"Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов"
материал

Гуцева Людмила Владимировна

Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_moy.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №45 общеразвивающего вида»

   У Т В Е Р Ж Д А Ю                                                                                                                                                                                                                                                                            

_____________

Заведующая МБДОУ

«Детский сад № 45»

О.В. Калдаева

                                                                                       

                                                                             

 Программа психологических  тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов

Автор-составитель:

Педагог-психолог

Гуцева Л.В.

Петропавловск-Камчатский, 2017г.

Пояснительная записка

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами по работе.

По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.

Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми, и требует навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Все развиваемые в тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности, как педагогам, так и руководителям образовательных учреждений.

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи:

  • знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками;
  • анализ проявления признаков «выгорания», выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
  • создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания»;
  • снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния;

Число участников тренинга может быть различным от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.

Программа состоит из 3  встреч.  Каждая встреча  проводятся в течение учебного года с октября по апрель. Продолжительность встреч  от 1 до 1,5 часов.

Ожидаемые  результаты внедрения программы:

  • повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
  • улучшение  психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
  • сформированность  начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
  • раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
  • повышение  мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Тренинг состоит их трех частей:

- Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.

- Вторая (основная) - это диагностический компонент и освоение навыков эмоциональной саморегуляции.

- Третья (заключительная) направлена на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

Достаточно простое и хорошо проветриваемое помещение

Наличие стульев по числу участников

Материалы и оборудование:

  • бумага А4 белая;
  • ручки, цветные карандаши;
  • пособие в виде отдельных листочков;
  • памятки по преодолению профессионального «выгорания»;
  • интерактивная доска, проектор, компьютер;
  • Музыкальное сопровождение.

Используемые  методы:  игровые, арттерапевтические  и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

В программе  используются различные  способы управления эмоциональным состоянием:

  • игры, направленные на развитие социальной перцепции;
  • методы телесно – ориентированной терапии;
  • элементы арт – терапии;
  • музыкотерапия;
  • игровые методы.

Занятие 1

Цель тренинга: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятие.

1. Упражнение «Снежный ком».

Цель:  снизить эмоциональное напряжение.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Ход упражнения: устройтесь поудобнее, по очереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.

2. Упражнение «Самоанализ» (раздать листы А4, ручки и цветные карандаши).

Ход упражнения: в левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру.

3. Упражнение «Пустое место» 

Цель: снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе - свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу.

Ход упражнения: рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит – «пустое место». Его задача - переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с «пустым местом» переманивает другого, если нет, то теперь у него задача - переманить к себе кого-нибудь (также глазами), то есть снова приобрести партнера.

Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится.

Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях

Давайте подведем итоги первой части нашего тренинга, которая была направленна на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.

II часть

4. Упражнение: «Ожидания»

Цель: Выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

- Каждый из Вас чего-то ожидает от нового дела.

- Что же вы ждете от этого тренинга? Запишите свои ожидания в правой колонке листа.

- А теперь давайте зачитаем, что же вы ожидаете от тренинга.

То, что вы записали, безусловно, может измениться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое так же будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

5. Упражнение «Улыбка»

Ход упражнения: закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.

6. Упражнение «Маска гнева»

Ход упражнения: сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.

7. Упражнение «Отдых»

Ход упражнения: стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

III часть

Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.

7.Упражнение: «Телеграмма»

Ход упражнения: на своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух.

8. Упражнение «Самоанализ»

Ход упражнения: в правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?

9. Анкетирование «Обратная связь»

Занятие 2

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

                                                                     

     

Этапы работы:

I часть

1. Упражнение-приветствие «Искорка тепла»

    Все участники  встают в круг, берутся за руки. Глаза закрыты. Ведущий сжимает руку соседа справа и по цепочки передаётся рукопожатие.

2. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Процедура: участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

                                                                           

II. Основная часть.

3. Упражнение «Звери»

Ход упражнения: все встают в круг. Инструкция для участников: Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например, кошкой, белым бычком). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том. что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например, бурундук). Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

4. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Ход упражнения: группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? 

5. Упражнение «Мышечная энергия»

Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:

Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.

Ход упражнения: согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисти руки? А дальше идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука напрягается. Проверьте.

Постарайтесь убрать лишнее напряжение. Держите палец напряжённым, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец- напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного…. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

III часть.

Цель: восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

6. Упражнение «Воздушный шар»

Ход упражнения: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздуха. Представьте, что вы воздушный шарик, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-1,5 минуты, напрягая все мышцы. Затем представьте, что  в шарике появилась маленькая дырочка. Медленно начинайте  выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, мышцы плеч, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Упражнение выполняется до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

7. Упражнение «Дождь»

Ход упражнения: участники делятся на микрогруппы по 4 человека. Одному человеку завязываются глаза. Другие участники микрогруппы под музыку  лёгкими прикосновениями имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. Затем участники мигрогруппы  меняются местами.

8. Упражнение-завершение.

Ход упражнения: все участники тренинга встают в круг. И по кругу каждый своему соседу любыми  способами говорит спасибо. (Мимикой, пожатием руки, словами, песней….)

Занятие 3

I часть

1. Упражнение: «Приветствие в парах».

Цель: Упражнения направлены на сплочение коллектива, на раскрепощение участников, на улучшение атмосферы в группе.

Ход упражнения: для того, чтобы добиться лучшего взаимопонимания при общении, желательно проанализировать, как мы приветствуем друг друга. Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы встретили неожиданно давнего-давнего–друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным. После окончания игры по сигналу начинается обмен мнениями. Проводится конкурс на лучшее приветствие. Победителя выдвигают по небольшому количеству положительных отзывов о манере поведения, речи, желанию перенять хорошие манеры. Это может выражаться и просто количеством похлопываний по плечу. Вся группа поздравляет победителей. Победители исполняют показательный сеанс нескольких приветствий. Группа награждает победителей аплодисментами.

2. Упражнение: «Веселый мусорщик».

Ход упражнения: все участники делятся на команды. Дается задание обмениваться предметами, которые в данный момент имеются в руках и в карманах. Меняться нужно предмет на предмет, имеет значение только количество, без учета ценности. После того, как задание получено, группы должны обсудить тактику работы. В это время ведущий подходит к каждой команде и сообщает настоящие, скрытые задания, которые нужно выполнять в процессе обмена. Примеры заданий:

  • обмениваться с партнером, который сидит, когда Вы стоите (пристройка сверху)
  • обмениваться только на территории своей команды
  • обмениваться, выводя за дверь
  • обмениваться, подводя к окну.
  • обмениваться, положив руки на плечи.

 Процесс обмена снимается и анализируется. Моменты реализации скрытых заданий разбираются с точки зрения техники манипулирования. Успешная реализация оценивается в 10 раз дороже, чем простой обмен.

3. Упражнение: «Змейка».

Ход упражнения: все участники группы встают друг за другом и закрывают глаза. Кто встал первым в этой цепочке остается с открытыми глазами. Участникам дается следующее задание: «Вы все одно целое, вы сейчас змейка. Вам нужно пройти полосу препятствий доверившись своей голове». После упражнения задаются следующие вопросы:

  • что вы чувствовали, когда шли с закрытыми глазами?
  • какого вам было вести за собой несколько человек с закрытыми глазами?
  • где вам было лучше: вести или быть ведомым?

II часть.

4. Упражнение «Мобилизующие силы»

Ход упражнения: стоя или сидя. Выдохнуть из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох-такой же продолжительный как вдох. Затем постепенно увеличиваем фазу вдоха. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, а в скобках заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха.

5. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Ход упражнения: стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки.

6. Упражнение:  «Портрет»

Ход занятия: каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдаются ведущему, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь. 

III Часть.

7. Упражнение «Похвалилки»

Ход занятия: гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: «Меня замечают, любят и высоко ценят». Поворачивая голову вправо-влево, повторять: «Все идет хорошо». Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:

«В моей жизни случается только хорошее».

3.Рефлексия: «Последняя встреча».

Ход занятия: Представьте себе, что встречи  уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».

И в подарок каждый участник тренинга получает буклет «Психотехнические приемы саморегуляции»

Список литературы:

1. Агеева И.А. «Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы». – СПб.: Речь, 2007. 208с.

2. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологической саморегуляции. Л.: Методический центр по психологической саморегуляции, 1988.

3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)». - СПб.: Издательство «Речь», 2007.224 с.: ил.

4. Практические семинары и тренинги для педагогов.- Вып.1. воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие/ авт.- сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель, 2009.- 171 с.

 5. Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. - СПб, 2005 – 42 с.

 

Приложение 1

Анкетирование « Обратная связь»

Степень включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что    понравилось_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Что мне не понравилось, почему_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Твои мысли после занятия:

О себе________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

О группе______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Твои замечания и пожелания ведущему____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

знакомство с термином эмоциональное выгорание и его профилактикой...

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Программа коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагогов

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного ис...

Конспект занятия педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Во вложении представлен вариант встречи, которую можно провести с педагогами ДОУ. Встреча рассчитана на 1ч. На занятии у психолога педагоги могут познакомиться с тем, что же такое выгорание и узнать, ...

Рекомендации для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, то...