Материалы работы клуба для родителей "Воспитываем вместе"
методическая разработка по теме

В материалах представлен опыт работы по руководству клубом для родителей "Воспитываем вместе", формы и методы работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий  МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

__________________ Едеменченко Г.М.

МАТЕРИАЛЫ

работы психологического клуба для родителей

 «Воспитываем вместе»

Выполнил:

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

Командин Е.Н.

Актуальность.

        В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.

        Сегодня семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.

        На мой взгляд, от деятельности родителей во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, которые играют решающую роль в формировании и развитии личности, изменении в воспитательных целях микросреды ребенка. Она, что не менее важно, активизирует и процесс воспитания самого воспитателя. Всякая недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

        Я считаю, что воспитание как целенаправленная деятельность зависит от целого ряда обстоятельств:

  1. соответствие воспитания требованиям общества;
  2. характер семейных отношений;
  3. опыт социального общения родителей;
  4. семейные традиции;
  5. педагогическая культура родителей.

Педагогическая культура, по моему мнению,  дает возможность осуществлять воспитательный процесс  более целенаправленно и организованно, в какой-то мере снижает элементы стихийности в семейном воспитании.

        «Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз ставится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.

        Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение взрослых, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей.

        Опыт педагогической работы с родителями показывает, что многие молодые родители понимают необходимость формирования личности ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом. Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одна из существующих причин – недостаточная педагогическая культура родителей. Им часто недостает этических, юридических, психологических и педагогических знаний, важнейших практических умений.

Пояснительная записка.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Закон Российской Федерации «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Практика работы в системе образования показала, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Настоящие материалы составлены на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Поводом для составления материалов послужило то, что  непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.

В нашем обществе большое внимание обращается на формирование всесторонне развитой личности. Поэтому очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего, уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда – необходимость творческого союза родителей и педагогов.

Цель работы клуба: формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и преставлений.

Задачи работы:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство и оказание необходимой практической помощи семье в воспитании детей.
  3. Активизация психологического самообразования родителей и обогащение их воспитательных умений.
  4. Планомерное, активное распространение психологических знаний среди родителей.

Формы, используемые в работе клуба:

  1. лекция;
  2. круглый стол;
  3. диспут;
  4. дискуссия;
  5. семинар-практикум;
  6. занятие с элементами тренинга.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия, на мой взгляд,  способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001.
  2. Годовикова Д. Б. Общение ребенка со взрослым // Дошкольное воспитание,  1988. — № 5.
  3. Годовикова Д. Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей // Психология дошкольника: Хрестоматия / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М., 1997.
  4.  Доронова Т.Н., Глушкова Л.В., Гризик Т.И. Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005.
  5.  Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.
  6. Марковская И.М. Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми. Спб., 2001.
  7.  Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учерждений Санкт-Петербурга / сост. Н.П. Митрошина и др. Спб., 2001.
  8.  Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. М., 1994.

ТЕМАТИКА ЗАСЕДАНИЙ

РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА

 «ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ»  

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 МБДОУ ДЕТСКОГО САДА № 4 «СОЛНЫШКО» г. ПЯТИГОРСКА

Возрастная категория

Тема заседания

Форма проведения

Время проведения

1 год обучения

Младший дошкольный возраст

  1. Ребенок и детский сад. Как помочь ребенку в период адаптации?

консультация

сентябрь

  1. Кризис трех лет и как с ним справиться.

семинар-практикум

ноябрь

  1. Дисциплина: границы дозволенного и родительское наказание.

лекция

январь

  1. Азы воспитания.

консультация

апрель

Старший дошкольный возраст

  1. Типы современной семьи: стили и ошибки воспитания.

круглый стол

сентябрь

  1. Влияние семьи и родительских установок на развитие и становление личности ребенка.

занятие  с элементами тренинга

ноябрь

  1. Жестокое обращение с детьми: что это такое?

дискуссия

январь

  1. Готовимся к школе заранее.

семинар-практикум

апрель

2 год обучения

Младший дошкольный возраст

  1. Играем вместе с детьми. Игрушка в жизни ребенка.

семинар-практикум

сентябрь

  1. Эмоциональная привязанность ребенка к матери.

семейная гостиная

ноябрь

  1. Родительская любовь: как ребенок ее воспринимает.

тренинг

январь

  1. Любить ребенка. Как?

консультация

апрель

Старший дошкольный возраст

  1. Воспитание мальчиков  девочек.

консультация

сентябрь

  1. Застенчивость ребенка и ее преодоление средствами изобразительного творчества.

семинар-практикум

ноябрь

  1. Воспитание детей с особенностями в поведении: агрессивность, тревожность, гиперактивность.

консультация

январь

  1. Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу.

семинар-практикум

апрель

3 год обучения

Младший дошкольный возраст

  1. Предпосылки психосоматических расстройств у детей.

консультация

сентябрь

  1. Детская агрессивность: откуда она берется и как с ней справиться.

семинар-практикум

ноябрь

  1. Эмоциональный мир и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста.

семинар-практикум с элементами тренинга

январь

  1. Азбука взаимодействия родителей и детей.

семинар-практикум с элементами тренинга

апрель

Старший дошкольный возраст

  1. Кризис семи лет и как с ним справиться.

консультация

сентябрь

  1. Роль компьютерных игр в развитии дошкольника.

дискуссия

ноябрь

  1. Моя Галактика: особенности детско-родительских отношений в семье.

тренинг

январь

  1. Мой ребенок – будущий первоклассник.

консультация

апрель

Механизм реализации материалов:

Заседания клуба проводятся 1 раз в квартал с родителями каждого возрастного периода: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст.

Занятия с родителями в зависимости от темы, рассматриваемой на заседании, проводятся в групповых помещениях дошкольного учреждения, в музыкальном зале, экологическом центре, кабинете обучения грамоте и ИЗО-студии детского сада. На занятиях, кроме таких традиционных средств, как методические пособия, литература, наглядные пособия, раздаточный материал и др. активно используются и современные информационно-коммуникационные средства: компьютер, мультимедийная аппаратура, а также и технические средства обучения: видеомагнитофон и видеоплеер, музыкальный центр, видеопроектор.

Схема взаимодействия специалистов ДОУ

в организации работы клуба

МОДЕЛЬ РАБОТЫ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА № 4 «СОЛНЫШКО»

С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

        

МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ

И ОБОГАЩЕНИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ

АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ  УРОВНЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ МОТИВАЦИИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

        С целью изучения мотивации родителей в плане к сотрудничеству с дошкольным учреждением мною проведено анкетирование родителей воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста. При проведении исследования были изучены следующие вопросы:

  1. адекватность оценки состояния своего ребенка;
  2. готовность к полноценному сотрудничеству;
  3. степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ;
  4. продуктивность использования рекомендаций.

Разная степень готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением соответственно определяет различные уровни родительской мотивации.

Высокий уровень (11-12 баллов) – родители адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с ДОУ в процессе воспитания ребенка, понимают важность и необходимость этой работы; проявляют инициативу в плане сотрудничества с ДОУ; прислушиваются к советам и рекомендациям специалистов ДОУ и активно применяют их в своей воспитательной работе.

Средний уровень (7-10 баллов) – родители адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с ДОУ, но при максимальной затрате усилий с их стороны соглашаются со всеми доводами педагогов и мотивируют свою пассивность недостатком времени.

Низкий уровень (0 – 6 баллов) – отсутствует адекватная оценка родителями состояния своего ребенка, необходимость и возможность сотрудничества отрицается вследствие занятости родителей, нехватки свободного времени; рекомендации специалистов ДОУ не используются в воспитательном процессе.

Результаты изучения уровня родительской мотивации в плане готовности к сотрудничеству с ДОУ за 2008 – 2011 гг представлены в таблице ниже:



Критерии

2008-2009

уч.год

2009-2010

уч.год

2010-2011 уч.год

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Адекватность оценки состояния своего ребенка

16%

48%

36%

18%

45%

37%

23%

52%

25%

Готовность к полноценному сотрудничеству

9%

29%

62%

15%

28%

57%

42%

32%

26%

Степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ

9%

19%

72%

18%

20%

62%

28%

31%

41%

Продуктивность использования рекомендаций


18%


68%


14%


29%


56%


15%


33%


52%


15%

ИТОГО

13%

41%

46%

20%

37%

43%

32%

42%

27%

Мониторинг развития уровня родительской мотивации

2008-2009

2009-2010

2010-2011

высокий уровень

13%

20%

32%

средний уровень

41%

37%

42%

низкий уровень

46%

43%

27%

 

Заведующая детским садом

Старший воспитатель

Педагог – психолог

Родители воспитанников МДОУ

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор

по физической культуре

Медицинская

сестра

Специалисты дополнительного образования МДОУ

Формы

сотрудничества

с семьей

Работа по озеленению территории

Консультации

Папки-передвижки

Родительские субботники

Консультации педагогов-специалистов

Работа в «Творческой мастерской»

Совместная деятельность

Библиотека семейного

чтения

Клуб

для родителей «Воспитываем вместе»

Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей

Просмотр детских утренников, вечеров досуга

Анкетирование

Собрания родителей

по группам

Общие родительские собрания

Дни

открытых

 дверей

Тренинговые задания с элементами игровых действий

Непосредственное практическое взаимодействие родителя с ребенком в различных видах деятельности

Использование примеров из литературы

Элементы артметодов общения (театрально-игровое взаимодействие)

Анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, мотивов поведения

Самотестирование родителями собственного воспитательного процесса

Игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения

Обращение к опыту семейного воспитания родителей

Обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний, рисунков и пр.

Методы активизации на основе межличностного канала общения

Целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность

Решение

проблемных

задач

семейного

воспитания

Дискуссионные вопросы

и обсуждение нескольких

точек зрения

Методы активизации на основе вербального канала

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ И ОБОГАЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РОДИТЕЛЕЙ



Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий

МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорск

______________ Едеменченко ГМ.

Выступление на городском методическом объединении

педагогов-психологов ДОУ по теме:

«Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий

с детьми дошкольного возраста по коррекции эмоционально-волевой сферы

 (агрессивность, тревожность, страхи)».

Подготовил:

 педагог-психолог МДОУ д/с  № 4

«Солнышко» г. Пятигорска

Командин Е.Н.

        Новое время диктует  новые вопросы. Российское общество пребывает в состоянии глубокого социально-экономического, духовно-нравственного кризиса.

        Результаты современных исследований показывают, что успешная деятельность детей зависит от их психологического здоровья. Психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу с детьми, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. На сегодняшний день актуальной стала проблема детской агрессивности, а также повышенная тревожность и увеличение количества страхов у детей дошкольного возраста. Не вызывает сомнений то, что чем раньше будет начата работа по коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка, тем легче корректировать и предупреждать закрепление агрессивности, тревожности в стойкие поведенческие паттерны.

        Сегодня увеличивается число обращений педагогов и родителей на конфликтность, агрессивность детей, а также на повышенную тревожность и напряженность и увеличение количества страхов. Все это и стало поводом составления цикла коррекционных занятий.

        Изучив многие коррекционные программы, например, Татищева А.И. «А я не боюсь!», Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми», Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», Смирнова Т.И. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», я сделал вывод о том, что они рассчитаны на короткий промежуток времени (обычно 10-20 занятий). Кроме этого, анализ психологической литературы по вопросам коррекции эмоционально-волевой сферы показывает, что работа в этом направлении должна носить систематический и регулярный характер.

        Основываясь на рекомендуемые программы, я составил цикл занятий по коррекции тревожности и преодолению страхов у детей дошкольного возраста, а также цикл коррекционных занятий, направленных на снижение уровня агрессии у дошкольников.

        Отличительной чертой является то, что все занятия проходят в игровой, увлекательной форме с применением различных психотерапевтических методов и приемов:

  1. словесные и подвижные игры;
  2. ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных ситуациях;
  3. психогимнастика (имитационные игры);
  4. арт-терапия;
  5. телесно-ориентированная терапия;
  6. сказкотерапия;
  7. этюды-релаксации;
  8. беседы;
  9. функциональная музыка.

Цикл занятий по коррекции агрессивного поведения составляет 37 занятий по два раза в неделю. Общая продолжительность коррекционной работы составляет 4,5 месяца.

                Цикл занятий по коррекции тревожности составляет  56 занятий по два раза в неделю. Общая продолжительность коррекционной работы составляет 7 месяцев.

                Идеальный вариант работы – это работа с одновозрастной группой от 8 до 10 человек. Другая особенность в том, что группы могут быть и разновозрастными. Продолжительность каждого занятия зависит от возрастной группы, но не более 30-40 минут.

                В основу всех циклов положены занятия, которые строились по принципу концентричности. Для повышения эффективности психокоррекционной работы необходимо соблюдать последовательность этапов:

I-й этап – диагностический.

Цель: изучение уровня агрессивности у детей.

Диагностика:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Опросник для воспитателей «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
  3. Тест «Рука».
  4. Проективная методика «Несуществующее животное».

II-й этап – информационный. 

Цель: информирование и консультация родителей и педагогов образовательного учреждения о имеющихся нарушениях в развитии детей и необходимости психокоррекционной работы.

III-й этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция детской агрессивности.

IV-й этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

                Эффективностью коррекционной работы, проводимой с детьми служат следующие критерии:

- снижение уровня агрессивности;

- умение контролировать поведение;

- умение решать проблемные ситуации;

- формирование новых стереотипов поведения;

- снижение уровня тревожности и количества страхов;

- повышение уверенности в себе;

- повышение коммуникативной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы клуба родителей «Мы вместе» первой младшей группы

План работы клуба родителей «Мы вместе» первой младшей группы...

Статья о работе клуба "Вместе веселей"

Современные родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержательного внутрисемейного общения, для совместных занятий, поддержания и развития семейных традиций....

Презентация работы клуба молодой семьи "Счастливы вместе!"

Отчетная презентация работы клуба молодой семьи "Счастливы вместе!"...

План работы родительского клуба «Творим, мастерим вместе»

В нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание родительского клуба. Клуб - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая у...

Работа клуба "Вместе веселей".

Работа клуба "Вместе веселей"...

«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Как писал Василий Александрович  Сухомлинский, «от того, как прошло  детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его  разум и сердце из окружающего мира – о...

Работа клуба "Вместе веселей"

Работа с родителями - важный компонент в работе учителя- логопеда. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. Однако, в процессе общения с семьёй, довольно ча...