ПРОЕКТ Социально-педагогическая поддержка развития ребенка в ДОУ
методическая разработка по теме

 

ПРОЕКТ

Социально-педагогическая поддержка развития ребенка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_soc-ped_podderzhka_rebyonka_v_dou.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Социально-педагогическая поддержка развития ребенка в ДОУ

Основные цели и решаемые проблемы

Своеобразие социально-педагогической поддержки развития ребенка в ДОУ заключается в том, что эту поддержку оказывает в основном один человек, в лице воспитателя, а не группа специалистов, как в школах. Таким образом, воспитатель должен определить для себя ориентиры социального развития ребенка, т.е. то, к чему его воспитанник должен быть готов, в какие социальные условия он в скором времени попадет.

Проблема первая - поступление в школу. После детского сада ребенок сталкивается с абсолютно новым жизненным ритмом, он попадает в новый социальный институт - школу. Изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он будет жить. Ребенок обретает совершенно новое положение в обществе - в его жизни появляются новые взрослые и дети, складываются иные отношения. В первом классе задача учителя заключается в формировании ученического коллектива, группы на уроке, в учебном процессе. Все то, что с ребенком происходит вне урока, как правило, из поля зрения учителя выпадает. А у ребенка могут возникать серьезные проблемы в сфере общения. И если ребенок к моменту поступления в школу не умеет устанавливать контакты в группе, он, скорее всего, замкнется и не обратится за помощью, что в результате может привести к серьезным психическим травмам.

Очень важно, еще в детском саду, научить детей устанавливать контакты, дружить, проявлять заботу о другом, общаться. В школе его положение среди товарищей может сильно отражаться на успеваемости усвоения знаний.

Цель - обучение ребенка способам установления необходимых ему социальных контактов.

Проблема вторая - удовлетворение потребности жить "здесь и сейчас" радостно, а не по заранее намеченному плану.

Мы, педагоги, обучая и воспитывая, очень часто забываем о том, что собственно хотят дети. У нас есть план, программа, и мы стараемся, во что бы то ни стало, ее выполнить, и не замечаем как при этом незаметно "теряем" ребенка. А детям хочется, чтобы с ними просто жили. Это одна из важнейших проблем социальной ситуации развития ребенка.

Цель - создание условий, обеспечивающих детям психологическую защищенность, принятие, радость существования.

Коллективы дошкольных учреждений гордятся тем, что с детьми у них работают множество специалистов, преподавателей дополнительных дисциплин. Но это и есть еще одна проблема.

Проблема третья - дефицитигровой деятельности как пространства и времени свободы самовыражения, творчества, радости.

Загруженность детей (особенно в подготовительной группе) учебной деятельностью, тогда как ведущая деятельность дошкольного возраста - игровая. Мы практически не оставляем детям свободного от нас времени, когда у них была бы возможность самовыразиться, творить, играть. Ведь именно в игре они учатся жить.

Цель - создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.

Все эти социальные проблемы, специфические для дошкольного учреждения, мы пытаемся решить педагогическим способом. В этом и заключается смысл социально-педагогической поддержки развития ребенка в ДОУ.

 

Основное содержание проекта

Вышеописанные проблемы являются основными, на которые я направила свою деятельность. Таким образом, проект системы социально-педагогической поддержки развития ребенка в ДОУ может быть реализован при условии выполнения вышеописанных направлений работы. С целью реализации этих направлений работы были созданы подпроекты "Диалог", "Дружба", "Трудный ребенок".

Подпроект "Диалог"

Цель: Обучение ребенка способам установления необходимых ему социальных контактов.

Задачи:

1. Развитие и поощрение активности детей во взаимоотношениях.

2. Обучать различению разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в особенностях мимики, жестов, действий, интонаций голоса (радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение).

3. Обучение способам согласования своих действий со сверстниками, участниками совместных игр, соотнесение своих действий с общественными нормами поведения.

4. Формировать представления о способах поддержания социальных связей (переписка, разговор по телефону, посещения) проявлений заботы, любви, уважения к друг другу.

5. Уточнение знаний о нормах и правилах, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условия: доброжелательная атмосфера, взаимопонимание с родителями детей и педагогическим коллективом, игровое оборудование.

Предполагаемый результат:

1.  Умение замечать состояние сверстников и проявлять участие, сочувствие. Умение пожалеть, выразить сочувствие, защитить. Умение сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликтов со сверстниками, самому останавливать ссору.

2. Готовность научить детей тому, что умеет сам ребенок.

3. Готовность оказать помощь в нужной ситуации.

Способы диагностики:

1. Наблюдение (включенное наблюдение).

2. Анкетирование.

3. Социометрия.

4. Самоанализ.

Подпроект "Дружба"

Цель: Создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.

Задачи:

1. Создание ситуаций, проявляющих у детей чувства радости от совместного творчества, общения, труда.

2. Развитие игровых навыков и умений.

3. Развитие эмпатии на основе умения "входить в образ" и "действовать в образе".

4. Поощрение детских игровых объединений.

5. Вовлечение детей в театрализованные игры.

Условия:

Наличие свободного для игры времени, разнообразного игрового оборудования, игровой позиции педагога.

Предполагаемый результат:

1. Чувство радости от совместного труда, творчества, общения.

2. Доброжелательность, внимание по отношению к малышам и сверстникам, готовность к взаимному сотрудничеству.

Способы диагностики:

1. Наблюдение (включенное наблюдение).

2. Тестирование "Цветик-семицветик".

3. Моделирование проблемных ситуаций.

4. Анализ игровой деятельности.

 

Подпроект "Трудный ребенок"

Цель: Удовлетворение потребности жить "здесь и сейчас" радостно, а не по заранее намеченному плану.

Задачи:

1. Учиться воспринимать и принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Изучение причин "трудности" ребенка-диагностика проблем.

3. Подборка комплекса - игр - упражнений для возможного решения проблем.

4. Насыщение жизни ребенка принятием и радостью.

Условия: навыки профессиональной рефлексии, комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, сотрудничество с родителями "трудного" ребенка.

  Предполагаемый результат на стороне ребенка:

1. Опыт принятия себя педагогом и сверстниками.

2. Опыт совместных игр.

3. Обогащение содержания индивидуальных игр позитивными образами содержания.

Предполагаемый результат на стороне педагога:

1. Опыт безоценочного принятия.

2. Опыт осуществления педагогической стратегии на основе многовариантности педагогических действий.

3. Совершенствование способности к педагогической импровизации.

4. Совершенствование навыка профессиональной рефлексии.

Способы диагностики:

1. Наблюдение (включенное наблюдение).

2. Анализ продуктов детской деятельности, педагогических документов.

3. Проективные графические методики "Рисунок семьи", "рисунок человека".

4. Социометрия.

5. Тестирование "Уровень готовности к школе".

6. Сравнительная характеристика отношения ребенка к различным видам деятельности.

 

Основные результаты проекта

1. Повышение групповой сплоченности.

2. Эмоционально-комфортное состояние детей в группе детского садика.

3. Опыт осуществления педагогической стратегии на основе многовариантности педагогических действий.

 Способы оценки эффективности проекта

1. Анкетирование.

2. Анализ продуктов детской деятельности, педагогических документов.

3. Анализ игровой деятельности.

4. Моделирование проблемных ситуаций.

 5. Экспертиза специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

Индивидуальный план поддержки развития ребенка с ОВЗ

Индивидуальный план поддержки развития ребенка...

Организация игровой поддержки развития ребенка на основе развивающих игровых средств (тактильные доски) "Гениальность на кончиках пальцев".

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей встает особенно остро как перед родителями, так и перед педагогами. Современным детям  приходится расти и развиваться на фоне угрожающей ...

Индивидуальный план поддержки развития ребенка

Индивидуальный план поддержки развития ребенка....

Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка.

Тематическое планирование для детей 2-3 года. Группа выходного дня....

Индивидуальная поддержка развития ребенка в семье

Почему важно заниматься с ребенком дома?Презентация для родителей и воспитателей ДОУ (ДОО)...

Индивидуальный план поддержки развития ребенка

Индивидуальный план поддержки развития ребенка...