творческий отчет "Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников по повышению качества семейного воспитания"
материал на тему

Масленникова Людмила Витальевна

1.Актуальность темы

2.Цели, задачи, принципы взаимодействия детского сада и семьи

3.Недостатки, противоречия, проблемы сотрудничества ДОУ и родителей

4.Эффективные формы работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:



Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский РБ

Стаж работы в должности: 25 лет

Стаж работы в учреждении: 27 лет

Имеющаяся категория: первая

Запрашиваемая категория: высшая






ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ


Масленниковой Людмилы Витальевны


РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ








г.Октябрьский, РБ

2013г.

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Еще в 1915 году М.М.Рубинштейн сформулировал принцип единства деятельности дошкольных, школьных и внешкольных учреждений в союзе с семьей. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации  именно родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В связи с вышеизложенным, я выбрала следующее направление работы «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников по повышению качества семейного воспитания».

Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

Задачи:

1.) Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей.

2.) Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка.

3.) Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

4.) Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.

5.) Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка.

6.) Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

7.) Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

8.) Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.

9.) Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

10.) Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Теоретико-методологическую основу работы составили: социологические, психолого-педагогические идеи и концепции о  решающей роли семейного воспитания в развитии и формировании личности ребенка Я.А.Коменского («Материнская школа»), К.Д. Ушинского, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, М.М. Рубинштейна (национальные ценности семейного воспитания), Н.К.Крупской (нравственное воспитание в семье), И.В.Бестужев-Лада, И.С.Кона (влияние народной семейной культуры), А.С.Макаренко (семья - коллектив); исследования путей повышения педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина Р.К.Сережникова и др.), линий взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).

Новизна работы: использование современных форм взаимодействия, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Теоретическая значимость: проводимая работа по выбранному направлению позволила получить новые знания о сущности и закономерностях процесса взаимодействия с семьями воспитанников, совершенствовать и преобразовывать практику, намечать проекты новой педагогической деятельности.

Практическая значимость состоит в разработке эффективной системы мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции родителей, улучшение качества семейного воспитания.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи я рассматривала как процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на:

  1. потребности родителей в поддержке;
  2. праве ребенка на педагогически образованных родителей;
  3. стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).

Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны,

для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семье».

Второй вид характеризует включение взрослых в психолого-педагогическую работу детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположник английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными.

Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда

родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

        Вся подготовительная работа была предварительно разбита на несколько этапов.

На первом этапе  с целью изучения потребностей родителей мною был проведен экспресс-опрос, что необходимо для дальнейшего планирования работы.

Второй этап — установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо было заинтересовать родителей той работой, которую предполагалось с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Третий этап — формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

На четвертом этапе посредством диалога я знакомилась с проблемами, которые возникают в семье при воспитании ребенка. Родители при этом играют активную роль, рассказывая не только о положительном, но и о трудностях, тревогах — отрицательном в поведении ребенка. Этот этап один из наиболее сложных: для того, чтобы родители были наиболее искренны и откровенны, не испытывали дискомфорта, были тщательно продуманы и подобраны вопросы, проработан алгоритм поведения (открытость, заинтересованность, тактичность, вера в успех).

Пятый этап предполагал совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планировалось конкретное содержание работы и выбирались формы сотрудничества.

Весь процесс взаимодействия я строила на следующих принципах:

  1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
  2. Единое понимание педагогами и родителями целей и задач развития, воспитания и обучения детей.
  3. Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  4. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
  5. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
  6. Принцип единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи и его реализация

Ожидаемые результаты:

  1. Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада;
  2. Повышение педагогической культуры родителей;
  3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста;
  4. Создание условий для успешной социализации  детей дошкольного возраста.

        Анализ, проводимой в ДОУ работы с родителями в предшествующий период.

        Анализ работы  воспитателей с родителями показал, что во взаимодействии имеются существенные недостатки: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание мероприятий недостаточно дифференцированно; воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы.

Хотя в последнее время педагоги стали чаще использовать в работе с родителями нетрадиционные формы: семейные клубы, чаепития, совместные конкурсы поделок, марафоны творчества - анализ взаимодействия ДОУ и семьи выявил существенные недостатки в работе:

  1. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.
  2. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.
  3. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ.

После оценки удовлетворенности родителей работой ДОУ было решено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности, и результаты анкетирования показали, что ведущими мотивами повышения их педагогической грамотности выступают: повышение уровня психолого-педагогических знаний; решение проблем воспитания и образования детей.

        Таким образом, проведенный мною анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

        Анализ противоречий и проблем, выявленных на начальном этапе формирования опыта.

Социально-экономические преобразования, характерные для России последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием. Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия детского сада и семьи, создание условий для повышения педагогической культуры родителей. В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655 раскрываются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Однако в процессе исследований мною были выявлены следующие противоречия:

  1. Между правами и обязанностями родителей и неумение ими пользоваться.
  2. Между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствие условий их предоставления.
  3. Между низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствие системы обучения их в детском саду.

Основным же  противоречием, возникающим, на мой взгляд, при реализации задач взаимодействия детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям).

Помимо возникших противоречий, я столкнулась с серьезной проблемой - разрушением традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

  1. утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
  2. не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
  3. прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;
  4. утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
  5. представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка, его притеснению, вплоть до насилия.

Решение возникших противоречий и выявленных проблем стало возможным лишь при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций, постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, организации для них различных форм образования.

Анализ психолого-педагогических основ взаимодействия семьи и педагога (условий сотрудничества)

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому было необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, неприемлемо допускать в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребенка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педагогов семья интересует, прежде всего, как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности, какую пищу он предпочитает дома и т.д.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. Но по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка. Моя задача, как педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе.

Еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

Итак, можно сделать вывод: отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Остановимся на некоторых психолого-педагогических правилах такого взаимодействия.

Первое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Я в выборе форм и методов работы исходиля из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности.

Особенности родительского образования заключаются в том, что ему свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий. Отбор материала для всех программ родительского образования подчинен нескольким основным принципам:

  1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.
  2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.
  3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.
  4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности.

На современном этапе в основу родительского образования со стороны детского сада заложены следующие принципы:

  1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей.
  2. Единое понимание педагогами и родителей целей и задач воспитания и образования детей.
  3. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  4. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов.

На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

Первые контакты между семьями и ДОУ: приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке со держания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

Эффективны общественные мероприятия для родителей: посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Многие перечисленные аспекты участия родителей требуют от персонала переоценки своей профессиональной роли: переориентация на взаимодействие с родителями может оказаться сложной для сотрудников, чье мышление и планирование деятельности ранее были полностью сосредоточены на детях.

Эффективность взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется выбором форм взаимодействия.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога.

Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия:

*оригинальность,

*востребованность,

*интерактивность,

*эмоциональность.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

К коллективным формам относятся родительские собрания, которые остаются одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я нашла выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попыталась построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто использую видеоотчеты, видеофрагменты деятельности детей, фрагменты непосредственно образовательной деятельности, разнообразные презентации. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Беседа необходимо начинать с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендую детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

Индивидуальные беседы воспитателя с взрослыми членами семьи является весьма эффективной формой. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. С их помощью мы знакомим родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуем преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

В своей работе я старалась наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия.

 Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы –семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

В связи с тем, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в своей группе я использую больше разнообразные современные формы работы с родителями.

При выборе нетрадиционных форм я опиралась на классификацию, предложенную Т.В.Кротовой. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), познавательные, наглядно-информационные, досуговые.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

  1. Социологические опросы
  2. Социологические срезы
  3. тесты
  4. анкетирование
  5. почтовый ящик
  6. информационные корзины

Досуговые

Призваны устанавливать теплые доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Направлены на  ознакомление родителей с возрастными
и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических
навыков воспитания детей.

  1. Семинары-практикумы
  2. педагогический брифинг,
  3. педагогическая гостиная,
  4. проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
  5. устные педагогические журналы
  6. игры с педагогическим содержанием,
  7.  педагогическая библиотека для родителей
  1. «КВН»
  2. «Педагогическое поле чудес»
  3. «Театральная пятница»
  4. «Педагогический случай»
  5. «Что? Где? Когда?»
  6. «Круглый стол»
  7. «Ток-шоу»
  8. «Телефон доверия»

викторины

Наглядно-информационные

информационно-ознакомительная форма;

Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

  1. дни открытых дверей
  2. открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
  3. выставки детских работ
  4. выставки совместных работ детей и родителей
  5. информационные проспекты для родителей,
  6. видеоролики о жизни ДОУ 
  7. выпуск газет,
  8. организация мини-библиотек 

информационно-просветительская форма

Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

  1. использование современных технологий
  1. информационные стенды
  2. папки-передвижки
  3. тематические выставки
  4. минигазеты
  5. библиотеки по основным проблемам
    семейной педагогики

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. 

Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы.

Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей.

Одна из форм информационно-аналитической работы, которая активно используется мною на практике, позволяя корректировать и дополнять разработанную систему мероприятий – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители вкладывают записки со своими идеями и предложениями, обращаются с интересующими вопросами. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, конференции,  групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются мною как нетрадиционные. Например, я практикую проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Своя игра». Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями считаю и мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.

Также в своей работе применяю такие формы, как семинары-практикумы и мастер-классы, на которых родители получают не только теоретические, но практические навыки, возможность в дальнейшем применять их на практике.

В нашем ДОУ уже третий год функционирует семейный клуб «Счастливый ребенок». Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. Отрадно, что родители нашей группы с удовольствием посещают заседания клуба. (Доля родителей нашей группы от всех присутствующих составляет 60%).

Особым интересом у родителей пользуются тренинги по формированию навыков коммуникативного общения и взаимодействия, налаживания эмоционального контакта, проводимые ежемесячно. В ходе данных тренингов родители работают в парах с детьми.

В этом году в работу внедрила новую форму «Университет для отцов» (реализация проекта). Основные задачи:

  1. Довести до отцов истину, что им принадлежит право и обязанность воспитания их детей.
  2. Воспитать у отцов чувство уверенности в своих силах.
  3. Расширить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  4. Вовлечь отцов в педагогическую деятельность, заинтересовать в необходимости развития своего ребенка.
  5. Помочь отцам научиться уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности.

В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику. 

Осознавая важную роль, принадлежащую использованию современных методов общения в организации  повышения педагогической компетентности родителей, я включаю в работу решение и ролевое проигрывание родителями проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка.

Данные формы организации общения с родителей выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

 Отношение педагогов к методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.

Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения (нормативно-правовые документы, режим работы ДОУ, режим работы группы, расписание непосредственно образовательной деятельности, информация о педагогических работниках). Информация вывешивается на стендах в родительских уголках и размещается на сайте ДОУ (ds17malutka.ru).

Довольно широко в нашей группе используется такая информационно-ознакомительная форма, как Дни открытых дверей. Я рассматриваю эту форму взаимодействия прежде всего как способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами психолого-педагогической работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.

Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное. В группе накоплен богатый наглядно-информационный материал на разнообразные темы (ширмы, папки-передвижки, памятки, рекомендации). Основной критерий отбора информации: доступность, актуальность.

Специально для родителей создан сайт группы, на котором они могут получить полезную информацию, задать вопросы педагогам, обмениваться своим «семейным» опытом. Сайт функционирует и в настоящее время.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая.  Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Однако, досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьей формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в музыкальных развлечениях «Весенний бал», «В мире музыки», в спортивных праздниках «Мы дружим со спортом», «Мама, папа, я – спортивная семья». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Систематически в группе проводятся выставки совместного творчества родителей и детей. Из опыта работы я знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес я использую при организации выставок фотографий, рисунков, поделок. В течение этого года были организованы:

  1. Фотовыставки

-«Мама и я – счастливые мгновенья»

-«Родительское сердце – в детях»

-«Согласная семья – самая счастливая»

  1. Выставки рисунков

-«Наш любимый детский сад»

-«Огонь – наш друг, огонь – наш враг»

  1. Выставки поделок

-«Осени щедрые дары»

-«Зимушка-зима»

Наблюдая во время выставок за родителями, я заметила, что в процессе ознакомления с работами других участников, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок. Участие семей в конкурсах рисунков, поделок не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и родителей в общих делах. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями, хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребенка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребенку положительного отношения к природе.

Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Хорошо налажено общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

В ходе работы был проведен первичный и итоговый мониторинг. Итоговый мониторинг выявил эффективность выбранных мною форм взаимодействия с родителями:

  1. количество родителей, принимающих участие в проводимых мероприятиях увеличилось на 33,3% (средняя посещаемость родителей до внедрения новой политики взаимодействия 8 человек, после внедрения – 19 человек);
  2. повысился уровень педагогической культуры родителей на 48%;
  3. повысился педагогический интерес – количество обращений к педагогу группы и специалистам ДОУ по интересующим вопросам выросло на 67%.

С помощью критериев, предложенных Т.В.Кротовой, я решила  определить и уровень, на котором организуется в нашей группе взаимодействие с семьями воспитанников. Анализ позволил выявить высокий уровень организации работы, выражающийся в:

  1. отсутствии формализма в организации работы с семьей;
  2. учете социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
  3. социологическом анализе контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учете его особенностей в планировании работы;
  4. использовании разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиске и внедрении в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
  5. стремлении к диалогу при организации работы с родителями;
  6. «открытости» ДОУ для родителей;
  7. осознании доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Можно сказать, что поставленные в начале цели и задачи в ходе работы решены полностью, результат даже превзошел ожидания.

Однако, я не намерена останавливаться на достигнутом: в настоящее время реализуется проект «Сотрудничество детского сада и семьи с использованием нетрадиционных форм взаимодействия». Цель проекта – повышение педагогической компетенции родителей.

Поскольку проводимая работа по направлению «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников по повышению качества семейного воспитания» приносит положительный результат, мне представилось возможным обобщить и распространить накопленный в ходе работы опыт. Я приняла участие в двух заочных международных конференциях: «Теоретические исследования психологии и педагогики» г.Москва (28-29 сентября 2012г.) по направлению «Семейная педагогика и домашнее воспитание» и «Теория и практика современного образования» г.Санкт-Петербург (28 сентября 2012г.) по секции «Проблемы дошкольного образования». Результатом участия стали публикации в сборниках материалов конференций.

В октябре принимала участие в качестве гостя с докладом «Система взаимодействия, реализуемая в работе МБДОУ Детский сад №17 города Октябрьский с семьями воспитанников» на конференции «Семья в жизни ребенка» в МАДОУ Буздякский детский сад №6 муниципального района Буздякский район РБ.

В 2012-2013 учебном году организовала работу по повышению компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников нашего ДОУ: разработала план, на основе которого проводятся мероприятия, подготовила необходимый материал (список рекомендуемой литературы, ссылки на сайты, рекомендации, памятки, консультации).

В век информационных технологий стало возможным распространять опыт работы и в сети Internet: публикую материалы на образовательных порталах «Сеть социальных работников образования» и «1 сентября».

В заключении хотелось бы отметить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Проанализировав результаты проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

  1. Родители получили не только теоретические знания, но и возможность использовать их на практике. Семейное воспитание в результате взаимодействия приобретает большую научную обоснованность, целенаправленность, планомерность, не теряя своей эмоциональности.
  2. Сотрудничество дошкольного учреждения должно строиться на семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи и ответственности родителей. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
  3. Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования - разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе.

Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ Тема: Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах ...

презентация по теме "ИспользованиеИКТ для повышения качества обучения , воспитания и развития дошкольников"

презентация по теме "ИспользованиеИКТ для повышения качества обучения  , воспитания и развития дошкольников"...

ДОКЛАД «Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников»

"Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"...

Тема по самообразованию:«Взаимодействия ДОУ с родителями по повышению качества семейного воспитания»

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй....

Создание единой педагогической основы взаимодействия с семьями воспитанников для повышения качества дошкольного образования

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье,  опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. За тыс...