Фольклор в жизни ребенка "От улитки до радуги"
материал по теме

Заклички, потешки, прибаутки в жизни ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_ulitki_do_radugi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТ УЛИТКИ ДО РАДУГИ

(фольклор в жизни ребенка)

      Недалеко от нас ушло то время, когда люди верили в чудодейственную силу слова. Нашим предкам казалось, что с помощью специальных обрядов и заклинаний можно воздействовать на силы природы. Во время засухи совершались обходы села с молебнами у реки или у колодца; во время града первые выпавшие градины бросали в раскаленную печь, чтобы остановить нежеланное метеорологическое явление; во время грозы выносили из дому освященные хлеб-соль, чтобы задобрить тучу. Вера в силу магических действий с развитием науки стала потихоньку исчезать из обыденной жизни взрослого человека, но дети не могли так быстро расстаться с мыслью о невозможности влиять на природу. Именно поэтому до нас дошли тексты закличек, обращенных к солнышку, к дождю, к радуге и ветру.

СОЛНЫШКО ИЛИ ДОЖДИК?

     Детские заклички можно найти во многих книгах, содержащих фольклорные тексты. Они легко учатся и надолго остаются в памяти. Читая заклички вместе с малышами, попробуйте не просто ощутить прелесть народной поэзии, а подумать над содержанием текстов.

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошечко,

Солнышко, появись,

Красное, покажись!

     Так детишки обращались к солнышку, которое не хотело показываться из-за туч. Любопытный малыш, услышав эту закличку, может поинтересоваться у мамы, почему солнышко называют «ведрышком». Тогда мама ответит ему, что в прежние времена в просторечии «ведро» означало «тихая, солнечная, сухая погода». «Почему солнышко красное, а не желтое, как можно наблюдать в природе?» – «В русском фольклоре слово «красное» означало «красивое, хорошее, доброе». Не случайно девушки в народных песнях и сказках называются «красными девицами», а угол, в котором в избе стоял стол и висели иконы, назывался «красным».

     Если спросить современных детей, какая погода им больше нравится – солнечная или дождливая, то наверняка ответ будет: «Солнечная».

     Наши предки, жизнь которых во многом зависела от урожая, ценили каждую каплю дождя, упавшую на землю. Оно и понятно – в те далекие времена не существовало садовых шлангов, с помощью которых можно было бы запросто полить огород. Поэтому в русском фольклоре гораздо больше обрядов, направленных на вызов дождя, чем на его прекращение:

Дождик, дождик, пуще!

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку!

     Детвора обращается к дождю как к живому существу и предлагает ему «отведать супа». Появление таких слов можно было бы считать порождением детской фантазии, однако, по народным поверьям, дождь как необходимое явление природы следовало задабривать.

     В некоторых местах бросали в старый заброшенный колодец пустой горшок или даже горшок с борщом, чтобы вызвать дождь. Это были дары водной стихии, от нее  зависело появление дождевых капель.

     Но любой дождик когда-нибудь заканчивается, и из-за туч вновь проглядывает солнце. Иногда после дождя на небе появляется радуга.

Разноцветный полукруг, широко раскинувшийся на небе, представлялся нашим предкам как нечто удивительное и фантастическое. Они сравнивали радугу с огромной змеей, которая выпивает воду из рек и озер и затем вырастает. Новгородцы верили, что на концах радуги висят котелки с древними монетами. По всем приметам, появление на небе радуги предвещало конец дождя и наступление ясной погоды. Ребятишки, завидев радугу, выскакивали на улицу и кричали:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

     Детские заклички должны были обеспечивать хорошую погоду, они же служили развлечением для ребятишек, незнакомых еще с книжками.

Эти маленькие стихи можно вспоминать с ребенком и сейчас, когда на небе появляется солнышко или радуга, а веселая закличка «Дождик, дождик, пуще» с ее объяснением поможет скоротать время затяжного дождя.

     У фольклорных стихов есть свое преимущество – даже если вы забыли текст, напечатанный в книжке или услышанный в детстве, всегда можно придумать свое продолжение. В фольклоре не существует единственного варианта текста, как в стихах, написанных поэтами. Поэтому не стоит удивляться, если в разных книгах похожие тексты будут различаться: фольклор предполагает такое разнообразие. В качестве творческого задания предложите своему любознательному малышу придумать собственное продолжение текста про солнце, дождик или радугу.

     Вместе с ребенком можно вспомнить известные народные приметы о погоде и попробовать проверить их правильность. Ранним утром, выйдя на улицу, посмотрите, есть ли роса на траве: если трава сухая, то в течение дня следует ждать дождя.

     Понаблюдайте заход солнца. Если закатное солнце ярко-красное, то назавтра ожидается ветреная погода. Солнце садится в тучу – быть дождю. Обратите внимание своего маленького спутника на поведение птиц: если воробьи купаются в пыли, следует ждать дождя. Ласточки высоко в небе летают – к ясной погоде. Эти приметы, основанные на многовековых наблюдениях людей за природой, часто сбываются. Возможно, ваш малыш сам начнет распознавать еле уловимые признаки изменения погоды и с помощью этого станет ближе к миру природы.

     Природные явления нашли отражение и в загадках. Дневную прогулку со свои чадом можно разнообразить загадками из мира природы: «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь), «Красная девушка по небу ходит» (солнце) и др. вечернюю прогулку лучше сопроводить следующими загадками: «Вся дорожка усыпана горошком» (звезды), «Сестра к брату идет, а она от него прячется» (солнце и месяц).

ПТИЧКИ ПЕВЧИЕ.

     Наши дети видят сейчас лисичек, волков и медведей только в книжках или в зоопарке. Наверное, и прежней детворе, жившей 100-150 лет назад, не часто приходилось встречаться с этими зверями зато наши предки постоянно общались с домашними  животными и птицами. Ребятишки прислушивались к пению птиц и пытались перевести птичий язык на человеческий.

     Каждая птица говорила человеческим языком. «Чьи вы? Чьи вы?» – спрашивал чибис. «Копейка, копейка! Украли, украли!» – возмущалась ворона. «Сейте пшеницу, сейте» – давала указания смородинка.  Такое занятие было самым любимым развлечением детворы в весеннее и летнее время. Почему бы не попробовать прислушаться к языку певчих птиц сейчас? А вдруг они расскажут что-нибудь интересное? А заодно можно повторить с ребенком и названия всех известных вам птиц.

     После познавательной прогулки устройте веселую игру в «Полетушки». Посадите всех участников игры за стол и предложите им положить на стол по пальцу. Ведущий начинает игру: он называет какую-нибудь птицу или летающее насекомое, поднимает палец и быстро опускает его на стол. Например, он говорит «Соловей летит, сам летит». Участники игры поднимают палец и опускают его. В следующий раз ведущий может назвать и летающее и нелетающее существо. Задача играющих – поднять палец только в том случае, если названо то животное, которое летает. Если палец поднят не вовремя, проигравший отдает ведущему фант.  В конце игры фанты разыгрываются.

     Другая народная игра «Птицы» также направлена на развитие внимания. Участники садятся в кружок, и каждый называет себя какой0нибудь птицей. Один из играющих говорит:

  1. Сел.

Другой спрашивает:

  1. Где?
  2. На ветке.
  3. Полетел.
  4. Кто полетел?
  5. Воробей.
  6. Куда полетел?
  7. К жаворонку.

     Играющий-жаворонок должен быстро включится в игру и продолжить говорить, а играющий-воробей будет задавать ему вопросы. Если один из участников игры прослушает свое название или замедлит с ответом, то с него берется фант. Фанты разыгрываются.

МАЛЕНЬКИЕ ОБИТАТЕЛИ БОЛЬШОГО МИРА.

     Для детей большую радость доставляют не только общение с домашними животными, но и изучение мира насекомых. Эти маленькие животные имеют необычное строение и отличаются удивительными повадками. Увидев в траве улитку, вспомнив старинную приговорку:

Улитка, улитка, высуни рогу,

Дам тебе кусок пирога.

     Улитка наверняка вылезет из своего маленького домика послушать, кто же к ней обращается, и покажет свои рожки.

     Любимое насекомое детей – божья коровка. Предложите ребенку пофантазировать, откуда пошло такое название. Единого научного обоснования на сей счет нет. В то же время в других языках фиксируется «божественная» природа этого маленького создания. Так, например, в переводе с немецкого языка «божья коровка» означает «жук Марии». По народным поверьям, божья коровка живет одновременно на земле и на небе; она может предсказывать погоду. Божью коровку аккуратно сажали на руку и говорили:

Божья коровка,

Лети на небо,

Принеси мне хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

     Если насекомое сразу улетело, то следовало ждать хорошей погоды, а если оставалось сидеть на руке – то в ближайшие дни ожидался дождь.

     Мальчишки очень любят ловить майских жуков и сажать их в спичечный коробок. Предложите маленьким исследователям такую загадку:

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (жук)

     Проверьте смекалку своего слушателя с помощью следующих загадок:

Не зверь, не птица, а нос как спица. (комар)

Кто над нами вверх ногами. (муха)

Кто рыбу не ловит, а сети расставляет. (паук)

     Мудрые загадки, веселые заклички, игры в прежние времена выполняли как развлекательную, так и познавательную функцию. Учебников географии и биологии еще не было. Тогда их заменяли ценные наблюдения старших за миром природы. Попробуйте внести немного фантазии в изучение окружающего мира, и ваши маленькие уроки природоведения запомнятся ребенку на долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в жизни малышей.

Моё портфолио   Очень много песенок, потешек, прибауток я помню с детства, благодаря своей мамочки. Ее колыбельные невожможно не запомнить они несли столько много добра, ласки. заботы. Может бы...

Фольклор в жизни детей

Значение малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Практический материал....

Народный фольклор в жизни ребенка

Народный фольклор входит в нашу жизнь с самого рождения, с маминой колыбельной песней......

Роль музыкального фольклора в жизни ребёнка

Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.Песни – наиболее сложная форма народного поэтиче...

Общественно-политическая газета КМР «Жизнь района» статья: "Под радугой лета!"

Под радугой лета!     Работая воспитателем, я заметила, что занятия по изодеятельности вызывают у  детей  большой  интерес. ...

Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей « По радуге здоровья, с друзьями мы идем». Средняя группа.

Цель: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье.Задачи:1. Развить коммуникативные качества, научить преодолевать барьеры в общении.2. Воспитать осознан...

Роль фольклора в жизни ребенка. Как и когда он применяется в жизни и быту.

Детский фольклор может стать ценным средством в воспитании ребенка....