Сценарий проведения психотерапевтической прогулки
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 

Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возмож­ность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но не всегда про­гулка для малыша является еще и хорошей психической разрядкой. Поссорился, например, ребенок с друзьями, пришел с прогулки в слезах — и весь ее оздоровительный эффект из-за стресса практически сводится к нулю. А вот на психотерапевтической прогулке такого не бывает. Она поднимает и мышечный, и психический то­нус детей поднимает, а также способствует их личностному разви­тию.

Психотерапевтическая прогулка — это пешая прогулка, ос­новную часть которой составляет спортивная ходьба.

Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_provedeniya_psihoterapevticheskoy_progulki.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Сценарий проведения  психотерапевтической прогулки

«Покупка ручек в магазине «Бриг»»

автор Наливайко Светлана Александровна

г. Стрежевой 2010 год

Пояснительная записка.

. Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическим состоянием. Современная образовательная практика призвана, обеспечит физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Для этого необходимо профессионально оце6нивать психические состояния и создавать соответствующие условия для охраны и гигиены нервной системы ребенка как во время его пребывания в дошкольном учреждении , так и во время учебного процесса в начальной школе.  

Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Наукой давно доказано, что лучшим средством профилактики психоэмоционального напряжения являются физические нагрузки. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.

Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но не всегда прогулка для малыша является еще и хорошей психической разрядкой. Поссорился, например, ребенок с друзьями, пришел с прогулки в слезах — и весь ее оздоровительный эффект из-за стресса практически сводится к нулю. А вот на психотерапевтической прогулке такого не бывает. Она поднимает и мышечный, и психический тонус детей поднимает, а также способствует их личностному развитию.

Психотерапевтическая прогулка — это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба.

Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.

Содержание.

Цель. Обеспечить снижение психоэмоционального напряжения у детей с повышенным индексом тревожности на основе  методов и приемов психотерапевтической прогулки.

Задачи.

- развивать у детей  речевые формы общения, умение договариваться;                  

- развивать наглядно-образное мышление;

- учить детей фиксировать свое физическое и психическое состояния

- воспитывать коммуникабельность.

Методы и приемы:

- использование здоровьесберегающих приемов: фиксация пульса, дыхания; психогимнастика, рефлексия

- определение маршрута;

- использование опорных схем, пиктограмм;

- использование ритуала начала и конца занятия;

- создание ситуации общения.

Оборудование: карта-схема микторайона, секундомер, письмо с поручением, деньги, карандаши, листы бумаги по числу детей..

Ход психотерапевтической прогулки.

Участники встают в круг, берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит:

« Представьте, что мы одно большое, доброе животное, послушайте, как оно дышит (дети слушают свое дыхание и дыхание своих соседей). Так на только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце (стук – шаг вперед, сук – шаг назад)»

Психолог демонстрирует детям конверт с письмом, читает письмо детям: «Дорогие дети, просим вас купить для занятий 10 ручек  в магазине «Бриг». Оставляем вам 30 рублей. Родительский комитет.»

Психолог.

- Согласны выполнить поручение? (ответы детей). Подойдите к карте микрорайона, рассмотрите её внимательно, найдите, где расположен наш детский сад, а где расположен магазин «Бри». Выберете путь, по которому пойдем в магазин.

Дети рассматривают карту, находят конечную точку маршрута, выбирают путь, по которому пойдут, указывают место остановки для отдыха. Предложить нескольким детям по очереди показать и рассказать маршрут, который они составили. Дети по очереди показывают свой маршрут

 После того, как было выслушано несколько вариантов, выбрать один по которому пойдут.

Психолог

- По какому маршруту мы с вами пойдем и почему? (дети делают свой выбор, обосновывая его).  Выберете того, кто пойдет первым, будет нашим вожаком, поведет нас к магазину (дети делают свой выбор)

Затем выбрать того, кто будет нести деньги, и делать покупку

Психолог.

 - Дети, кто, по вашему мнению, понесет деньги и купит ручки (дети выбирают).

 Психолог напоминает детям

- Идти необходимо спортивным шагом, во время ходьбы запоминайте свои чувства, ощущения, слушайте сердцебиение, следите за дыханием. Обратите внимание, как ведет вас вожак, где он сделает остановку.

Дети выходят из детского сада, идут по выбранному маршруту спортивным шагом. Вожак идет впереди, остальные дети за ним.

 В намеченной точке маршрута вожак говорит «Стой», все дети останавливаются.

Психолог предлагает детям  посчитать свой пульс за 10 сек. Дети считают. Если у большинства детей учащенное  сердцебиение, то психолог проводит игру «Холодно-жарко» (на напряжение и расслабление мышц)

«Мама  медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочку – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.»

Повторить игру 2-3 раза.

Дети продолжают свой путь к магазину. Возле магазина вожак говорит «Стой», все дети останавливаются», заходят в магазин. Ребенок, который выбран покупателем, приобретает 10 шариковых ручек. Благодарит продавца. Все выходят из магазина и идут спортивным шагом назад в детский сад. Останавливаются в намеченной точке маршрута, считают пульс. Повторить игру «холодно-жарко».

 По возвращении в детский сад психолог предлагает детям нарисовать или записать с помощью пиктограмм, что с ними происходило.

- Вспомните свои ощущение, чувства, впечатления и нарисуйте все это. (дети рисуют)

Дети садятся в круг и по очереди рассказывают и показывают свои рисунки, описывают свое психофизическое состояние.

Занятие завершается ритуалом прощания «Эстафета дружбы»

Дети берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, а она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так, как каждый из нас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

 Дети возвращаются в группу.

Перспективы использование психотерапевтической прогулки.

Создание и использование системы психотерапевтических прогулок с тревожными детьми.

Распространение опыта среди воспитателей и психологов города по использованию психотерапевтических прогулок. В практике.

Просветительская работа среди родителей по профилактике психоэмоционального напряжения у детей .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аболин Л.М.. Аболина Т.И.  К проблеме психологического стресса в спорте. Психология спортивной деятельности. Казань, 1985.

2.  Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.

3.  Алямовская В.Г. Программа "Здоровье" в дошкольном учреждении. (Дошкольное воспитание). 1994. № 10-11.

4.  Алямовская В.Г. Оценка эффективности системы физического воспитания в дошкольном учреждении. Педагогическое обозрение 1998. № 3. С. 201.

5.  Алямовская В.Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Москва «Скрипторий» 

6 Амосов Н.М. 1000 движений М..19КЗ.

7  Бередин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

8  Василюк Ф.Е. Психология переживания. М . 1984.

9  Гальперин ЯГ. и др.  Технология ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ самозащиты. М., 1997.

10 Дитярев Ю.В., Литвинов В.Г. и др.   Игры - бучение, тренинг, досуг. М.,1998.

11 Игнатова Е.Н., Куликов Л.В. Социальные и социально-психологические объекты стрессоустойчивости личности. Теоретические и прикладные вопросы психологии. (116,1995. Вып 1.

12  Каишршш Л В.    Системный подход к исследованию функционального состояния напряженности.   Проблемы психофизиологии. Диагностика нарушений и восстановления психологических функций человека. М.,1983.

13  Китаев-Смыс Л. А.   Психология сресса   М.,1998.

14  Куликов Л.В. Психология настроения СПБ, 1997.

15  Леонова А.Б. и др. Психология стресса.  M., 1993.

16 Мартынов СМ. Здоровье ребенка в ваших руках. М.,1995.

17  Мяашцев В.Н.   Личность и отношения человека. Проблемы личности. М.,

1968.

18 Наенко Н.И., Овчинникова О.В.   О различении состояний психической напряженности. Психологические исследования. М.,1970.

19 Чтякова М. И. Психогимнастика. Москва «Просвящение» 1990 – 128 с.