Главные вкладки

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

    Незамаева Анна Николаевна

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_russkiy_suvenir.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

    Конспект непосредственно организованной

    образовательной деятельности  с воспитанниками подготовительной к школе группы

    по народному декоративно-прикладному искусству

    на тему: «Русский сувенир»

    Разработала:

                                                              воспитатель первой квалификационной категории

                                                            Незамаева А.Н.

    2016г.

    Цель: Расширение представлений детей о русских народных промыслах, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.

    Задачи:

    Образовательные:  

    - формировать обобщенные знания и умение различать русские народные промыслы (Хохлому, Гжель, Дымково);

    - закреплять с детьми характерные особенности, элементов, колорита, композиции народного декоративно-прикладного творчества;

    - совершенствовать умение создавать композицию, используя необычный материал – разноцветные макароны, закреплять прием вдавливания;

    - совершенствовать умение гармонично размещать детали на заданной площади, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона;

    - показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами, музыкой и устным народным творчеством.

    Развивающие:

    - развивать интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства;

    - развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность.

    Воспитательные:

    - формировать у детей эмоциональную отзывчивость, эстетическое отношение к окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства;

    - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа.  

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическая культура.

    Форма организации детей: фронтальная, работа в парах.

    Виды детской деятельности: игровая, музыкальная, двигательная, изобразительная.

    Предварительная работа:

    Знакомство с русскими народными росписями, рассматривание предметов быта, посуды, игрушек, иллюстраций, дидактические игры, чтение пословиц, поговорок, загадок, разучивание стихов, частушек о народном творчестве, русских народных подвижных игр, изготовление шаблона посуды или игрушки в технике пластилинография.

    Материалы для оформления: изделия Хохломы, Гжели, Дымково, посуда, игрушки, картины, иллюстрации, матрешки, самовары, сушки, пряники, платки, кружево и т.д.;  

    Для игр: обруч с лентами, бубен, дидактическая игра «Собери целое», три белых сарафана, нарисованная детьми посуда и игрушки разных росписей.

     Для продуктивной деятельности: заранее изготовленные шаблоны посуды и игрушек в технике пластилинография, макароны разных форм и цветов, салфетки.

    Ход образовательной деятельности

    (Звучит русская народная музыка, дети проходят в зал, располагаются полукругом)

    Вступительная часть

    Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте!

    Веселья вам да радости!

    Давно я вас жду, поджидаю!

    Всем ли видно? Всем ли места хватило?

    У меня для каждого найдётся и местечко, и словечко.

    Что я вижу! Что за диво!

    Сколько радости вокруг!

    Правда, дети, тут красиво?

    Аж захватывает дух!

    Все предметы не простые,

    А волшебно-расписные.

    Основная часть

    Воспитатель. Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня с вами прибыли?

    Дети: на ярмарку.  

    Воспитатель. А что такое ярмарка?

    Дети: Это шумный рынок, праздник.

    Воспитатель. С давних пор был обычай устраивать веселые ярмарки. Ярмарка – это большие торги с увеселениями и развлечениями, на которые съезжались люди с разных деревень, себя показать, да на других посмотреть. И поэтому одевались в день посещения ярмарки в самые лучшие свои наряды, как мы сегодня с вами.  Ярмарка – это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозили, сделанный своими руками.  Проходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки, да посуда разные.            

    (Дети подходят к столам и рассаживаются на заранее приготовленные места.)

    Воспитатель. Посмотрите эти вещи нынче в гости к нам пришли,

    Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

    Чтоб ввели нас в мир России, мир преданий и добра.

    Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

    (Звучит фонограмма русской народной песни «Комаринская»)

    Воспитатель. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите ребята, как про таких мастеров говорили?

    Дети: «Мастер на все руки»

    Воспитатель. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.

    Отгадайте-ка загадку:

    Как волшебница жар-птица

    Не выходит из ума.

    Чародейка, мастерица

    Золотая она.

    Листочки, ягодки, цветочки,

    Стебелёчек, завиток.

    Здесь хозяева три цвета:

    Чёрный, красный, золотой.

    Кто привёз товар такой?

    Дети: Хохлома.

    (Дети подходят к столу, где выставлены         изделия хохломской росписи)

    Воспитатель: Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно вкусной. Из какого же очень доступного материала сделаны эти изделия?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель: Значит эта посуда  какая?

    Дети: Деревянная.

    Воспитатель: А что изображали на своей посуде мастера?

    Дети: Разные ягоды: смородину, малину, крыжовник, рябину; а также траву, листья, завитки, цветы.

    Воспитатель: Они изображали всю красоту русской природы, т.к. они очень любили русскую природу, то и элементы, которые изображали называли ласково. Если изображали малину, как они ее называли?

    Дети: малинка.

    Воспитатель: А клубнику?

    Дети: клубничка.

    Воспитатель: смородину, рябину и т.д.

    А основные цвета хохломской росписи какие?

    Дети: Золотой, черный, красный и зеленый.

    Воспитатель: Почему эту посуду назвали хохломской?

    Дети: Потому что ее изготавливали в селе Хохлома.

    Воспитатель: Ребята ведь у нас веселая ярмарка, так давайте повеселимся и споем частушки.

    Дети исполняют частушки.

    1. Хохлома да Хохлома,

    Разукрашу все дома,

    А потом и улицу,

    Петуха и курицу!

    2.Бабка деда до обеда

    Заставляла рисовать —

    Ведь в красивую посуду

    Щи приятно наливать!

    3.Надою я молока

    И налью котёнку.

    Разрисую Хохломой

     Милую Бурёнку!

    4.Я всё небо разрисую,

    Разрисую Хохломой:

    Пусть все лётчики летают

    Над такою красотой!

    Воспитатель: А сейчас отгадайте следующих мастеров.

    Чашки, чайники и вазы

    Отмечаем эти сразу.

    Белый фон – снегов белей.

    Синий – небушка синей.

    Кружевное это чудо

    Привезли купцы откуда?

    Дети: Из Гжели.

     (Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).

    Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

    Дети: Из белой глины.

    Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

    Дети: Синий, голубой, белый.  

    Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

    Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

    Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель» или «Бело-голубое чудо». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

    Дети: Цветы, травки, завитки, точки, полосочки.

    Воспитатель: Ребята, у гжельских мастеров случилась большая беда, пока они везли свою посуду на ярмарку она разбилась. Давайте поможем им, соберем частички посуды в целое изделие. Ведь мы с вами тоже мастера на все руки. А чтобы работа шла быстрее, будем работать в парах.

    (Дети подходят к столам, находят свои имена и собирают посуду. дидактическая игра «Собери целое»)

    Воспитатель: Какая посуда у вас получилась?

    Дети: ваза, чайник, чашка с блюдцем, кувшин, сахарница и т.д.

    Воспитатель: Молодцы! Продолжаем гулять по ярмарке.

    Отгадайте еще одну загадку:

    Весёлая белая глина.

    Кружочки полоски на ней,

    Козлы и барашки смешные,

    Табун разноцветных коней,

    Кормилицы и водоноски,

    И всадники, и ребятня,

    Собачки, гусары и рыбы,

    А ну, назовите меня…

    Дети: Дымка.

    (Дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

    Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Скажите, ребята, из чего лепит мастер дымковские игрушки?

    Дети: Из глины.

    Воспитатель: Значит они какие?

    Дети: Глиняные.

    Воспитатель: Да в этом месте хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла.

    Воспитатель: А какого цвета была глина?

    Дети: Красного, а затем ее белили мелом, разведенным на молоке и расписывали красками.

    Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский узор?

    Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.

    Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

    Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

    Воспитатель: Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое.

    Глядя на эти удивительные веселые игрушки, тоже хочется повеселиться. Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «У калинова куста».

    Выбирают двоих ведущих. Мальчик находится за кругом, а девочка — в кругу. Дети ведут хоровод.

    Ведущая девочка идёт в противоположную сторону и поёт:

    Я хожу, хожу, горюю

    У калинова куста.

    Если кто меня догонит,

    Пусть обнимет он тогда.

    Девочка убегает, а мальчик её догоняет.

    Воспитатель: Молодцы! А теперь присядьте на стульчики и послушайте одну сказочную историю: «Жили-были три девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка и Дымковка. Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».

    Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор.

     (Проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор, изображённый на карточках, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро и сказочно украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.

    Дети: Гжелька – это Гжель, Хохломушка – это Хохлома, Дымковка – дымковская игрушка. Девочки «росписи» рассказывают стихи:

    Гжелька:

    Поверить трудно неужели

    Всего два цвета? Чудеса!

    Вот так художники из Гжели

    На снег наносят небеса!

    Какие розы и пионы

    На чашках пишут мастера,

    И сине-белые бутоны

    Прекрасны нынче, как вчера!

    Хохломуша:

    У красы точёной

    Сарафан порчёвый

    По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд?

    Дымковка:

    Словно сказка невидимка

    В небе радугу зажгла,

    Расцвела узором Дымка,

    Людям радость принесла!

    Все игрушки не простые,

    А волшебно расписные:

    Белоснежны как березки,

    Кружочки, клеточки, полоски –

    Простой казалось бы узор,

    Но отвести не в силах взор.

    Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы тоже начали делать изделия для ярмарки. Вы вылепили их из пластилина, но не успели украсить. Я предлагаю вам проявить творчество и индивидуальность и не просто расписать свои поделки красками как это делали народные мастера, а украсить их необычным способом – при помощи разноцветных макарон, соответственно с росписями, которые мы сегодня с вами уже видели на ярмарке: Хохломой, Гжелью и дымковской игрушкой. А я вам помогу. Ведь как говорится на Руси – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров. Для вас приготовлены рабочие места со всем необходимым. Вы подумаете, кто что будет делать, выберите необходимый материал – макароны нужного цвета и формы и примитесь за работу. Старайтесь выполнить работу не спеша, аккуратно.

    (Дети выбирают материал и занимают места)

    Воспитатель: А чтобы ручки не ленились,

    Очень дружно потрудились,

    Нужно пальчики размять.

    Кто хочет провести пальчиковую гимнастику?

    Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:

    Наши алые цветы

    Распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет. (покачивание кистями рук вправо-влево)

    Наши алые цветы

    Закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

    Головой качают,

    Тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки

    соединяются, пальцы складываются в замок).

    Воспитатель: А теперь, ребята, приступаем к работе.

    (Самостоятельная деятельность детей, звучит русская народная музыка,

    по ходу работы дети вспоминают пословицы о труде.)

    Воспитатель: Вы трудитесь на славу как настоящие русские мастера. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок, давайте их вспомним. Игра «Закончи пословицу»

    (Гостям заранее раздают карточки с началом пословиц, которые они зачитывают, а дети заканчивают прочитанную взрослым пословицу.)

    Дидактическая игра  «Закончи пословицу».

    «Терпение и труд…» (всё перетрут)

    «Землю красит солнце…» (а человека труд)

    «Кто не работает…» (тот не ест)

    «Без труда…» (не вытянешь и рыбку из пруда)

     «Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

     «Труд человека кормит…» (а лень портит)

     «Умелые руки…» (не знают скуки)

    «Больше дела…» (меньше слов)

    Воспитатель: Вот работа и закончена. Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия. Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши изделия и  получились такими красивыми. Молодцы ребята! Русский народ умеет на только трудиться, но и веселиться.

    Я предлагаю вам прокатиться на карусели.

    Русская народная игра «Карусель»

    В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках каждого – конец ленточки. Сбоку от круга стоит ребенок с бубном.

    1 часть.

    Такты 1-8. Дети четким шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен.

    Такты 9-12 (13-16). Дети легко бегут по кругу, затем замедляя бег, останавливаются.

    Такт 17. Опускают ленточки. Музыкант кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.

    2 часть. Дети бегут по кругу. С окончанием музыки каждый быстро старается подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра продолжается.

    Дети произносят слова под музыку:

    Еле –еле, еле –еле завертелись карусели.

    А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

    Тише, тише не бегите, карусель остановите.

    Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

    Заключительная часть

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами отлично повеселились и отлично потрудились. Где мы свами сегодня побывали? Что интересного увидели на ярмарке? Что вам больше всего запомнилось?

    С веселой ярмарки мы не можем уйти без угощения.

    (Выходит мальчик-корабейник с красочным коробом и читает стихотворение)

    Ребенок: Эй, народ, не зевай,

    Поскорей налетай,

    Весь товар раскупай!

    Стою, продаю,

    Товар хвалю.

    Коврик за трёшку,

    Горшок за пятак,

    Доску за рубль,

    А леденец за так.

    (Ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)

    Воспитатель: Вот и солнце закатилось,

    Наша ярмарка закрылась.

    (Дети уходят под русскую народную песню «Светит месяц»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУКЛЯНДИЮ»

    Образовательное мероприятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе направлено на решение следующих задач:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИСовершенствов...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»

    Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с использованием интерактивной доски по приобщению к искусству на тему: «Рассматривание картины «Март» И. И. Левитана»

    Цель: Расширение представления детей о творчестве  русских художников, о жанрах, в которых они работали.Задачи: - Расширять знания детей о творчестве художника И. И. Левитана, о жанрах, в которых...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по рисованию с элементами аппликации на тему: «Белый медведь и северное сияние»

    Программное содержание: побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точн...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Там русский дух, там Русью пахнет»

    Цель: развитие  навыков диалогического  общения через ознакомление с историей народных традиций.Задачи:Познавательное развитие –Формировать представление об облике русской избы.Познако...

    Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы с использованием технологии «синтез искусств».

    Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие»,  «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».  Виды детской деяте...