Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача предшкольного обучения
статья (подготовительная группа) по теме

 

Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача

предшкольного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_vystuplenie_na_seminare.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача

предшкольного обучения

                                                                                   

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети бывают подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.

Психологическая готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Школьная незрелость определяется не общим отставанием в развитии, а частичной незрелостью одного или нескольких компонентов психологической готовности в школе.

Каковы же компоненты психологической готовности? В чём их содержательная характеристика?

        Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.

2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.

3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

        Интеллектуальная готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

• Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

• Сформированность начальных умений учебной деятельности»

• Дифференцированность восприятия как основа мышления.

• Планомерность восприятия (наблюдательность).

• Развитое наглядно-образное мышление:

- умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

- умение сравнивать их, видеть сходное и различное,

• Развитое воображение.

• Хорошая ориентировка в пространстве и времени

• Хорошая память.

• Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).

• Развитие фонематического слуха

• Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).

• Предпосылки абстрактно-логического мышления;

- способность понимать символы;

- способность формулировать вопросы;

- способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы

           Личностная готовность

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

Ребёнок должен

- знать правила общения;

- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

- уметь управлять своим поведением без агрессивности;

- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Компоненты личностной активности:

• Принятие новой социальной позиции.

• Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

• Развитие познавательных критериев, любознательности.

• Развитие желания ходить в школу.

• Произвольное управление своим поведением.

• Объективность самооценки.

• Потеря «детскости», непосредственности

        Социально-психологическая готовность

• Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).

• Развитие потребности в общении.

• Умение подчиняться правилам и нормам.

• Умение действовать совместно, согласовывать свои действия

Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?

 Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:

1) следует ли ребенок правилам игры;

2) как ребенок устанавливает контакты;

3) считается ли с другими как с партнерами;

4) умеет ли управлять своим поведением;

5) требует ли уступки от партнеров;

6) бросает ли игру при неудаче.

           Эмоционально-волевая готовность

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Компоненты эмоционально-волевой готовности:

• Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

• Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).

• Сохранение работоспособности в, течение одного урока и в течение учебного дня.

• Произвольная регуляция внимания.

• Умение продлить действия, приложив к этому усилия.

• Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре).

• Сформированность небоязни трудностей.

   Здоровье будущего первоклассника:

Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

Спокоен, усидчив, нераздражителен.

Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

В речи нет выраженных задержек в развитии.

Физическое развитие соответствует возрастной норме.

Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

  1. знает и соблюдает санитарные и гигиенические нормы и правила;
  2. владеет способами самоограничения сферы своей деятельности и выполняет социально-детерминированные правила и запреты.

Владеет двигательной культурой:

  1. осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений;
  2. владеет свои телом, различными видами движений на уровне, соответствующем возрасту;
  3. имеет первоначальные представления и умения в спортивных играх, умеет самостоятельно организовать и проводить подвижные игры;
  4. развита мелкая мускулатура рук, что позволяет успешно действовать карандашом, ручкой, кистью, ножницами;
  5. способен к адекватной двигательной активности в изменяющейся окружающей обстановке;
  6. имеет представления об основах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

   

    Обучение детей по программе «Предшкольная пора» в группах полнодневного пребывания в ДОУ грамотными и творческими педагогами даёт возможности качественно подготовить детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка руки к письму как этап формирования готовности ребёнка к школе»

В данной статье раскрываются основные причины неудач детей при обучении письму....

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

«Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек»

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Консультация для родителей на тему: "Основные показатели речевой готовности ребёнка к школе"

В данной консультации даны основные показатели речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

Консультация для родителей «Основные показатели готовности ребёнка к школе»

Консультация для родителей«Основные показатели готовности ребёнка к школе» - Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность...