Развитие дошкольников средствами иностранного языка
статья по теме

Арутюнян Сона Норайровна

  "Развитие дошкольников средствами иностранного языка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие дошкольников средствами иностранного языка

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. В работах      отечественных     и    зарубежных   ученых    дошкольное   детство определяется как период, оптимальный для интеллектуального и физического развития.

Считают оптимальным  возрастом для начала  обучения иностранному языку  ряд ведущих специалистов  таких, как  Н. А. Бонк,  Н. В. Вронская, Ю. В. Кириллова,  Н. М. Малкина, И. В. Егорова, Л. И. Спирина. возраст – четыре-пять лет.  Они подчеркивают,  что данный возраст  является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу  таких психологических особенностей, характерных для ребёнка – дошкольника, как  интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и лёгкое запоминание  языковой информации, особая чуткость к явлениям звука, способность к имитации. Как в  отечественной (Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн),  так и в  зарубежной (Б. Уайт, Дж. Брунер)  психологии  есть данные о том,  что ребёнок овладевает иностранным языком легче, чем  взрослый. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно   влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, происходит усвоение на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления. Основой познания в этом возрасте становится чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того,  как сформировано у ребенка – дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более логических форм мышления.

Дошкольный возраст получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову; у него формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала  по иностранному языку, знание которого востребовано  и необходимо для каждого современного человека. В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Раннее обучение  иностранному языку создает  прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному  многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию  коммуникативно-речевого такта. Поэтому задачи раннего обучения иностранному языку  продолжают оставаться в центре внимания исследователей.  Ребёнок способен запоминать материал  целыми «блоками», которые как бы «впечатываются» в его память.

Именно в раннем возрасте у ребенка формируются  нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья  и полноценного физического развития, один из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде произвольности движения, речи контактов с окружающими  людьми, предметами. Взаимодействуя с предметами, ребенок осваивает их физические свойства. Учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением.

Учитывая вышесказанное, мы строим свою работу в творческом объединении «В гостях у Микки Мауса», которое работает на базе учреждения дополнительного образования «Лесная сказка».

Срок реализации программы  «В гостях у Микки Мауса» 2 года и рассчитана она на детей 4-6 лет. Учебный план предусматривает следующие темы: введение в страноведение; изучение лексических единиц и грамматических структур и введение их в ситуацию коммуникации, изучение  счета от 1 до 20, цветового спектра, изучение лексики  по теме «Животные», «Овощи и фрукты», «Части тела», «Моя семья», «Моя комната», «Транспорт».

На занятиях английского языка для запоминания детьми новых слов, языковых структур используются песни и рифмовки. Одновременно проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра на английском языке, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций.

На наших занятиях мы проводим песенные физкультминутки и видим интерес к ним у детей (все слова песен сопровождаются соответствующими действиями).

Clap, clap, clap-хлопаем вместе!

Stamp, stamp, stamp-топаем вместе!

Jump, jump, jump-прыгаем вместе!

Fly, fly, fly-летаем вместе!

Run, run, run-бегаем вместе!

Swim, swim, swim-плаваем вместе!

Climb, climb, climb-лазаем вместе!

Go, go, go-мы шагаем вместе!.

Главное условие проведения любого  занятия – эмоциональный фон, комфортная атмосфера. Играть  и радоваться с детьми, стараться  чаще их хвалить и поощрять, ободрять детей жестами, словами и  улыбкой. На  занятиях мы создаём условия, в которых  ребёнок чувствует  себя раскованным и свободным, испытывает  положительные эмоции.

В качестве методического приёма мы  используем  игры, которые позволяют создать ситуацию, в которой ребёнок не может  «отмолчаться». Это мимические игры (подражание животным), пальчиковые, игры-лото, складывающиеся картинки, игры на развитие слуха – «Эхо»,  «Испорченный телефон».

Подвижные игры также широко используются на занятиях. Например, при изучении  элементарных  правил дорожного движения в рамках темы  « «Изучение цветового спектра» используется игра «Светофор»  (“Traffic  lights”). В ходе игры дети запоминают  цвета светофора – красный, желтый, зеленый; учатся правильному поведению на улице.

Учитывая сложность предлагаемого детям материала, в сценарий занятий включены сказочные персонажи – куклы Микки Маус и Лунтик, носители английского и русского языков, так как  использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук. Известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. Именно эти уже подтвержденные научно факты позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая ребёнка речи - родной или иностранной - недостаточно только тренировок артикуляции. Развитие движений пальцев рук просто необходимо. Тем более, что обучение иностранному языку требует выработки иной, не характерной для родного языка, системы движений органов речи.

Для развития пальцев рук используются упражнения:

- с  листом бумаги: лист бумаги  сминается и из него изготавливаются  мячики для дидактических игр;

-сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого в кулачок (на одной руке,  на другой, двух одновременно) при этом дети считают по-английски.

-ролевые игры  с пальчиковыми куклами: воспитанник  на руку которого надета кукла Микки Маус, подходит по очереди к каждому ребенку, здоровается с ним на английском языке, сгибая ладошку, и называя свое имя, и не переходит к следующему до тех пор, пока предыдущий не назовет свое имя;

-игры с мячом или мягким кубиком: например, дети по очереди бросают мяч друг другу, задавая вопросы на английском языке например « What is your name?», «How old are you?», «Where are you from?», поймавший отвечает на вопросы;

-собирание паззлов с изображением различных предметов, например при изучении темы «Мое тело» дети собирают робота, называя при этом, части тела на английском языке.

-графические упражнения: обвод контуров предметов по опорным точкам, раскрашивание картинок с различными изображениями, представленными в рабочей тетради «В гостях у Микки Мауса».

Таким образом, игровая методика  является аутентичным материалом  для использования  её в качестве содержательной основы на  ранней ступени обучения. Она, во-первых, способствуют формированию мотивации учения; во-вторых, повышаются воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как  учебного предмета; в-третьих,

являются прекрасным средством обучения иноязычному общению.

Игры  применяются и при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для  формирования умений и навыков  устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном  языке. Усложняя  игру в процессе обучения, очень важно следовать принципам постепенности, последовательности и  доступности  в обучении.

Занятия строятся так, чтобы атмосфера  игры царила на  них с первой до последней минуты. Чем  больше дети погружаются в  атмосферу игры, тем успешнее проходит обучение.

Использование таких приемов на занятии создает интересную творческую атмосферу, благоприятную для развития успешности детей, позволяет добиться высоких стабильных результатов уровня усвоения английского языка, реализации поставленных  задач. Дети активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и  незнакомыми в различных ситуациях общения.

Таким образом,  средствами игры, с её помощью общение и  деятельность на языке обеспечивает развитие ребёнка его воспитание, он  познает мир и себя,  то есть овладевает всем  тем духовным богатством, которое может дать ребёнку процесс иноязычного  образования. Развитие  на ранней ступени не менее  значимо, чем само владение языком,  поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем.