Статья "Использование театрализованной деятельности как средства коррекции в работе с детьми с нарушениями зрения"
статья по коррекционной педагогике на тему

Бакшаева Ольга Николаевна

Материал для воспитателей коррекционных детских садов со зрительной патологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_gazety_bakshaeva_o.n.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

« Использование театрализованной деятельности как средства коррекции в работе с детьми с нарушением зрения».

                                              «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское    

творчество ---- верная дорога к сердцу ребенка .Сказка , фантазия ---- это ключик ,с           помощью которого можно открыть эти истоки, и они  забьют животворными ключами».

                                                                                                                                               В.А.Сухомлинский      

       Зрительная недостаточность, заболевания органов зрения приводит к нарушениям  логического(мышление, речь, память) и чувственного (восприятие, ощущения) познания. При нарушениях зрения у детей страдает целостность восприятия объектов и процессов окружающего мира. Их понятия о природных явлениях, предметах общественной жизни не полны, страдает степень обобщения понятий. Все это отражается на мыслительных процессах, на формировании речи, памяти и воображении.

               Одним из  средств коррекции отклонений у детей с нарушением зрения являются занятия театрализованной деятельностью.

        Что же у детей с нарушением  зрения развивается в процессе  данных занятий ?  Это координация движений, развитие вестибулярного аппарата, развитие реакции, глазомера, способность определить  размеры предмета и расстояние до него, развитие внимания.

        В это время происходит обострение всех рецепторов: зрения, слуха, осязания. Развиваются   все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная.

        Самый короткий путь  эмоционального раскрепощения, снятия  зажатости, характерной для детей с отклонениями в развитии, -- это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это дает театрализованная деятельность.

В использовании театрализованной деятельности я ставлю несколько коррекционных задач :     1. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных ,  прослеживающих функций, расширение поля зрения ( настольный плоскостной театр, пальчиковый театр, игры-драматизации).

     2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами ---- яркими, крупными предметами  (мячи, кубики)

     3. Развитие ориентировки в пространстве.

 Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировку в пространстве .Поэтому  во время театрализованных занятий я приучаю детей действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами.

      Этому способствуют  игровые упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и ориентировки:

   1)  прослеживание  взором движения  предмета от одного объекта к другому  (театр настольный, на фланелеграфе);

   2) прослеживание взором движения идущего ребенка в разных направлениях ( театрализованные игры-драматизации, динамические упражнения).

      4. Развитие координации движений .Упражнения на мелкую моторику ( пальчиковый театр) развивает координацию движений  пальцев и согласованные движения руки и речи.

     Кроме того, одной из форм занятий  театрализованной деятельностью в нашей группе является самостоятельное изготовление детьми игрушек-самоделок  для настольного театра, театра рукавичек. На мой взгляд, это имеет большое значение в развитии творческого начала, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, а также решает многие коррекционные задачи: развитие глазомера, глазодвигательных функций, зрительного восприятия.

       Использование атрибутов театрализованной деятельности дает ребенку большую возможность избавиться от имеющихся трудностей в общении.

      Введение театрализованной деятельности в режимные моменты, использование игр-драматизаций при изучении новых литературных произведений  дает положительные результаты. Дети освоили невербальные средства общения ( жесты, мимику, движения).

Речь стала более связной, выразительной. Обогатился словарный запас.

     Наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии и ориентировки в пространстве.

А самое главное -  умения и навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе.

                               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Практическое пособие "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В пособии представлены авторские сценарии в стихах для дошкольников, сценарии в обработке, написанные по мотивам известных сказок....

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения.

Организация предметно-пространствеенной среды -важная составляющая коррекции зрения у слабо видящих детей....