"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Карпова Наталья Иннокентьевна

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekit.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 "Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В нашей группе организация поисково-познавательной работы с детьми идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
  2. Неживая природа  (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
  3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

При работе с дошкольниками большое значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Цель проекта: 

      Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи проекта:

I. Оздоровительные задачи:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей;
  2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой;
  3. Формировать умения рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;

II. Образовательные задачи:

  1. Формировать у детей представления  о живой и неживой природе, их взаимосвязях;
  2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-исследовательской деятельности;

III. Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей воображения, речь, фантазию, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать;

IV. Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношения к миру природы, к живым существам в процессе общения с ним;
  2. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои действия с другими детьми;

Этапы реализации проекта:

I этап   –   Подготовительный – май, июнь, июль, 2009г.

II этап –   Организационный – август, сентябрь, октябрь 2009г.

III этап – Преобразовательный – ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, 2009-2010г.

IV этап –  Рефлексивный – апрель, май 20010г.

Участники проекта: 

  1. Дети.
  2. Педагоги.
  3. Специалисты ДОУ.
  4. Заведующий учреждением.
  5. Заместитель заведующего по УВиМР.
  6. Родители.

Принципы реализации проекта

В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста исследовательской деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. 
  4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Перечень форм и методов реализации проекта: 

  1. Кружок “Чу-де-са!”.
  2. Наблюдения и экологические экскурсии.
  3. Работа с «Полочкой умных книг»
  4. Исследовательские сообщения: «Знаете ли вы…»
  5. Встречи с интересными людьми
  6. Природоохранные акции.
  7. Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
  8. Ведение календаря природы.
  9. Коллекционирование.
  10. Экологические выставки и экспозиции.
  11. Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта

Блок. Измерение.

Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.

Блок. Земля и её место в Солнечной системе.

Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года).

Блок. Вещество.

Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение.

Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла.

Региональный компонент: город Усолье- Сибирское солеварного промысла. История добычи соли. Свойства соли: магниевой и каменной. Использование соли человеком.

Блок. Движение.

Виды движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. Историей создания простых механизмов и их применение.

Блок. Свет и цвет.

Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений , использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы; разложение света на составляющие цвета, получение радуги. Строение глаза как оптического прибора. История развития осветительных приборов.

Локальный компонент: история развития осветительных приборов.

Блок. Звук и слух.

Источники звуков. Способы восприятия звуков животными и человеком. Строение человеческого уха. Гигиенические правила охраны слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.

Блок. Магнетизм.

Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы.

Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.

Локальный компонент: изображение сторон света на схеме участка детского сада.

В мире электричества.

Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; собирание простейшей электрической цепи, создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.

Локальный компонент: электроприборы-помощники в детском саду

Человек и законы природы.

Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. “Чудеса”, происходящие в природе (восход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

в течение уч. года

2. Диагностика по экспериментированию, с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

2 раза в год октябрь, апрель

3. Цикл наблюдений за живой и неживой природой.

в течение уч. года

4. Проведение опытов и экспериментов в лаборатории “Опыты без взрывов”.

в течение уч. года

5.Работа в  уголке  «Полочка умных книг»

в течение уч. года

6. Эколого-познавательные праздники и развлечения.

1 раз в месяц

7. Участие в природоохранных акциях

в течение уч. года

8. Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”.

сентябрь

2. Сотрудничество

с родителями

3. Методическое сопровождение

1. Участие в фотовыставке, фоторепортажах “Вот оно какое наше лето”, “Мир открытий, глазами детей ”

Июнь, август, сентябрь, декабрь, март

2. Беседы из рубрики “Это интересно”.

(подготовка сообщений совместно с детьми)

в течение уч. года

3. Консультационный материал для родителей. «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»

Октябрь.

4. Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”  

Декабрь, январь

1. Подбор конспектов экспериментально - исследовательских занятий, бесед.

в течение уч. года

2. Составление  сценарий досугов и развлечений эколого-познавательного характера.

1 раз в квартал

3. Консультационный материал для педагогов, на тему: «Детское экспериментирование»

 октябрь

4. Оборудование и оснащение эколого-экспериментального уголка в группе.

Летний период

5. Картотека опытов.

Сентябрь

6. Картотека экспериментов.

Октябрь

7. Подборка наблюдений в природе.

Ноябрь

Ожидаемые результаты

Для детей:

1. Расширение представлений о физических свойствах окружающего мира

  1. познакомив с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  2. познакомив с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
  3. развивая представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).

2. Иметь представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.

3. Сформировать навыки выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Для педагогов:

  1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  2. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
  3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по экспериментально – исследовательской  деятельности дошкольников.
  4. Личностный и профессиональный рост.
  5. Самореализация.

Для родителей:

  1. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

Одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует на...

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...

( Педагогический практикум)Тема: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» ( Лаборатория открытий)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...

Мастер класс для коллег «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей МАДОУ.Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания педагогических работников по р...