "Двенадцать месяцев")

Статья 20.

- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

        8. - Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все
равно съем!

- Выходи лучше сама! - сказала Лиса". (Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка")

Статья 23.

Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства - члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых - говорить и т.д.

9. - Рубите ей голову! - Крикнула Королева. - Пусть выносят приговор, а виновата она или нет - потом разберемся!" (Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес")

Статья 40.

- Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

        10. Последний вопрос, Команда, ответившая первой, получит дополнительное очко.

"На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу". (А.Толстой "Золотой ключик, или приключение Буратино").

Статья 28.

- Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А
государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали
школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!

Пока экспертная группа оценивает и подсчитывает общее количество баллов, мы подведем итоги тестирования. Слово экспертам.

- Послушайте правильные ответы (зачитываются вопросы теста и называются правильные варианты ответов). (См. приложение).

Подводятся общие результаты игры.

- Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями.

Приложение

Разминка

 1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?

а) Ф.М.Достоевскому.

        2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

в) в 1989 г. 

        3. Какие различия могут определить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет. 

        4. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

б) родители. 

в) члены правительства.

        5. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

в) на государство. 

        6. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы:

б) которая может мешать образованию и вредить здоровью.

        7. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка:

в) чувства достоинства и значимости. 

8. ООН считает ребенком любое человеческое существо от рождения до:

б) 18 лет. 

I задание

  1. 15-летнему подростку запретили посещать церковь. (Уважение свободы совести)
  2. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. (Право на тайну переписки)
  3. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. (До 15 лет не принимать участие в военных действиях)
  4. 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. (Равные права для всех детей независимо от пола)
  5. Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и
    братец Иванушка"? (Право на жизнь)
  6. Почему обитатели двора в сказке Андерсена "Гадкий утенок"
    обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других)
  7. Какое право было нарушено в сказке "Заюшкина избушка"?
    (Право на неприкосновенность жилища)
  8. Кто нарушил это право (Лиса) и кто помог зайцу восстановить
    свои права? (Петух)
  9. Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке "Иван Царевич и
    Серый Волк? (Право на владение личным имуществом)
  10. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
  11. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право
    на свободу передвижения? (Без ограничений)
  12. Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый
    Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
  13. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)
  14. Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
  15. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование).
  16. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост?
    (Право на личную Неприкосновенность)

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Правам ребенка посвящается..."

буклет "Правам ребенка посвящается"...

Буклет «Правам ребенка посвящается»

Буклет «Правам   ребенка посвящается»...

Буклет для родителей по правам детства "Правам ребенка посвящается"

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита­ется взрослым.У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности....

Буклет "Правам ребенка посвящается"

Одной из основных целей «Единого дня профилактики» является предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних....

Информационный буклет по правам детства "Правам ребенка посвящается"

Одной из основных целей «Единого дня профилактики» является предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних....