Что такое детская одарённость
методическая разработка на тему

Васильева Ольга Юрьевна

Данный материал представляет собой конспект выступления на методическом объединении и содержит  сведения по вопросу детской одарённости и работе с родителями одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_detskaya_odaryonnost.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы с одарёнными детьми.

Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные  дети являются ресурсом развития страны.  

С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики (Г.А. Давыдова, А.М. Матюшкин, В.Р. Степанов).

Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека.

 В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека.

И поэтому особая миссия возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека.  

Сегодня внимание многих педагогов  и психологов привлекает вопрос  одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Кто же такой одаренный ребенок? Обычно к одаренным и талантливым детям относят тех, кто благодаря своим способностям демонстрирует высокие достижения в различных сферах человеческой деятельности.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей (общая, специальная).

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.
        Многие специалисты называют одаренностью генетический дар. Внешнее окружение и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. А благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способствуют  превращению этого природного дара в выдающийся талант.

Талант  - определённые способности , которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.

  1. вербально-лингвистический (присущ журналистам, писателям и юристам,лингвистам)
  2. цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
  8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Как правило,  для полноценного раскрытия таланта важно его попадание в определенные    условия. 

Существует мнение, что одарённость это проявление гениальности.         

Гениальность, наивысшая степень проявления творческих сил человека, высшая степень развития его способностей. Может проявиться в самых различных областях человеческого творчества - в науке, искусстве, технике, политике (так же как одаренность).

Гениальность отличают от таланта тем, что гении являются «начинателями» новой исторической эпохи в своей области.  

Гениальность,  в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.  Деятельность гения реализуется в определённом историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества.

       Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность - интегративное (суммарное, общее) свойство. Т.е. одаренный человек способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечности. Выходит, сколько видов деятельности, столько и видов одаренности.

В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одаренности имеет и важный возрастной аспект.  Одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), рассматривается как общая, универсальная способность. А с возрастом она  приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.

Что такое детская одарённость?

В настоящее время наряду с термином "одаренные дети" используется термин "высокоодаренные дети". В это число обычно попадает 2 % от общего числа детей.

"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".

Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная  одаренность);
-   дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); их чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми ;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, поделок) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, , спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей;

• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей  у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности;

• наличие образовательной системы.

 Современная система образования, в частности детские сады и школы, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. Одним из вариантов работы с одарёнными детьми является программа «Одарённый ребёнок», разработанная коллективом сотрудников под руководством Л.А.Венгера. Основное отличие данной программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания  с содержания обучения на его средства (наглядные модели). Программа предназначена для ведения работы с группой одарённых детей старшего дошкольного возраста в течение двух лет и является преемственной в технологии реализации с программой «Развитие».

 

Перейдем к диагностическому этапу – выявление потенциально одаренных детей.

В нашей стране долгое время изучением детской одаренности и разработкой вопросов раннего выявления и дальнейшего развития незаурядных детей практически не занимались. Только в последние годы проблема детей с высокими умственными способностями начала вызывать большой интерес не только в научной среде, но в прессе и печати.

Система по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ,  включает в себя:

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.

2-й этап: отбор детей в группу одарённых.

При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей  о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

 

Тест:   «Насколько   вы   разбираетесь   в   проблеме   воспитания                                                                                       одаренности?»

Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка?

Все это может показать тест Юркевич В.С., который мы вам предлагает выполнить

Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю.

1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.
2. Память - это самое главное для развития способностей.
3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.
5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.
6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно:
в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей.
7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку
слишком строгие требования - от этого страдает личность.
8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку - без этого не будут развиваться способности.
9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
10. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.
11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на
отличные отметки.
12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь - можно избаловать.
13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах - математических, гуманитарных...
14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.
15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.
18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.
19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности -
плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.
20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать
ему в жизни.
21. Одаренность только от Бога.
22. Одаренного ребенка можно сразу определить - он поражает всех своими знаниями и суждениями.
23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки - этим его можно избаловать.
24. Хороший учитель - тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают,
как идет время.
25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.
27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.
28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался
к каждому слову.
29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они - одаренные, они могут зазнаться.
30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще
до школы чтением, счетом, иностранным языком.
31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал
хотя бы две-три страницы.

А теперь подсчитайте количество правильных ответов.

Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.

Если неправильных ответов всего 5-7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике.

Если неправильных ответов всего 2-3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.

Ответы на анкету.
верно - (+) не верно - (-)
1. (v) 6. (+) 11. (v) 16. (+) 21. (v) 26. (v) 31. (v)
2. (v) 7. (v) 12. (v) 17. (+) 22. (v) 27. (v)
3. (v) 8. (v) 13. (v) 18. (+) 23. (v) 28. (v)
4. (v) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (v) 29. (v)
5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (v) 25. (v) 30. (v)

Список использованный литературы:

  1. Белова, Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. С.80–91.
  3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
  4. Доровской, А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.
  5. Гильбух, Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.
  6. Кулемзина, А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое

исследование. Томск. 1999.

  1. Лейтес, Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
  2. Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие). Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. М.: Вузовская книга. 2001 – 131с.
  3. Одаренные дети. Бурлинская Г.В., Слуцкий В.М. М.: Прогресс, 1991. – 376 с. //Общ. Ред. Г.В.Бурлинской и В.М.Слуцкого; Предисловие В.М. Слуцкого.
  4. Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко – М; 1997 г.
  5. Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
  6. Психология общих способностей. Дружинин В.М. Спб.: питер, 2007. – 368сю – 3-е изд.
  7. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина /Под ред. Лейтеса Н.С. учебное пособие для студентов  высших и среднеспециальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб., доп., – М; АСАДЕМА. – 2000 г.
  8. Программа Л.А. Венгера  «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г.
  9.  Психология одаренности: от теории к практике /под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
  10. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О.М. Дьяченко, Булычевой  А.И. – 1996 г.
  11. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л.А.Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
  12.  Рибо, Т. Творческое воображение. Спб.: Эрлих, 1901.
  13. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в  школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
  14. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе – М.
  15. Семенов, И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.
  16. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного  гуманитарного университета, 2004. – 188 с.
  17. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. – М. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»   Одаренность — это системное, развивающееся в ...

Детская одарённость в художественно творческой деятельности дошкольников.

Данный материал поможет воспитателям при работе с одарёнными детьми по изо деятельности....

Доклад на тему: "МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ"

Одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представ...

Детская одарённость

Одарённость-норма или патология?...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...