Устное народно-прикладное творчество -матрешка
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Бобылева Ирина Геннадьевна

Задумывались ли вы когда-нибудь, как появился один из самых узнаваемых символов России - матрешка? В представленом ниже материале мы расскажем о возникновении русских матрешек и дальнейшей их судьбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Устное народно-прикладное творчество -матрешка  »

Материалы и оборудование:  дымковские игрушки, посуда с хохломской росписью, матрешки, цветочки городецкие, костюмы русские народные, аккордеон, платки посадские, таз с горохом, матрешки маленькие.

Словарная работа: роспись, изображали, Полхов – Майданская, Загорская, Семеновская.

Индивидуальная работа: добиваться от Полины, Русланы полных ответов.

Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой и хохломской росписью.

Ход занятия.

Звучит русский  хоровод. Дети  вместе с воспитателем входят в зал, украшенный предметами народно-прикладного искусства.

                                                Что я вижу! Что за диво!

                                                Сколько радости вокруг!

                                                Правда дети тут  красиво?

                                                Аж захватывает дух.

Вос-ль: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давай же с ними поздороваемся, так как здоровались раньше на Руси.

Дети: Здороваются.

Вос-ль: Ребята, походите, да  посмотрите!

Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди Мастера!

Вос-ль: А вот какие мастера, вы сами догадайтесь.

Игрушки эти не простые, а волшебно расписные

Белоснежны, как березки кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: это дымковские игрушки.

Вос-ль: А как ласково и нежно называют в народе эту игрушку?

Дети: Дымка.

Вос-ль: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.

Какие цвета используют дымковские мастера, когда расписываю игрушки?

Дети: красный, зеленый, и т.д.

Вос-ль: Молодцы ребята! Все правильно сказали. А кто мне подскажет, из какого материала сделаны эти игрушки?

Дети: Из красной глины.

Вос-ль: А что  дальше с ней происходит?

Дети: Глину обжигают в печи, белят мелом, на молоке замешанном ,и потом их расписывают.

Вос-ль: Молодцы!

А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: Клеточки, полосочки, линии, кружочки и т.д.

Вос-ль: Ребята, может кто-нибудь помнит стихотворение о дымке?

Дети: ( Стихи)

Вос-ль: А вот ребята посмотрите, расписные ложки. А какой росписью расписаны они?

Дети: Хохломской.

Воспитатель предлагает детям взять любое из понравившихся им изделий и внимательно рассмотреть, расположившись вместе с воспитателем сидя на ковре.

Вос-ль: какие цвета использовали мастера хохломской росписи?

Правильно! Есть черный, красный, встречается зеленый, но больше всего какого цвета?

Дети: Золотого!

Вос-ль: И поэтому еще как называют хохломскую роспись?

Дети: Золотая хохлома!

Вос-ль: А какие узоры использовали художники?

Дети: В узорах есть ягодки, листочки  т.д.

Воспитатель предлагает детям нарисовать  в воздухе руками хохломские узоры  

( листочки, травинки).

Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от увиденного, описать выбранные изделия, по предложенному плану.

 Как называется изделие?

- Для чего предназначается?

- Каким узором украшена?

- Какое настроение вызывает эта посуда?

Воспитатель обращает внимание на то ,что кроме посуды хохломской росписью расписаны и стульчики в зале и столики.

Физминутка:

На лугу растут цветы

                                                        Небывалой красоты

(потягивая руки в стороны, сжимаем пальцы в кулачки, разжимаем)

   К солнцу тянутся цветы

С ними подтянись и ты ( подтягивая руки вверх)

                                                       Ветер дует иногда

                                                        Только это не беда

( дети машут пальцами, изображая ветер)

Наклоняются цветочки

               Опускаются листочки ( Наклоны)

                                                      А потом опять встают

И по прежнему цветут.

(потягивая руки в стороны, сжимаем пальцы в кулачки, разжимаем)

Вос-ль: Ребята,  вы обратили внимание, как красиво украшен наш зал? Какие красивые цветочки здесь висят?

Воспитатель  срывает один  цветочек и обнаруживает загадки.

Вос-ль: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Загадки

  1. Кручусь, верчусь и мне не лень вертеться даже целый день. ( Юла)
  2. По дорожка, по тропинкам, он бежит, а поддашь его ботинком, он летит. ( мяч)
  3. Его спустили с поводка - улетит он в облака. ( воздушный шарик)
  4. Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю, то их восемь, то одна. ( Матрешка)

Вос-ль: Ребята, ведь матрешка здесь не случайно. Матрешка – уникальная русская народная игрушка, потому что наряду с русской березой и русским самоваром, она стала символом нашей страны- России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и расположится по удобнее.

Вос-ль: А теперь я расскажу вам немного о истории создания матрешки.

( Слайд № 1)

Появилась первая матрешка очень давно, более ста лет назад.

( Слайд № 2)

Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

( Слайд №3)

Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – « Матрешей».

Наиболее известны три вида матрешек:

( Слайд № 4)

Семеновская матрешка, Загорская и Полхов Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Вос-ль: Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.

( Слайд № 5)

В городе Семенове есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название -Семеновская матрешка. особенности  росписи этой матрешки в том, что весь фартук этой матрешки занимают букеты цветов. А самые главные цвета здесь какие, как вы думаете?

Дети: Желтый, лимонный, зеленый, малиновый.

Вос-ль: Правильно вы заметили.

                                        Ах, матрешечка – матрешка.

                                        Хороша не рассказать!

                                        Очень любят с тобой детки,

                                        В детском садике играть!

                                                 Игра «Матрешка»

( Из детей выбирают трех матрешек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка», на мотив русской народной песни «Колпачок»).

                                        Эх, матрешечка, матрешка

                                        Аленький платочек

                                        Сарафан в цветочек.

                                        Мы тебя кормили,

                                        Мы тебя поили.

                                        На ноги поставили,

                                        Танцевать заставили.

                                        ( говорком) Танцуй сколько хочешь,

                                        Выбирай кого захочешь.

(Слайд №6)

Вос-ль: Следующая матрешка из села Загорск – Загорская матрешка. Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой. А на голове?

Дети: Платок.

Вос-ль: А поверх сарафана?

Дети: Фартук.

Вос-ль: Платок украшен росписью.

( Слайд №7)

Вос-ль: И третья матрешка из села Полхов – Майдан. У этих матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

( Слайд №8)

                                                    А сейчас, дорогие ребята,

                                                     На минутку закройте глаза,

                                                     Позабудьте заботы, усталость,

                                                     Ведь начнутся сейчас чудеса!

Воспитатель выносит таз с горохом , где дети находят для себя сюрприз.(маленькая матрешка)

***

Все матрешки петь хотят

                                                  И без музыки грустят,

                                                  А теперь мы отдохнем

                                                  И частушки вам споем.

***

             Дуйте в дудки, бейте в ложки!

                В гости к вам пришли матрешки

                                                       Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

***

                                                             Толстая матрешка,

                                                       Ходит с поварешкой.

Поварешку обронила –

                                                       Себе руку обварила.

***

Ходят куры в стороне,

                                                       Позабыли обо мне.

                                                        Принесла горошку –

Вспомнили матрешку.

***

          Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одёжки

                                                        Сами ткём и прядём,

        Сами в гости к вам придем.

***

Мы игрушки знатные,

                                                       Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

                                                       Мы и вам понравимся.

Материал подготовила: Бобылева Ирина Геннадьевна – воспитатель д/с №101 г. Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с использованием народно прикладного искусства по теме: «Русская матрешка»

  Программное содержание:- Обобщать знания детей о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешке.                     –--- Уч...

Конспект НОД по народно-прикладному искусству на тему "Роспись матрешки"

Учить детей расположению узора одежды на матрешке...

Знакомство с народно-прикладным искусством. Конспект занятия по теме "День рождения у матрешки"

Задачи:Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть...

НОД:"Знакомство детей 4-5 лет с народно-прикладным искусством". "Русская матрешка".

Цель:Знакомство детей с народной игрушкой-матрешкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символ русского народного искусства.Развивать творческие способности де...

Матрешка народная игрушка . Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству

Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству...