Главные вкладки

    Методическая разработка театрализованного мероприятия посвященного празднику «День защитника Отечества», на тему: «Первые защитники родной земли» (на материале устного народного творчества) для подготовительной группы.
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Устюжанина Елена Геннадьевна

    Данное мероприятие на тему: «Первые защитники родной земли» предназначено для воспитанников подготовительной группы, оно посвящено празднику «День Защитника Отечества» и имеет большую воспитательную ценность.

    Цели мероприятия:

    1. Воспитывать в духе патриотизма, любви  к Родине, к своей земле, к ее истории, к русскому народу.

    2. Формирование представления об истинном защитнике Родины посредством знакомства с историей русской земли, ее устным народным творчеством, первыми защитниками родной земли – русским богатырями.

     3. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

    Сопровождение:

    1.     Мультипликационный фильм «Илья Муромец», 1975 г.

    2.     Слайды с иллюстрациями и репродукциями картин о богатырях.

    3.     Реквизит (гусли (макет), русская одежда, обувь, военная атрибутика для богатырей).

    4.     Русская народная музыка.

    В роли ученого, сказителя, собирателей былин – воспитатели и родители. Роль богатырей могут исполнять дети. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kopiya_pervye_zashchitniki_rodnoy_zemli.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка театрализованного мероприятия

    посвященного празднику «День защитника Отечества»,

    на тему: «Первые защитники родной земли»

    (на материале устного народного творчества)

    для подготовительной группы.

    Данное мероприятие на тему: «Первые защитники родной земли» предназначено для воспитанников подготовительной группы, оно посвящено празднику «День Защитника Отечества» и имеет большую воспитательную ценность.

    Цели мероприятия:

    1. Воспитывать в духе патриотизма, любви  к Родине, к своей земле, к ее истории, к русскому народу.

    2. Формирование представления об истинном защитнике Родины посредством знакомства с историей русской земли, ее устным народным творчеством, первыми защитниками родной земли – русским богатырями.

     3. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

    Сопровождение:

    1. Мультипликационный фильм «Илья Муромец», 1975 г.
    2. Слайды с иллюстрациями и репродукциями картин о богатырях.
    3. Реквизит (гусли (макет), русская одежда, обувь, военная атрибутика для богатырей).
    4. Русская народная музыка.

    В роли ученого, сказителя, собирателей былин – воспитатели и родители.

    Роль богатырей могут исполнять дети.

    План мероприятия:

    1. Вступительное слово воспитателя.
    2. Театрализованная часть «Первые защитники родной земли»
    3. Просмотр мультипликационного фильма «Илья Муромец».
    4. Обсуждение, подведение итогов.

    Вступительное слово.

    Ребята, сегодня мы собрались с вами вместе для того, чтобы узнать о первых Защитниках земли Русской - о русских богатырях, с которыми мы знакомились при чтении былин и просмотре мультфильмов.  Сегодня мы расскажем о любви к родной земле, о том, как представлял народ своих защитников, защитников своей Русской земли. А помогут нам учёный, собиратели былин, богатыри  и сказитель - былинный певец, как вы помните, былины пелись под гусли, и называли их ста'рины.

    (Проходят на свои места участники театрализованной части: ученый садиться за стол со старинными книгами (справа), сказитель в русской одежде садиться с гуслями (слева), два собирателя и богатыри стоят в центре).

    1. Первые защитники родной земли.

    Собиратели, ученый (привставая):

            - Здравствуйте, люди добрые!

    Богатыри:

            -Уж вы гой еси, добры молодцы, да красны девицы! (Отходят в сторону).

    Сказитель:

            - Здравствуйте! Вы послушайте наш нехитрый сказ о славных людях Родной земли, о защитниках Руси-матушки…

    Учёный:

    В былинах (ста'ринах), народных песнях-сказаниях, отразились нравственные идеалы русского народа. Сложенные в XI – XVI веках, они повествуют главным образом о богатырях, защитниках Родины.

            Любовь к родной земле – вот главная идея всего былинного творчества народа.

    Каждый из вас, я думаю, назовет былинную «троицу»: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Но кто продолжит этот счет дальше, назовет ещё  пять-десять имён?

    А сколько всего былинных героев? Хотя бы самых главных?

    1-ый собиратель (былин):

    Такого поименного списка героев русского эпоса нет, хотя когда-то он, по всей видимости, существовал.  Причем в самих же былинах.

    Вспомним традиционный былинный зачин: В стольном Киеве-граде, у ласкова Владимира-князя, на его пированье – почестен пир соезжаются и собираются все сильные, могучие богатыри.

    Эти пиры были именно почестными, на них приглашались по чести. Приглашение и место на пиру свидетельствовали о степени уважения и признания. Илья Муромец, не приглашенный на княжеский пир, далеко не случайно воспринимает это как оскорбление.

    Сказитель:                         Славный Владимир стольно-киевский

    Собирал-то он славный почестен пир

    На многих князей он и бояров,

    Славных, сильных могучих богатырей;

    А на пир ли - то он не позвал

    Старого казака Илью Муромца.

    Старому казаку Илье Муромцу

    За досаду показалось то великую.* [1, 217.]

    2-ой собиратель: 

    При описании таких почестных пиров и богатырской заставы у сказителей была возможность собрать вместе всех богатырей.

     У каждого из богатырей на заставе свои занятия и обязанности: один – в атаманах, второй – в податаманьях, третий – в писарях, четвертый – в конюхах, пятый – в чашниках…

    Вот как описывает заставу и представляет богатырей сказитель Еремей Чупров, записанный собирательницей А.М. Астаховой в 1929 году:

    Сказитель:                    Ай да не близко от города, не далёко же,

                                      Не далёко от Киева за двенадцать вёрст,

                                      Там и жили на заставе богатыри.

                                      Караулили, хранили стольный Киев-град.

                                      Не видали не «конного, не пешего,

                                      Не прохожего ой ни да приезжего.

                                      Да не серой волк не прорыскивает,

                                      Да не черный медведь не прохаживает.

                                      Эх да было их двенадцать всех богатырей.

                                      Да за старшего был Илья Муромец,

                                      Под им был Самсон да Колыбанович,

                                      Ай Добрыня да был у его во писарях,

                                      А Алёша жил во конюхах.

                                      Мишка Торопанишка чашки-ложки мыл,

                                      Чашки-ложки мыл да поварёшечки…[1, 6-7.]

    2-ой собиратель:

    Из двенадцати всех богатырей сказитель назвал всего пять. А в 1901 году сказительница Федосья Емельяновна Чуркина точную цифру назвала – ровно тридцать.

    1-ый собиратель:

    Но и тридцать – далеко не предел. Только самых главных героев русских былин  – более пятидесяти. Их именами, как правило, названы былины: про Илью Муромца, про Добрыню, про Алёшу, про Чурилу, про Дюка и т.д.

    Тема былины называлась вторым именем: Добрыня и Змей, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник, Алеша Попович и Тугарин, Вольга и Микула и т.д.

    __________________________________________

    *Этот и другие тексты адаптированы мной для детей.

    2-ой собиратель:

    Только женских персонажей можно назвать несколько десятков: Авдотья Рязаночка, Забава Путятична, Василиса Микулишна (жена Ставра Годиновича), Настасья-королевишна (жена Дуная), богатырша-поляница Настасья Никулишна (жена Добрыни), Латыгорка (жена Ильи Муромца), да разве всех перечислишь!

    1-ый богатырь:

     Уж вы гой еси, красны девицы! А станцуйте нам белыми лебёдушками!  (Девочки выходят и танцуют русский народный танец). 

    2-ой богатырь:

    Ой, Красавицы, молодицы! Порадовали!  А где же молодцы удалые? Ну-ка порадуйте нас и вы пляской!

    (Выходят мальчики на русский народный танец. После танца мальчиков выходят девочки и  все образуют хоровод).  

    Сказитель:

    Ох, утомились детки малые, отдохните славные, а мы продолжим наш нехитрый сказ о славных людях Родной земли, о защитниках Руси-матушки…

    1-ый собиратель:

    Есть в русских былинах и другой тип персонажей – Кали'ки перехожие-переброжие.

    Они тоже были богатырями, но особыми – духовными богатырями, побеждая не силой оружия, а силой духа. Эти калики исцеляют и наделяют силой Илью Муромца, который на печи сидел тридцать три года…

    А среди главных героев былин есть Калика-богатырь, побивающий силушку, которой счету нет. Не менее значителен образ другого былинного калики, сильного могучего Иванища, с которым не решается вступить в единоборство даже Илья Муромец.

    1-ый богатырь:

    Здравствуй-ка ты, старый казак Илья Муромец!

    2-ой богатырь:

    Здравствуй, сильный могучий ты Иванище!

    Ты откуда идешь, ты откуда бредешь,

    А ты откуда еще свой  путь держишь?

    1-ый богатырь:               А я бреду, Илья Муромец,

    От того города Иерусалима.

    Я там был, Господу-Богу молился там,

    Во Иордан - реченьке купался там,

    У кипарисного деревца сушился там,

    Ко господнему гробу приложился я.

    2-ой богатырь:

    Так все ли в Царь-граде  по-старому?

    Так все ли в Царь-граде по-прежнему?

    1-ый богатырь:

    Как в Царь-граде нынче не по-старому.

    В Царь-граде  нынче не по-прежнему.

    Одолели его поганые татарева,

    Наехал туда поганое Идолищо!

    2-ой богатырь:

    Дурак ты, сильный могучий  Иванищо!

    Сила у тебя есть,

    Смелости, ухватки нет.

    Зачем же ты не выручил царя

    Константина Боголюбова?

    Обернуся я каликою перехожею

    Да поеду в Царь-град,

    Да хвачу я татарина под пазуху,

    Вытащу его  на чисто поле,

    Разлетятся у его тут косточки…[1, 204-206.]

    (Уходят).

    Учёный:

    Былины в том виде, в каком они дошли до нас, представляют собой соединение сказки и были, реальности и фантастики, времена давно минувшие – Киевской и докиевской Руси и сравнительно недавние – Руси Московской.

    В былинах отразилась особая народная версия истории. Русский народный эпос служит для народа неписаною, традиционной летописью, переданною из поколения в поколение в течение столетий.

    2-ой собиратель:

    Все княжеские дружинушки храбрые, по словам Микулы Селяниновича, способны только хлеб ести, а самое большое, что может сам князь киевский, - это призвать для защиты Киева богатырей (т.е. – народ!). И он бессилен, жалок, труслив, когда никого их них (по его же, князя, вине) в Киеве не оказывается.

    Сказитель:

    Одна из идей русских былин – идея непобедимости. Русские богатыри непобедимы. Главному герою русского эпоса Илье Муромцу смерть в бою не писана. Замечу – в бою, только в бою он обретает бессмертие.

    Учёный:

    Что это? Ещё одно подтверждение исторической недостоверности, условности былин?

    Нет, мы имеем дело с одним из самых достоверных свидетельств (поскольку это свидетельство самого народа), что многовековое иго не сломило, не закабалило русский народ. Что он так и не признал себя побежденным.

    Эта вера воспитывалась веками, ее несли в народ богатыри.  [1, 5-44.]

    Сказитель:

    Из того ли из города из Мурома.

    Из того села да с Карачарова,

    Выезжал удаленькой дородний добрый молодец.  

    Он стоял заутреню во Муроме.

    А к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град

    Да подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

    У того ли города Чернигова

    Нагнано-то силушки черным-черно,

    Ай черным-черно, как черна ворона;

    Так пехотою никто тут не прохаживает,

    На добром кони никто тут не проезживает,

    Птица черный ворон не пролетывает,

    Серый зверь да не прорыскивает.

    А подъехал как ко силушке великой,

    Он как стал-то эту силу великую.

    Стал конем топтать да стал копьём колоть,

    Ай побил он эту силу всю великую. [1, 165.]

    Сказитель: 

    Ой, вы гой еси, люди добрые, ой, вы гой еси дети малые! Выходите все, попляшите под мои гусли славные, меня, старика, потешьте!

    (Все выходят, становятся в круг, пляшут хороводную пляску).

    3.  Просмотр мультфильма «Илья Муромец» («Союзмультфильм», 1975 г.)

    4. Обсуждение мультфильма,  подведение итогов.

    Похож  ли герой мультфильма на  настоящего былинного богатыря?

    Каким вы видите образ былинного богатыря?

    Кем для вас являются первые защитники родной земли: литературными  персонажами, или историческим личностями, народными заступниками?

    Использованная литература:

    1. Былины. /Сост., вступ. ст., вводные тексты В.И. Калугина. – М.: Современник, 1991. - 767 с. - (Сокровища русского фольклора).
    2. Былины. /Ред. Д.С. Лихачева, вступ. ст., подготовка текста и примечания Б.Н. Путилова. - Л.: Советский писатель, 1957. - 488 с. - (Библиотека поэта. Большая серия).
    3. Былины и песни южной Сибири. /Под ред.В.И. Чичерова, собрание С.И. Гуляева. - Новосибирское областное государственное издательство, 1952. - 336 с.
    4. Былины. В 2-х томах. /Подготовка текста, вступ. ст. и комментарии В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. -

    564 с, 522 с.

    1. Русские народные былины. /Сост. В.И. Чичеров. - М.: Детгиз, 1958.- 318 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества»

    Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фол...

    Методическая разработка для проведения праздника "День защитника Отечества" в старшей группе

    Методическая разработка для проведения праздника "День защитника Отечества" в с таршей группе.Проводится с использованием мультимедиа-слайдов. Цель:- воспитывать дошкольников в духе патриотизма, ...

    Методическая разработка - Сценарий спортивного праздника "День Защитников Отечества"

    Сценарий праздника «День защитников отечества» Принимают участие подготовительная, старшая, средние группы.Цель праздника: привить детям чувство патриотизма и гордости за свою страну и за ...

    Планирование работы по устному народному творчеству в подготовительной группе

    Знакомить детей с устным народным творчеством путем чтения и заучивания потешек, сказок, былин, инсценировка отрывков произведений, разучивание народных игр....

    Занятие ОД Тема: «Устное народное творчество. Потешки». (младшая группа)

    Цель:Приобщение детей  к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи. Задачи:1. Продолжать учить детей читать стихи вместе с педагогом.2. Формировать связную речь детей пр...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «День Земли»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЙЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА   «День Земли»...


     

    Комментарии

    Устюжанина Елена Геннадьевна

    К сожалению, слайдовую презентацию загрузить не удалось, ее размер больше установленного....