Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми с нарушениями в развитии
статья по теме

Денисова Ирина Владимировна

Статья посвящена современным методам психокоррекции, основанным на нейропсихологическом подходе (сенсомоторная коррекция, восстановительное /формирующее/ обучение). Описывается опыт работы психолога в ЦППРИК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_neyropsihologicheskaya_korrekciya.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

 Денисова И.В.,

педагог-психолог МКОУ ЦППРИК (г. Куровское)

Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми

с нарушениями в развитии   

Аннотация: в данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А.В. Семенович, Л.С. Цветковой и др.) и опираются на закономерности развития мозговых механизмов психической деятельности.

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, метод замещающего онтогенеза, сенсомоторная коррекция, восстановительное обучение, дети с нарушением онтогенеза, дети с трудностями в обучении.

         В психологии  на сегодняшний день существует много различных направлений и подходов коррекции и реабилитации процессов развития, но, несмотря на это проблема эффективности психологической помощи детям  остаётся очень актуальной.  

        Десять-пятнадцать лет назад коррекционные программы чаще всего представляли собой набор упражнений, направленных на тренировку слабой функции. Например, если у ребёнка страдала память – в заданиях предлагалось запомнить и воспроизвести различные стимулы, если у ребёнка были трудности произношения – нужно было многократно повторять звуки слова по образцу логопеда. Т.е. и без того слабое звено в психической деятельности ребёнка получало дополнительную нагрузку без исследования причин его недостаточности.  

        В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка.

        Нами на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции применяются следующие нейропсихологические системы:

- комплексная методика сенсомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович;

- методы восстановительного обучения, разработанные Цветковой Л.С.

        В рамках нейропсихологической коррекции по Семенович А.В. реализуется принцип замещающего онтогенеза,  предполагающий развитие мозгового обеспечения психических функций.  

         Метод замещающего онтогенеза (МЗО) заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Проще говоря, основной принцип коррекции – прохождение непройденных этапов. Коррекционная работа ведётся по двум направлениям:

- с использованием методов двигательной коррекции;

- с использованием собственно когнитивных методов.

        Первой и основной коррекционно-абилитационной целью МЗО является формирование у ребёнка сенсомоторных взаимодействий. Здесь максимально используется психомоторная коррекция. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус. Комплекс этих технологий ориентирован на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга (таблица 1).

        Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическое сопровождение развития специальных когнитивных функций, а именно речи, письма, пространственных представлений, памяти и т.д. Коррекция познавательных процессов связано с воздействием на 2-ой функциональный блок мозга.

        Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля (оптимизация структур 3-го функционального блока).

Таблица 1. Трёхуровневая система методики


Уровни

Коррекционные методы направлены

на элиминацию дефекта и

функциональную активацию:

  1. Уровень стабилизации,  активации и энергоснабжения психических процессов

подкорковых и стволовых образований головного мозга

  1. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов

задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга  и их взаимодействия

  1. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психических процессов

передних (префронтальных) отделов мозга


        Для осуществления коррекционного воздействия используются двигательные упражнения:

  1. упражнения, повышающие уровень  активации больших полушарий мозга (массаж кистей рук, стоп ног, ушных раковин; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения);  
  2. упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса («Яйцо», прокатки, растяжки);  
  3.  упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, различные виды ползания, игры с мячом, графические упражнения);  
  4. упражнения, направленные на формирование произвольности и внимания (стоп-игры, игры с правилами,  формулировка вопросов, «объяснялки», развитие коммуникативных навыков

        Когнитивные методы направлены на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций.

        Нейропсихологические исследования А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Е.Д., Хомской, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкой и других отечественных учёных показали, что учебные трудности часто имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей, которые и ведут к нарушению таких ВПФ, как речь и письмо, чтение и счёт, интеллектуальная деятельность и память. В таких случаях очень действенными  являются методы восстановительного обучения. Т.е. такие методы, которые позволяют воссоздать в развёрнутом виде внутреннюю структуру нарушенного звена в распавшейся функции с помощью вынесения наружу отдельных, строго соответствующих структуре дефекта операций, последовательное выполнение которых может привести к осуществлению пострадавшей (несформированной) деятельности. Выписанные в нужной последовательности, операции и составят программу, управляющую извне ходом восстановления нарушенного (несформированного) действия и позволяющую контролировать этот ход.  Программа операций, в отличие от применения отдельных методов, приёмов, упражнений, мало связанных друг с другом, создает схему, структуру протекания процесса письма, чтения или счёта, а не отдельных его сторон и вводит его в систему с другими ВПФ. В этом психологическая сущность программированного обучения.

Методы восстановительного обучения разработаны и описаны Цветковой Л.С. [5]

Например, восстановление чтения при оптической дислексии включает следующие приёмы (на первой стадии – восстановления восприятия букв и их узнавания):         

  1. вспомнить данную букву и воспроизвести её моторный образ путём «записи» её рукой в воздухе с закрытыми глазами;
  2. записать букву в тетрадь;
  3. найти среди нескольких других букв;
  4. ощупывание, сравнение её с другими буквами (зрительно и кинестетически);
  5. назвать букву;
  6. подчеркнуть наиболее часто встречающиеся и знакомые слова, начинающиеся с этой буквы и т.д.

        Серия подобных операций позволяет проанализировать конструкцию букв и корректировать буквенный гнозис.

        В программное обеспечение нашей работы входят:  программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития в детском возрасте (А.В. Семенович [3]), программа сенсомоторной коррекции при психосоматических расстройствах в детском возрасте (А.С. Султанова, [2]), курс нейропсихологических коррекционных занятий с детьми 5-10 лет (М.В.Евлампиева и др., [3]), программа сенсомоторной коррекции при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста (В.А.  Корнеева, [1]), программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (А.Л. Сиротюк, [4]),

методика развития зрительно-вербальных функций у детей (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, [6]) методика развития и коррекции внимания «Школа внимания» (Н.М.  Пылаева, Т.В.   Ахутина, [7]), методики восстановления (формирования) счёта, письма и чтения (Л.С. Цветкова, [5]).

        Все эти программы составляют основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога с детьми следующих категорий:  

  1. дети с нарушением онтогенеза;
  2. дети с трудностями обучения.

        К нам в центр часто обращаются родители детей с отклоняющимся онтогенезом следующих типов:

  1. задержанное психическое развитие;
  1. парциальная несформированность ВПФ, преимущественно регуляторного компонента (гиперактивные дети);
  1. психическое недоразвитие (дети с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности);
  2. дефицитарное развитие (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  1. искажённое развитие (дети с РДА).

        Дети с трудностями в обучении – это, в общем-то, нормативно развивающиеся дети, но имеющие неярко выраженные мозговые дисфункции, которые становятся очевидными, когда ребёнок включается в образовательный процесс. Дети с трудностями  в чтении, письме и математике  попадают в поле зрения психологов ЦППРИК в результате обращения за помощью образовательных учреждений района (работа по запросу).

        Использование нейропсихологической коррекции эффективно интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения процессов развития детей  и имеет положительные результаты.         Эффективность коррекционной работы подтверждают следующие результаты:  

  1. редукция проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений у детей:

- с ЗПР (церебрально-органического генеза):  повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня  развития ВПФ;

- с гиперактивностью: повышение концентрации внимания и его устойчивости, увеличение усидчивости, улучшение письма,  повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения;

- с РДА: снижение количества стереотипий, аутоагрессии, улучшение эмоционального контакта, развитие «вкуса» к взаимодействию и игре, повышение целенаправленности деятельности, формирование подражательной способности; улучшение интеллектуальных и речевых показателей;

-с психическим недоразвитием: повышение целенаправленности деятельности и уровня произвольности  психических процессов, развитие графо-моторных навыков, улучшение пространственной ориентировки,  улучшение восприятия речи, увеличение связности речи и её активности, повышение сообразительности;

- с трудностями в обучении: улучшение учебной деятельности и повышение успеваемости.

  1. косвенные результаты: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении в школе, дома;
  2. улучшение показателей диагностики: отмечена выраженная положительная динамика в психическом развитии в 80% случаев обращения, о чём можно судить по данным диагностических обследований (пред началом коррекционной работы и по завершению программы), в том числе и по медицинским данным.  

        Ниже даны примеры изменений в  психическом статусе детей в результате коррекционно-развивающей работы. Диагностика проводилась с использованием  психологических, пато- и нейропсихологических методик. Для детей с выраженными нарушениями развития применялся метод наблюдения во время занятий. Результаты диагностики отражены в данных мониторинга психического состояния ребёнка.

 

        

Рис. 1. Мониторинг психического статуса ребёнка (Г.С., 6 лет, РДА 2 группа)

Рис.2. Мониторинг психического статуса ребёнка (С.Р., 8 лет, СДВГ)

1 – Восприятие пространства, 2 -        восприятие времени, 3 - мелкая моторика, 4 - крупная моторика, 5 -        внимание, 6 – память, 7 – мышление, 8 – обучаемость, 9 – адекватность, 10 – критичность, 11 – целенаправленность,  12 - выраженность волевого усилия, 13 - интерес к заданиям, 14 - импульсивность-рефлексивность, 15 - агрессивность-миролюбие, 16 - тревожность-спокойствие, 17 – самостоятельность, 18 – мотивация.

 Выводы:

  1. коррекционная работа с использованием нейропсихологических методов приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры их дефекта;
  2. в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности;
  3. нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшается регуляция деятельности;
  4. в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций;
  5. под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей.

         Нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.  

 

Литература

  1. Корнеева В.А. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста / Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С.) // Лечение детей с психосоматическими расстройствами. - С-Пб., 2002
  2. Султанова А.С. Программа сенсомоторной коррекции при психосоматических расстройствах в детском возрасте /   Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков // Под ред. Ю.С. Шевченко. - С-Пб, 2003
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2008
  4. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002
  5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. Москва – Воронеж, 2005
  6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. М., 2008
  7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.   «Школа внимания». Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2004
  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003
  9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психологические особенности проблемных детей. М., 2008