Адаптация ребенка к детскому саду, что за процесс и как помочь прожить этот период ребенку
консультация по психологии (младшая группа)

Иванова Ольга Сергеевна

Адаптация это процесс привыкания к новым условиям, перестройки физических и психических процессов на новый лад. Безусловно, если ребенок раньше не ходил в детский сад, для него будет всё новое. Обстановка, коллектив (воспитатели, дети) и распорядок дня с режимными моментами. Но даже если ребенок ранее посещал другой детский сад, к новому месту у него тоже будет адаптация. Вспомните себя, кому приходилось менять школу или даже класс в детстве, потом устраиваться на новую работу. Момент очень волнительный и требуется время, чтобы привыкнуть. Так вот у подростков и взрослых психика крепче, чем у маленького ребенка. У малышей психические ресурсы ограничены, и взрослым нужно набраться терпения, чтобы помочь ребенку максимально комфортно войти в новый этап его жизни в социуме без родителей. Не стоит забывать, что в случае сильного давления, при отсутствии желания оставаться на дневной сон, ресурсов в психике малыша может не хватить и есть все шансы получить психологическую травм, которая, к сожалению, будет откликаться на протяжении всей жизни взрослого человека. Самая распространённая травма ОТВЕРЖЕНИЯ. «Мама меня не любит, она меня оставила в саду и больше не заберет отсюда». Если звучат подобные слова у ребенка, и вы понимаете, что это не элемент манипулятивного поведения, есть повод задуматься.

В период адаптации у дошкольников может иметь место:
- не стабильное психо-эмоциональное состояние и особенности поведения. Плаксивость, капризы, или наоборот, агрессия, повышенная утомляемость или гиперактивность;
- нарушение аппетита, отказ от еды или наоборот, повышенный голод;
- утрачивание приобретённых навыков, например, раньше ребенок мог сам одеваться, а с посещением детского сада забыл навыки самообслуживания
- ослабленный иммунитет, малыши встречаются с новыми вирусами в большой компании, и при стрессовых ситуациях иммунитет ослабевает. Частые простудные заболевания в период адаптации распространенное явление.

Выделяют три степени адаптации:
1.Лёгкая, когда ребенок адаптируется к детскому саду в течении 2 недель - 1 месяца. За этот период могут случаться откаты. Например, ребенок первые несколько дней ходит с удовольствием, потом несколько дней ходит со слезами, потом переключается на позитивный настрой и посещает детский сад в стабильном состоянии. Адаптация в течении месяца считает идеальным вариантом для ребенка, но не у всех такое случается. И это тоже норма.
2.Средняя адаптация. Ребенок привыкает к саду в период от одного до трех месяцев.
3.Тяжелая адаптация может длиться до полугода и даже больше. В данной ситуации нужно рассматривать варианты, на сколько вообще ребенку необходимо посещать детский сад? Ведь всё-таки детские сады созданы для удобства родителям, а не детям. Гармонично развиваться дети могут и дома, посещая какие-то кружки и секции по интересам.

Вливаться в новую обстановку проще постепенно, поэтому рекомендуется приводить ребёнка сначала на 2 часа в день. Потом время пребывания в детском саду можно постепенно увеличивать, оставляя на обед. И когда ребенок будет готов, можно оставлять на дневной сон.

Легче адаптируются те дети, с которыми родители проводили предварительную работу по подготовке к посещению детского сада. Читали соответствующие сказки, играли в сюжетно-ролевые игры «воспитатель и дети в саду». Многие дети с удовольствием берут на себя роль воспитателя. Организовывали активное общение со сверстниками, посещали различные кружки по интересам.

Так же адаптация проходит легче для детей, имеющих крепкое физическое здоровье. Легче привыкнуть к етскому саду детям, владеющим навыками самообслуживания.
Когда ребенок сам может одеться на прогулку, сам покушать и сходить в туалет, он чувствует себя гораздо увереннее в новой обстановке. А если у малыша ещё и режим дня, в частности по дневному сну, совпадает с режимом детского сада, то ему ещё проще.

Вот некоторые рекомендации, которые могут повлиять на успешную адаптацию к детскому саду вашего малыша:
- Проводите ежедневные беседы, о том, как интересно в детском саду. Вспомните свои детские годы, самые приятные воспоминания про детский сад расскажите малышу. С искренним воодушевлением рассуждайте о новых возможностях и играх, которые ждут ребенка в компании друзей. Проходя мимо детского сада, выражайте радость. Дети имеют способность считывать ваше эмоциональное состояние, часто принимают ваши чувства за свои, транслируют их.
ВАЖНО!!! Ваше искреннее позитивное отношение к детскому садику = успешная адаптация ребенка.
- Проговаривайте с ребенком весь режим дня детского садика. Дети чувствуют себя спокойнее, изучив последовательность действий в течении дня.
ВАЖНО!!! Дома старайтесь придерживаться РЕЖИМА ДНЯ, который установлен в саду.
- Приветствуйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми. В выходные наблюдайте, как малыш себя ведѐт на детских площадках и в обществе: стесняется, уединяется, конфликтует, дерѐтся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Помогайте ему справляться с трудностями в общении, если они есть. Только поддержка и отсутствие критики.
ВАЖНО!!! Не пугайте посторонними взрослыми в раннем возрасте и не настраивайте против других детей, даже если подозреваете элементы агрессивного поведения в сторону вашего ребенка, лучше обсудить этот момент с воспитателем.
- Проговаривайте с ребенком, как можно решить возникшие трудности в саду, учите обращаться к воспитателю. Организуйте дома игрушечный детский сад, обыгрывайте различные ситуации. Дети очень любят быть в роли воспитателя.
ВАЖНО!!! Не критикуйте детский сад и его сотрудников и других детей при ребенке, не пугайте садиком.
- Минимизируйте время прощания с утра. Скажите малышу спокойным и уверенным тоном, что вам пора идти, поцелуйте и передавайте ребенка воспитателю.
ВАЖНО!!! Не стойте долго под дверями и окнами садика. Ребенок чувствует, что мама не может его отпустить, и будет плакать дольше.
- Когда дети гуляют на улицы и видят своих мам, наблюдающих за воротами, естественным желанием будет заплакать и проситься к маме.

И самое главное, верьте в ваше чадо, в его силы и ресурсы. А так же доверяйте воспитателям детского сада, которые делают максимум для адаптации детей. Всё обязательно получится!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"

В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ...

Как подготовить ребенка к детскому саду . Как следует обращаться с ребенком в этот период.

Работая воспитателем в детском саду я сталкнулась с проблемой:  многие родители не знают как следует обращаться с ребенком в период адаптации. Хочу поделиться своим опытом....

Адаптация малыша к детскому саду: открываем технологию процесса

Детский сад снаружи и внутри. Дубовый росточек становится деревомРодители принимают решение отдать малыша в детский сад. Зачем? С ответа на этот вопрос и начинается адаптация ребенка к саду. Обычно об...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Адаптационный период ребенка в детском саду

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Каждый...