Обучение хореографии в детском саду
методическая разработка по теме

Артемьева Ольга Петровна

Жизнь современных детей насыщена до предела, как в известном стихотворении: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Только вот дисциплины теперь совсем другие: иностранный язык, компьютер, этикет. В общем, переполненную детскую голову необходимо «разгрузить», а делать это лучше всего, как учил великий физиолог Иван Павлов, с помощью активных движений. Здесь на помощь приходит универсальный вариант – хореография. Хореография – это общее понятие. Подобные занятия включают в себя целый комплекс дисциплин, в который входят элементы ритмики и гимнастики; упражнения, развивающие слух, игры, танцы. Введение в детском саду дополнительной образовательной услуги «Хореография» имеет своей целью: всестороннее развитие гармоничной личности, формирование эстетического вкуса средствами хореографического искусства. Занятия хореографией в дошкольном учреждении это: 
1. Ознакомление детей с основами классической хореографией; 
2. Изучение народных танцев; 
3. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости); 
4. Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, пластики); 
5. Развитие музыкальности, артистичности, и эмоциональной выразительности; 
6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе. 

Моя задача как хореографа – прививать детям теоретические и практические навыки по овладению искусством танца. 
Известно, что первое впечатление оставляют наиболее яркий свет в психике воспитанников и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход обучения, а следовательно, и решающим для успеха обучения. Если на первом занятии допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл. 
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на занятиях хореографией: 
• Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе, 
• Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться, 
• Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания. 
На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного. 
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использования минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетании. 
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и не осознано. При изучении материала следует как можно чаще менять построение детей в зале. 
Например, через каждые 3-4 движения дети, стоящие в первой линии, переходят в последнюю(«едут на камчатку»), соответственно вторая линия становится первой и т. д. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка. 
Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей. 
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение исполненное многократно становится простым и доступным. Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь. Чем большее число танцевальных движений и комбинаций освоено, тем лучше развита мышечная память. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве сценической площадки. 
Занятие хореографией – основа для развития всех видов детского творчества. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально-ритмические композиции для детей первого года обучения хореографии».

                       Содействовие развитию эмоциональности учащихся первого года обучения хореографии, через танцевально-игровую де...

Методы и приемы обучения хореографии для детей 4-5 лет

Вопросы обучения хореографии детей 4-5 лет всегда привлекали внимание хореографов. Особенно заметен  интерес к этой теме в связи с появллением разных направлений в современной хореографии и увели...

Игровые технологии в обучении хореографии в детском саду

Человек только тогда твёрдо стоит на ногах, когда знает историю родной земли, её традиции и культуру. Целенаправленное воздействие на личность детей средствами народной хореографической культуры, важн...

Консультация для родителей "Что дает ребенку обучение хореографии»

Хореография способствует: становлению правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного корсета, развивает координацию движений, ориентирование в пространстве, исправляет физические особенностей р...

Что даёт ребёнку обучение хореографии.

Развиваем : внимание, собранность,зрительное восприятие, трудолюбие, ответственность....

Консультация для родителей «Что дает ребенку обучение хореографией»

Систематические занятия хореографией в нашем детском саду соразмерно формируют фигуру ребенка, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, при...