Методическая разработка Воспитательное событие «Богатыри земли русской»
методическая разработка (подготовительная группа)

Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием ?Конечно же наша многовековая история и культура. Воспитывать у детей гражданско-патриотические и духовно-нравственные ценности необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, народных традициях по которым жила могучая Россия. Поэтому считаю значимым знакомить детей с жизнью и подвигами русских богатырей. На их примере рассказывать о народных традициях , духовности, мужестве, смелости и героизме, о любви к своей семье и родной земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bogatyri.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Калейдоскоп







 

 

 Методическая разработка

 Воспитательное событие

«Богатыри земли русской»

                           тема: «нравственно-патриотическое воспитание»

/для детей подготовительной к школе группы/

Разработала: Т. А. Пономарева

Воспитатель I квалификационной категории

группы компенсирующей направленности

2023г

Актуальность: что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Конечно же наша многовековая история и культура.

Воспитывать у детей гражданско-патриотические и духовно-нравственные ценности необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, народных традициях по которым жила могучая Россия.

Поэтому считаю значимым знакомить детей с жизнью и подвигами русских богатырей. На их примере рассказывать о народных традициях, духовности, мужестве, смелости и героизме, о любви к своей семье и родной земле.

Цель: формирование познавательного интереса детей к литературно-былинному жанру, русской культуре, чувства принадлежности к своей стране.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать духовно-патриотические и культурно-нравственные качества;

- воспитывать патриотизм, устойчивую и бескорыстную привязанность к своему Отечеству;

Образовательные:

- расширять и обогащать представления детей о русских богатырях через знакомство с героями былин - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;

- активизировать словарь по теме.

Развивающие:

- развивать способность и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми и взрослыми;

- развивать внимание, мышление, память, общую моторику;

- формировать ориентировку в пространстве с проекцией на плоскость;

- активизировать словарь по теме, развивать связную речь.

- формировать доброжелательные чувства, взаимопомощь, эмпатию.

Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Оборудование: книга с пустыми страницами, мультимедийное оборудование, презентация, музыкальная фонограмма, картина Васнецова «Три богатыря», значки, раскраски, глобус, гусли, пазлы (разрезные картинки), булава.

Организационная структура

                                                            

  1. Организационно-побудительный этап.

Воспитатель.: - Ребята, мы с вами уже говорили, что живем в стране, у которой красивое имя –… (ответы детей Россия). Много разных стран на земле, но наша страна самая красивая, любимаяпотому что она наша Родина.

- Давайте, подойдем к глобусу и посмотрим, какая наша Родина?

 (Большая, есть моря, реки и озёра, самая большая).

        Давным   давно, более тысячи лет назад образовалось русское государство, а        называлось оно Русь. Русь была богатой лесами, реками, животными и растениями, поэтому и привлекало наших врагов – хотели они овладеть нашими землями. Совершали набеги на наши земли, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили награбленные богатства. А защищали наши земли – богатыри.

          Сегодня мы с вами поговорим о богатырях, а как вы думаете, кто такие богатыри? (защитники, войны)

Показ слайда – картинка богатыря

- Какие были богатыри? (сильные, храбрые, смелые)

- Дети как мы с вами узнаем о русских богатырях, которые прославились своими подвигами? (из былин, песен, книг)

- А что такое былины? Былина – это песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Былина произошла от слова быль, было. А рассказывали былины – сказители (гусляры)

Показ слайда – картинка сказителя

- Как вы думаете, как сказитель рассказывал былины? (ходили, рассказывали, пели о богатырях их победах)

Демонстрация инструмента гусли и игра на нем

- Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

         Посмотрите, какую я вам принесла книгу, хотите узнать, что в ней? (Да)

Воспитатель демонстрирует книгу, открывает ее, а там, страницы пустые

- Ребята, как вы думаете, что могло случиться? (ответы детей)

-  А, чтобы найти страницы, надо отправиться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения. Вы готовы, не испугаетесь? (ответы детей)

  1. Организационно-поисковый этап.

Под звучание древнерусской музыки (гусли) Е. Стрельников «Илья Муромец», воспитатель произносит слова

         Как во славном –то городе Чусовом

         Да саду ли детском «Калейдоскоп»

         Проживала та дружина славная,

         Подготовительной к школе группе называемая.

         Приготовились во вторник ребятушки

         Показать свою удаль молодецкую,

         И собрался в нашем зале народ честной

         Поддержать дружину богатырскую.

 

         Что ж, нелегкие предстоят нам испытания,

         Подойдите – ка, ребятушки, вы к камню путевому

         И решите, куда путь сначала держите.

Показ слайда – «Путевой камень»

 Воспитатель.: А, на камне путевом написано:

          «Направо пойдешь: в дремучий лес попадешь»

А чтобы нам на месте очутиться, скажем заклинание волшебное:

 «Раз, два, три, повернись, в нужном месте окажись».

(ребята произносят слова и появляется слайд дремучего леса)

     

Показ слайда - «Дремучий лес»

Воспитатель.: чтобы пройти через лес, вам нужно отгадать загадки.

 Слушайте первую загадку:

«Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут?» (кольчуга)

- Вторая загадка:

«Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом?» (шлем)

 - Третья загадка:

«С ним ходили в старину

Все солдаты на войну

И от вражьих копий, стрел

Защитить он их умел (щит)

- Молодцы, все загадки отгадали, а теперь надо выполнить задание «Собери картинку». Для этого нужно разделиться на три команды

(Одна собирает пазлы- кольчуга, вторая- шлем, а третья- щит)

 С, первым заданием вы справились 

(Дети совместно с воспитателем вклеивают в пустые страницы книги изображение щита, кольчуги, шлема)

Воспитатель.: молодцы ребята, пора нам к путевому камню возвращаться.

Показ слайда – «Путевой камень»

 «Налево пойдешь: горы уральские пройдешь»

А чтобы нам на месте очутиться, скажем заклинание волшебное:

 «Раз, два, три, повернись, в нужном месте окажись».

(ребята произносят слова и появляется слайд Уральских гор)

Показ слайда - «Уральские горы»

Воспитатель.: чтобы перейти через горы, вам нужно угадать зашифрованные слова.

Показ слайда - интерактивная игра «Отгадай по первому звуку»

На экране появляются картинки, дети угадывают слово и на экране появляется ответ

Первое слово ЛУК (лошадь, утка, коза)  

Второе слово МЕЧ (морошка, ежевика, черника)

Воспитатель.: Молодцы и с этим задание вы справились

(Дети совместно с воспитателем вклеивают в пустые страницы книги изображение лука со стрелами и меч)

Физ. минутка: «Мы теперь – богатыри»

Потянулись: раз, два, три.

Мы теперь – богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И на право, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, право –

Получается на славу!

 Воспитатель.: Ну молодцы ребята, пора нам к путевому камню возвращаться.

Показ слайда – «Путевой камень»

 «Прямо пойдешь: реку Чусовую перейдешь»

А чтобы нам на месте очутиться, скажем заклинание волшебное:

 «Раз, два, три, повернись, в нужном месте окажись».

(ребята произносят слова и появляется слайд Река Чусовая)

Показ слайда – «Река Чусовая»

Воспитатель.: А, вот третье задание самое сложное. Чтобы перейти через реку надо объяснить смысл, пословиц.

Смелость-сила воеводе.

Кто смел-тот на коня сел.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать.

Показ слайда - картина В. М. Васнецова «Три богатыря»

Воспитатель.: Великий художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три богатыря»

 -Кто мне скажет, как звали богатырей? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша попович)

 Кто изображен в центре картины? (Илья Муромец)

- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

- Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович)

- Куда смотрят богатыри? (в даль)

- Что охраняют богатыри? (землю русскую)

- Как одеты богатыри? (на теле кольчуга – железная рубаха, на голове – шлем)

- Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Меч, щит, лук)

- Какой пейзаж окружает богатырей? (поле, небо, елочки)

- Правильно, все красиво кругом, природа как будто замерла, ведь у неё такие защитники (вклеить картину В. М. Васнецова в книгу).

        Богатыри русские умели не только Родину защищать, но и веселиться.

Музыкальная игра «Передай булаву»

 (Под деревенский наигрыш на гуслях «Звоны былинные» дети передают друг другу булаву. Музыка обрывается. Участник, у которых в руках осталась булава, танцует в центре круга).

  1. Рефлексивно-корригирующий этап.

Воспитатель.: ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие в прошлое России.

Не раз приходилось нам с разными препятствиями на пути встречаться, но, вы, как настоящие богатыри, со всем справились.

Воспитатель.: С, каким испытанием вам было трудно справиться, с каким легко? (ответы детей). Какие качества вам помогли преодолеть все препятствия?

(ответы детей) Смогли бы вы в одиночку справиться со всеми трудностями? (ответы детей).

Тогда давайте поблагодарим друг друга за помощь и встанем в круг дружбы.

(Дети становятся в круг и соединяют руки, улыбаясь друг другу).

         Будем с вами беречь память о великом прошлом. А эту книгу, мы оставим у себя в группе и будем пополнять ее новыми знаниями о богатырях. А вам, будущим защитникам Отечества, я хочу подарить вот такие значки и рисунки богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Богатыри земли Русской" с использованием инновационных мультимедийных технологий .

Цели:Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с имен...

Методическая разработка конспекта урока "Защитники земли русской - богатыри И.Муромец, Д.Никитич, А.Попович"

Данная методическая разработка пригодится воспитателям старшей группы и педагогам доп.образования для проведения уроков и внеурочных мероприятий патриотического характера....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Методическая разработка сценария "Защитники земли русской" посвященная празднику Дню Защитника Отечества.

Может быть использована как досуг,в котором взаимодействуют музыкальный руководитель и воспитатель, решая общие задачи воспитания и развития детей. Мероприятие интересно как для детей старшего д...

Учебно-методический материал-"Чем славится земля русская"

Влияние ознакомление детей с элементаргыми знаниями об истории России и Санкт-Петербурга на воспитание положительных качеств личности ребенка....

Методическая разработка "Проект "Богатыри земли Русской"

Обращение к образу защитников Отечества, запечатленному в мировой культуре, может стать эффективным средством формирования в детях таких позитивных качеств, как мужество, благородство, бесстрашие, пре...