НОД с использованием народно прикладного искусства по теме: «Русская матрешка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Зенина Ольга Викторовна

    Программное содержание:

- Обобщать знания детей о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешке.                     –--- Учить детей выполнять поделку ,подбирая необходимый  природный материал .

-  Формировать  практические навыки работы с природным материалом                                                  – Воспитывать  осторожность при работе с хрупким , мелким  материалом.

- Дать возможность проявить фантазию и воображение при создании узора для костюма матрешки.                                                                                                                                                   -Воспитывать   любовь к декоративно прикладному искусству 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД  с  использованием народно прикладного искусства   по теме: 

«Русская матрешка»

 

Выполнила:                                                                                                                                                воспитатель                                                                                                                   Муниципального дошкольного образовательного учреждения  № 30  ст. Воздвиженской

 Зенина Ольга Викторовна                                          

 23 . 01. 2013 г            

(Одной теме посвящено два занятия. На первом идет работа над заполнением фона, на втором – создание узора. )          

    Программное содержание:

- Обобщать знания детей о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешке.  

–Учить детей выполнять поделку ,подбирая необходимый  природный материал .

- Формировать  практические навыки работы с природным материалом                                                                                                        – Воспитывать  осторожность при работе с хрупким , мелким  материалом.

- Дать возможность проявить фантазию и воображение при создании узора для костюма матрешки.                                                                                                                                                   -Воспитывать   любовь к декоративно прикладному искусству

   

Подготовка к занятию.

Оформление – русская изба, печь, лавки, столы.

Подбор музыки, русские костюмы или их атрибуты.

 Разгадывание загадок из русского фольклора.

Знакомство детей с некоторыми нетрадиционными методами и приемами в конструктивной деятельности.

Материал, оборудование.   Срезы разных деревьев , разных форм и размеров.                                 Клей ПВА. Зубочистки                                                                                                     Салфетки.   Клеёнки                                                                                                             Матрёшки , Иллюстрации с изображением разных матрёшек. Заготовки с раскрашенным фоном.  Хворост.

Ход занятия.

Звучит русская народная музыка, дети в русских народных костюмах входят в группу, где за столом сидит воспитатель в роли Хозяйки « раскрашивает» .Выходит встречает ребят.

Х: Здравствуйте гости дорогие! Проходите да на лавки присаживайтесь. Сегодня я пригласила вас на посиделки. Вы знаете, что это такое? (ответы детей). Давным – давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были такими же как вы, в деревнях после тяжелого трудового дня люди устраивали посиделки. В зимние длинные вечера они собирались в одном из домов – где обменивались новостями, пели песни, разговаривали, играли, пекли пироги, занимались рукоделием , готовили товары на ярмарку. Там собирались не только взрослые, но и всегда было много детей. Мальчики носили косоворотки – это рубашки с косыми воротами, а девочки ходили в сарафанах. Ваши наряды очень похожи на те, в которых ходили раньше. А кто мне ответит на такой вопрос - как раньше обогревали избу, на чем кушать готовили, в чем пироги пекли?

Д: Печью, на печи, в печи.

Х: Нам тоже надо растопить печь, но для этого нужен хворост – это сухие веточки, палочки. Посмотрите, сколько веточек вокруг лежит. Пока звучит музыка, вы по одной приносите и кладете около печи.

Подвижная игра «Собери хворост».

Х: Хворост собран, пора и печь топить (убирает веточки, но не все). Пока огонь в печи разгорается, мы сейчас поиграем в  русскую  народную игру,  которая  называется  «Малечена – калечена». Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова:

Малечена – калечена,

Сколько часов

Осталось до вечера

До зимнего?

После слов «до зимнего», дети ставят палочку на ладонь или на любой палец руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «раз, два, три… десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. (Игра повторяется 2-3 раза) 

Х:  У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете , что там может быть? ( Предложения детей) Хотите заглянуть? Тогда отгадайте загадку    :                                                                                                                                                          Алый, шёлковый   платочек  ,                                                                                                  Яркий сарафан в цветочек.                                                                                               Упирается рука в деревянные бока.                                                                                         А в нутрии секреты есть :                                                                                                  Может 3 ,  а может  6 .                                                                                                 Разрумянилась  немножко наша  русская  ….                                                                          Д:  матрёшка.                                                                                                                                  Х :  Да, здесь матрёшки ,ах  какие красивые   !                                                                      (  Достаёт большую  все внимательно её рассматривают)                                                                                                                               Х: Как вы думаете,  для чего  сделали этих матрёшек?                                    Правильно ,чтобы  деткам  играть , развлекаться, ума   набираться.      А как вы думаете , из чего сделана матрешка?           ( Ответы детей)          Дерево издавна  было любимым материалом народных умельцев.  Из дерева в старину делали не только  игрушки ,но и предметы быта. Некоторые из них в нашей избе. Назовите, какие ?                                                                                            Д: Скамейки, столы , посуда , люльки для детей , шкатулки , прялки,  игрушки и сам дом .                                                                                                                                     Х: Давайте рассмотрим. Матрёшка считается символом России. Где только не делают матрёшек! И в каждой области –свой подчерк, свой рисунок у  этой игрушки.                                                                                                                                         ( Каждый ребёнок получает по  одной матрёшке. Или иллюстрации  Загорские ,  Семёновские , Богородские , Сергиево  Посадские   матрёшки)                                                                                                                        Х:Душа  русского человека  любит красоту .Всё вокруг  стремился украсить русский умелец. Почему в росписи игрушек так любили использовать круги ?                                                                                                             Д:  Круг олицетворял собой солнце.                                                                                   Х: Как вы думаете , какой человек их смастерил : добрый или злой ? Почему вы так решили?                                                                                                                     ( Педагог  вместе  с детьми  делает  вывод : только заботливый , радостный  приветливый  человек  может  сделать  игрушку  доброй.)                                                                                                                         Х:Раньше , ребята , это была основная работа  крестьян зимой вечерами, которые   продавали  эти  игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе участвовали все члены семьи  -хозяин  дома  вытачивал основу игрушки , а Женщины и дети разрисовывали их яркими красками , а затем  продовали на ярмарках , базарах . Наша русская матрёшка является  для иностранцев  символом России . Поэтому , когда люди приезжают в Россию в гости , они покупают этот сувенир.                                                                                                       Х:Давайте и мы с вами сегодня украсим наши  матрёшки , чтобы  подарить их своим друзьям и близким. Присаживайтесь за столы там как раз есть заготовки   матрёшек . А украшать я вам предлагаю  спилами от  того самого хвороста  который мы с вами собирали . Посмотрите какие  они ? Потрогайте                      Д:    Красивые , гладкие , овальные  ,кругленькие , большие  , маленькие . Все разной формы и фактуры .                                                                                                    Х:Сначало выложите  узор из спилов на платке и  переднике вашей матрёшки.  А  затем накалывая каждую по очереди  детальку , на зубочистку  окунайте слегка в клей  и прикладывайте на место.                                         (Звучит русская народная мелодия . Дети украшают плоскостное изображение матрешки под музыку)                                                                                   

- Ну, матрешки, выходите, да для нас попляшите.

Танец - песня «Русские матрешки».

- Вот мы с вами и побывали на ярмарке. Пели, да танцевали, себя показали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по народно-прикладному искусству на тему "Роспись матрешки"

Учить детей расположению узора одежды на матрешке...

Знакомство с народно-прикладным искусством. Конспект занятия по теме "День рождения у матрешки"

Задачи:Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

НОД:"Знакомство детей 4-5 лет с народно-прикладным искусством". "Русская матрешка".

Цель:Знакомство детей с народной игрушкой-матрешкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символ русского народного искусства.Развивать творческие способности де...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"...

Матрешка народная игрушка . Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству

Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству...