Конспект НОД область познание «Бабушкин сундучок».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_igrushki_2.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия

 

Тема:                      «Кукольная мозаика».

 Группа:                 подготовительная

Воспитатель:           Чайковская Оксана Александровна

Программное содержание:

Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы- оберега. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.

Обогащать речь детей с помощью потешек и поговорок; расширять словарный запас: оберег, кукла-закрутка, потешная игрушка.

Воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев. Развивать воображение, художественный вкус.

Оборудование:

 -Плетеная корзина;

 - Кукла из доски;

- Кукла-закрутка;

 - Деревянная игрушка – «богородские кузнецы»;

 - Матрёшка;

 - Глиняная игрушка;

 - Перчаточная кукла – Петрушка;

                                         Ход занятия

Мастерица: (заходит в группу)

                       Ох, денёк уж больно долог,

                       Насчитала сорок ёлок.

                       Я, на лавке посидела,

                       Я в окошко поглядела.

                        Не позвать ли мне ребят,

                        Вдруг послушать захотят.

                       ( обращается к детям)

                       Здравствуйте девчонки – веселушки,

                        Озорные хохотушки.

                        Здравствуйте ребята- молодцы.

                         Озорные удальцы!

Давайте знакомиться! Я – Девица-мастерица, приехала к вам в гости из  города Озерный. А как вас зовут? (Дети отвечают). Вот мы с вами и познакомились.

 Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла, о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки.

     

 За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

А я ключик нашла,

В этот терем вошла,

И корзиночку взяла

(Берет корзину).

                      В этой маленькой корзинке, чего только нет.

   Мастерица: (Достаёт из  корзины глиняную игрушку) 

- Ребята, а из чего сделана эта игрушка? (Ответы детей). Правильно из глины.

Изготовление игрушки из глины было не основным

промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт

кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу

для своих детей. Изготовлением

игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от

поколения к поколению.

Ребята посмотрите на эту красивую игрушку. Может, она кому-нибудь знакома?  (Ответы детей).

Эта игрушка сделана в Тверской области в городе Торжке. Чем она отличается от других глиняных игрушек?  (Ответы детей).

Правильно, украшена она налепами, узор состоит из мазков, кругов и точек, расписывается такая игрушка прямо по глине. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки с утятами. Как называется эта игрушка? (Ответы детей).

 

Мастерица:

                      Как у дедушки Петра

                      Нет ни печки, ни шестка.

                      Нет ни печки, ни шестка,

                      Одна липова доска.

                      Ой, да, лебеда,

                      Одна липова доска.

Это, ребята, одна старая-престарая песня. Тогда на Руси простые люди

жили бедно. А игрушечных фабрик и в помине не было. Но играть-то

детям надо! (Показывает детям куклу из полена) Вот взял дедушка

Петр полено, сделал личико, платочком подвязал — и готово! Играй,

внучка!

Свои куклы крестьяне никогда не выбрасывали, бережно их

хранили. Существовала даже примета, если дети много и усердно

играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно

относятся к своим игрушкам – быть беде.

Мастерица: (достаёт из корзины деревянную игрушку) Кто из вас знает, как называется эта игрушка? (Ответы детей).

Из чего она сделана? (Ответы детей).

                       

Игрушки, сделанные мастерами, назывались «потешными», а как вы думаете почему? (Ответы детей).

Правильно, эти игрушки сделаны для  потехи и забавы. (Показывает как играть в эту игрушку).

В Богородске – городке,

Все гуляют налегке.

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски.

Потому что стар и млад

Все игрушки мастерят.

Даже бабушки старушки

Мастерят себе игрушки.

     Мастерица: (достаёт из корзины матрёшку) Эта игрушка вам всем знакома.

                       Погляди скорее-

                       Щёчки розовеют,

                       Пёстренький платочек,

                       Платьице в цветочек,

                       Пухленькие крошки –

                       Как зовут? (Ответы детей - матрёшки).

Матрёшка – наш национальный сувенир. Появилась она в 90-е годы

19 века. Русский мастер Звёздочкин вырезал из дерева фигурку, а

художник Малютин придумал интересную роспись куклы: девушка в

русском платке с цветами, сарафане и переднике. Ни дать ни взять –

простая деревянная Матрёна. Так игрушка и получила имя столь

популярное в наши дни: матрешка.

(Игра –хоровод)

 

Мастерица:        

Наряд мой пестрый.

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех.

Как вы думаете, какую игрушку я сейчас достану из корзинки? (Ответы детей).

 (Достаёт из сундука перчаточную куклу - Петрушку) 

Я уверена, что многие из вас бывали на спектакле в кукольном театре.

Откуда взялся этот удивительный мир? Как зрелище театр кукол

зародился на площади в руках бродячих актеров и превратился в

настоящий народный театр.

Кукольный театр знали многие народы: римляне, египтяне, индийцы,

китайцы, узбеки и турки. У каждого народа свой кукольный театр. У

одних куклы деревянные, у других – мягкие, их надевают на руку как

перчатку. У каждого театра есть свой любимый герой.

В России таким героем является Петрушка. За едкие остроты и шутки

прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым.

                     

Мастерица:        

А ещё я вам расскажу про тряпичные куклы. Их дети начинали вертеть с пяти лет. В

иной избе таких кукол было до сотни штук!

(Достает куклу - закрутку из корзины).

Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.

Самую первую куклу – пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась. Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – закрутку. А вы хотите научиться делать такую куклу?

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать.

Ребята вы мне поможете? (Ответы детей).

Тогда давайте начинать.

Смотрите: свертываем  «в скалку» кусок ткани, белой тряпицей

стягивали лицо, перевязываем  льняной ниткой и кукла готова (дети во всем помогают). Теперь ее можно рядить. А костюмы – копии тех, что носили раньше ваши прабабушки. Украшения – ленточки, блестки, цветные бусинки. Как вы думаете, почему мы должны беречь куклу? Потому что она похожа на каждого из нас. Как мы назовем нашу куклу? (Дети дают имя кукле). Эту куклу вы можете оставить у себя в группе, пусть она каждый день приносит вам радость и хорошее настроение, но это еще не все подарки, я привезла вам вот такие маленькие куколки. (Дарит детям маленькие куклу - закрутки).

Ребята, вам понравились подарки? (Ответы детей). А что вы узнали сегодня нового? (Ответы детей).Чему научились? (Ответы детей).  Что вы сегодня расскажите дома о нашей встречи? (Ответы детей). На этом наше знакомство с куклами закончено.

На прощанье в этот час

Поблагодарить хочу я вас.

Всем спасибо за терпенье,

За улыбки, за веселье.                      

(Мастерится уходит).

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Что за чудо-сундучок!"

Конспект по обучению грамоте с использованием нетрадиционных технологий....

Конспект НОД "Что за чудо-сундучок!"

Конспект по обучению грамоте с использованием нетрадиционных технологий....

НОД по образовательной области "Познание"- "Волшебный сундучок" (младшая группа)

Познание: расширить знания детей об основных приметах осени;закреплять представления о том, что осенью собирают урожай овощей;развивать умение различать овощи по внешнему виду, по вкусу;Коммуникация:р...

конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" "Музыкальный сундучок Феи Игралочки"

Это доминантное  занятие для детей подготовительной группы с использованием ОРФ-подходов, с использованием музыкально-ритмической деятельности и игры на музыкальных инструментах будет интересно д...

НОД в младшей группе , образовательная область "Познание". "Волшебный сундучок".

Дети учатся различать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник). Упражняются в установлении соответствия между множествами; в счете до 4....