"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
материал (младшая группа) на тему

Выступление на семинаре для воспитателей:
«Значение мелкой моторики в развитии
речи детей дошкольного возраста»

Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук.

Ход выступления

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные  игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

- «Сорока-сорока...»,

- «Ладушки-ладушки...»,

- «Идет коза рогатая...»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,

- «Этот пальчик дедушка... «и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Какова же методика проведения этих игр?

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Например, стихотворение «Машина».

Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок

Гудит машина.

Тук-тук-тук - хлопки руками

Мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем - топать ногами

Он так быстро говорит.

Шины трутся о дорогу - потереть ладошки

Шу-шу-шу - они шуршат.

Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками

Та-та-та - вперед спешат.

Стихотворение «Зайка».

Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки

Маленький зайка - садятся на корточки

Длинные ушки - ладошки к голове

Быстрые ножки - бег на месте

Деток боишься - обхватить себя руками,

Зайка-трусишка. - изображая страх.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

  1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
  2. Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
  3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
  4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
  5. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
  6. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
  7. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
  8. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Методическая литература:

  1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
  2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»
  3. Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
  4. Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»
  5. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
  6. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»
  7. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по методической теме:
«Воспитание звуковой культуры речи
посредством пальчиковых игр и упражнений
детей дошкольного возраста»

2012 год

Актуальность


Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии. Философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Ведущим методом обучения является игра. Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов. На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.
Целенаправленное обучение звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений позволяет обеспечить нужное количество звуковых повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию.
Формы работы. С целью овладения звуковой культурой речи детей дошкольного возраста мною были разработаны перспективные планы для каждой возрастной группы, способствующие развитию речевого дыхания, темпа речи, мелкой моторики рук и обучению правильному произношению звуков, слов.
Перспективное планирование и процесс воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений разработаны на основе «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ФГ ДОУ №2027МО РФ» по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). В соответствие с методикой О.С. Ушаковой. Критерии оценивания заданий по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников, проводилась по методике М.Ф.Фомичёвой (дыхание, звукопроизношение, темп речи).
Целенаправленная, педагогическая работа проводилась с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течение каждого учебного года. В виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного, динамичного процесса. Учитывая возрастные особенности детей.
Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи проводились в игровой форме для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. Был использован большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные палочки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаика, цветное тесто, яркая бумага разная по качеству, крупы, бисер, бусинки, расчески, проволока, предметы вышивания пальчиковый театр, наглядные картинки и т.п.), который использовался в различных видах деятельности, что также говорит о доступности данных упражнений и заданий. В непосредственно образовательной деятельности (лепки, рисовании, аппликации) и ручным труде (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
В группах создавала уголки звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений, поддерживая интерес детей, позволяя им самостоятельно играть в игры с речевым сопровождением. Оформила картотеку пальчиковых игр и упражнений в группах ДОУ, театрализованные уголки (пальчиковый, би-ба-бо и т.п.).
Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами, загадками, потешками вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи.
Роль стимула в развитии центральной нервной системы, всех психических процессов и особенно звуковой культуры, по мнению Т.Р.Кисловой, играют формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции: речь ребенка становится отчетливой, выразительной, плавной, исчезает смазанность, нечеткость произношения. А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет не только на развитие детской речи, но и исправление ее дефектов. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его звуковая культура речи.
По моему мнению, успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности, языковые нормы взрослых, особенно включение родителей дошкольников в этот процесс.
Проводилось родительское собрание в младшей группе на тему: «Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений», где была представлена программа с планированием заданий на учебный год. Родителям в индивидуальном порядке были представлены данные исследования уровня звуковой культуры речи первичной диагностики детей, с целью оказания помощи в данной педагогической работе. Роль родителей заключалась в том, чтобы способствовать повышению уровня звуковой культуры речи: контролировать речевое дыхание, темп речи, правильное произношение звуков и слов, развить мелкую моторику рук. В средней группе на тему: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей пятого года жизни».
Велись тематические беседы, индивидуальное общение с родителями, консультации на темы: «Как малышу произносить звуки», «Мастерская пальчиков» «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Словесные игры», «Разговорчивые пальчики», «Для чего нужны пальчиковые игры и упражнения», «Гимнастика для пальчиков», «Особенности развития звуковой культуры речи детей пятого года жизни», «Пальчиковый театр».
Основным рабочим материалом для эффективности результата воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений, родителям предлагались дифференцированные задания на карточках, разработанные для разных уровней звуковой культуры речи детей. Задания представлялись в форме игр и игровых упражнений, интересные для детей и доступные для объяснения родителями.
Цель моей педагогической деятельности: развитие речевого дыхания, темпа речи, мелкой моторики рук и обучению правильному произношению звуков, слов детей дошкольного возраста.
Я могу сделать вывод, что цель достигнута и проделанная мною целенаправленная, педагогическая работа повысила уровень воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста.

Несколько игр и упражнений с инструкцией к их выполнению
по методической теме, для разновозрастных групп ДОУ:

I младшая группа:
Задание 1. Пальчиковое упражнение: «Не боюсь колючек?»
Цель: сделать массаж ладоней и пальцев ребенка, учить соотносить слова текста с соответствующими движениями и четко, правильно произносить звук [с].
Инструкция: катать бигуди по столу (вперед – назад), затем перейти на катание бигуди между ладонями, нажимая на неё с разной силой и проговаривать одновременно фразу.
Я колючек не боюсь,
Даже если уколюсь!
Задание 2. Пальчиковая игра: «Котенок» (пищащая игрушка)
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого; четко и правильно произносить звук [щ].
Инструкция: сжимать игрушку в кулачке и соотносить слова стихотворения.
Ты котенок не пищи,
Лучше маму поищи!
Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Братцы»
Цель: развивать память, умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук, речевое дыхание, умение контролировать темп речи, учить четко и правильно произносить звуки [п] и [р].
Инструкция: подняв левую руку (правую) ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой (левой) по очереди, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик уж заснул,
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
II младшая группа:
Задание 1. Пальчиковая игра «Рыболовы»
Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навыки расстегивания и застегивания прищепок; обучать правильному произношению звуков [а], [п], [р].
Инструкция: расстегивать прищепки и «ловить» маленькие игрушки (рыбки, раки, лягушки и т.п.) из емкости, с сопровождением художественного слова.
Очень хитрый-хитрый пальчик. Здесь расставил свой капканчик.
Мышку – хвать! И зайку – хвать!
Невозможно убежать!
А потом поймал верблюда.
Разве вырвешься от сюда?
Но попался вдруг кабан –
Разломал он весь капкан!
Задание 2. Пальчиковая игра «Шаловливый котенок»
Цель: учить соотносить движение рук, кистей и пальцев рук с речью; обучать правильному произношению звука [л], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.
Инструкция: наматывать нитку на клубок или на палочку одной рукой, а держать клубок (палочку) другой рукой и сопровождая художественным словом.
Я веревочку смотаю
Всю в один большой клубок,
Чтоб котенок мой играя,
В нем запутаться не смог.
Задание 3. Рисование пластилином (плоскостная лепка): «Смотрит солнышко в окошко»
Цель: развивать силу рук, хватательные движения и соотнесение слов текста с движениями рук, закреплять правильное произношение звука [с], четко произносить слова и фразы с различной громкостью.
Инструкция: указательным пальчиком левой и правой руки проводить, нажимая на пластилин, прямые линии «лучики», сопровождая стихотворением.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит, улыбается.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Средняя группа:
Задание 1. Отрывная аппликация: «Осенние листья»
Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, создавать композицию; обучать правильному произношению звука [л].
Инструкция: разорвать листы бумаги на маленькие кусочки, по форме листиков дерева, из них создать композицию на листе бумаги; сопровождая действия стихотворением.
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.
Задание 2. Предметная лепка: «Испечем мы пирожки»
Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, закреплять приемы лепки; обучать правильному произношению звуков [ж], [ш], отчетливо и достаточно громко, четко произносить слова с этими звуками, развивать речевое дыхание.
Инструкция: выполняем все действия с пластилином соответственно словам стихотворения.
Месим, месим тесто,
Месим понемножку.
Из такого теста сделаем лепешку.
Внутрь яблочко кладем,
Уголочки мы загнем
Получился пирожок:
Кушай, кушай мой дружок!
Задание 3. Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку»
Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, соотносящие движения, речевое дыхание, темп речи, учить правильному произношению звука [з].
Инструкция: завязываем бантик на шапочке, а потом развязываем.
Развязались вдруг шнурки.
Как их завязать?
То ли спутать в узелки,
То ли маму звать…
Не могу пока шнурки
Завязать на бантики.
Ручки-крючки не ловки —
Путаются пальчики.
Старшая группа:
Задание 1. Рисование пальчиками: «Желтый цвет»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, закреплять навыки рисования предметов разнообразных форм; развивать логическое мышление, воображение; обучать правильному произношению звука [ж].
Инструкция: рисовать предметы (изображая пейзаж) пальчиками, ладошками, кулачками на листе бумаги, соотнося слова стихотворения с действиями.
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит,
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья с деревьев летят.
Задание 2. Шнуровка: «Веселый шнурок»
Цель: развивать тонкие движение пальцев рук, формировать навыки действия с шнурком; умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук; учить правильно произносить звук [ш], умение контролировать темп речи, развивать речевое дыхание.
Инструкция: выполнять шнуровку соответственно словам текста.

Вверх шнурок,
Вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!

Детям очень сложно обувь шнуровать.
Но учиться нужно и не горевать.
Пальчики шнуровка развивает ловко.
В садике ребята станут приставать:
«Где ты научился так классно шнуровать?»

Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Заплетем косички»
Цель: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, зрительное внимание, память; обучать правильному произношению звука [с], отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.
Инструкция: поочередное переплетение шнурков в косичку с сопровождением художественного слова.
Заплести косички
У своей сестрички?
Дайте мне возможность
Осознать всю сложность.
Как плести сестричке
Разные косички?
Подготовительная группа:
Задание 1. Пальчиковая игра: «Помоги перебрать зернышки»
Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук; обучать правильному произношению звука [р], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.
Инструкция: отобрать зерна разного вида по отдельности, используя только указательный и большой палец и проговаривать одновременно стихотворение.
Я мамуле помогаю,
Я крупу перебираю:
Гречка – рис,
Гречка – рис,
Будет мамочке сюрприз.
Задание 2. Объемная аппликация: «Цыплёнок»
Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, учить скатывать готовые салфетки в шарики делая круговые движения, делать цыпленка способом аппликации из шариков; контролировать темп речи и обучать правильному произношению звука [ц].
Инструкция: кусочек мокрой салфетки отжать пальчиками и скатать шарик (маленький – между указательным и большим пальцем, средний - на ладони, указательным и среднем пальцем, большой шарик - между ладонями) сопровождая действия художественным словом.
Из яйца, как из пеленок,
Вылез маленький цыпленок.
Вот какой он, посмотрите!
Манной кашей накормите.
Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Овощи»
Цель: развивать тонкую моторику рук, речевое дыхание, учить регулировать темп речи и закреплять произношение звука [р].
Инструкция: проговаривая строчку стихотворения необходимо откладывать бусину, держа четки в одной руке. Работают только большой, указательный, средний палец, а остальные держат четки.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!...
Вот овощи спор завели на столе
- Что лучше, вкусней и нужней не земле:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка иль свекла? Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!...
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!...
И суп овощной оказался не плох!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук...

Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста.

Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...


 

Комментарии