Планирование работы по устному народному творчеству в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Андреева Любовь Викторовна

Знакомить детей с устным народным творчеством путем чтения и заучивания потешек, сказок, былин, инсценировка отрывков произведений, разучивание народных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы по устному народному творчеству в подготовительной группе

Составлено Андреевой Л.В.


Тема

Цель

сентябрь

1.Чтение русской народной сказки в обработке И.Соколова-Микитова «Волк и лиса».

2.Заучивание песенки «Лиса рожью шла».

3.Русская народная игра «Круговая лапта» (Описание прилагается)

Познакомить с произведением, учить понимать смысл сказок.

Учить слышать напевность и мелодичность произведение русского фольклора.

Учить играть в русские народные игры.

октябрь

1.Заучивание песенки «Перчатки» (перевод с англ. С.Я.Маршака)

2.Чтение нанайской сказки в обработке Д.Нагишкина «Айога».

3.Старинная народная игра «Дрема» (описание прилагается).

Знакомство с фольклором народов мира.

Знакомство с фольклором народов мира, учить понимать национальные особенности.

Учить детей играть в народные игры.

ноябрь

1.Чтение небылиц «Вы послушайте, ребята».

2.Инсценировка русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» для детей младшей группы.

3.Вечер загадок.

4.Чтение былины «Садко»

Учить понимать юмористический смысл произведения.

Учить инсценировать знакомые произведения.

Учить понимать смысл загадки, развивать логику.

Учить понимать смысл былины.


Тема

Цель

декабрь

1.Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

2.Заучивание русских народных песенок «Как на тоненький ледок…», «Ты мороз-мороз-мороз…».

3.Спортивно-литературная композиция «Зима-волшебница» совместно с детьми старшей группы (спорт, игры, чтение стихов).

Учить понимать смысл русских народных сказок, слышать напевность русского языка.

Прививать любовь к народному творчеству.

Сочетание русских народных игр и произведений устного творчества.

январь

1.Обрядовые песни «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Как пошла коляда», «Коляда, коляда, ты подай пирога».

2.Совместное развлечение с родителями «Расступись честной народ, дети встали в хоровод» (проведение русских народных игр).

Знакомить детей с обрядовыми песнями.

Приобщать к совместной деятельности детей и родителей.

февраль

1.Рассматривание картины И.Васнецова «Три богатыря».

2.Слушание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

3.Русская народная игра «Жар-птица» (описание прилагается).

Знакомить детей с произведениями русских художников.

Учить понимать смысл былины


Тема

Цель

март

1.Календарные обрядовые песни «Как на масляной неделе…», «Тин-тин-ка…», «Масленица, масленица…»

2.»Белая уточка» (из сборника А.И.Афанасьева).

3.Богатырский турнир «Масляничная игра» (описание прилагается)

Продолжать знакомить с обрядовыми песнями.

Учить слушать и понимать смысл произведения.

Поддерживать желание побеждать. Развивать ловкость, выносливость.

апрель

1.Заучивание украин.песенки в обр. Г.Литвака «Ой, зачем ты, жаворонок…» Русская народная песенка «идет матушка-весна».

2.Чтение русской народной сказки «Не плюй в колодец-пригодится воды напиться» в обр. К.Ушинского.

3.Загадки о весне.

4.Знакомство с былиной «Ставр Годинович»

Учить передавать напевность и мелодичность народных песенок.

Учить понимать смысл произведения.

Развивать логику и мышление.

Учить слушать и понимать былины.

май

1.Заучивание молдавск.народной песенки в обр. И.Токмаковой «Улитка»

2.Чтение туркменской народной сказки в обр. А.Александровой и М.Туберовского «Голубая птица».

3.Русская народная хороводная игра «Где был Иванушка» (описание прилагается).

Знакомить с фольклором народов мира.

Знакомить со сказками народов мира.

Учить играть в хороводные игры.


«ЖАР-ПТИЦА»

Участвуют две команды. В составе каждой шесть человек. Для игры из лоскутков материи изготавливается и красочно расписывается жар-птица. Одна команда (по жребию) образует круг. Игроки перекидывают жар-птицу друг другу так, чтобы её не смог поймать водящий из команды соперников, находящийся в середине круга. Как только водящий поймает жар-птицу, его команде присуждается одно очко, и игра возобновляется. По истечении условного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.


БОАТЫРСКИЙ ТУРНИР

(масляничная игра)

Готовятся лошади: сани с деревянной головой лошади.

Копья: палки с валенком вместо копья.

У каждой лошади встают по два человека – тягловая сила.

На каждой лошади с копьем в руке – богатырь.

Их задача – на ходу (когда сойдутся) сбить другого богатыря с лошади.


РУССКАЯ НАРОДНАЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА

«ГДЕ БЫЛ, ИВАНУШКА?»

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Ослика.

Ослик на лужайке (дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Тетеру. (Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод).


ДРЕМА

Считалкой выбирается водящий – «Дрема». Он садится на корточки в центре круга и закрывает глаза. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу по часовой стрелке и приговаривают.

Сидит дрема, сидит дрема,

Сидит дрема со своею дремотой (2 раза).

«Дрема» должен исполнять все, что говорят играющие:

Встает дрема, встает дрема,

Встает дрема со своею дремотой (2 раза).

«Дрема» встает, потягиваясь и зевая, начинает идти навстречу общему движению, не открывая глаз:

Ходит дрема, ходит дрема,

Ходит дрема со своею дремотой (2 раза).

Ловит дрема, ловит дрема,

Ловит дрема со своею дремотой (2 раза).

Как только произносится последнее слово, все игроки разбегаются по комнате,  а «Дрема» ловит их с закрытыми глазами. Пойманного игрока он должен назвать. Если пойманный игрок назван правильно, он становится «Дремой»,  и игра продолжается.

Указания к проведению:

Эта старинная игра интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста. Минимальное число участников – 5 человек. «Дрема» не имеет право ловить ребят, пока не сказаны последние слова приговорки. Нельзя подглядывать, чтобы угадать пойманного игрока. Если «Дрема» не узнал пойманного, игра продолжается с прежним водящим.

КРУГОВАЯ ЛАПТА

Это старинная игра. В XIX веке её называли «Немой лаптой». Количество участников- от 6 до 40 человек. Для игры требуется один мяч (волейбольный или маленький, размером с теннисный мяч).

Описание:

На площадке на воздухе или в зале чертится большой круг или прямоугольник. Играющие делятся на две равные команды. Согласно жребию, одна из них – «водящая команда» (она становится в середину круга или прямоугольника), другая – «полевая команда» (располагается за кругом, прямоугольником  - с двух сторон). У одного из полевых игроков в руках мяч. По договоренности можно спрятать его или показать водящим игрокам. Полевые игроки по сигналу стремятся попасть мячом в водящих (в любую часть теля, за исключением головы), а те, увертываясь от мяча, ловят его. Если игрок будет осален мячом, то он выбывает из игры; если же водящий поймает мяч, он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших из игры. Вырученный им игрок становится опять в середину круга. В процессе игры количество водящих игроков то убывает, то увеличивается за счет вырученных игроков. Игра продолжается установленное время или пока не будут осалены все водящие игроки.

Участники меняются ролями и играют второй раз.

Проигрывает команда, у которой к концу установленного времени будет меньше игроков в «поле» или в которой все игроки будут осалены.

Правила:

  1. Если водящим игроком пойман мяч, но выручать им некого (нет выбывших из игры), то он имеет право в дальнейшем оставить в кругу первого осаленного игрока.
  2. Полевые игроки при метании мяча не имеют права заходить за черту круга.
  3. Только непосредственное попадание в водящего игрока считается осаливанием. Если мяч попал в игрока после отскока от земли, пола или какого-либо предмета, то осаливание не засчитывается и водящий остается в кругу.
  4. Если мяч попал в одного игрока, а затем отскочил ко второму, первый считается осаленным, а второй остается в игре.
  5. Выбывшие из игры снова входят в нее в соответствии с очередностью  их выхода из игры.


Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми.

Тема: «Путешествие по Древней Руси. Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

Цель: формировать представление о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Учить пересказывать былину с помощью опорных картинок. Закрепить в речи слова и выражения: калики перехожие, дорожка заколодена, замуравлена, Черная Грязь, лук разрывчатый, стрела колена, око со косицею, стольный Киев-град. Закрепить в речи названия предметов мебели и кухонной утвари: коромысло, прялка, люлька, печка и т.д. Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря, закрепить в речи их названия.

Ход: Звучит сказочная музыка. Дети заходят в группу, навстречу к ним выходит сказочница – воспитатель в русском народном костюме.

Ведущая: Здравствуйте люди добрые, добро пожаловать к нам в Древнюю Русь. Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам. А что такое былина?

Дети: Это русские народные песни – сказания.

В: Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них. А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку. (показывает карточку с изображением печи и колодца). Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.

Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.

В: Замечательно! (Звучит короткий музыкальный отрывок в знак правильного ответа). А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображение различных построек) Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?

Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.

Ведущая предлагает построить из конструктора деревянную избу – как строили ее раньше без единого гвоздя.

(конструктор лежит на столе. Дети становятся вокруг, воспитатель помогает распределить обязанности и дети строят избу).

В: Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначалась?

Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки.

В: вот в такой избе ж ил Илья Муромец. А сейчас, давайте попробуем с вами рассказать былину сами, а помогут нам в этом опорные картинки. ( Сидящим полукругом детям, предлагается рассмотреть опорные картинки с условными изображениями эпизодов былины). Дети пересказывают былину, с опорой на них:

«В городе в Муроме жила семья и был у них сын Ильюшенька, который не мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались калики-перехожие и попросили водицы испить. Тут случилось чудо чудное: встал Илюшенька испил сам водицы и почувствовал в себе силу богатырскую».

В: Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды – выберите нужную и назовите её.

Дальше детям предлагается вернуться к опорным картинкам и продолжить пересказ.

«А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит там Соловей – Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по–звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается».

В: На Руси всегда любили помериться силушкой богатырской.

Подвижная игра «Петушиные бои» (См. приложение).

Дети возвращаются к картинкам и завершают пересказ.

«Когда Илья Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Добрый конь Ильи Муромца стал спотыкаться. А он берет тугой лук разрывчатый и стрелу колену, накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремечку и повез по чисту полю. Прямо в стольный Киев-град ко князю Владимиру».


Итоговая совместная деятельность.

Тема: Путешествие по былинам Древней Руси: «Илья Муромец», «Ставр Годинович», «Садко».

Цель: Закрепить знания детей об основных событиях и героях трех былин. Продолжать закреплять пространственные представления у детей. Закрепить в речи слова, обозначающие направление движения. Упражнять лепить изображения людей и морских животных, используя различные приемы лепки, а так же средства выразительности.

Предварительная работа: трое детей разучивают отрывок из былины «Ставр Годинович».

Ход: Звучит сказочная музыка.

В: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие. Но, чтобы продолжить путь, вы должны вспомнить наши прошлые приключения. А поможет нам в этом волшебная шкатулка. Достаем из неё план группы. (Дети работают по карте, находят пункт 1, определяют его местонахождение в группе: это ширма для теневого театра).

В: Давайте посмотрим! (Отрывок из былины «Илья Муромец»).

В: А теперь, проверим, какими вы были внимательными, когда слушали эту былину!

Вопросы:

  1. Как звали героев этой былины? (Илья Муромец – крестьянский сын, болел 30 лет и 3 года, лежал на печи; калики перехожие – путешествующие музыканты; Соловей-Разбойник – басурман, творящий зло, с помощью своего страшного свиста).
  2. Кто и с помощью чего вылечил Илью? ((Калики перехожие с помощью добрых слов и колодезной воды, которую выпил Илья).
  3. С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С Соловьем – Разбойником).
  4. Как называлось место сражения? (Место то называлось Черная Грязь; добрый конь там не хаживал, а люди – какие были – все мертвы лежат).

В: Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра, а какая угадайте сами (достает из шкатулки эмблему с изображением дерущихся петухов). На Руси всегда любили померяться силой богатырской.

(Воспитатель предлагает мальчикам сыграть в игру «Петушиные бои).

В: Давайте снова обратимся к нашему плану – пункту 2. Здесь изображены театральные маски, значит, мы попали на театральную сцену. И сейчас настоящие артисты разыграют отрывок из былины. Попробуйте угадать ее название.

(Дети – артисты разыгрывают сцену из былины «Ставр Годинович»).

Василий Микулович: Что-то не весело у тебя на пиру, князь! Не музыканты играют – собаки воют.

Князь: Так нет других!

Василий Микулович: Как нет? А слыхал я – будто в сыром погребе у тебя томится знатный гусляр Ставр Годинович?!

Князь: Не прогневайся! Будет тебе знатный гусляр!

(Обращается к входящему Ставру): Ставр, будь ласков, позабавь гостя!

Ставр: Я играю для души, а не из-под палки, и не буду тебе играть!

Василий Микулович: А ли ты не узнал меня, Ставр Годинович?

Ставр: Нечего мне тебя узнавать, гость чужеземный!

-

Василиса Микулична (Разоблачаясь): А теперь, узнал меня?

Ставр: Василиса! Ты ли это? А где твои косы?

Василиса Микулична: а косами я тебя, Ставр, из погреба вытащила! (Уходят).

(Дети называют былину).

В: Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие эмоции испытал каждый герой былины и при каких обстоятельствах. Давайте поиграем в игру «Подбери нужную картинку».

Дети: Князь испытал гнев, когда Ставр Годинович хвалил свою жену.

В: Подберите картинку к этому состоянию.

Дети: Василиса опечалилась, кода узнала, что мужа посадили в остро.

В: Подберите картинку к этому состоянию.

(Дети выполняют задание).

В: Подберите картинку к состоянию Ставра Годиновича, когда он узнал в «добром молодце» свою жену.

(Удивление. Радость).

В: Предлагаю вернуться к плану, найти следующее задание.

(Последнее задание спрятано в музыкальном уголке).

В: Последняя загадка музыкальная. (Воспитатель включает отрывок оперы «Садко». Дети слушают и называют былину.

В: А сейчас, выбрав правильные ответы на вопросы, вы вспомните эту былину.

  • В каком городе жил Садко? (Изумрудном; Великом Новгороде; Городе Мастеров).
  • На берег какого озера часто приходил Садко? (Молочного с кисельными берегами; Лебединого; озера Ильмень).
  • Кого встретил Садко на озере? (Морского царя; водолаза; русалку).
  • Каким ремеслом стал заниматься Садко в Новгороде? (Печь пироги; чинить самовары; продавать товары).
  • Куда решил отправиться Садко с дружиной? (За границу; за московскими товарами; загорать).
  • Куда попал Садко в бурю? (На другой корабль; на дно морское; на пляж).
  • Почему морской царь отпустил Садко домой? (Сжалился; тот сам сбежал; Садко отдал ему свои гусли).

В: Молодцы! У морского царя был пир. А мы что делаем на праздники?

Дети: Веселимся.

В: А какое веселье без хорошей игры?

(Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру по желанию детей).


Илья Муромец и Соловей Разбойник

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А й черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А й побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

А й зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

- Ай же мужички да вы черниговски!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Говорили мужички ему черниговски:

- Ты, удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

А й по той ли по дорожке прямоезжею

Да й пехотою никто да не прохаживал,

На добром коне никто да не проезживал.

Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,

Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,

И от его ли то от посвиста соловьего,

И от его ли то от покрика звериного

Те все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются, -

А что есть людей - то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,

А й окольноей дорожкой - цела тысяча.

Он спустил добра коня да й богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перамахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Подъезжает он ко речке ко Смородине,

Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,

Да ко тою ко березе ко покляпыя,

К тому славному кресту ко Леванидову.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному -

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да й лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися.

Его добрый конь да богатырский

А он на корни да спотыкается -

А й как старый-от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, таковы слова:

- Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не можь?

Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли посвиста соловьего,

Не слыхал ли покрика звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?

А й тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

Во том гнездышке да соловьиноем

А случилось быть да и три дочери,

А й три дочери его любимыих.

Больша дочка - эта смотрит во окошечко косявчато,

Говорит она да таковы слова:

- Едет-то наш батюшка чистым полем,

А сидит-то на добром коне,

А везет он мужичища-деревенщину

Да у правого у стремени прикована.

Поглядела как другая дочь любимая,

Говорила-то она да таковы слова:

- Едет батюшка раздольицем чистым полем,

Да й везет он мужичища-деревенщину

Да й ко правому ко стремени прикована, -

Поглядела его меньша дочь любимая,

Говорила-то она да таковы слова:

- Едет мужичище-деревенщина,

Да й сидит мужик он на добром коне,

Да й везет-то наша батюшка у стремени,

У булатного у стремени прикована -

Ему выбито-то право око со косицею.

Говорила-то й она да таковы слова:

- А й же мужевья наши любимые!

Вы берите-ко рогатины звериные,

Да бегите-ко в раздольице чисто поле,

Да вы бейте мужичища-деревенщину!

Эти мужевья да их любимые,

Зятевья-то есть да соловьиные,

Похватали как рогатины звериные,

Да и бежали-то они да й во чисто поле

Ко тому ли к мужичище-деревенщине,

Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.

Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:

- Ай же зятевья мои любимые!

Побросайте-ка рогатины звериные,

Вы зовите мужика да деревенщину,

В свое гнездышко зовите соловьиное,

Да кормите его ествушкой сахарною,

Да вы пойте его питьецом медвяныим,

Да й дарите ему дары драгоценные!

Эти зятевья да соловьиные

Побросали-то рогатины звериные,

А й зовут мужика да й деревенщину

Во то гнездышко да соловьиное.

Да й мужик-то деревенщина не слушался,

А он едет-то по славному чисту полю

Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.

Он приехал-то во славный стольный Киев-град

А ко славному ко князю на широкий двор.

А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку,

Он сел есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

А й тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посередь двора,

Сам идет он во палаты белокаменны.

Проходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь-то поразмахивал*.

Крест-от клал он по-писаному,

Вел поклоны по-ученому,

На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину,

Еще всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:

- Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,

Тебя как-то, молодца, да именем зовут,

Величают, удалого, по отечеству?

Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:

- Есть я с славного из города из Мурома,

Из того села да Карачарова,

Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

Говорит ему Владимир таковы слова:

- Ай же старыя казак да Илья Муромец!

Да й давно ли ты повыехал из Мурома

И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?

Говорил Илья он таковы слова:

- Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!

Я стоял заутреню христосскую во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,

То моя дорожка призамешкалась.

А я ехал-то дорожкой прямоезжею,

Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,

Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу ту покляпую,

Мимо славный ехал Леванидов крест.

Говорил ему Владимир таковы слова:

- Ай же мужичища-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Как у славного у города Чернигова

Нагнано тут силы много множество -

То пехотою никто да не прохаживал

И на добром коне никто да не проезживал,

Туда серый зверь да нз прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал.

А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,

Да у славноей у речки у Смородины,

А й у той ли у березы у покляпыя,

У того креста у Леванидова

Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.

То как свищет Соловей да по-соловьему,

Как кричит злодей-разбойник по-звериному -

То все травушки-муравы уплетаются,

А лазоревы цветочки прочь осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей - то все мертвы лежат.

Говорил ему Илья да таковы слова:

- Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!

Соловей Разбойник на твоем дворе.

Ему выбито ведь право око со косицею,

И он ко стремени булатному прикованный.

То Владимир-князь-от стольно-киевский

Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит-то на свой-то на широкий двор

Посмотреть на Соловья Разбойника.

Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:

- Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,

Закричи-тко ты, собака, по-звериному.

Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:

- Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,

А не вас-то я хочу да и послушати.

Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,

Да его хочу-то я послушати.

Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.

- Ай же старыя казак ты Илья Муромец!

Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему,

Прикажи-тко закричать да по-звериному.

Говорил Илья да таковы слова:

- Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!

Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,

Закричи-тко ты во полкрика звериного.

Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:

- Ай же старыя казак ты Илья Муромец!

Мои раночки кровавы запечатались,

Да не ходят-то мои уста сахарные,

Не могу я засвистать да й по-соловьему,

Закричать-то не могу я по-звериному.

А й вели-тко князю ты Владимиру

Налить чару мне да зелена вина.

Я повыпью-то как чару зелена вина -

Мои раночки кровавы поразойдутся,

Да й уста мои сахарны порасходятся,

Да тогда я засвищу да по-соловьему,

Да тогда я закричу да по-звериному.

Говорил Илья тут князю он Владимиру:

- Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,

Ты поди в свою столовую во горенку,

Наливай-то чару зелена вина.

Ты не малую стопу - да полтора ведра,

Подноси-тко к Соловью к Разбойнику. -

То Владимир-князь да стольно-киевский,

Он скоренько шел в столову свою горенку,

Наливал он чару зелена вина,

Да не малу он стопу - да полтора ведра,

Разводил медами он стоялыми,

Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.

Соловей Разбойник Одихмантьев сын

Принял чарочку от князя он одной ручкой,

Выпил чарочку ту Соловей одним духом.

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,

Закричал Разбойник по-звериному -

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались.

От него, от посвиста соловьего,

А что есть-то людушек - так все мертвы лежат,

А Владимир-князь-от стольно-киевский

Куньей шубонькой он укрывается.

А й тут старый-от казак да Илья Муромец,

Он скорешенько садился на добра коня,

А й он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:

- Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!

А тут Соловью ему й славу поют,

А й славу поют ему век по веку!


САДКО

В славном в Нове-граде

Как был Садко-купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко.

Садка день не зовут на почестей пир,

Другой не зовут на почестен пир

И третий не зовут на почестен пир,

По том Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садко перепался,

Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестен пир,

Другой не зовут на почестен пир

И третий не зовут на почестен пир,

По том Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садко перепался,

Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестен пир,

Другой не зовут на почестен пир

И третий не зовут на почестен пир,

По том Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Показался царь морской,

Вышел со Ильмени со озера,

Сам говорил таковы слова:

- Ай же ты, Садхо новгородский!

Не знаю, чем буде тебя пожаловать

За твои за утехи за великие,

За твою-то игру нежную:

Аль бессчетной золотой казной?

А не то ступай во Новгород

И ударь о велик заклад,

Заложи свою буйну голову

И выряжай с прочих купцов

Лавки товара красного

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба - золоты перья.

Как ударишь о велик заклад,

И поди свяжи шелковой невод

И приезжай ловить в Ильмень-озеро:

Дам три рыбины - золота перья.

Тогда ты, Садко, счастлив будешь!

Пошел Садко от Ильменя от озера,

Как приходил Садко во свой во Новгород,

Позвали Садка на почестен пир.

Как тут Садко новогородский

Стал играть в гусельки яровчаты;

Как тут стали Садка попаивать,

Стали Садку поднашивать,

Как тут-то Садко стал похвастывать:

- Ай же вы, купцы новогородские!

Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере:

А есть рыба - золоты перья в Ильмень-озере!

Как тут-то купцы новогородские

Говорят ему таковы слова:

- Не знаешь ты чуда-чудного,

Не может быть в Ильмень-озере рыбы - золоты перья.

- Ай же вы, купцы новогородские!

О чем же бьете со мной о велик заклад?

Ударим-ка о велик заклад:

Я заложу свою буйну голову,

А вы залагайте лавки товара красного.

Три купца повыкинулись,

Заложили по три лавки товара красного,

Как тут-то связали невод шелковой

И поехали ловить в Ильмень-озеро.

Закинули тоньку в Ильмень-озеро,

Добыли рыбку - золоты перья;

Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,

Добыли другую рыбку - золоты перья;

Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,

Добыли третью рыбку - золоты перья.

Тут купцы новогородские

Отдали по три лавки товара красного.

Стал Садко поторговывать,

Стал получать барыши великие.

Во своих палатах белокаменных

Устроил Садко все по-небесному:

На небе солнце - и в палатах солнце,

На небе месяц - и в палатах месяц,

На небе звезды - и в палатах звезды.

Потом Садко-купец, богатый гость,

Зазвал к себе на почестен пир

Тыих мужиков новогородскиих

И тыих настоятелей новогородскиих:

Фому Назарьева и Луку Зиновьева.

Все на пиру наедалися,

Все на пиру напивалися,

Похвальбами все похвалялися.

Иной хвастает бессчетной золотой казной,

Другой хвастает силой-удачей молодецкою,

Который хвастает добрым конем,

Который хвастает славным отчеством.

Славным отчеством, молодым молодечеством,

Умный хвастает старым батюшком,

Безумный хвастает молодой женой.

Говорят настоятели новогородские:

- Все мы на пиру наедалися,

Все на почестном напивалися,

Похвальбами все похвалялися.

Что же у нас Садко ничем не похвастает?

Что у нас Садко ничем не похваляется?

Говорит Садко-купец, богатый гость:

- А чем мне, Садку, хвастаться,

Чем мне, Садку, пахвалятися?

У меня ль золота казна не тощится,

Цветно платьице не носится,

Дружина хоробра не изменяется.

А похвастать - не похвастать бессчетной золотой казной:

На свою бессчетну золоту казну

Повыкуплю товары новогородские,

Худые товары и добрые!

Не успел он слова вымолвить,

Как настоятели новогородскке

Ударили о велик заклад,

О бессчетной золотой казне,

О денежках тридцати тысячах:

Как повыкупить Садку товары новогородские,

Худые товары и добрые,

Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было.

Ставал Садко на другой день раным-рано,

Будил свою дружину Хоробрую,

Без счета давал золотой казны

И распускал дружину по улицам торговыим,

А сам-то прямо шел в гостиный ряд,

Как повыкупил товары новогородские,

Худые товары и добрые,

На свою бессчетну золоту казну.

На другой день ставал Садко раным-рано,

Будил свою дружину хоробрую,

Без счета давал золотой казны

И распускал дружину по улицам торговыим,

А сам-то прямо шел в гостиный ряд:

Вдвойне товаров принавезено,

Вдвойне товаров принаполнено

На тую на славу на великую новогородскую.

Опять выкупал товары новогородские,

Худые товары и добрые,

На свою бессчетну золоту казну.

На третий день ставал Садко раным-рано,

Будил свою дружину хоробрую,

Без счета давал золотой казны

И распускал дружину по улицам торговыим,

А сам-то прямо шел в гостиный ряд:

Втройне товаров принавезено,

Втройне товаров принаполнено,

Подоспели товары московские

На тую на великую на славу новогородскую.

Как тут Садко пораздумался:

"Не выкупить товара со всего бела света:

Еще повыкуплю товары московские,

Подоспеют товары заморские.

Не я, видно, купец богат новогородский -

Побогаче меня славный Новгород".

Отдавал он настоятелям новогородскиим

Денежек он тридцать тысячей.

На свою бессчетну золоту казну

Построил Садко тридцать кораблей,

Тридцать кораблей, тридцать черлёныих;

На те на корабли на черлёные

Свалил товары новогородские,

Поехал Садко по Волхову,

Со Волхова во Ладожско,

А со Ладожска во Неву-реку,

А со Невы-реки во сине море.

Как поехал он по синю морю,

Воротил он в Золоту Орду,

Продавал товары новогородские,

Получал барыши великие,

Насыпал бочки-сороковки красна золота, чиста серебра,

Поезжал назад во Новгород,

Поезжал он по синю морю.

На синем море сходилась погода сильная,

Застоялись черлёны корабли на синем море:

А волной-то бьёт, паруса рвёт,

Ломает кораблики черлёные;

А корабли нейдут с места на синем море.

Говорит Садко-купец, богатый гость,

Ко своей дружине ко хоробрые:

- Ай же ты, дружинушка хоробрая!

Как мы век по морю ездили,

А морскому царю дани не плачивали:

Видно, царь морской от нас дани требует,

Требует дани во сине море.

Ай же, братцы, дружина хоробрая!

Взимайте бочку-сороковку чиста серебра,

Спущайте бочку во сине море,-

Дружина его хоробрая

Взимала бочку чиста серебра,

Спускала бочку во сине море;

А волной-то бьёт, паруса рвёт,

Ломает кораблики черлёные,

А корабли нейдут с места на синем море.

Тут его дружина хоробрая

Брала бочку-сороковку красна золота,

Спускала бочку во сине море:

А волной-то бьёт, паруса рвёт,

Ломает кораблики черлёные,

А корабли все нейдут с места на синем море.

Говорит Садко-купец, богатый гость:

- Видно, царь морской требует

Живой головы во сине море.

Делайте, братцы, жеребья вольжаны,

Я сам сделаю на красноем на золоте,

Всяк свои имена подписывайте,

Спускайте жеребья на сине море:

Чей жеребий ко дну пойдет,

Таковому идти в сине море.

Делали жеребья вольжаны,

А сам Садко делал на красноем на золоте,

Всяк свое имя подписывал,

Спускали жеребья на сине море.

Как у всей дружины хоробрые

Жеребья гоголем по воде плывут,

А у Садка-купца - ключом на дно.

Говорит Садко-купец, богатый гость:

- Ай же братцы, дружина хоробрая!

Этыя жеребья неправильны:

Делайте жеребья на красноем на золоте,

А я сделаю жеребий вольжаный.

Делали жеребья на красноем на золоте,

А сам Садко делал жеребий вольжаный.

Всяк свое имя подписывал,

Спускали жеребья на сине море:

Как у всей дружины хоробрые

Жеребья гоголем по зоде плывут,

А у Садка-купца - ключом на дно.

Говорит Садко-купец, богатый гость:

- Ай же братцы, дружина хоробрая!

Видно, царь морской требует

Самого Садка богатого в сине море.

Несите мою чернилицу вальяжную,

Перо лебединое, лист бумаги гербовый.

Несли ему чернилицу вальяжную,

Перо лебединое, лист бумаги гербовый,

Он стал именьице отписывать:

Кое именье отписывал божьим церквам,

Иное именье нищей братии,

Иное именьице молодой жене,

Остатное именье дружине хороброей.

Говорил Садко-купец, богатый гость:

- Ай же братцы, дружина хоробрая!

Давайте мне гусельки яровчаты,

Поиграть-то мне в остатнее:

Больше мне в гусельки не игрывати.

Али взять мне гусли с собой во сине море?

Взимает он гусельки яровчаты,

Сам говорит таковы слова:

- Свалите дощечку дубовую на воду:

Хоть я свалюсь на доску дубовую,

Не столь мне страшно принять смерть во синен море.

Свалили дощечку дубовую на воду,

Потом поезжали корабли по синю морю,

Полетели, как черные вороны.

Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке на дубовоей.

Проснулся Садко во синем море,

Во синем море на самом дне,

Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,

Вечернюю зорю, зорю утреннюю.

Увидел Садко: во синем море

Стоит палата белокаменная.

Заходил Садко в палату белокаменну:

Сидит в палате царь морской,

Голова у царя как куча сенная.

Говорит царь таковы слова:

- Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!

Век ты, Садко, по морю езживал,

Мне, царю, дани не плачивал,

А нонь весь пришел ко мне во подарочках.

Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;

Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие

Да играл еще Садко и третии -

А все пляшет царь морской во синем море.

Во синем море вода всколыбалася,

Со желтым песком вода смутилася,

Стало разбивать много кораблей на синем море,

Стало много гибнуть именьицев,

Стало много тонуть людей праведныих.

Как стал народ молиться Миколе Можайскому,

Как тронуло Садка в плечо во правое:

- Ай же ты, Садко новогородский!

Полно играть в гуселышки яровчаты! -

Обернулся, глядит Садко новогородскиий:

Ажно стоит старик седатыий.

Говорил Садко новогородский:

- У меня воля не своя во синем море,

Приказано играть в гусельки яровчаты.

Говорит старик таковы слова:

- А ты струночки повырывай,

А ты шпенёчки повыломай,

Скажи: "У меня струночек не случилося,

А шпенёчков не пригодилося,

Не во что больше играть,

Приломалися гусельки яровчаты".

Скажет тебе царь морской:

"Не хочешь ли жениться во синем море

На душечке на красной девушке?"

Говори ему таковы слова:

"У меня воля не своя во синем море".

Опять скажет царь морской:

"Ну, Садко, вставай поутру ранёшенько,

Выбирай себе девицу-красавицу".

Как станешь выбирать девицу-красавицу,

Так перво триста девиц пропусти,

А друго триста девиц пропусти,

И третье триста девиц пропусти;

Позади идёт девица-красавица,

Красавица девица Чернавушка,

Бери тую Чернаву за себя замуж...

Будешь, Садко, во Нове-граде.

А на свою бессчётну золоту казну

Построй церковь соборную Миколе Можайскому.

Садко струночки во гусельках повыдернул,

Шпенёчки во яровчатых повыломал.

Говорит ему царь морской:

- Ай же ты, Садко новогородскиий!

Что же не играешь в гусельки яровчаты?

- У меня струночки во гусельках выдернулись,

А шпенёчки во яровчатых повыломались,

А струночек запасных не случилося,

А шпенёчков не пригодилося.

Говорит царь таковы слова:

- Не хочешь ли жениться во синем море

На душечке на красной девушке?-

Говорит ему Садко новогородскиий:

- У меня воля не своя во синем море.-

Опять говорит царь морской:

- Ну, Садко, вставай поутру ранёшенько,

Выбирай себе девицу-красавицу.

Вставал Садко поутру ранёшенько,

Поглядит: идет триста девушек красныих.

Он перво триста девиц пропустил,

И друго триста девиц пропустил,

И третье триста девиц пропустил;

Позади шла девица-красавица,

Красавица девица Чернавушка,

Брал тую Чернаву за себя замуж.

Как прошел у них столованье почестен пир

Как ложился спать Садко во перву ночь,

Как проснулся Садко во Нове-граде,

О реку Чернаву на крутом кряжу,

Как поглядит - ажно бегут

Его черленые корабли по Волхову

Поминает жена Садка со дружиной во синем море:

- Не бывать Садку со синя моря!-

А дружина поминает одного Садка:

- Остался Садко во синем море!

А Садко стоит на крутом кряжу,

Встречает свою дружинушку со Волхова

Тут его дружина сдивовалася:

- Остался Садко во синем море!

Очутился впереди нас во Нове-граде,

Встречает дружину со Волхова!

Встретил Садко дружину хоробрую

И повел во палаты белокаменны.

Тут его жена зрадовалася,

Брала Садка за белы руки,

Целовала во уста во сахарные.

Начал Садко выгружать со черлёных со кораблей

Именьице - бессчётну золоту казну.

Как повыгрузил со черлёныих кораблей,

Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

Не стал больше ездить Садко на сине море,

Стал поживать Садко во Нове-граде.


СТАВР ГОДИНОВИЧ

Из тоя из земли Ляховицкия*

Сидел молодой Ставер сын Годинович:

Он сидит за столом, да сам не хвастает.

Испроговорил Владимир стольно-киевский:

- Ай же ты, Ставер сын Годинович!

Ты что сидишь сам да не хвастаешь?

Аль нет у тебя сёл со присёлками,

Аль нет городов с пригородками,

Аль нет у тебя добрых комоней,

Аль не славна твоя родна матушка,

Аль не хороша твоя молода жена?

Говорит Ставер сын Годинович:

- Хотя есть у меня сёла со присёлками,

Хотя есть города с пригородками,

Да то мне, молодцу, не похвальба;

Хотя есть у меня добрых комоней,

Добры комони стоят, все не ездятся,

Да то мне, молодцу, не похвальба:

Хоть славна моя родна матушка,

Да и то мне, молодцу, не похвальба;

Хоть хороша моя молода жена,

Так и то мне, молодцу, не похвальба;

Она всех князей-бояр да всех повыманит,

Тебя, солнышка Владимира, с ума сведет.

Все на пиру призамолкнули,

Сами говорят таково слово:

- Ты, солнышко Владимир стольно-киевский!

Засадим-ка Ставра в погреба глубокие,

Так пущай-ка Ставрова молода жена

Нас, князей-бояр, всех повыманит,

Тебя, солнышка Владимира, с ума сведёт,

А Ставра она из погреба повыручит!

А и был у Ставра тут свой человек.

Садился на Ставрова на добра коня,

Уезжал во землю Ляховицкую

Ко той Василисте Микуличной:

- Ах ты ей, Василиста дочь Микулична!

Сидишь ты пьешь да прохлаждаешься,

Над собой невзгодушки не ведаешь:

Как твой Ставер да сын Годинович

Посажен в погреба глубокие;

Похвастал он тобой, молодой женой,

Что князей-бояр всех повыманит,

А солнышка Владимира с ума сведёт.

Говорит Василиста дочь Микулична:

- Мне-ка деньгами выкупать Ставра - не выкупить,

Мне-ка силой выручать Ставра - не выручить;

Я могу ли нет Ставра повыручить

Своей догадочкою женскою!

Скорёшенько бежала она,

Подрубила волоса по-молодецки-де,

Накрутилася Васильем Микуличем,

Брала дружинушки хоробрыя,

Сорок молодцев удалых стрельцов,

Сорок молодцев удалых борцов,

Поехала ко граду ко Киеву.

Не доедучи до града до Киева,

Пораздернула она хорош-бел шатер,

Оставила дружину у бела шатра,

Сама поехала ко солнышку Владимиру.

Бьет челом, поклоняется:

- Здравствуй, солнышко Владимир стольно-киевский

С молодой княгиней со Апраксией!

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Ты откудашний, удалый добрый молодец,

Ты коей орды, ты коей земли,

Как тебя именем зовут,

Нарекают тебя по отчеству?

Отвечал удалый добрый молодец:

- Что я есть из земли Ляховицкия,

Того короля сын Ляховицкого,

Молодой Василий Микулич-де;

Я приехал к вам о добром деле - о сватанье

На твоей любимыя на дочери.

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Я схожу - со дочерью подумаю.-

Приходит он ко дочери возлюбленной:

- Ах ты ей же, дочь моя возлюбленна!

Приехал к нам посол из земли Ляховицкия,

Того короля сын Ляховицкого,

Молодой Василий Микулич-де,

Об добром деле - об сватанье

На тебе, любимыя на дочери;

Что же мне с послом будет делати?

Говорила дочь ему возлюбленна:

- Ты ей, государь родной батюшко!

Что у тебя теперь на разуме:

Выдаёшь девчину сам за женщину!

Речь-поговоря - всё по-женскому:

Перески тоненьки - всё по-женскому;

Где жуковинья были - тут место знать;

Стегна жмёт - всё добра бережёт.

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Я схожу посла поотведаю.

Приходит к послу земли Ляховицкия,

Молоду Василью Микуличу:

- Уж ты молодой Василий сын Микулич-де!

Не угодно ли с пути со дороженьки

Сходить тебе во парную во баенку?-

Говорил Василий Микулич-де:

- Это с дороги не худо бы!

Стопили ему парну баенку.

Покуда Владимир снаряжается,

Посол той поры во баенке испарился,

С байны идёт - ему честь отдает:

- Благодарствуй на парной на баенке!

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Что же меня в баенку не подождал?

Я бы в байну пришел - тебе жару поддал,

Я бы жару поддал и тебя обдал.

Говорил Василий Микулич-де:

- Что ваше дело домашнее,

Домашнее дело, княженецкое;

А наше дело посольское:

Недосуг нам долго чваниться,

Во баенке долго нам париться;

Я приехал об добром дела - об сватанье

На твоей любимыя на дочери.

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Я схожу - с дочерью подумаю.

Приходит он ко дочери возлюбленной:

- Ты ей же, дочь моя возлюбленна!

Приехал есть посол земли Ляховицкия

Об добром деле - об сватанье

На тебе, любимыя на дочери;

Что же мне с послом будет делати?

Говорит как дочь ему возлюбленна:

- Ты ей, государь мой родной батюшко!

Что у тебя теперь на разуме:

Выдаешь девчину за женщину!

Речь-поговоря - все по-женскому;

Перески тоненьки - все по-женскому;

Где жуковинья были - тут место знать.

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Я схожу посла да поотведаю.

Приходит ко Василью Микуличу,

Сам говорил таково слово:

- Молодой Василий Микулич-де!

Не угодно ль после парной тебе баенки

Отдохнуть во ложни во теплыя?

- Это после байны не худо бы!

Как шел он во ложню во теплую,

Ложился на кровать на тесовую,

Головой-то ложился, где ногами быть,

А ногами ложился на подушечку.

Как шел туда Владимир стольно-киевский,

Посмотрел во ложню во теплую:

Есть широкия плеча богатырския.

Говорит посол земли Ляховицкия,

Молодой Василий Микулич-де:

- Я приехал о добром деле - об сватанье

На твоей любимыя на дочери;

Что же ты со мной будешь делати?

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Я пойду - с дочерью подумаю.

Приходит ко дочери возлюбленной:

- Ай же, дочь моя возлюбленна!

Приехал посол земли Ляховицкия,

Молодой Василий Микулич-де,

За добрым делом - за сватаньем

На тебе, любимыя на дочери;

Что же мне с послом будет делати?

Говорила дочь ему возлюбленна:

- Ты ей, государь родной батюшко!

Что у тебя теперь на разуме:

Выдаешь девчину сам за женщину!

 

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Я схожу посла да поотведаю.

- Ах ты молодой Василий Микулич-де!

Не угодно ли с моими дворянами потешиться,

Сходить с ними на широкий двор,

Стрелять в колечко золочёное,

Во тоя в острие ножёвыя,

Расколоть-то стрелочку надвое,

Что были мерою равненьки и весом равны?

Стал стрелять стрелок перво князевый:

Первый раз стрелял он - не дострелил,

Другой раз стрелил он - перестрелил,

Третий раз стрелил он - не попал.

Как стал стрелять Василий Микулич-де,

Натягивал скоренько свой тугой лук,

Налагает стрелочку каленую,

Стрелял в колечко золочёное,

Во тоя острие во ножевое,

Расколол он стрелочку надвое,

Они мерою разненьки и весом равны,

Сам говорит таково слово:

- Солнышко Владимир стольно-киевский!

Я приехал об добром деле - об сватанье

На твоей на любимыя на дочери,

Что же ты со мной будешь делати?

 

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Я схожу-пойду - с дочерью подумаю -

Приходит к дочери возлюбленной:

- Ай же ты, дочь моя возлюбленна!

Приехал есть посол земли Ляховицкия,

Молодой Василий Микулич-де,

Об добром деле - об сватанье

На тебе, любимыя на дочери;

Что же мне с послом будет делати?

Говорила дочь ему возлюбленна:

- Что у тебя, батюшко, на разуме:

Выдаешь ты девчину за женщину!

Речь-поговоря - все по-женскому;

Перески тоненьки - все по-женскому;

Где жуковинья были - тут место знать.

- Я схожу посла поотведаю.

Он приходит к Василью Микуличу,

Сам говорит таково слово:

- Молодой Василий Микулич-де,

Не угодно ли тебе с моими боярами потешиться,

На широком дворе поборотися?

Как вышли они на широкий двор,

Как молодой Василий Микулич-де

Того схватил в руку, того в другую,

Третьего схлеснет в серёдочку,

По трое за раз он наземь ложил,

Которых положит - тыи с места не стают.

Говорил Владимир стольно-киезский:

- Ты молодой Василий Микулич-де!

Укроти-ко свое сердце богатырское,

Оставь людей хоть нам на семена!

Говорил Василий Микулич-де:

- Я приехал о добром деле - об сватанье

На твоей любимыя на дочери;

Буде с чести не даешь, возьму не с чести,

А не с чести возьму - тебе бок набью!

Не пошел больше к дочери спрашивать,

Стал он дочь свою просватывать.

Пир идет у них по третий день,

Сего дня им идти к божьей церкви.

Закручинился Василий, запечалился.

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Что же ты, Василий, не весел есть?

Говорит Василий Микулич-де:

- Что буде на разуме не весело:

Либо батюшко мой помер есть,

Либо матушка моя померла.

Нет ли у тебя загусельщиков,

Поиграть во гуселышки яровчаты?

Как повыпустили они загусельщиков,

Все они играют, всё не весело.

- Нет ли у тя молодых затюремщиков?-

Повыпустили молодых затюремщиков,

Все они играют, всё не весело.

Говорит Василий Микулич-де:

- Я слыхал от родителя от батюшка,

Что посажен наш Ставер сын Годинович

У тебя во погреба глубокие:

Он горазд играть в гуселышки яровчаты.

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Мне повыпустить Ставра -

Мне не видеть Ставра;

А не выпустить Ставра -

Так разгневить посла!-

А не смеет посла он поразгневати -

Повыпустил Ставра он из погреба.

Он стал играть в гуселышки яровчаты -

Развеселилися Василий Микулич-де...

Говорил Василий Мнкулич-де: -

Солнышко Владимир стольно-киевский!

Спусти-ка Ставра съездить до бела шатра,

Посмотреть дружинушку хоробрую!

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Мне спустить Ставра - не видать Ставра,

Не спустить Ставра - разгневить посла! -

А не смеет он посла да поразгневати.

Он спустил Ставра съездить до бела шатра,

Посмотреть дружинушку хоробрую.

Приехали они ко белу шатру,

Зашел Василий в хорош-бел шатер,

Снимал с себя платье молодецкое,

Одел на себя платье женское,

Сам говорил таково слово:

- Теперича, Ставер, меня знаешь ли?

Говорит Ставер сын Годинович:

- Молода Василиста дочь Микулична!

Уедем мы во землю Политовскую!

Говорит Василиста дочь Микулична:

- Не есть хвала добру молодцу,

Тебе, воровски из Киева уехати,

Поедем-ка свадьбу доигрывать!

Приехали ко солнышку Владимиру,

Сели за столы за дубовые.

Говорил Василий Микулич-де:

- Солнышко Владимир стольно-киевский!

За что был засажен Ставер сын Годинович

У тебя во погреба глубокие?

Говорил Владимир стольно-киевский:

- Похвастал он своей молодой женой,

Что князей-бояр всех повыманит,

Меня, солнышка Владимира, с ума сведёт.

- Ай ты ей, Владимир стольно-киевский!

А нынче что у тебя теперь на разуме:

Выдаешь девчину сам за женщину,

За меня, Василисту за Микуличну?

Тут солнышку Владимиру к стыду пришло;

Повесил свою буйну голову,

Сам говорил таково слово:

- Молодой Ставер сын Годинович!

За твою великую за похвальбу

Торгуй во нашем городе во Киеве,

Во Киеве во граде век беспошлинно!

Поехали во землю Ляховицкую,

Ко тому королю Ляховицкому.

Тут век про Ставра старину поют

Синему морю на тишину,

Вам всем, добрым людям, на послушанье.

* - Из тоя из земли Ляховицкия - Ляховицкой землей в эпосе часто называется вообще враждебная Киеву земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проекта"Устное народное творчество" 2 мл.группа

В перспективном планировании указываются все формы работы с детьми и родителями....

Методическая разработка театрализованного мероприятия посвященного празднику «День защитника Отечества», на тему: «Первые защитники родной земли» (на материале устного народного творчества) для подготовительной группы.

Данное мероприятие на тему: «Первые защитники родной земли» предназначено для воспитанников подготовительной группы, оно посвящено празднику «День Защитника Отечества» и имеет большую воспитательную ц...

Программа работы кружка "Устное народное творчество" для детей средней группы

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие ...

Календарно – тематическое планирование воспитательно – образовательной работы. Тема: Устное народное творчество

Календарно – тематическое планирование воспитательно – образовательной работы. Тема: Устное народное творчество...

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"...

Перспективное планирование по ознакомлению детей с устным народным творчеством в младшей группе

Составлено в соответствии с ФГОС , соответствует возрастным особенностям...

Опыт работы "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

Игры по развитию речи для дошкольников младшего возраста....