Образовательная программа "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через художественное творчество".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Данная программа составлена по области "Художественное творчество" и рассчитана на детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_granelshchikova.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №44

                                                  УТВЕРЖДАЮ      

                                                                                Заведующая МБДОУ д/с №44

                                                                                 ___________ Л.А. Кирпичева  

                                                                  «»  2012г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через художественное творчество»

                                                      Автор-составитель:

                                                                        Кочешкова Ольга Сергеевна                                                                воспитатель второй

                                                                              квалификационной категории

г.Арзамас

2012г.

Пояснительная записка

Учебно-тематический план рассмотрен и рекомендован к использованию решением педагогического совета МБДОУ д/с № 44

Протокол № от

Автор: Кочешкова О.С.

Срок реализации – 1 год.

Возраст детей с 6-7 лет.

      В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

     Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

     Целью данной программы является формирование у детей умений и навыков в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

  1. Формировать познавательные способности детей средствами изобразительной деятельности.
  2. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
  3. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.
  4. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  5. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
  6. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
  7. Формировать умение оценивать созданные изображения.
  8. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание детей на выразительные средства.
  9. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  10. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  11. Развивать внимание, память, мышление, воображение средствами изодеятельности.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Познание». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
  2. «Коммуникация». Использование художественного слова, развитие монологической речи при описании собственных работ и работ своих товарищей.

Рисование.

     В детском саду рисование занимает ведущее место в в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

  1. Рисование отдельных предметов. Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов являются следующие:

  1. Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением.
  2. Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным.
  3. Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа.
  4. Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

  1. Научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению.
  2. Научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы.
  3. Развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета).
  4. Развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета).
  5. Развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков).
  1. Сюжетное рисование. Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

  1. Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного.
  2. Научить передавать взаимодействия между объектами.
  3. Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

  1. Научить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу.
  2. Научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.).
  3. Развивать композиционные умения – научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких – внизу листа и удаленных – вверху (без изменения размеров).
  4. Развивать чувство цвета – учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.
  1. Декоративное рисование. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в детях любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Общими задачами обучения декоративному рисованию являются следующие:
  1. Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах.
  2. Развивать чувство цвета.
  3. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве.
  4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

  1. Развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета.
  2. Развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях.
  3. Учить видеть особенности различных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов.

Лепка.

  1. Лепка отдельных предметов. Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями – изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.  При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно-воспитательным задачам:

  1. Содействовать формированию у детей интереса к лепке.
  2. Знакомить их со свойствами материала.
  3. Учить правильно пользоваться материалом для лепки.
  4. Помочь овладеть техническими приемами.
  5. Научить создавать формы.

Задачами обучения лепке в подготовительной группе являются следующие:

  1. Развивать зрительное и мускульное восприятия формы предметов.
  2. Учить использовать в лепке самые разнообразные средства для создания выразительного образа.
  3. Учить осваивать различные изобразительные и технические приемы.
  4. Развивать творческую инициативу.
  1. Сюжетная лепка. Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда удается использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Изображение сюжета в подготовительной группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы. Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и передавать ее характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие задачи:

  1. Научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также их окружающей жизни.
  2. Использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке.
  3. Изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.
  1. Декоративная лепка.  Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью радуют детей и положительно влияют на развитие художественного вкуса, развивают кругозор и фантазию.

Декоративная лепка учит детей работать творчески: обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись.

Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др.

Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

Аппликация.

     Аппликация – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Изображение в аппликации обладает большей условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

     Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону.

     Основные задачи обучения аппликации следующие:

  1. Различать геометрические формы, знать их названия.
  2. Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания.
  3. Знать величины и количества: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой; одна, несколько, много форм.
  4. Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа – на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге.
  5. Составлять изображение предмета из отдельных частей.
  6. Располагать предметы в сюжетной аппликации.
  7. Усвоить основные приемы вырезания: разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; вырезание круглых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз гармошкой; вырезание несимметричных форм – силуэтное и из отдельных частей; вырезание по контуру; создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
  8. Усвоить основные приемы наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

     Задачи обучения аппликации в подготовительной группе детского сада следующие:

  1. Осваивать новые приемы вырезания из бумаги, сложенной несколько раз, и силуэтное.
  2. Развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации.
  3. Использовать все цвета спектра и их оттенки.

Конструирование.

     Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструктора) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

     Задачи обучения конструированию в детском саду:

  1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
  2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают.
  3. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
  4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
  5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем.
  6. Воспитывать у детей чувство коллективизма в работе.
  7. Воспитывать аккуратность.

Дети подготовительной группы должны знать, что для успешной работы необходимо:

  1. Четко представлять предмет, его строение, пространственное положение.
  2. Иметь хорошие технические навыки.
  3. Видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.

   

Учебно-тематический план.

Месяц, год

Тема непосредственно образовательной деятельности

Программное содержание

Сентябрь 2012г.

Государственные символы России.

Многоэтажные дома.

Моя семья. Подарок для мамы.

Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к символам (флаг, герб, гимн). Развивать интерес к истории и культуре родной страны. Развивать познавательный интерес. Расширять кругозор в области государственной символики. Развивать мелкую моторику. Формировать навык аккуратного нанесения слоя пластилина на картон. Воспитывать любовь к Родине.

Закреплять знания детей о построении двух-трехэтажных домов с балконами, лоджиями, подъездами. Продолжать учить строить здания в определенной последовательности: фундамент, стены, перекрытия. Закрепить названия деталей: пластина, кубик, кирпичик, брусок, перекрытие, призма. Развивать способность делать постройки прочными, устойчивыми. Развивать у детей творческую инициативу, самостоятельность в создании конструкций, умение дружно работать, помогать друг другу, со вкусом подбирать дополнительный материал и украшать свою постройку.

Учить отвечать на вопросы. Развивать навыки правильного грамматического строя речи. Закреплять знания о родословной своей семьи. Продолжать развивать умение раскатывать тесто и вырезать стекой, накладывая бумажные детали. Соединять детали цветов с помощью мокрой кисточки. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.

Октябрь 2012г.

Осенние зарисовки.

«У лукоморья дуб зеленый…»

Учить проявлять свое эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке. Развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушевку. Закреплять навык изображения деревьев, кустов.  Формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени.

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, пластилинография, сыпучий материал, тычкование, оттиск мятой бумагой, засушенные растения). Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Учить создавать сказочный, выразительный образ. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Ноябрь 2012г.

Животные далеких жарких стран.

Морские обитатели.

Расширять кругозор, знания детей об экзотических животных жарких стран. Воспитывать интерес к животным, желание изобразить их, передавая характерные особенности: форму, окраску, строение. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животных, используя нетрадиционные техники рисования: пальчиковая живопись, тампонирование, рисование ладошкой, обрывная аппликация. Продолжать знакомить с искусством графического изображения. Закрепить понятие «художник-анималист». Совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приемы изображения, рисовать в определенной последовательности. Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые карандаши и их сочетания для придания образу большей выразительности и более точного воплощения замысла. Учить детей создавать сюжетную композицию – размещать животных на панораме африканской саванны. Продолжать развивать навыки и умения коллективной работы. Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу. Способствовать вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособлении к жизни в водной среде. Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей. Учить передавать свое отношение к природе в продуктивной деятельности. Развивать воображение, образную память, творческие способности. Продолжать учить детей создавать объемные поделки из полосок бумаги. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять инициативу и самостоятельность.

Декабрь 2012г.

Рисование петуха по замыслу.

Голубое чудо Гжели.

Закреплять умения изображать круг, овал, не отрываясь, всем ворсом кисти. Продолжать учить рисовать перышки примакиванием. Закреплять умение аккуратно пользоваться красками, разводить краски на палитре. Воспитывать у детей взаимовыручку, взаимопомощь.

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Январь 2013г.

Зимние напевы.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования: «набрызги» и «тампонирование». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Февраль 2013г.

Дорожные знаки.

Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса. Упражнять в умении схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы (краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки). Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни. Развивать внимание, творческое воображение детей.

Март 2013г.

Портрет мамы.

В гости к весне.

Весенние мелодии.

Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувства любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком.

Закрепить знания детей о весне, ее признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, оттиск из овощей, печать по трафарету, а также использовать в работе обрывную аппликацию. Закрепить умение работать ножницами. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы. Продолжать учить вести беседу по картине, четко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию. Формировать чувство цвета, творчество. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию. Продолжать учить работать коллективно.

Учить детей изображать картину ранней весны. Использовать в рисунке разные художественные материалы. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой. Развивать умение пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка цвета, пробы краски4 разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов. Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы. Воспитывать любовь к родному краю.

Апрель 2013г.

Космический коллаж.

За живой водой.

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей. Развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами. Учить создавать коллективные работы.

Формировать у детей представление о художественном образе. Знакомить с таинством рождения образа через эффект соучастия в творческом процессе его художественного создания. Побуждать детей устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами и путем дорисовки получать цельное изображение героев любимых сказок, используя разнообразие цветовых оттенков.

Май 2013г.

Волшебные цветы.

В мире цветов. Ромашка.

Коллективное панно к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Путешествие в сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Путешествие в сказку «Колобок».

Продолжать учить детей создавать несложную композицию, по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приемы создания композиции и приемы ее наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. Развивать воображение, фантазию, творчество по средствам музыкальных произведений. Воспитывать любовь к художественной литературе, музыке.

Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы. Формировать способность детей одухотворять природу. Закрепить представления о способах распространения растений. Воспитывать эстетическое чутье в определении характера произведений живописи, музыки, поэзии. Уточнить представления детей о жанрах живописи: «пейзаж» и «натюрморт». Познакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной деятельности - рисование ластиком. Способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности.

Продолжать знакомить с зарубежными сказочниками. Развивать активное тяготение дошкольника к книге. Совершенствовать умение детей при создании поделок в технике оригами, пользоваться инструкционными картами и схемами. Развивать творчество и воображение, подбирая разные по цвету и размеру заготовки квадратов. Использовать в работе дополнительные детали. Учить создавать коллективное панно, объединяя части общей композиции. Уметь выбрать для своей поделки место на коллективном панно. Способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости.

Развивать умение лепить задуманный образ по представлению, правильно передавать пропорции тела, выразительную позу. Закреплять умение самостоятельно выбирать способы и приемы лепки (находить наиболее рациональный), используя каркас, прием вытягивания из целого куска мелких деталей, накладывание и примазывание кусков глины к общему.

Активизировать знания, усвоенные детьми за год. Закрепить знание спектральных цветов, основных красок и получение из них дополнительных цветов. Рисовать нетрадиционными способами, составлять композицию на листе. Закреплять технические навыки рисования: правильно держать кисть, пользоваться тонкой и толстой кистью, промывать их в двух водах. Лепить животных разными способами: конструктивным и пластическим, разрезать лапы стеклом, скреплять части. Делать карандашный набросок по алгоритму (туловище, голова, лапы, хвост, детали). Закрашивать карандашам штрихами в одном направлении. Дополнять рисунок.

Список литературы:

  1. Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и методические рекомендации / сост. Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Гончарова Н.В. и др., План-программа педагогического процесса в детском саду. – С.-Пб: «Детство-пресс», 2007.
  3. Грек В.А., Рисуй штрихом. – Минск, 1992.
  4. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. Комарова Т. С. Изд.  3-е, перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1991.
  5. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Лыкова И.А. –М.: «ТЦ Сфера», 2009, 208 с.
  6. Изобразительная деятельность старших дошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры. Смирнова В.Г.-Волгоград: «Учитель», 2009.
  7. Казакова Т.Г., Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.: «Просвещение», 1996.
  8. Казакова Т.Г., Развивайте у детей творчество. -  М.: «Просвещение», 1985.
  9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  10. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  11. Котенко Л.В., Что мы знаем о цвете. – М.: «Книголюб», 2003.
  12. Курочкина Н.А., Детям о книжной графике. - С.-Пб: «Детство-Пресс», 2004.
  13. Курочкина Н.А., Знакомим с пейзажной живописью. – С.-Пб: «Детство-Пресс», 2005.
  14. Курочкина Н.А., Знакомим с натюрмортом. - С.-Пб: «Детство-Пресс», 2005.
  15. Курочкина Н.А., Знакомим с портретной живописью. - С.-Пб: «Детство-Пресс», 2006.
  16. Курочкина Н.А., Знакомим с жанровой живописью. - С.-Пб: «Детство-Пресс», 2007.
  17. Курочкина Н.А., Знакомим со сказочно-былинной живописью. - С.-Пб: «Детство-Пресс», 2007.
  18. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. – Воронеж, 2004.
  19. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  20. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др., Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – С.-Пб: «Детство-пресс», 2007.
  21. Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
  22. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:  Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; Под ред. Т. С. Комаровой.Изд. 3-е, дораб.— М.: «Просвещение», 1991.
  23. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Шайдурова Н.В. - М.: «ТЦ Сфера, 2006.
  24. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  25. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -  СПб, 2007.
  26. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  27. Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду, - М.: «Просвещение», 1982.
  28. Тюфанова И.В., Мастерская юных художников. -  С.-Пб.: «Детство-пресс», 2002.
  29. Чумичёва Р.М., Дошкольникам о живописи. – М.: «Просвещение», 1992.   
  30. Швайко Г.С., Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. -  М.: «Владос», 2006.
  31. Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников. - М.: «Сфера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Развитие детских творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность."

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...

Статья «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник сам...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...