Методическая разработка сценария "Защитники земли русской" посвященная празднику Дню Защитника Отечества.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Косинова Наталья Николаевна
 Может быть использована как досуг,в котором взаимодействуют музыкальный руководитель и воспитатель, решая общие задачи воспитания и развития детей. Мероприятие интересно как для детей старшего дошкольного возраста, так и младшего школьного.
 
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских полководцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_fevralya.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально-литературный досуг «Защитники Земли Русской»

в подготовительной группе

Цель:

       Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских полководцах.

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания детей о героическом прошлом русского народа, о былине, о былинных героях. Познакомить с оружием богатырей.
  2. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
  3. Создать условия для формирования патриотических качеств личности воспитанников.
  4. Формировать положительную установку на участие в досуге. Воспитывать навыки общения, взаимодействия в команде, чувства доброжелательности.
  5. Закреплять умение определять характер музыкального произведения, различать изобразительность, средства музыкальной выразительности, создающие образ; содействовать развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой.          
  6. Воспитывать чувство гордости за богатое историческое военное прошлое России, уважение к русским полководцам, желание им подражать.

Формы организации деятельности детей:

Просмотр и анализ картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Просмотр и анализ мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Продуктивная деятельность на темы: «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Организация игровой деятельности на тему «Богатырские игры».

Знакомство с великими полководцами. Просмотр презентаций: «Великие русские полководцы», «Дмитрий Донской», «Александр Невский», «Бородинское сражение», «Александр Васильевич Суворов».

Разучивание песен: «Шли солдаты на войну», муз. и сл. И.Русских, «Учил Суворов», муз. А.Новикова, сл. В.Левашова, «Крейсер Аврора», муз. В.Шаинского, М. Матусовского; танец «Яблочко».

Оборудование:

        Использование компьютерных технологий, музыкального центра; оформление зала. Атрибуты для игр: воздушные шары, мешочки с песком, кегли, мелкие игрушки. Богатырские доспехи: палица, щит, меч. Бинокль, свисток. Гусли.

     

Ход мероприятия

     Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, садятся на стульчики.                     

   Воспитатель ведет рассказ, иллюстрируя слайдами.

Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.

Выходит ребенок-гусляр, играет на гуслях.

Гусляр: Ай, под славным городом под Киевом,

Стояла -то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул - Алёша - поповский сын.

Слайд с изображением Ильи Муромца.

Выбегает ребенок «на коне, Илья Муромец».

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Но срубил я ему буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Подходит девочка  в русском сарафане.

Девочка: Ай, да удалой богатырь Илья из Мурома,

Слава о твоих подвигах впредь тебя летит,

Всяк силу твою славит, защитником Земли Русской величает.

А не хотел бы ты потешиться, да с нашими молодцами меткостью своей помериться.

Илья Муромец: Отчего ж не потешиться да меткостью не помериться?

Игра «Меткий стрелок»

Воспитатель проводит игру, предварительно объяснив ее правила.

Звучит русская народная мелодия. Слайд с изображением Добрыни Никитича..

Выезжает «на коне» Добрыня Никитич, ребенок:

Поехал я к славной речке -

Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,

Ай Змеинищо да то Горынищо,

Изловчился я, ударил Горынище,

Ан упал-то Змей на сыру землю,

На сыру землю, на ковыль-траву.

Запросил пощады, душегубище.

Подходит девочка  в русском сарафане.

Девочка: Ай, да добр ты сердцем Добрынюшка,

Ай, и да пощадил ты Горыныча,

Не сдержал слова своего Змеинеще,

Украл он Забаву Путятишну.

Садитесь - ка вы молодцы, да на добрых коней,

Поезжайте на гору Сорочинскую

Пособите Добрынюшке затоптать змеёнышей Горыныча.

Освободить из плена Забаву Путятишну.
Добрыня Никитич: Отчего ж не пособить? Затопчем змеёнышей!

Игра «Лопни шар противника»

Воспитатель проводит игру, предварительно объяснив ее правила.

Звучит русская народная мелодия. Слайд с изображением Алёши Поповича.

Выезжает «на коне» Алёша Попович, ребенок:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,

И что сам он трех саженей росту,

Конь под ним, как лютый зверь,

Изо рта пламень пышет,

Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,

Как хлестнул я его по голове,

А как упал он на сыру землю,

То вскочил я ему на черну грудь,

И отрезал ему голову прочь,

И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Подходит девочка в русском сарафане.

Девочка: Славен твой подвиг Алёшенька,

Да сказывают люди, что хитростью своею ты Тугарина взял.

Перехитрил дескать ты его, словно дитя малое.

Да и на том спасибо тебе богатырь русский.

Что избавил люд от непосильного гнёта.

А не угодно ли тебе Алёшенька,

Силушкой своей богатырской помериться.

Размяться дескать, да людей потешить.

Алёша Попович: Отчего ж силой богатырской не помериться?

Выходите добры молодцы в чисто-поле, в широкое раздолье .                                                                                            Людей потешить силушкой помериться.

Русская народная игра «Кулачные бои».

Воспитатель проводит игру, предварительно объяснив ее правила.

Звучит песня «Богатырская сила»,

 муз. А. Пахмутовой, сл. Н.Добронравова.

Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.

Физминутка

Проводит ребенок - Илья Муромец, сопровождая слова движениями, дети повторяют.

Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…

На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!

Звучит русская народная мелодия, выходит девочка в русском сарафане.

Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только нет покоя, русичам на Земле Русской, манят богатства недругов со всех сторон. Повадились налетать на нас силы тёмные, да нечисть всякая.

Дети становятся в две шеренги.

Песня «Шли солдаты на войну», муз. и сл. И.Русских

1.Шли солдаты на войну защищать свою страну,

Драться шли они с врагом ради матушки с отцом.

Ради жёнушек детей, ради золотых полей,

Шли солдаты на войну, да пели песенку одну.

Припев: Пой, живи Россия, и под небом синим

Расцветай любимый край дорогой.

Нет на свете краше, чем Россия наша

И другой сторонки нету такой.

2.Скинем грозного врага за родные берега

Эти тоже будут знать, как с Россией воевать

Ну-ка, братцы, заряжай, и в ряды плотней вставай!

Выше знамя поднимай, громче песню запевай!

Припев.

Воспитатель: И еще много рождала Русская Земля, сыновей –защитников Отечества, великих славных полководцев.

Слайд с изображением Александра Невского.

Ребенок: Великий Князь мудрый, знаменитый полководец, защитник Земли Русской.  Вместе со своей немногочисленной дружиной разгромил шведов на Невской битве, за что и получил своё прозвище. Отвоевал родные города в битве на Чудском озере. Ему принадлежит слова: «А, кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!»

Слайд с изображением Дмитрия Донского.

Ребенок: Величайший полководец мира. Во время его правления был построен белокаменный Московский Кремль. Этот знаменитый князь после победы в Куликовской битве, освободил Русь от татаро-монгольской орды.

Слайд с изображением Петра I.

Ребенок: Российский царь, первый Российский император. Он создал военный морской флот России, превратив Россию в великую державу. Служить в российском флоте всегда считалось почетным. Русские моряки отличаются удалью и задором, что проявляется и в морских буднях на палубе и в короткие минуты отдыха. Широта русского характера, открытость и удальство прекрасно отражены в танце российских моряков «Яблочко».

Танец «Яблочко»

Слайд с изображением Александра Васильевича Суворова.

Ребенок: Его можно смело назвать национальным героем России, великим русским полководцем, потому что он не потерпел ни одного поражения за всю свою военную карьеру, в которую входит более 60 сражений. Он основоположник русского военного искусства, военной мыслитель, которому не было равных.

Песня «Учил Суворов», муз. А.Новикова,  сл. В.Левашова

Слайд с изображением Михаила Илларионовича Кутузова.

Ребенок: В Отечественную войну 1812 года главнокомандующий русской армией разгромил армию Наполеона. Бородинская битва развеяла миф о непобедимости армии Наполеона.

Танец «Аты –баты шли солдаты» муз. В.Мигули, сл.М. Танича

Слайд с изображением крейсера «Аврора».

Ребенок: Недолог век кораблей и конец их обычно печален: морское дно или стенка судостроительного завода, где они режутся на металлолом. Однако существуют знаменитые корабли, которые после окончания своей службы становятся памятниками или музеями. Один из таких кораблей – крейсер Аврора, который изменил ход всей мировой истории. Сегодня этот корабль является одним из самых знаменитых музеев Санкт-Петербурга.

Песня «Крейсер Аврора», муз.В.Шаинского, М.Матусовского

Слайд с изображением Георгия Константиновича Жукова.

Ребенок: Русский военачальник, полководец, Маршал Советского Союза 8 мая 1945г. От имени Верховного Главнокомандования принял капитуляцию гитлеровской Германии. 

Выходит ребенок-гусляр, играет на гуслях.

Гусляр: Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли вы за веру и Отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Воспитатель: А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

Вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам.
Все дети: А преданья старины
Забывать мы не должны.

Слава русской старине!
Слава русской стороне!

Под «Марш победителей» дети уходят из зала.

Интернет-ресурсы:

Былина «Илья Муромец и Соловей –разбойник»

http://teneta.rinet.ru/rus/ii/ilia_i_solovey.htm

Былина «Добрыня Никитич»

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/heros/bylina-dobrynja-nikitich.html

Былина «Былина Алёша Попович»

http://oskazkax.ru/index.php?newsid=6890

Александр Невский

http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya

Дмитрий Донской

http://www.kulpole.ru/article/dmitrij-donskoj-kratkaya-biografiya/

Петр I

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I

Танец «Яблочко»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%BE

Песня «Учил Суворов», муз. А.Новикова,  сл. В.Левашова

http://a-pesni.org/drugije/utchsuvorov.htm

Александр Суворов

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Песня «Крейсер Аврора», муз.В.Шаинского, М.Матусовского

http://propianino.ru/noty-pesni-krejser-avrora

Георгий Жуков

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "23 февраля - День Защитника Отечества"

Целями методической разработки являются: приобщение воспитанников к традициям как основам российского общества и государства, знакомство детей с различными видами войск, особенностями военной службы, ...

Методическая разработка для родителей "Открытка к Дню Защитника Отечества"

Поэтапное изготовление, родителями с детьми. открытки  к празднику, с использованием нетрадиционных методов аппликации....

Методическая разработка театрализованного мероприятия посвященного празднику «День защитника Отечества», на тему: «Первые защитники родной земли» (на материале устного народного творчества) для подготовительной группы.

Данное мероприятие на тему: «Первые защитники родной земли» предназначено для воспитанников подготовительной группы, оно посвящено празднику «День Защитника Отечества» и имеет большую воспитательную ц...

Методическая разработка. Спортивный досуг, посвященный празднику - «Дню защитника Отечества».

Методическая разработка. Спортивный досуг, посвященный празднику - «Дню защитника Отечества». Сценарий спортивного праздника для старшей и подготовительной группы....

Методическая разработка. План проведения месячника к дню защитника Отечества в средней группе Воспитатель: Бондаренко Т. А..

Цель: Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах, как защитниках Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Осу...

Методическая разработка на тему «23 февраля – День Защитника Отечества»

Методическая разработка к презентации 23 февраля. Для подготовительного и старшего возраста....

Методическая разработка - Спортивный праздник, приуроченный к празднику «День защитника Отечества» - «Курс молодого бойца»

Данная разработка представляет собой соревнования с участием детей и их родителей (отцов), приуроченные к празднованию дня защитника отечества. Работа включает в себя цель и задачи, сценарий мероприят...