Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"
    статья (младшая группа) по теме

    В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ребенка, которыми может сопровождаться адаптационный процесс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    «Что такое адаптация ребенка к детском саду. Особенности адаптационного процесса»

    Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакцией ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

    В ходе комплексного исследования, проведенного учеными  в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

    1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем, один месяц).
    2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).
    3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

    Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

    1. легкая адаптация: к 20–му дню пребывания в дошкольном учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10–ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
    2. адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30–му дню пребывания в дошкольном учреждении. Нервно–психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10–ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
    3. тяжелая адаптация: характеризуется, во–первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

    1–й вариант

    Поведенческие реакции нормализуются к 60–му дню пребывания в дошкольном учреждении.

    Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1–2 квартала.

    Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10–ти дней.

    Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1–2 кварталов.

    2–й вариант

    Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

    Поведенческие реакции нормализуются к 3–4 месяцу пребывания в дошкольном учреждении. Нервно–психическое развитие отстает от исходного на 2–3 квартала.

    Замедляются рост, прибавка в весе.

    Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков. Благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.

    Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

    Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

    1. от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
    2. от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
    3. от состояния здоровья;
    4. от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
    5. от разницы в методах воспитания.

    Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

    Невыполнение основанных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

    Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

    Упрямство (причины):

    1. перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
    2. стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
    3. привычная форма поведения избалованного ребенка;
    4. своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

    Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

    1. отсутствие уважения взрослых к ребенку;
    2. реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
    3. недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
    4. утомление от однообразной деятельности.

    Лживость (причины):

    1. болезнь, страх наказания;
    2. желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

    Лень (причины):

    1. неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
    2. воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

    Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

    Консультация для родителей: "Участие матери в процессе адаптации ребенка к детскому саду"

    Рассказать мамам , как легко пройти адаптацию с ребенком в детском саду....

    Консультация для родителей "Успешная адаптация ребенка в детском саду"

    Пережить период адаптации в детском саду нелегко,но вполне возможно...

    Консультация «Адаптация ребенка в детском саду — что это такое?»

    Адаптация ребенка в детском саду — что это такое? Адаптация ребенка в детском саду — что это такое? Детские слезы, маленькие ручонки, протянутые в пустоту вслед уходящей маме и отчаян...

    Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду"

    Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни...

    Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду. Участники адаптационного периода"

    Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный, ребенок, с удовольс...