Фольклорный праздник для детей старшей группы "За околицей"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Канзафарова Жанна Павловна

Фольклорный праздник для детей старшей группы "За околицей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

ЗА  ОКОЛИЦЕЙ

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста

Реквизит: пояса («гашники») – красный и синий; пенек; мешки («остаток») – красный и синий; ленты – красная и синяя – по 8 метров; колокольчик; веночки с лентами – по 3 метра; игрушки к загадкам; два клубка шерстяных ниток; туесок с шишками; лоток.

     Костюмы Ведущий и Коробейника.

Зал украшен в стиле русской деревни. В центре зала – Ведущая  в русском костюме. Под фонограмму «Коробейники» входят дети, занимают свои места.

Ведущая:       Широко ты , Русь, по лицу земли,

В крае царственном развернулась.

У тебя ли нет богатырских сил,

 Старины святой, громких подвигов!

(Гостям): Здравствуйте, люди добрые!

(Мальчикам):  Здравствуйте, разудалы

добры молодцы!

(Девочкам):  Здравствуйте, девицы

красные, милые, прекрасные!

В ярком, праздничном наряде

Околица красуется,

И невольно на нее

Весь народ любуется!

Сегодня за околицей собралась вся деревня – Нижний край (показывает на сидящих слева) да Верхний край (сидящие справа). У нас в почете народная мудрость, русские обычаи и традиции. Народ наш гостеприимный и трудовой. Мы умеем не только хорошо работать, но и от души веселиться. И сходятся по праздникам за околицей два деревенских края, чтобы показать свою удаль молодецкую, поразмяться в шуточных состязаниях – тут уж не зевай!

    Как правило в каждом крае есть свой парень заводила – «староста». В знак особого доверия повязывают ему праздничный «гашник» - пояс. Выберем старосту да повяжем ему гашник! (Повязывает красный – старосте Верхнего края, синий – старосте Нижнего края). Задачи старосты не просты: он следит за порядком в своем крае.

   Старосты, прошу вас, поздоровайтесь друг с другом и назовите свои имена.

                                      Старосты знакомятся.

Ведущая:   А теперь можно и силой померяться. А ну-ка, попробуйте, за каким краем победа будет?

(Ставит пенек; «старосты», присев на колено, ставят локти на пенек, смыкают ладони правых рук и стараются «повалить» руку противника).

    А теперь вопрос к гостям. Как принято десятки считать? Давайте все хором посчитаем:  10, 20, 30, 40… А почему «сорок»? Не подскажете? Тогда я вам напомню. Название числа «40» соответствует старинному слову «сорок»: это охотничий мешок, в котором помещалось ровно четыре десятка соболиных шкурок. В народе его еще называют «остаток». Вот такой «остаток» каждому краю положим и будем туда складывать шишки, которые вы будете зарабатывать своей смекалкой, силой, ловкостью. К концу соревнования посмотрим: чей мешок будет тяжелее, та команда и победит.

      Гулянье, как обычно, начиналось с «задирок». А мы начнем с пословиц и поговорок. А как же, ведь пословица – душа и ум русского народа, в ней – и к Родине любовь, и хвала труду, и народная мудрость.

Сейчас я буду говорить первые два слова пословицы, а вы, ребята, назовите ее полностью.

1. Лес рубят… (щепки летят).

2.  Волков бояться…(в лес не ходить).

3.  Шила в мешке…(не утаишь).

4.  Сделал дело…(гуляй смело).

5.  Без труда… (не вынешь рыбку из пруда).

6.  Делу время…(потехе час).

«Призы» - шишки назначаются команде за правильные ответы.

Ведущая:  Верно молвится в пословице: «Делу время – потехи час». Так давайте веселиться, хоровод водить, петь, плясать. Только вначале скажите мне, что в старину называлось «красным товаром»? (Ткани, кружева, ленты). А вот и коробейник идет, несет ленты разноцветные, яркие да приметные.

Звучит музыка, появляется Коробейник.

Коробейник:  Выходите, добры молодцы, да беритесь за синюю ленту, а девицы – за красную ленту. (Дети строятся в два круга).

Ведущая:  Приглашаю в хоровод.

«Хоровод с прерыванием»: мальчики идут под музыку в одну сторону, а девочки в другую, как только музыка прервется, хороводы останавливаются, и дети, стоящие друг против друга, называют свои имена, первой произносит свое имя девочка.

Ведущая:  А ну-ка, молодцы, сейчас будем выбирать себе девицу, которая глянется! Встанем в большой общий круг, добрый молодец выводит красну девицу. Ей дают колокольчик, у молодца глаза закрыты или завязаны. По звону колокольчика молодец ищет девицу. Если отыскал, то целует, а потом косу заплести должен.

Игра «Заплети косу». От каждого края участвуют по одной паре. Молодец надевает девице венок с лентами, выбирает двух «дружек», которые будут помогать ему «заплести косу»: нужно взять концы лент и, не выпуская из рук, меняясь местами, заплести косу из лент. Чья команда быстрее заплетет, та и получает приз.

Ведущая:  В русской деревне осень всегда была порой свадеб. По обычаю, прежде чем послать сватов в дом невесты, девицу проверяли в работе. Вот вам задание, девицы любезные: кто быстрее смотает нитки в клубок? Самой проворной – гостинец в мешок.

Дает участницам по клубочку ниток.

Ведущая:  Вот и невесты есть, да женихи с чужого края. Неохотно дружки да подружки отдают своих девиц на чужую сторону, препятствия разные чинят, «стенка на стенку» выходят, чья возьмет! Выходите своих невест защищать!

Игра «Похищение невесты». Все встают «стенкой», взявшись за руки, одна команда напротив другой, «невеста» находится за «стенкой». Задача – взять невесту в чужом краю. Сходятся со словами:

Нам хотели запретить

Во деревеньку ходить,

Запретить не запретили,

Стенку каменну сложили.

Стенку каменну пробъем

И невесту заберем!

Победителям вручают призы.

Ведущая:  Коль невесту забрали, значит, свадьбе скоро быть, а мы будем званными гостями. А подарки молодым у вас есть?

Коробейник:  А вот у меня есть игрушки славные, забавные, на любой вкус, дешево продаю, за смекалку отдаю, я вам загадку, а вы мне ответ! Кто отвечает, тот и получает.

Загадки

1.  В поле – метелкой, в мешке – жемчугом.   (Зерно)

2.  На грядке – длинные, зеленые, а в кадке – желтые, соленые.   (Огурцы)

3.  Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый.

     А рубашка зелена вся на солнышке она.   (Редиска)

4.   Две прямых, одна кривая, посередочки – живая.   (Оглобли, дуга, лошадь)

5.   На сковородку наливай, потом вчетверо сгибай.   (Блины)

6.   На улице – скамейкой, а дома – калачом.   (Собака)

7.   Белая поляна по полю гуляла,

      Домой пришла – в сусек легла.   (Мука)

8.   Растет в траве Аленка в красной рубашонке,

      Кто не пройдет – всяк поклон отдает.   (Земляника)

Ведущая:   Что ж, люди добрые да смекалистые, чай, и певуньи у вас есть? Не зря в народе говорят: «Без песни – хоть тресни».  А народных песен  видимо-невидимо. Кто смелый, запевай!

 

Одна команда исполняет «В сыром бору тропина» русская народная песня,

другая – «Как пошли наши подружки» русская народная песня.

Вручение призов.

Ведущая:  Что за гулянье без задорных, смешных частушек! Посмотрим, чей край их больше знает? Запевайте частушки!

Частушки

     Все дети:  А гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс,

Мы про лапти-лапоточки

Пропоем сейчас для вас.

                         Мальчик:   Ой, лапти мои,

Лапотушечки,

До чего же хороши,

Как игрушечки!

                            Девочка:  Подарил Матвей

Пять пар лаптей,

А куда же их девать?

                                      Все: На вечорку обувать!

    Мальчик:  Ой, лапти мои,

Лапти-ходики,

Попляшите, лапоточки,

В хороводике!

Девочка:  Ой, лапти мои,

Носки выстрочены,

Не хотела я плясать,

Сами выскочили!

                                     Мальчик:  Что с лаптями, не пойму –

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так плясать и просятся.

                                        Девочка:  Ой, бей дробней,

                                                           Не жалей лаптей,

                                                           Лапти хода не дают,

От гармошки отстают.

Ведущая:  Что ж, спели и сплясали славно, пора ваши доходы подсчитать, чей край больше шишек добыл да сколько доброй славы заработал!

 (Подсчитывает в мешках шишки, объявляют победителей). 

Благодарю душевно всех! Желаю вам хлебушка в дом да сала в ладонь!

Коробейник:  До свидания, всем вам жить да не тужить... До ста лет дожить!

(Отвешивает поклон).

Ведущая:  Какой же праздник без русского самовара, блинов да пирогов!

(Приглашение к угощению, общее чаепитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник для детей старшего возраста.

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего возраста "В гости зимушка идет, Рождество с собой несет! Мы зимой на святки запоем колядки!"...

фольклорный праздник для детей старшей группы

Фольклорный праздник для детей дошкольного возраста (старшая группа). Материал подобран с учетом образовательных областей (познание, коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художествен...

Сценарий Фольклорного праздника для детей старшей группы "Благовещение - начало Весны"

Сценарий Фольклорного праздника для детей старшей группы "Благовещение - начало Весны"...

Фольклорный праздник для детей старшей группы «Троица».

Фольклорный праздник для детей старшей группы «Троица».     Цель: развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры....

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ...


 

Комментарии