"Организация и проведение цикла событий о богатырях земли русской"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Баранова Наталия Александровна

Рекомендации для воспитателей в работе со старшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyri.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей в соответствии  с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Успех».

«Организация и проведение цикла событий о богатырях земли русской»

для детей 6-7 лет

  1.  Консультация для воспитателей.
  2. Рекомендуемые планы-схемы организации событий в соответствии с образовательными областями программы.

В соответствии с целями и задачами данной программы, дети  «овладевают обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли».

Обращаясь к вековым традициям русского народа, на примере былинных героев и происходит «закладка» в  ребенка положительных черт русского характера.

Конец  X века – знаменательное время в истории Русского государства. После многочисленных войн, после трудной поры междоусобных раздоров Россия познала относительный покой. В княжеской гриднице Владимира Святославича  проходили пиры, на которых решались государственные дела, задумывались новые походы, вершились судьбы земли русской. Но, кроме обильного угощения и деловых бесед, славились княжеские пиры искусством певцов –сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали тут же, на пиру, величальные песни-славы, вспоминали были давних лет. Истоки былин – в величальных славах и песнях, родившихся в среде княжеской дружины. Но именно народ создал и сохранил былины, в которых наделил своих героев мудростью, храбростью, ловкостью, силой, бодростью и оптимизмом.

Добрыня Никитич – могучий, честный, прямодушный, верный в дружбе и любви, «вежливый – увежливый» богатырь, Илья Муромец – народный идеал героя - воина, Алеша Попович – сильный, доблестный, хитрый и веселый  богатырь.

В старину богатырские подвиги воодушевляли людей, редкий из мальчиков не играл в богатырей. Все в богатырях и в их деяниях величаво, крупно, размашисто, широко. Былинного богатыря  отличает величайшая физическая сила: он и ест и пьет, как существо необыкновенное; рубится с недругами по двенадцать дней и ночей, так, что враги валятся, как подкошенная трава.

Былинные герои не теряются перед опасностью, нахлынувшая беда не застает их врасплох, подвиги они творят не ради корысти, а во имя справедливости, мира, ради самой Руси и ее народа.

Былины –  жанр русских песен – сказаний. В них доминантой является текст. Музыкальная интонация подчиняется слову, его рифме, метру, ритму. Былинные напевы речитативного склада тесно связаны со структурой стиха и строфы. Былинный сказ петь совсем непросто, так как это свободная речь человека, произносимая нараспев.  Действия в былинах разворачиваются медленно и спокойно, часто повторяются одни и те же эпизоды. Особенно любимо народом троекратное повторение. Например, Садко трижды играет в гусли на берегу Ильмень-озера и трижды от его игры вода колеблется. Пение былины успокаивает слушателя, гармонируя с мирным повествованием о событиях далекой истории.

Красоту напевов давно оценили композиторы и использовали их в операх, симфонических произведениях. «Первая песня Баяна» М.Глинки из оперы «Руслан и Людмила» - ведает нам о преданьях старины глубокой.  «Богатырская» тема присутствует в цикле «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. В музыке «Прогулка», «Богатырские ворота» - богатырский образ носит обобщенный характер. Музыка отличается праздничной торжественностью, передающей мощный характер киевских  «Богатырских» ворот и одновременно – силы, величия, таланта и душевной красоты создавшего их народа.

В «Сказке о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (вступление ко 2 картине 4 действия)

 « Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя ,

Тридцать три богатыря!»

музыка рисует нам твердую поступь прекрасных, статных молодцев, идущих из волн морских. Сказочные музыкальные звуки передают  нам удивительную морскую картину с  богатырями, которую легко представить.

Слушая фрагмент из второй «Богатырской симфонии» А.П.Бородина, представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, богатырские заставы, весь поэтический мир далеких веков. Но не только история «звучит»  в музыке Бородина – она, по словам Б.Асафьева, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь».

В опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова  образ Садко – гусляра яркий, необычный, сказочный. Все средства музыкальной выразительности направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты назвали оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.

Рекомендуемые планы-схемы организации событий в соответствии с образовательными областями программы.

Тема « Ты откуда, былина, к нам пришла?»

  1. Показать на слайдах исполнение фольклорными коллективами русской песни, хоровода, частушек, плясок, игр. Задача детей – назвать музыкальный жанр. Последним слайдом показать кадр из м/ф, где сказители-старцы играют на гуслях и поют былину.
  2. Выяснить у детей, что они знают о былинах и о русских богатырях.
  3. Прослушать Первую песню Баяна (из оперы «Руслан и Людмила М.И.Глинки). Знакомство с  гуслями.
  4. Рассмотреть иллюстрации в книгах –  битвы, сражения войск русских.
  5. Прочитать  былины по выбору воспитателя или желанию детей.

       Рисование наиболее интересных сюжетов былины.

  1. Подвижная игра  «Я – богатырь!» (использовать кегли и мяч) задача игрока: сбить мячом – «палицей»  как можно больше кеглей – «врагов».

Тема: «Богатырская наша силушка»

  1. Прослушать отрывки  былин «Садко»,  «Алеша Попович и Тугарин», «Илья Муромец и Соловей- разбойник» (аудиокассета «Золотая коллекция», Весть- ТДА, Москва, 1999). Назвать богатырей.

     2. Показать иллюстрации из книг – русских богатырей, рассмотреть их                                   доспехи – шлем, кольчугу, сапоги, плащ, меч и щит.

  1. Игра  (подвижная в командах) «Кто быстрее соберет богатыря на битву с Соловьем-разбойником». Задача: из предложенных частей одежды (нарисованной на картоне) выбрать доспехи для богатыря.
  2. Игра « Составь богатырское меню». Задача: из предложенных иллюстраций продуктов или блюд составить  обед для богатыря.
  3. Богатырские состязания.

Тема: «Музыкальность былин»

  1. «Богатырские ворота» М.П.Мусоргский – прослушать сюиту,  побеседовать  о содержании.
  2. Построить  из строительного материала  «Богатырские ворота».
  3. «Богатыри» из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане». Под музыку предложить мальчикам надеть заранее изготовленные шлемы, подойти  к воротам.
  4. Каждый мальчик должен придумать   себе богатырское имя.

 «Чем славен богатырь» - каждый мальчик показывает спортивное упражнение или гимнастическую фигуру.

  1. «Закончи пословицу». Задача детей – вспомнить пословицу и правильно ее закончить.

- Один за всех… /и все за одного/;

- Всякому мила … /своя сторона/;

- За правое дело… /стой смело/;

- Нет друга – так ищи, а … /найдешь – береги!/

Тема: « Куда путь держать?»

  1. Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Воспитатель и дети собираются возле волшебного камня, который указывает им путь-дорожку: «Налево пойдешь – к Соловью-разбойнику попадешь, направо пойдешь – к Морскому царю попадешь, а прямо пойдешь – ни жив, ни мертв будешь, чудеса увидишь!»
  2. Дети выбирают путь. Если выбрали дорогу к Соловью разбойнику, то подходят к ширме кукольного театра. Появляется игрушка кукольного театра Соловей – разбойник. Он говорит о том, что привык биться с богатырями, а тут – ребята, но все же вызывает их на битву, предлагая разные задания: «Попади в цель», «Отгадай загадки», «Перетягивание палки в парах», «Бой подушками».
  3. Если путь лежит к Морскому царю, значит нужно помочь Садко –гусляру выбраться из волн морских. Морского царя тоже можно взять как игрушку кукольного театра. Морской царь пробует «заколдовать» детей, превратив их в рыбок. Звучит «Пляска златоперых  и сереброчешуйчатых рыбок» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко». Дети импровизируют  танец.  Морской царь дает задание – определить звучание гуслей. Дети прослушивают несколько близких по звучанию музыкальных инструментов и угадывают гусли.

Следующее задание – по тексту былины «Садко» (вопросы по содержанию).

  1. Дети идут по направлению «ни жив, ни мертв будешь, чудеса увидишь»

           Здесь подготовить показ отрывков из мультфильмов о  чудесной силе богатырей.

                   

           На Руси очень любили богатырей. А как их было не любить? Они   бились

           с врагами  во имя спокойствия и благополучия Руси, защищали  родную

            землю от всех, кто посягал на ее свободу и независимость, служили

            ей без корысти.    Вопросы к детям: «А вам нравятся богатыри? За что вы их  

            полюбили? А хотите ли вы быть похожими на руских богатырей? Как такими

            стать?».