Психологический тренинг для педагогов "Управление эмоциональным состоянием"
методическая разработка по теме

Музыка Ольга Ивановна

Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

Психологический тренинг

«Управление эмоциональным состоянием»

(с педагогическим коллективом).

                                              Подготовил:

                                              педагог-психолог                                                                                    

                                              Музыка О.И.  

Г. Радужный

                                                                                                     

                                                                                                     

 

 

Цель: Управление собственным эмоциональным состоянием, способы             улучшения настроения.

       

             

Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.

        Мозговой штурм.

         

«Составление банка эмоциональных состояний».

        

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники группы отвечают на следующие вопросы:

  1. Что вы понимаете под эмоциями?
  2. Какие эмоции чаще испытываете?
  3. Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.

        Ведущий: «Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

        Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение».

        Игра «Будь внимательным».

        Ведущий:   «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

        Ведущий: «Я благодарю всех вас за активное участие в игре, желаю, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства».

        

Упражнение «Ладошка»

Цель: эмоционально расслабиться и сблизиться.

        Ведущий: «Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник допишет те качества, которые он ценит в вас. Если кто-то по какой-то причине не хочет вписывать ничего. Это его право. Листок с качествами должен вернуться к вам».

        Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.

Игра «Пары»

        

Ведущий: «Вам нужно стать пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук – руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала лист».

          

Игра «Мышь и мышеловка»

        

        Ведущий: «Вам необходимо стать в круг. Выбрать водящего – мышку. Плотно прижмитесь друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимитесь за пояс – это «мышеловка». Задача водящего всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дырочку», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации».

        

Комментарии: «мышеловка» не должна пинаться ногами, не делать больно «мышке».

        Игра «Молчанка».

Ведущий: «Все вы сейчас будете молчать, а я попытаюсь вас рассмешить. Кто издаст звук, тот исполнит желание ведущего».

Ведущий: Рассказывает анекдоты или смешные стихи.

- Идет по лесу заяц, на дереве висит волк, за ногу привязан.

-Волк, ты что делаешь?

-Вешаюсь.

-А почему за ногу? За шею надо.

-Я пробовал, дышать нечем.

Червяк, проползая вокруг травинки, неожиданно увидел другого червяка, неописуемо красивого, и тут же без памяти влюбился.

-Выходи за меня замуж! – страстно воскликнул он. – Только ты можешь меня осчастливить!

-Заткнись лучше, старый дурак! – ответил объект его страсти. – Я твой другой конец.

Антисоветы психолога педагогу.

  1. Не обращай внимания на детей. Их много – ты один!
  2. Учение детей – дело рук самих детей. Не мешай ребенку учиться!
  3. Если кто-то падает – подтолкни его, и процесс ускорится.
  4. Если тебе плохо, то с какой стати кому-нибудь должно быть хорошо?
  5. Педагогика – замечательное дело! Только дети мешают.

Сладкое воспоминание.

                             Провоцируйте конфликты.

   Пусть они трясут весь садик.

                                               А потом – коль доживете

                                               Вы до пенсии своей –

            Будет вам, что в жизни вспомнить,

Лежа на больничной койке,

                                               И решать, что эти годы

                                               Были прожиты не зря.

Развитие речи.

Научите педагогов

             Очень крепко выражаться.

                Поливают пусть друг друга.

    И ругаются с детьми.

      Через месяц убедитесь

          Как спокойно на работе.

***

       Речь активно развивая,

           Быстро стрессы победим.

Забота о психотерапевтах.

Повышайте постоянно

           Агрессивность и тревожность

                                                   У себя и педагогов

                                                   И, конечно же, детей!

Вам за это благодарны

Будут психотерапевты.

  Вы поможете им быстро

 Ощутить бюджета рост.

        Кто рассмеялся, выполняет задания: рассказать стихотворение, спеть песню, рассказать смешной случай из своей жизни.

        

Ведущий: «Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями,  такими как злость, страх, грусть. И негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод.

        Давайте сейчас разобьемся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать негативные эмоции и состояния.

        Первая – обсуждает злость;

        Вторая – страх;

        Третья – грусть;

        Четвертая – апатию.

По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы».

        

Ведущий: подводит итог обсуждения.

  1. Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
  2. Страх сигнализирует об опасности;
  3. Грусть побуждает нас задуматься;
  4. Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Я предлагаю вам обсудить, что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции? Сравните два высказывания:

        «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».

        Второе высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта.

        Упражнение «Путаница».

        

        Ведущий: «В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.

Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки. (Перед игрой снять обувь и надеть спортивную одежду)».

        

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

        Ведущий: «Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звуки:

  1. А – воздействует благотворно на весь организм;
  2. Е – воздействует на щитовидную железу;
  3. И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
  4. О – воздействует на сердце, легкие;
  5. У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
  6. Я – воздействует на работу всего организма;
  7. М – воздействует на работу всего организма;
  8. Х – помогает очищению организма;
  9. ХА – помогает повысить настроение.

Игровое упражнение «Песня».

Ведущий: «Сейчас мы с вами повысим настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».

        

Ритуал прощания.

        

Упражнение «Связующая нить».

        

Ведущий: «Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.

Я для вас подготовила маленькую информацию, как лучше выйти из стрессовых ситуаций и 9 профилактических правил для всех и каждого.

Сейчас каждый из вас, держа клубок в руках, выскажет: что он чувствует сейчас, как прошел тренинг, что хотел бы пожелать участникам или лично кому-то».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Профилактика тревожных состояний»

Задачи:Созданиеположительного эмоционального настроя.Развитие коммуникативных навыков.Снятие телесных зажимов.Сближение участников группы.Формирование  положительного отношения к сверстнику....

Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Профилактика профессионального выгорания педагогов...

Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»

Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...

"Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов"

Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми...

Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.

Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...

Психологический тренинг по социально-эмоциональному развитию «Вслед за радугой»

Психологический тренинг по социально-эмоциональному развитию «Вслед за радугой»Группа: старшая группа.Форма занятия: подгрупповая (8 человек).Цель: создание положительного эмоционального н...


 

Комментарии

Музыка Ольга Ивановна

Данный тренинг поможет и научит педагогов управлять своим эмоциональным состоянием, выходить из стрессовых состояний. Дан практический материал.