Проект по патриотическому воспитанию
методическая разработка (средняя группа) по теме

Умурзакова Камшат Тауфиковна

 

Мы живем и работаем в маленьком уральском городке, который не всегда можно и на карте найти. Но уральский край богат своими обычаями, традициями его, населяет интересный народ.

И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив, богат край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vuospitaniyu.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11»

Проект по нравственно-патриотическому

воспитанию детей дошкольного возраста

«Наш дом – Южный Урал»

Из простых ручейков

Океан наполняется.

А любовь к своей Родине-

С родников начинается.

Автор: Файзуллина Елена Валерьевна

г. Троицк 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящаются проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознание ребенком самого себя, как представителя человеческого рода, восприятие детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним , что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной

Дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Мы живем и работаем в маленьком уральском городке, который не всегда можно и на карте найти. Но уральский край богат своими обычаями, традициями его, населяет интересный народ.

И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив, богат край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитывать патриотические чувства, гордости за место, где они живут, за «малую» Родину

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.

- Показать самобытность русского народа, проявляющееся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.

- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.

-   Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

1. Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).

 

2. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

 

3. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

 

4. Принцип интегративности

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

 

Условия реализации проекта

 

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому- культурно- историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.).

Создание такой развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Троицку должны передаваться детям.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

 

1. Труд взрослых.

2. Отдых троичан

3. Природа

4. Культура поведения в городе

5. Защитники города

6. Великие люди г.Троицка

7. История города

8. Достопримечательности города

9. Культуры и традиции

 

Необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

I раздел «Город, что сердцу дорог»

 §   Посещение краеведческого музея.

§   Улицы города: название и расположение.

§   Места отдыха горожан.

§   Рассматривание альбома

«наша малая Родина г.Троицк»

§   Беседа: «Где работают родители»

§   Экскурсия на почту, магазин, в школу.

§   Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» (с приглашением родителей)

§   Создание альбома о профессиях.

§   Создание в группе уголка «Русская изба».

§   Рассматривание карты г.Троицка.

§   Посещение библиотеки

 «Исторический калейдоскоп»

§   Экскурсия в краеведческий музей.

§   Экскурсия в музыкальную школу.

§   Занятия из цикла «Путешествие в Троицк»

§   Занятия «История нашего города»

§   Знакомство с гербом и гимном нашего города.

§   Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

§   Создание альбома «Старинные здания города»

§   Фотовыставка «Наш город сегодня»

§   Выставка детских работ «Мой любимый город»

§   Создание в группе мини–музея.

II раздел «Природа Челябинской области»

 §   Целевая прогулка в лес

§   Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось, кабан)

§   Посещение краеведческого музея.

§   Праздник осени

§   Познавательная беседа «Как зимуют в лесу: лось. Медведь, кабан»

§   Экскурсия в зимний лес

§   Рассматривание иллюстраций о зиме.

§   Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.

§   Беседа «Жизнь животных и птиц весной»

§   Экскурсия в лес и на водоем.

§   Беседа о труде людей весной на полях и в садах.

§   Беседа « Летом на озере: речные и озерный рыбы и птицы»

§   Беседа «Берегите лес»

§   Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев»        

§   Обобщающая экскурсия в лес.

§   Сравнительная беседа о подготовке зиме домашних и диких животных

§   Подкармливание птиц на территории детского сада.

§   Беседа «Как зимуют домашние животные»

§   Сравнительная беседа «Бабочки и жуки»

§   Занятия «Лес - многоэтажный дом».

§   Беседа «Опасные двойники (полезные и вредные ягоды и грибы)

III раздел «Культурное наследие Зауралья»

§   Чтение сказок Бажова «Голубая змейка», «серебряное копытце»

§   Просмотр диафильмов, видеофильмов по сказкам Бажова.

§   Экскурсия в библиотеку

§   Встречи с интересными людьми (работники библиотеки, местные художники).        

§   Познавательное мероприятия в библиотек «Троицкие писатели»,

§   Чтение сказок Бажова «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок»

§   Просмотры диафильмов, видеофильмов.

§   Рассказ о художниках Челябинской области.

§   Посещение выставок в детской художественной школе.

§   Знакомство с уральскими пейзажами.

IV раздел «Народное декоративное искусство»

§   Знакомство с русской народной игрушкой

§   Знакомство с уральской росписью.

§   Знакомство с украшениями пасхальных яиц, русского народного костюма (мужской и женский)

§   Посещение выставок декоративно-прикладного искусства в музее.

§   Встречи с интересными людьми.

§   Кружковая работа.        

§   Знакомство с Урало - сибирской росписью.

§   Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец).

§   Знакомство с украшением русского пряника.

§   Посещение выставок декоративно-прикладного искусства в музее.

§   Выставка народно-прикладного искусства детей и родителей.

§   Встречи с интересными людьми.

§   Прекрасное - своими руками (кружковая работа).

V раздел «Уральский фольклор»

§   Знакомство с русскими народными инструментами.

§   Знакомство с русскими народными песнями и колядками.

§   Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).

§   Фольклорный праздник «Посиделки»

§   Знакомство с культурными традициями «Масленица», «Рождество».

§   Развлечение «На лесной полянке».

§   Разучивание хороводов, народных песен.

§   Знакомство с народным уральским фольклором: загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, уральские песни и хороводы.

§   уральская традиционная кухня.

§   Рождественские гадания.

§   Развлечения «Святки», «Масленица», «Троица».

§   Праздник «Русской березки».

§   Разучивание с детьми хороводов, народных песен.

 

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 

2. Консультация для родителей

 «О художниках Челябинской области»

 «Промыслы Зауралья»

 «Знаменитые люди г. Куртамыша»

3. Семейная гостиная «Мой светлый город Троицк».

4. Выпуск газеты для семейного чтения.

5. Совместные праздники и развлечения.

6. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую художественную школу, в лес.

7. Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, и др., участие в народных гуляниях.

8. Сбор краеведческого материала с участием родителей.

9. Помощь в создании уголка «Русская изба», мини-музея.

10. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала.

11. Организация встреч с интересными людьми.

12. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»

13. Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»

14. Выставка семейных реликвий».

15. Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Народные игры».

16. Папка-раскладушка «Прогулки по городу».

17. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей.

18. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».

19. Совместные проекты «Традиции семьи».

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.

2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

3. Имеют представления об исторических памятниках.

4. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.

5. Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края; Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.

6. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

7. Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки и народных умельцев наших дней.

8. Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.

 

КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

 

1.ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

- Повышение уровня знаний представлений детей.

- По проекту:

- Как называется наш город?

- Почему он так называется?

- Какие улицы города вы знаете?

- Чьи имена носят улицы нашего города?

- Какие исторические памятники, исторические места вы знаете?

- Каких местных писателей, художников можете назвать?

- Какие праздники отмечаются в нашем городе?

- Назовите промыслы и ремесла, которыми владеют народные умельцы наших дней?

- Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?

- Расскажите о природе родного края.

- Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости от сезона?

 

2. ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

-  Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия.

-  Повышение педагогической компетентности родителей.

-  Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.

 

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

« ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»

(для детей среднего возраста)

 

Тема

Материал

Коллекция из засушенных растений: «Открытка или воспоминания о лете»

Осенние листья, высушенная трава и цветы.

Украшение для группы «Осенний лес, парк»        

Природный материал: семена, листья деревьев, засушенные цветы.

«Лесная скульптура»

«Воздушный аквариум» (по выбору детей - рыбы моря или рек), конструирование и аппликация.        

Коллективная работа из природного материала: фигурки животных и птиц.

Осенние листья, высушенная трава и цветы, шишки и тд.

«Украшение для новогоднего стола»        

Палочки или веточки для основы, нитки, бумага.

Коробка для подарков

Молочные пакеты, коробочки из под обуви, пластмассовые банки, бумага, фольга, фантики.

«Украшение для кукол» (браслет, бусы)

Пуговицы большого размера, бусинки.

Коллективная работа «Нарциссовое дерево»

Свечи, коряги, шишки, сухие цветы, вазы, корзинки, ветки ели.

Украшение группы к празднику весны

Цветы живые и искусственные вазы, корзины, песок и камни.

«Куклы из соломы и сухой травы» для праздника «Масленица»

Сухая трава, солома, нитки.

«Твоя оранжерея» или работа по замыслу (аппликация и конструирование)

Разный природный материал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»

В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...