Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».
классный час (подготовительная группа) по теме

Одегова Светлана Владимировна

 

Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».

Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем.

Задачи:

-  дать сведения о формировании пожарной команды Апшеронского района;

-  уточнить знания детей о причинах возникновения пожаров;

-  упражнять в вызове пожарной охраны;

-  воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии.

Оборудование: иллюстрации к стихотворению С. Маршака «Пожар», игрушечный телефон, фоторепортаж экскурсии «В гостях у Огнеборцев», иллюстрация пожарной каланчи.

Ход общения

Воспитатель.  Ребята, как вы думаете, из – за чего может возникнуть пожар? (Неосторожное обращение с огнём, детская шалость, неисправность электроприборов).

Воспитатель.  - Правильно, чаще всего пожары возникают из-за незнания правил обращения с огнём. Поэтому, для предотвращения пожара всем нужно знать эти правила. А как быть и что нужно делать, если, всё-таки, случился пожар?

1. Если вдруг рядом с тобой загорелся какой–то предмет, попробуй потушить огонь. Для этого нужно плеснуть на пламя водой или высыпать на него землю (например, из цветочного горшка).

2. Если огонь потушить не удалось, нужно закрыть форточку, взять мобильный телефон, быстро накинуть на плечи куртку и выбежать из помещения, где сесть источник огня.

3. Если огонь разгорается очень быстро, нужно просто выскочить из помещения.

4. Если у тебя с собой мобильный телефон, выскочив из дома, срочно позвони родителям, а затем сообщи о пожаре в пожарную охрану 011 и сообщи адрес своего дома.

5. Затем нужно постучать соседям или сообщить о возгорании любым взрослым находящимся рядом.

6. Если взрослых рядом не оказалось, нужно обратиться за помощью в ближайший магазин или аптеку.

Воспитатель. Конечно, дети, при пожаре люди вызывают на помощь пожарную команду.

Воспитатель. Раньше, когда ещё не было телефона, пожарные круглые сутки дежурили на пожарной каланче, с которой был виден весь город. А кто из вас знает, что такое пожарная каланча? (Показ иллюстрации, ответы детей).                                   Воспитатель.   Если дежурные с пожарной каланчи видели дым, сразу же на специально оборудованных повозках, запряжённых лошадьми, выезжала пожарная команда.  В нашем городе первая пожарная команда была организована в 1931 году. В Апшеронской профессиональной пожарной команде было: 12 бойцов, 2 командира и 4 пары лошадей с ходами. С колокольным звоном неслись пожарные по улицам нашего города, чтобы потушить пожар. Первое пожарное депо было расположено на улице Ленина (РОСТО в настоящем), а в 1968 году пожарная часть переехала в новое депо, где и находится в настоящее время. Пожарные всегда были героическими людьми, в годы Великой Отечественной войны из пожарных и нефтяников было создано два партизанских отряда–имени Щорса и имени Кирова. Оказавшись в тылу врага, партизаны добывали ценные сведения о переброске войск противника, разрушали коммуникации, линии связи, минировали дороги, взрывали мосты и железнодорожные пути.

Воспитатель. А как сейчас пожарные выезжают на пожар?  (На пожарных автомобилях, оборудованным техническим вооружением, с включенной сиреной).

Воспитатель. Сегодня я прочитаю вам стихотворение С.Маршака о том, что случилось с девочкой Леной из–за неосторожного обращения с огнём. (Чтение стихотворения).

Воспитатель.   Как бы вы назвали это стихотворение?

Воспитатель.   Из-за чего начался пожар?

Воспитатель.   Что загорелось в доме?

Воспитатель.   Кто спас девочку из огня?

Воспитатель.   Кого ещё спас отважный пожарный Кузьма?

Воспитатель. Какими качествами должны обладать люди этой профессии?  (Смелость, решительность, выносливость, отвага).

Воспитатель. Какие правила нужно знать и выполнять, чтобы не было пожара? (Не играть с огнём, без взрослых не разводить костры, не брать взрывоопасные предметы).

Моделирование ситуации «Вызов пожарной команды по телефону»

Воспитатель.  -  Как вызвать пожарную команду?

- набрать по телефону 01;

- сказать причину звонка;

- назвать адрес, этаж и свою фамилию,

- сообщить о том, кто ещё есть в доме.

Воспитатель. Дети, во все времена пожарные были смелыми и мужественными людьми. Они по первому зову быстро мчались на пожар, отважно боролись с огнём, спасали людей и даже животных, об этом мы сегодня прочитали в стихотворении С.Маршака «Пожар», из которого вы узнали, к чему приводит неосторожное обращение с огнём. Запомните, пожалуйста:

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём!    (Е.Ф. Прилепко)

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы детского сада, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

 В прошлом году мы с моими подготовишками ходили в пожарную часть. Дети получили массу впечатлений. Сначала нас пригласили в мини-музей при пожарной части, где нам рассказали и показали, какие были костюмы и оборудование у пожарных раньше.

ЭКСКУРСИЯ В ПОЖАРНУЮ ЧАСТЬ.

Программное содержание: Знать назначение пожарных автомобилей, познакомить с трудом пожарных, с боевой одеждой, снаряжением пожарного-бойца, со средствами связи.

Активизация словаря: Боец, огнетушитель, струя, автоцистерна, насос, лом, багор, сигнальные огни, звуковой сигнал « сирена», пожарный рукав.

 Ход экскурсии.

1.Поход в пожарную часть.

Перед встречей воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, как правильно нужно вести себя во время экскурсии в пожарную часть. Объясняет детям цель встречи с боевым расчетом.

2. Беседа с командиром отделения.

Командир отделения рассказывает о трудной профессии пожарных. Он объясняет и показывает необходимый инвентарь для тушения пожара, подводит детей к пониманию того, что с огнем играть опасно, что маленькие дети не должны брать в руки спички, включать электроприборы газовые плиты, иначе может случится пожар. Далее командир говорит о том, что профессия пожарного требует от человека таких качеств, как смелость, ловкость, находчивость, мужество. Заостряет внимание детей на том, что каждый должен знать номер телефона пожарной охраны - «01». Говорит, что, когда диспетчер получает вызов, пожарная машина сразу выезжает на помощь и выручит из беды.

3. Знакомство с пожарной машиной.

Командир отделения подводит детей к пожарной машине и показывает её оборудование. Объясняет, как оно работает. В пожарной машине имеется лестница, насос, рукава и радиостанция для связи со штабом по тушению пожаров и другими машинами. Ещё на автомобиле есть сигнальные огни – «маячки», звуковой сигнал – «сирена». Они нужны, чтобы другие машины уступали им дорогу. В специальных отсеках машины лежат пожарные рукава со стволами, из которых сильной струёй бьёт вода. Есть также лестница, которая поднимается до 5 этажа и выше.

5.Практическая часть.

Во время встречи детям предлагают понаблюдать, как пожарные в считанные секунды надевают боёвку и занимают своё место в машине.

Также бойцы показывают, с какой силой бьёт струя воды, как разбирается и складывается лестница, как работают световой и звуковой сигналы, как работает радиостанция.

В конце встречи дети фотографируются вместе с пожарными.

2012-04-26

Дошкольники выпускных групп побывали на экскурсии в пожарной части. Провел ее старший пожарный Хваткин С.А. Он познакомил со специальным оборудованием и устройством  пожарной машины. Хваткин С.А. продемонстрировал обмундирование пожарного: это комбинезон, сапоги, куртка, шлем, которые выдерживают очень высокие температуры. Дошкольники побывали в диспетчерской, куда поступают сигналы о чрезвычайных ситуациях, познакомились со средствами мобильной связи. Долго ребята делились впечатлениями об экскурсии. Хочется выразить большую благодарность от имени педагогов, родителей и детей начальнику пожарной части Кирину В.А. и старшему пожарному Хваткину С.А. за организацию и  проведение интересной и познавательной экскурсии.  

Ход занятия

 Воспитатель рассказывает о пожарных машинах, о применении сигнала «Сирена» при выезде на пожар. Приглашает детей к пожарной машине и предлагает рассмотреть ее.

— Эта машина имеет красный цвет. Почему ее покрасили в такой цвет? (Чтобы ее было видно издалека, когда она спешит на пожар.)

— Она имеет мигающий синий цвет, а также сирену. Для чего они нужны? (На пожар приходится спешить, а сигнал предупреждает, что едет пожарная машина. Все другие машины и пешеходы дают ей дорогу.)

— К машине прикреплена лестница. Для чего она нужна? (По лестнице пожарные поднимаются на верхние этажи дома, чтобы тушить огонь.)

(Пожарные показывают пожарные рукава и стволы.)

 — Для чего они нужны? (С помощью рукавов на огонь направляют воду, пену и тушат его.)

 — Чтобы по этим рукавам шла вода, водитель машины включает насос. Чтобы не получить ожогов, пожарные надевают специальные костюмы.

 (Один из пожарных продемонстрирует, как применять этот костюм.)

 — На голову надевается каска. Костюм защищает человека от огня. На лицо надевают специальный кислородоизолирующий противогаз для защиты органов дыхания от дыма. Для чего это нужно? (Огонь очень коварный, и пожарные могут получить травмы.)

 Задание на дом. Предложить детям нарисовать пожарную машину, которая мчится на пожар.

Занятие № 3

 Тема: ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С. Я. МАРШАКА «ПОЖАР» И БЕСЕДА ПО ЕГО СОДЕРЖАНИЮ.

Программное содержание: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем.

 Наглядные пособия: книга С. Я. Маршак. «Пожар».

^ Ход занятия

 Воспитатель рассказывает детям, в каких случаях на помощь вызывают пожарных.

 Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда.

 Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это — номер 01. Теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар». В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом.

 После чтения следует задавать детям вопросы.

 — От чего начался пожар в доме, где жила Лена? (Пожар начался потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи. Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.)

 — Кто спас Лену? (Лену спас пожарный Кузьма. Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.)

 — На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма — ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это — смелый человек.)

 — Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья. Так что детям надо быть осторожными с огнем.

 Задание на дом. Нарисовать картинки, иллюстрирующие прочитанное стихотворение.

Занятие № 4

 Тема: ^ ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «КОШКИН ДОМ» И СТИХОТВОРЕНИЯ «СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА».

 Программное содержание: углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним. Научить детей выразительно передавать образы героев сказки.

 Предварительная работа: чтение художественных произведений по теме: «Пожар», «Пожарные собаки», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Опасная шалость», «Спичка-невеличка». Иллюстрации.

 Наглядные пособия: костюм спички, макет телефона.

Ход занятия

I часть

 Дети сидят на стульчиках (скамейках).

 Воспитатель. Бим-бом, бим-бом! На дворе высокий дом, ставенки резные, окна расписные... Ребята, а чей это дом?

 Ответ. Кошкин.

 Воспитатель. А где же кошка? Ах, у нее были гости, и она, наверное, ушла их провожать. Хозяйка и Василий, усатый старый кот, не скоро проводили соседей до ворот, словечко за словечком, и снова разговор, а дома перед печкой огонь прожег ковер. Вернулся кот Василий и кошка вслед за ним, и вдруг заголосили:

 Кошка (1-й ребенок). Пожар!

 Кот Василий (2-й ребенок). Горим!

 Вместе. Горим!

 Воспитатель. С треском, щелканьем и громом встал огонь над новым домом, вот и рухнул кошкин дом, погорел со всем добром.

 Кошка (1-й ребенок). Где теперь я буду жить?

 Кот Василий (2-й ребенок). Что я буду сторожить?

 Воспитатель. Тили-тили-тили-бом! Погорел у кошки дом. Не найти его примет. То ли был он, то ли нет!

 Воспитатель. Не плачьте, кошка и кот, оставайтесь с нами. А почему сгорел у кошки дом?

 Ответы детей. Оставили огонь без присмотра. Не закрыли дверцу печки.

 Воспитатель. Ребята, вот что может случиться, если огонь оставить без присмотра или дети возьмут в руки спички и будут с ними играть.

II часть

Входит взрослый в костюме спички.

 Спичка. Вы обо мне, а вот и я! Привет вам пламенный, друзья! Здравствуйте, ребята! Вы меня знаете? Я спичка-невеличка! Не смотрите, что мала. Я, маленькая спичка, могу сделать много зла.

Воспитатель. Да, спичка, мы тебя узнали, это из-за тебя сгорел кошкин дом.

С п и ч к а. Я не виновата, это они сами зажгли огонь и оставили его без присмотра.

Воспитатель. Послушай, спичка, дети расскажут, какое несчастье может произойти из-за тебя. Ребята, вспомните и расскажите, в каких произведениях рассказывается о пожаре.

Дети. «Пожар» (С. Я. Маршак), «Рассказ о неизвестном герое» (С. Я. Маршак), «Пожарные собаки» (А. Н. Толстой), «Кошкин дом» (С. Я. Маршак).

Спичка. Да, если неосторожно обращаться с огнем, может произойти большая беда. Но я могу приносить и большую пользу. Может, вы, ребята, знаете, как огонь помогает человеку?

1-й ребенок. Знают взрослые, знают дети в самых дальних концах земли: люди, сколько жили на свете, пуще глаза огонь берегли, ведь издревле до нашего века он помощник и друг человека.

2-й ребенок. Чуть стемнеет, вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.

3-й ребенок. Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки и плиты.

4-й ребенок. Хлеб и булки огонь выпекает и от холода нас защищает.

5-й р е б е н о к. И от дальних звезд до Земли мчит космические корабли.

Спичка. Но если кто-то из детей захочет взять спички и чиркнуть, будет много огня.

Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, если вдруг появится огонь?

Ответ. Вызвать пожарную команду.

Воспитатель. А как это сделать?

Ответ. Позвонить по телефону 01.

Воспитатель. Давайте скажем такое правило: «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 01». Ведь мы с вами знаем об этом песню (поют песню), а я сейчас позвоню в пожарную часть (звонит), узнаю, что делать со спичкой.

Пожарный. Пожарная часть слушает.

Воспитатель. Здравствуйте, с вами говорят из детсада. К нам, в детсад, случайно попала спичка. Что нам делать?

(Пожарный рассказывает о правилах.)

Воспитатель. Со спичками детям играть нельзя, так как от них может произойти пожар. Если увидишь огонь, обязательно скажи взрослым. Нельзя прятаться под диван, кровать, шкаф, если рядом огонь, можно обгореть. Вообще спичке не место в детсаде. Слышишь, спичка? Уходи к маме на кухню, будешь помогать ей готовить обед. (Спичка уходит.)

Ребята, давайте еще раз с вами повторим, какие же правила мы должны с вами знать, чтобы не случился пожар?

1-й ребенок. Для забавы, для игры спичек в руки не бери. Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом.

2-й ребенок. Сам огня не разжигай и другим не позволяй: даже крошка-огонек от пожара недалек.

3-й ребенок. Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг пусть включает только взрослый, наш надежный, старый друг.

хлебокомбинат

В старшем дошкольном возрасте обобщаются представления детей о труде взрослых. На основе знакомства с азами экономики, происходит ознакомление с современной техникой, разнообразными видами труда и профессиями, в том числе и с профессиями родителей.

Программа для детей старшего возраста предполагает насыщенное образовательное содержание, широкий круг представлений о разных видах производительного и обслуживающего труда, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста важно не только сформировать систему знаний о трудовом процессе, но и научить общению с незнакомыми людьми. Такое общение удобно организовывать при проведении экскурсий.

Администрацией детского сада при поддержке родителей воспитанников были организованы экскурсии, которые значительно расширили представления детей о разнообразии профессий.

Экскурсия на хлебокомбинат дала детям возможность увидеть процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий. Они увидели все компоненты трудового процесса, познакомились с людьми, которые заняты в производстве хлеба, узнали названия новых профессий и поняли, что качество хлеба зависит от отношения к своему делу каждого, кто участвует в его производстве (Приложение №2, рисунок 5).

Цели занятия: учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений; расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных, развивать речь детей, память, мышление, воображение; вызывать положительные эмоции детей.

Ознакомление детей с окружающим миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время художественных произведений. Экскурсии в лес – это возможность понаблюдать за объектами природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность и любознательность, эстетическое восприятие природных явлений. Появляется интерес и заботливое отношение к растительному, животному миру.

Цели занятия: Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений. Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных, развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.

Наглядности: Картины с изображением птиц и грибов, ежика.

Ход занятия

Падают, падают листья

 В нашем лесу листопад

 Желтые, красные листья

 По ветру вьются, летят.

Воспитатель: – Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Осенью!

Воспитатель: да, правильно осенью

Воспитатель: Ребята, откуда мы знаем, что осень наступила? (дни стали холоднее, короче, солнышко не греет, листья упали , лисья становятся желтыми , красными, птицы улетают в теплые края)

Сегодня мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес

Воспитатель: Внимательно посмотрите вокруг себя. Сколько здесь деревьев и растений. Какие деревья растут в лесу? Посмотрим!

В этом лесу ребята растет: клен, осина, рябина, дуб. Это лиственные деревья. У разных деревьев, разные листья, то есть лисья у деревьев отличаются. Какие листья на деревьях?(желтые) Почему некоторые листья лежат на земле? (упали желтые листья) Что происходит с листьями осенью? Как называется это явление? (листопад)

Воспитатель. Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что вы услышали (шуршание сухих листьев).

Воспитатель: Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

А какой сейчас месяц (октябрь). А как ещё называют октябрь? (золотая осень).

Почему октябрь называют “золотая осень”? (потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото).

Воспитатель: А знаете ли вы стихи об осени?

(Дети читают стихи об осени).

Ребята осенью не все деревья меняют окраску листьев. Какие деревья не меняют окраску листьев?

Загадка

Зимой и летом одним цветом

 Правильно ребята. (Сосна и ель)

Физкультминутка

Ребята осенью погода не устойчивая, то дождик, то солнышко. А теперь мы с вами в осеннем лесу тоже поиграем в игру “Солнышко и дождик”

Молодцы ребята. Но сильно шуметь нельзя в лесу. В лесу очень много птиц. Ребята, где живут птицы? Правильно на деревьях. Каких птиц вы знаете? (голубь, синица, скворец, воробей, ворона, снегирь , ласточка) Чем они питаются в лесу?(насекомыми, личинками) . На деревьях очень много насекомых и личинок вредителей, а птицы наши помощники или по другому, санитары леса. Но с наступлением холодов перелетные птицы улетают в теплые края. А какие птицы остаются зимовать в наших лесах, парках?

Смотрите дети, вот на деревьях сидят они (Снегирь, синичка, воробей). Чем они зимой будут питаться? (плодами рябины, калины)

В лесу у нас есть еще звери. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться. Каких зверей вы знаете? (лиса, заяц, белка, ежик, белка) Ребята они осенью готовятся к зиме. Меняют свои тонкие шубки, на более теплые. Ребята, какой зверь готовит на зиму себе еду? (белка). Правильно белка. Что она готовит, скажите (грибы, ягоды, орехи) Ребята смотрите какие грибы здесь растут.

Воспитатель: Осень краса, золотая коса нам тут подготовила нам загадки.

Землю пробуравил,

 Корешок оставил,

 Сам на свет явился,

 Шапочкой прикрылся. (Гриб)

Не спорю – не белый,

 Я, братцы, попроще.

 Расту я обычно

 В березовой роще. (Подберезовик)

Он в лесу стоял,

 Никто его не брал,

 В красной шапке модной

 Никуда не годный. (Мухомор)

 

Воспитатель. Ребята в лесу очень много разных грибов. Среди них есть съедобные и несъедобные. Подберезовик – под каким деревом растет? Подосиновик – под каким деревом растет? Лисички – почему так называются эти грибы? (По цвету похожи на лису.) Белый гриб-боровик. Бор – хвойный лес. Боровик – гриб, который растет в хвойном лесу. Какой из этих грибов ядовитый? (Мухомор.) Почему он ядовит? (Он убивает даже мух.) Сейчас мы поговорим о правилах поведения в лесу и сбора грибов. Вы уже знаете, что нельзя ломать кусты, деревья; рвать редкие цветы; разводить костры в лесу (их можно разводить возле водоемов; огонь следует обязательно загасить перед уходом); бросать мусор, стекло. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из нее выросли еще грибы. Нельзя собирать несъедобные грибы. Следует собирать столько грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и животных.

Ребята вам нравится в осеннем лесу. Споем песню “Колючий еж”.

Жил в лесу колючий еж да, да, да,

 Был клубочком и без ножек да, да, да.

 Не умел он хлопать, хлоп, хлоп, хлоп.

 Не умел он топать, топ, топ, топ.

 Не умел он прыгать прыг, прыг, прыг.

 Только носом шмыгать шмыг, шмыг, шмыг.

 А ребята в лес пришли да, да, да.

 Ежика в лесу нашли да, да, да.

 Научили хлопать, хлоп, хлоп, хлоп.

 Научили топать, топ, топ, топ.

 Научили прыгать прыг, прыг, прыг.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ежу и белке заготовить на зиму запасы.

Ежу нужно собрать яблоки, а белке грибы. Поможем им?

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Кого мы встретили в лесу? Кому помогли? Вы очень хорошо рассказали стихи об осени, спели песенки, а теперь вернемся в группу. В группе мы с вами продолжим занятие и сделаем красивые поделки из листьев и из природного материала.

Экскурсия в осенний лес.

Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию.

 Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом.

 С этой целью в нашем саду проводилась данная экскурсия в лес, где дети расширяли представления о характерных приметах осени, закономерностях в природе, закрепляли правила экологической безопасности и грамотного обращения с природой.

Конспект экскурсии в лес

(подготовительная к школе группа).

Цель. Систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушкой, в лесу есть поляны, чащи); уточнить представления о животных и других обитателях леса (в лесу живут звери - белка, еж, лиса и др.; птицы - дятел, кукушка, синица; насекомые - муравьи, жуки, бабочки и др.; можно встретить ящериц, в сырых местах - лягушек; на полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе - охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу.

^ Ход экскурсии. Подойдя к лесу, рассмотреть опушку. Вспомнить, как называется «край леса» его «начало». Предложить сравнить опушку леса с лугом (рослые деревья и кустарники стоят стеной, они значительно выше, чем растения луга). Пересечь опушку, вновь оглядеться и сравнить лес и луг («где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?») Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети могли пройти в чаще леса, на полянке, по просеке.

В ходе экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кустарники, травы, грибы, сравнивают и устанавливают, что в чаще и на поляне растут разные травы. Среди цветущих трав, растущих на поляне, находят те, что растут и на лугу. Воспитатель уточняет, видели ли их в чаще леса, почему эти травы растут в лесу, на лугу.

Подойдя к «кузнице» дятла или «столовой» белки, предложить рассмотреть шишки, лежащие под деревом, определить, кто из них достал семена: белка или дятел. Дети вспоминают, какие птицы живут в лесу, где их еще встречали. В ходе экскурсии, если будут слышны птичьи голоса, учить различать 2-3 птиц.

После осмотра муравейника (если повторно) установить, увеличился ли «город», не появились ли новые дороги, куда они ведут. Обязательно напомнить детям о том, какую пользу приносят муравьи.

Пересекая просеку или проходя по ней, по расчищенным местам леса, обратить внимание на то, как люди заботятся о лесе. На участке молодых посадок деревья заметно подросли. Напомнить детям о необходимости беречь лес - он растет долго, требует много труда и забот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности общения с детьми старшего дошкольного возраста в семье.»

В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприя...

Фотоотчёт познавательно-спортивного развлечения по пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарные-люди отважные»

Цель развлечения - формирование знаний детей о пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. Задачи:- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;- закрепить знания о причинах в...

Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка....

Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста.

Театрализованная   деятельность – как одна из форм работы   по    активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста....

Познавательно речевое общение с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Безопасная дорога».

Закрепить представления о ситуациях, которые можно назвать «опасными»,о навыках действия в экстремальных ситуациях.Развивать умение находить решение в сложных  ситуациях, применять эл...

План – конспект ситуации общения с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасности на дороге «Как понять автомобиль».

Этот материал педагоги могут использовать при организации работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма....