"Обучение чтению методом М.Монтессори"
статья на тему

Миронова Ольга Геннадьевна

Материал подготовлен для отчета по теме самообразования,  с этим материалом я выступала на курсах воспитателей. Материал содержитследующие главы: 1. Особенности методики М.Монтессори обучения письму и чтению; 2. Классификация материалов; Приложение: Серии материалов и списки слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_metodom_m.montessori.docx54.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования  

Обучение детей чтению методом Марии Монтессори

Исполнитель:

Миронова Ольга Геннадьевна

воспитатель МДОУ№ 130 «Центр развития ребёнка – детский сад»

г. Кемерово

Консультант:

Аптина Наталья Александровна,

 методист кафедры дошкольного образования

Кемерово 2011

Оглавление

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                 

Введение ……………………………………………………….....................3                                                                  

Глава 1.  Особенности методики М. Монтессори

                обучения письму и чтению…………………………………….4                                                            

Глава 2.  Классификация материалов для обучения чтению………..8

Глава 3.  Обучение чтению……………………………………………....10

Заключение…………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………….…18

Приложения

Приложение 1. Серии материалов для совершенствования

                          умения читать …………………………………………….19

Приложение 2. Списки слов……………………………………………….20

                                                                                                                   

Введение

          Характерной  чертой  современного  российского  образования  является  бурный  процесс  создания  и  реализации  вариативных  программ.  Это  стимулирует  развитие  педагогики  в  целом,  способствуя  обогащению  содержания,  форм  и  методов  воспитания  и  обучения;  создает  воспитателям  и  учителям  дополнительные  возможности  для  творчества  и  профессионального  совершенствования;  предоставляет    родителям  возможность  выбора  подходящей  образовательной  программы  для  своих  детей. В последнее время в образовании появился такой термин как «Социальный заказ родителей», и одним из пунктов этого заказа является то, что ребёнок выпускаясь из детского сада должен уметь читать.

           В  связи  с  происходящими  в  обществе  процессами  демократизации  и  гуманизации  отечественного  образования  происходит  развитие  системы  М. Монтессори  и  распространение  ее  в  различных  регионах  России.

         М. Монтессори  посвятила  всю  свою  жизнь  созданию  специальной  методики  воспитания  детей. Работая  с  детьми,  она  постепенно  пришла  к  выводу,  что  ребенок  сам  является  творцом  своей  личности,  что  в  нем  самом  замечено  стремление  и  энергия  к  саморазвитию.  Задача  взрослого – только  помочь  ребенку  действовать  самостоятельно.  Для  этого  необходима  специальная  среда. Такая среди и создаётся в нашем образовательном учреждении, в том числе и для обучения детей чтению.

         Цель моей работы: «Изучение теоретических знаний и освоение практических навыков в обучении детей чтению методом М. Монтессори».              

         Для реализации данной цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы образовательной системы Марии Монтессори.
  2. Охарактериховать особенности методики М. Монтессори обучения детей письму и чтению.
  3. Дать классификацию материалов для обучения чтению.
  4. Рассмотреть дидактические Монтессори – материалы.

Глава  I

Особенности  методики  Монтессори  обучения  письму и чтению

Важной  отличительной  особенностью  подхода  Монтессори  является  то,  что  дети  сначала  учатся  писать,  а  потом  читать.  Опыт Монтессори  доказал,  что  оба  процесса  происходят  не  одновременно.  Даже  если  это  противоречит  предрассудкам,  накопившимся  в  нашем  опыте,  письмо  все  же  предшествует  чтению.  Чем  же  обоснована  эта  точка  зрения,  и  что  нужно  понимать  под  чтением?

М. Монтессори сказала: «Ребёнок, который не слышал, как слово произносится, но узнал его, увидев на столе составленным из картонных букв и может сказать, что оно значит, - такой ребёнок, по-моему, читает» [1, С. 217]. К 5 – 6 годам, когда сенситивный период развития языка подходит к концу, мускульная система ребёнка, тесно связанная с развитием процесса мышления, становится вполне совершенной. Рука ребёнка достаточно точно и быстро выполняет указания мозга. Замедлить этот процесс объективно невозможно, и перепрыгнуть его тоже. Поэтому мы наблюдаем прежде всего спонтанное стремление детей именно к рисованию, постепенно превращающемуся в письмо. Ребёнок пытается отобразить с помощью орудия письма систему языковых знаков ( от объясняемого словами рисунка к изображению букв и затем слов). В спонтанной деятельности детей заметно, что письмо опережает чтение. При этом ребёнок осваивает не письмо и чтение, как таковые, а методом письма и чтения, то есть анализирует звуки речи и письменные знаки и сливает их в слова, интерпретируя в понятия. Слово, которое ребёнок читает, состоит в таком же отношении к письменной речи, как слово, которое он пишет, - к членораздельной речи. И то и другое помогает воспринимать обращённую к нему речь. Поэтому, пока ребёнок не воспринимает понятий при помощи написанных слов, он не читает.

Научная педагогика М.Монтессори предполагает подробное осмысление с одной стороны объективной картины нейропсихологических процессов, происходящих в детях 4 – 6 летнего возраста, а с другой – общей картины языка как знаковой системы.

Монтессори  не  считала  чтением  механическое  воспроизведение  звуков,  соответствующих  написанным  или  напечатанным  буквам,  если  их  смысл  оставался  ребенку  неясным.  Проверка  правильности  составления  из  букв  слова  также  не  является  чтением,  так  как  слово  было  известно  заранее.  В  действительности,  ребенок  читает  только  тогда,  когда  понимает  зная.  Иными  словами,  при  чтении  ребенок  интерпретирует  мысли  других,  в  то  время  как  при  письме  он  выражает  свои  мысли.  Последнее  справедливо,  а  в  случае  записи  продиктованного  слова,  так  как  его  нужно  сначала  услышать  и  понять  смысл,  а  потом  уже  написать.  Выражение  собственных  мыслей  проще,  чем  понимание  чужих.  С  этой  точки  зрения,  слушать  лекцию  труднее,  чем  ее  читать.

Еще  одно  отличие  письма  от  чтения  состоит  в  том,  что  при  письме  задействована  также  моторика.  Дети  3-4  лет  находятся  в  сенситивном  периоде  развития  и  совершенствования  движений,  и  овладеть  первоначальными  моторными  навыками,  необходимыми  при  письме,  не  составляет  для  них  в  это  время  особого  труда.  Чтение  же  представляет  собой  достаточно  сложный  интеллектуальный  процесс.  Остается  сказать,  что  письмо,  является  фактом,  при  котором  преобладают  психомоторные  механизмы,  в  то  время  как  при  чтении  налицо  чистая  работа  разума.  Итак,  письмо  проще  чтения,  поскольку  не  требует  от  ребенка  слишком  больших  интеллектуальных  затрат,  поэтому  оно  у  Монтессори  и  предшествует  чтению. И когда ребёнку, умеющему писать, показывают слово, которое он должен, прочитав, истолковать, он долго молчит и обыкновенно прочитывает составляющие слово звуки так же медленно, как он бы их писал. Смысл слова становится очевидным, лишь когда оно произнесено ясно и с фонетическим ударением. Но для  того чтобы правильно поставить ударение, ребёнок должен узнать слово, т.е. усвоить понятие, этим словом выражаемое. По – этому читать мы начинаем с названий, т.е. с чтения названий предметов, имеющихся в группе или хорошо известных детям.

Монтессори  тщательно  проанализировала  процесс  письма  и  чтения  и  выделила  основные  умения,  которые  при  этом  использует  человек.  Каждое  их  этих  умений  можно  развивать  отдельно – как  непосредственно,  или  прямо,  при  помощи  специально  предназначенных  для  этого  дидактических  материалов,  так  и  опосредованно,  или  косвенным  образом,  во  время  занятий  с  материалами,  имеющими  иную  цель.  Совокупность  приобретенных  таким  образом  навыков  позволит  ребенку  самостоятельно  начать  писать  и  читать.

Письмо даёт возможность исправлять или, лучше сказать, направлять и совершенствовать механизм членораздельной речи ребёнка, чтение же облегчает развитие понятий и ставит их в связь с развитием речи. Письмо содействует выработке физиологического языка, а чтение – выработке языка социального.  

Возникает ещё один вопрос: Как именно читает слова ребёнок: вслух или про себя? По свидетельствам М.Монтессори, и по наблюдениям Монтессори – педагогов, без соответствующей просьбы взрослого, дети читают молча, так как они делают это пока очень медленно. Дети произносят вслух прочитанное слово только в том случае, если смогли понять его.

Вот что пишет об этом М. Монтессори. «между мысленным чтением и произнесением слов вслух огромная разница. Вслух говорят, громкая речь служит для соприкосновения двух или нескольких лиц, которые таким способом обмениваются мыслями, чтение же находится в соотношении с письмом. Здесь звуки не существуют ни для слушания, ни для произношения…Звуки книги сами по себе немы. Чтение же вслух есть нечто более сложное. При чтении вслух человек говорит не для того, чтобы выразить собственные мысли, а для того, чтобы вскрыть мысли другого в письменной речи. Читающему приходится воспринимать глазом слово за словом и переводить его в звуки. И в то же время придавать выразительность словам. Поэтому необходимо, чтобы ум и глаз проделывали быструю работу схватывания целой фразы в то время, как человек произносит слова медленно и монотонно» [5, С. 67].

Что касается вопроса, какой срок нужен для того, чтобы научиться читать и писать, то опыт М. Монтессори и Монтессори – педагогов показал, что от момента, когда ребёнок начал писать, переход от этой низшей стадии – графического языка к высшей – чтению отнимает в среднем две недели. Однако уверенность в чтении достигается гораздо позднее, чем совершенство в письме. В большинстве случаев дети пишут отлично, но читают посредственно.

Глава  II

  Классификация  материалов  для  обучения  чтению

«Чтение – это  интерпретация  мысли  с  помощью  графических  знаков.  …Фактически,  письмо  готовит  ребенка  к  механической  интерпретации  соединения  изображенных  буквами  звуков,  образующих  слово,  которое  ребенок  видит  написанным.  Ребенок,  следовательно,  может  читать звуки  слова»  [3, С.146].

М. Монтессори сказала: «Ребёнок, который не слышал, как слово приозносится»Таким  образом,  умеющий  писать  ребенок  имеет  хорошую  основу  для  обучения  чтению.

Приведу  классификацию  материалов  для  чтения.  Эти  материалы  делятся  на  четыре  группы.  На  материалах  первой  группы  ребенок  учится  читать.  Они,  в  свою  очередь,  делятся  на  три  подгруппы:  материалы  для  чтения  отдельных  слов,  последовательности  слов  и  чтения  предложений.

Подгруппа  материалов  для  чтения  отдельных  слов  состоит  из  трех  разделов:  «Слово», «Предложение»  и  «Тест».  Для  улучшения  ориентации  воспитателя  и  ребенка  материалы  первой  серии  изготавливают  из  розовой  бумаги, второй серии из зелёной, третья серия – из голубой, четвёртая – из белой (Приложение 1).

Каждый раздел состоит из подгрупп:

Раздел «Слово» - интуитивное чтение (контроль: фигурки и педагог); чтение из окружающей среды (контроль: предметы и педагог); Чтение с классификацией (контроль: контрольные карты).

Раздел «Предложение» - чтение заданий (контроль: выполнение заданий); Чтение «книг» (2 – 3 предложения).

Раздел «Тест» - списки слов.

 Каждая  серия  содержит  материалы  из  всех  подгрупп,  а  также,  возможно,  некоторые  дополнительные  материалы.

Цвет  канта  материалов  серии  «Определения»  зависит  от  того,  к  какой  из  трех  групп  можно  условно  отнести  определенный  термин;  к  группе  «Растения»,  «Животные»,  «Человек».  В  первом  случае  это – зеленый,  во  втором – красный,  в  третьем – желтый,  аналогично  картам  для  расширения  словарного  запаса  и  классификации  понятий  в  окружающем  мире.

Материалы  второй  группы  служат  для  того,  чтобы  ребенок  на  практике  ощутил  и  воспринял  функции  всех  частей  речи,  узнал,  на  какие  вопросы  они  отвечают,  и  какие  условные  обозначения  им  соответствуют.  Названия  частей  речи  на  этом  этапе  еще  и  вводятся.  Третья  группа  материалов  предназначена  для  исследования  слов,  четвертая – для  анализа  предложений.

Глава  III

Обучение  чтению

Применение  Монтессори – материалов  для  обучения  чтению  в  России  невозможно  без  их  адаптации.  Это  связано  с  особенностями  русского  языка.

Рассмотрим  дидактические  Монтессори – материалы  розовой  серии.  Мы  их  предлагаем  ребенку  в  следующей  последовательности.  Открывает  серию  материал  «Первое  чтение».  Он  представляет  собой  набор  из  пяти-семи  уменьшенных  предметов,  названия,  которых  не  содержит  трудностей  чтения,  и  небольшие  листочки  розовой  бумаги.  Вот  пример  такого  набора:  шар,  слон,  рыба,  бусы,  кукла,  ручка.  Воспитатель  пишет  на  бумаге  названия  предметов,  ребенок  читает  их  и  кладет  рядом  с  соответствующими  предметами.  Поскольку  он  нередко  указывает  слово  по  первым  двум-трем  буквам,  такое  чтение  называют  иногда  интуитивным.

Чтобы  ребенок  увидел,  как  из  букв  постепенно  получаются  слова,  их  сначала  записывают  в  его  присутствии.  В  дальнейшем  мы  готовим  карточки  со  словами  заранее,  и  дети  упражняются  с  ними  самостоятельно.  Ребенок  должен  почувствовать  радость  от  того,  что  он  впервые  читает,  поэтому  целесообразно  включать  в  набор  более  семи  предметов,  чтобы  не  вызвать  у  него  чрезмерного  напряжения.  Лучше  составить  несколько  разных  наборов  и  представить  каждый  из  них  по  отдельности.  Также  дети  могут  заниматься  с  двумя-тремя  наборами  одновременно.

Если  при  «Первом  чтении»  количество  предметов  было  ограничено,  то  «Чтение  с  предметами  из  окружающей  среды»  дает  ребенку  более  широкие  возможности  выбора.  Я  пишу  на  листочках  бумаги  названия  предметов,  имеющихся  в  комнате, - стол,  стул,  пол,  полка,  ваза,  карандаш;  ребенок  читает  и  кладет  слово  рядом  с  соответствующим  предметом.  При  этом  ребенок  должен  не  только  найти  его  среди  разнообразной  мебели,  посуды,  дидактических  материалов  и т.д.,  но  и  решить,  какой  из  множества  стульев  и  полок  предпочесть.  Для  упражнений  снова  готовлю  карточки  с  названиями  различных  предметов.  Если  привязать  к  карточкам  ленты – их  можно  будет  подвешивать,  а  это  детям  нравится.

«Классификация  при  чтении»  завершает  подгруппу  материалов  для  чтения  отдельных  слов.  Материал  представляет  собой  двойной  набор  карт:  рисунки,  слова  подписи  к  ним  на  отдельных  карточках,  а  также  контрольные  карты,  содержащие  точно  такие  же  рисунки  вместе  с  подписями.  Принцип  подбора  рисунков  здесь  тот  же,  что  и  в  материале  расширения  словарного  запаса  и  классификации  понятий  окружающего  мира:  изображения  предметов  или  живых  существ,  объединенных  одними  обобщающими  понятиями,  и  рисунок,  на  котором  они  собраны  все  вместе,  иллюстрирующий  это  понятие.  В  качестве  примера  следующий  набор  карт:  птицы,  грач,  павлин,  синица,  филин,  страус,  утка,  аист.

Презентация  материала  состоит  в  следующем.  На  столе  раскладывают  карты – рисунки,  карточки  со  словами  лежат  друг  под  другом  отдельно.  Ребенок  читает  слова  и  кладет  их  под  соответствующими  рисунками.  Затем  берут  контрольные  карты  и  проверяют  правильность  выполнения  работы.  Мне  достаточно  ознакомить  ребенка  только  с  одним  набором  карт,  с  другими  наборами  он  сможет  заниматься  самостоятельно.

Для  дополнительных  упражнений  можно  изготовить  книжечки  с  картинками  и  подписями  к  ним,  состоящими  из  одного  слова.  Принцип  классификации  здесь  также  сохраняется.  Такие  книжечки  нравятся  детям.  Дома  они  с  гордостью  рассказывают  родителям:  «Сегодня  я  читала  книжку!».

Потренировавшись  в  чтении  отдельных  слов  ребенок  переходит  к  чтению  последовательностей  слов.  С  этой  целью  я  презентую  материал  «Задания»,  я  пишу  на  бумаге  задания  типа:  дай  карандаш,  нарисуй  дом,  вытри  стол,  найди  лист  бумаги.  Знаков  препинания  и  заглавных  букв  он  при  этом  не  употребляет.  Ребенок  читает  и  выполняет  задания.  Подобные  задания  пишут  также  на  картах,  подготовленных  заранее.  С  такими  картами  дети  впоследствии  могут  работать  самостоятельно.

Завершает  розовую  серию  материал  «Тетрадь  для  чтения».  На  этом  материале  ребенок  учится  читать  предложения.  В  тетради  имеются  сюжетные  картинки  и  подписи  к  ним,  которые  состоят  их  одного  предложения  и  умещаются  на  одной  строчке.  Желательно,  чтобы  все  подписи  в  совокупности  составили  связный  рассказ,  например  такой.  «Игрушки.  У  Иры  кубики.  Ира  строит  домик.  У  Алины  клоун.  Клоун  носит  жабо.  У  Лары  кукла.  Кукла  спит.  Ира,  Алик  и  Лара  рады  игрушкам».  В  группе  должно  быть  несколько  разных  тетрадей  для  чтения,  чтобы  интерес  детей  к  этому  занятию  не  пропал.

Если  ребенок  проработал  материалы  розовой  серии,  можно  переходить  к  «чтению  с  трудностями»,  то  есть  к зелёной или голубой  сериям.  Таких  серий  несколько,  и  начинать  можно  практически  с  любой.

Вводный  материал  голубой  серии  аналогичен  «первому  чтению»  розовой  серии.  Он  представляет  собой  набор  из  четырех-пяти  уменьшенных  предметов,  названия  которых  не  содержат  трудностей  чтения, - например,  ракушка,  конус,  лист,  квадрат,  тигр – и  один  предмет,  содержащий  трудность  в  названии,  например,  мел.  В  материал  входят  также  два  ящика  с  напечатанными  на  маленьких  карточках  буквами  с  одной  стороны,  прописная  строчная,  с  другой – заглавная.  В  одном  ящике  буквы  синие,  во  втором  красные.

Презентация  материала  состоит  из  двух  частей.  Сначала  мы  пишем  на  листочках  бумаги  слова  без  трудностей,  а  ребенок,  как  и  при  «первом  чтении»,  раскладывает  их  рядом  с  соответствующими  предметами.  Последним  записывают  слово  с  трудностью,  причем  трудность  выделяют  красным  цветом:  «мел».  Мы  произносим  это  слово  правильно.  Во  второй  части  презентации  мы  с  помощью  двух  ящиков  разъясняем,  как  читают  подобное  сочетание  букв.  Слово  с  трудностью  выкидывают  из  синих  и  красных  букв,  причем  красные  буквы  используют  для  визуального  выделения  трудности  чтения.  Затем  вместе  с  ребенком  мы  выкладываем  еще  несколько  слов  с  той,  же  трудностью,  например:  лес,  мех,  персик,  поле.

После  занятий  с  уменьшенными  предметами  переходим,  как  и  в  случае  с  розовой  серией  к  реальным  предметам.  Я  записываю  названия  предметов,  окружающих  ребенка,  выделяя  красным  цветом  буквы,  представляющие  собой  трудность  чтения:  мел,  крем,  веник.  Ребенок  читает  их  и  кладет  карточки  рядом  с  соответствующими  предметами.

Далее  следует  два  материала,  которым  нет  аналога  в  розовой  серии:  тетрадочки  и  карты  с  трудностями  чтения.  Тетрадочка  содержит  слова,  трудность  в  которых  выделена  красным – по  одному  слову  на  странице.  Для  удобства  работы  с  материалом  на  титульном  листе  тетрадочки  имеется  крупная  красная  буква.  На  карте  также  написаны  слова  с  трудностями,  но  красным  выделено  трудное  место  только  в  первом  слове,  которое  тоже  проиллюстрировано  картинкой.  Презентация  обоих  материалов  более  чем  проста:  ребенок  читает,  а  мы  сличаем.  Так  осуществляется  переход  к  чтению  с  трудностями,  визуально  не  выделенными.  Во  всех  остальных  материалах  текст  пишут  карандашом  или  ручкой  одного  цвета.

«Классификация  при  чтении»  может  содержать  слова,  как  с  трудностью,  так  и  без  нее.  Одна  и  та  же  трудность  может  также  встречаться  в  слове  несколько  раз,  что  усложняет  ребенку  работу  по  сравнению  с  предыдущими  материалами.  Вот  пример  набора  карт  для  этой  серии:  фауна,  зебра,  бегемот,  кенгуру,  белка,  беркут,  канарейка,  медуза.  В  е-,  ё-,  ю-,  и  я-сериях  целесообразно  сделать  также  наборы  карт  для  чтения  слов,  содержащих  эти  буквы  после  гласной  или  в  начале  слова.  В  таких  комбинациях  они  читаются,  так  как  называются.  Например:  животные,  енот,  гиена,  волк,  лиса,  кабан,  ехидна.

Далее  голубая  серия  строится  аналогично  розовой.

Если  ребенок  научился  читать  предложения  можно  перейти  к  текстам.  Для  этого  существуют  серии  материалов  «Определения».  Наряду  с  совершенствованием  чтения  эти  материалы  передают  ребенку  новую  информацию  естественно-научного  содержания  и  способствуют  созданию  внутреннего  порядка  в  его  создании.  Материалы  в  доступной  для  ребенка  форме  рассказывают  о  структуре  предметов,  о  строении  растений  и  животных.  Каждому  новому  термину  дается  объяснение  в  виде  небольшого  текста,  состоящего  из  двух-четырех  предложений.  Лучше,  если  тексты  составлены  на  основе  книг  или  атласов  по  ботанике,  зоологии,  анатомии,  географии.  Тексты  сопровождаются  иллюстрациями.  Так,  например,  если  речь  идет  о  строении  цветка,  то  на  рисунках  все  время  изображен  цветок,  но  закрашена  только  та  его  часть,  о  которой  идет  речь  в  соответствующем  тексте:  цветок,  пестик,  тычинки,  чашечка,  лепестки.  Таким  образом,  материал  «определения»,  тесно  соприкасается  с  разделом  «Космическое  воспитание».

Перед  началом  работы  с  серией  «Определения»  обращаются  к  реальному  предмету,  о  структуре  которого  пойдет  речь:  цветку,  дереву,  животному  и  т.д.  Предмет  разделен,  если  это  возможно,  на  части  и  рассматривают  его  по  отдельности.  Если  же  предмет  нельзя  расчленить  или  просто  жаль  разрушить,  то  его  рассматривают  целиком,  обращая  внимание  ребенка  на  отдельные  части.  Так,  сухие  лепестки  и  тычинки  тюльпана  сами  легко  отпадают  от  стебля,  а  вот  ломать  дерево  совеем  не  нужно.  Животных,  например  жирафа,  можно  увидеть  в  зоопарке.

Серия  «Определения»  состоит  из  тетради  с  иллюстрациями,  описанной  выше,  и  конвертов  А  и  Б.  Тетрадь  предназначена  для  расширения  словарного  запаса.  Часть  слов  ребенку  уже  знакома,  новые  понятия  вводятся  на  трехступенчатом  уроке.

Конверт  А  содержит  материал,  совершенно  аналогичный  «Классификации  при  чтении»:  карты  с  такими  же  рисунками,  как  и  в  тетради,  карточки  со  словами – названиями  предмета  и  его  частей,  контрольные  карты  к  ним.  Во  время  презентации  ребенку  предлагается  прочесть  слова  и  сопоставить  их  рисункам.  Коррекция  ошибок  проводится  с  помощью  контрольных  карт.

В  конверте  Б    находятся  книжечка  с  определениями  и  материалы  для  упражнений  1,2  и  3.  В  книжечке  с  определениями  мы  видим  все  те  же  рисунки,  что  и  в  открывающей  серию  тетради,  и  текста  к  ним.  Вводимый  термин – название  части  предмета  о  которой  идет  речь – выделен  красным  цветом.  Ребенок  читает  текст  и  рассматривает  картинки.

Материал  для  упражнения  1  представляет  собой  карты  с  такими  же  текстами,  как  и  в  книжечке  с  определениями,  но  без  иллюстраций.  Термины  по – прежнему  выделены  красным.  Мы  даем  ребенку  текст,  предлагаем  прочесть  его  и  найти  подходящий  рисунок  в  книжечке  с  определениями.  Как  только  рисунок  найден,  тексты  на  карте  и  в  книжечке  сравниваются.  Так  осуществляется  контроль  ошибок.

Материал  для  упражнения  2  отличается  от  материала  для  упражнения  1  только  тем,  что  в  текстах  оставлено  свободное  место  для  пропущенных  терминов,  а  сами  они  написаны  на  отдельных  карточках.  Ребенок  читает  текст  и  ищет  пропущенное  понятие.  Проверить  ошибки  можно  при  помощи  одного  из  двух  предшествующих  материалов.

Материал  для  упражнения  3  представляет  собой  карты  из  упражнения  1,  разделенные  на  полосы,  из  которых  ребенок  должен  снова  составить  связный  текст.  Основная  моя  задача  здесь – показать  ребенку  систематическую  работу  с  материалом.

Пример  текста  серии  «Определения»,  «Жираф.  Жираф – самое  высокое  животное  в  мире.  Его  рост  почти  5 м.  Туловище  жирафа  сильное.  Передняя  часть  туловища  шире  задней.  Вытянутая  голова  плывет  высоко  над  поверхностью  земли.  Часто  шея  покачивается  из  стороны  в  сторону.  Она  украшена  короткой  гривой.  Тонкие  ноги  жирафу  нужно  широко  расставить,  чтобы  попить  воды.  Хвост  с  черной  кисточкой – важное  средство  общения».

Заключение

В  процессе  моей  работы  над  темой  «Обучение  детей  чтению  методом  М. Монтессори»  я  изучила особенности этой методики  и  опробовала  игры,  разработанные  московскими  педагогами.

Каждый  материал  содержит  в  себе  возможность  контроля  над  ошибками,  что  позволяет  ребенку  самостоятельно  работать  с  ним,  без  помощи  педагога.  Материал  эстетичен.  Он  как  бы  «просит»  ребенка  «возьми  меня».  Он  стоит  на  полке  в  единственном  экземпляре  и  позволяет  ребенку  сделать  свой  внутренний  выбор.  Материал  устроен  таким  образом,  что  малыш  взяв  его,  готов  продолжить  работу,  проявляя  активность  и  инициативу  и  повторяя  эту  работу  неоднократно.

Метод  М. Монтессори  используется  мной  в  работе  2  год.  Мои  результаты  следующие.  В  возрастной   группе  4-5  лет  5  детей,   слова и словосочетания из розовой и зелённой серии читают 3 ребенка, предложения 1.  В  возрастной  группе  5-6  лет  3  детей,  читают  предложения  2  ребенка,  читает  краткие  рассказы  1  человек.  В  возрастной  подгруппе  6-7  лет  8  детей  из  них  свободно  читают  рассказы  7  человек,  различают  слова,  называющие  предмет,  действие  предмета,  признак  предмета  все.  И  все  это  сверх  базовой  программы.  Метод  М. Монтессори  помогает  многим  детям  развиваться  быстрее,  сообразно  их  естественным  потребностям.

Сегодня  есть  множество  эффективных  способов  обучения  детей  чтению,  и  как  технические  приемы,  предложенные  упражнения – только  один  из  таких  способов.  Но  в  отличие  от  других  методик,  в  методике  М. Монтессори,  чтение  и  письмо  становятся  естественным  результатом  развития  ребенка.

                     Список литературы

  1. Монтессори, М. Дом ребёнка: метод научной педагогики [Текст]/ М. Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 269 с.
  2. Монтессори,  Мария.  Мой  метод.  Начальное  обучение [Текст] / М.Монтессори. – М.:  Астрель: АСТ, 2006. – 190 с.
  3. Сорокова,  М.Г.  Система  М. Монтессори.  Теория  и  практика  [Текст] / М.Г. Сорокова.  – М.:  Академия,  2005. – 273 с.
  4. Хилтунен,  Е.  Практическая  Монтессори – педагогика [Текст]/ Е. Хилтунен. – М.: ЮНИОН-паблик.  Альта-принт,  2005. – 87 с.

Статьи из сборников, журналов и газет  

5. Хилтунен, Е. Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная  трактовка [Текст]/ Е. Хилтунен // Монтессори клуб. – 2009. - № 5. – С.63 – 67.

Приложение 1

Серии материалов для совершенствования умения читать

Серия

Характеристика

Пример

Розовая

Чтение без сложностей. Как слышим, так и пишим.

Танк, кошка, крот.

Пол, стул, окно.

«Дай шар».

Зелёная

Чтение с одной сложностью:

-е, ё, ю, я после согласной

Дети, плечи, ковёр.

Салфетка, тарелка.

«Дай мел», «нарисуй лес»

Голубая

Чтение с одной сложностью:

  1. безударные гласные –е, о;
  2. Ь знак смегчающий и Ь знак разделительный;
  3. Безударная –я;
  4. Окончания –тся, ться;
  5. Непроизносимые согласные и др.

Река.

Шина, жираф.

Лошадь.

Лягушка.

Лестница.

Белая

Чтение со многими сложностями в одном слове

Олень

Приложение 2

Списки слов

(зелёная серия)

Шлем

Клей

Бегал

Белка

Зебра

Дети

Меч

Речка

Свет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая методика обучению чтения "Ребус - метод" детей 4-7 лет

Методики обучения чтению используя игровую технологию. можно использовать в своей работе воспитателям, учителям - логопедам и родителям как отдельные игры - упражнения так и отдельными занятиями....

Реферат «Обучение детей чтению методом М.Монтессори»

Основным  средством  общения,  а  также  базисом  обучения  чтению  является  устная  речь.  Чтобы  адекватно  выразить  сво...

Карточки для интуитивного чтения по методу М. Монтессори

Карточки для интуитивного чтения. C 3 – 3,5 лет сознание ребенка естественным образом созревает до состояния, когда ему можно предложить сравнивать еще более абстрактные, чем картинки, изображени...

чтение по методу Марии Монтессори

в статье описаны упражнения по обучению детей чтению....

Статья: "Система обучения и методы Марии Монтессори"

Метод Марии Монтессори можно рассматривать как заботу о грядущих поколениях и защиту жизни на земле. Главная задача педагога - это давать занятия, которые обязательно включают движение: ребёнок должен...

«Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения» по методу Марии Монтессори

laquo;Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения» по методу Марии Монтессори...