Игра - поход на богатырскую заставу
методическая разработка (старшая группа) на тему

Займенцева Александра Александровна

Занятие по духовно - нравственному воспитанию для детей старшей группы. Главная задача познакомить с Ильёй Муромцем не только как с былинным богатырём, но и как со святым (приставлен к лику святых)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №1 «Родничок»

Конспект по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе.

«Ира – поход на богатырскую заставу»

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна.

Лотошино 2013

Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

-Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.

-Закрепить название древнего оружия богатырей.

-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.

-Познакомить с Ильёй Муромцем как святым (приставлен к лику святых)

Активизация словаря:  Богатырь, Русь, застава, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, обряд - поклонение, молитва – оберег, завет, Илья – Муромец, Добрыня – Никитич, Алёша – Попович.

Оборудование: Картина В.М. Васнецова «Богатыри», изображение пропасти, реки, кощея – бессмертного, разного вида оружия, три дороги, камень на распутье, камушки, вырезанные из линолеума,  дуб.

Предшествующая работа: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». «Алёша Попович и Тугарин змей»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол». «Никита – Кожемяка», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .

Рисование и лепка на темы:  «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».

Беседы о богатырях;  о славе богатырской; о Родине, её защитниках; заучивание пословиц и поговорок о Родине, о смелости, отваге.

Воспитатель: Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! (дети подсказывают)

Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина?

Дети: Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра , горы и леса.

Воспитатель: Как называлась наша страна раньше?

Дети: Святая Русь

Воспитатель: А почему её так называли?

 Дети: Люди славили Бога и жили по его заповедям.

Воспитатель: Как называли себя наши предки?

Дети: Славяне

Воспитатель:  Кто защищал Землю русскую?

Дети: Богатыри

Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно сказать словом, рассказом или стихотворением?

Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…

Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершавшие воинские подвиги. Богатыри стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Ребёнок: Силён, как вольный ветер,

                 Могуч, как ураган,

                 Он защищает землю

                 От злобных басурман!

                 Он силой доброю богат,

                 Он защищает стольный град.

                Спасает бедных и детей

                 И стариков и матерей!

Воспитатель: А почему люди защищали свою Родину?

Дети: Сотворив прекрасный мир, Бог повелевал человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были и богатыри.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.

Голос: Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и не будешь смелым,

Двинешься прямо

Ждёт опасность и богатырская застава.

Воспитатель: И так, дети, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: Дорогу, которая идёт прямо

(Воспитатель идёт с детьми по дороге и перед ними первое препятствие.)

Голос: Для начала разомнитесь

По верёвочке пройдитесь

Со ступать с неё нельзя

Пропасть  вас там ждёт друзья.

(на полу разложен канат, по которому детям надо пройти, руки на поясе)

Голос: Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)

  1. Смелость – силе воевода
  2. Тот герой, кто за Родину горой.
  3. Кто смел, тот на коня сел
  4. 4.За край свой насмерть стой.
  5. Русский ни с мячом , ни с калачом не шутит.
  6. Сам погибай, а товарища выручай
  7. С Родной земли умри, не сходи
  8. Жить – Родине служить
  9. Счастье Родины – дороже жизни
  10. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой кто за народ идёт
  11. Если дружба велика, будет Родина крепка

Голос: Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей – разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Надо пройти через реку по камушкам)

Голос: Здесь преграда, здесь кощей

Ест он много, много щей

Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

Динамическая пауза: «Богатыри»

Богатырь – вот он каков:

Он силён, он здоров,     (показывают силача)

Он из лука стрелял        (показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал    (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял           (Показывают)

Зорко – зорко наблюдал   (Подносят руку ко лбу, глядят в даль)

Подрастём и мы, смотри,   (Поднимают руки высоко вверх)

Станем,  как богатыри!   (Руки на пояс)

Голос: Все преграды покорились

Дальше в путь вы все пустились

Но увы не тут –то было

Вихрем всё вдруг закружило

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевай

И оружие скорее выбирай.

(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри)

(Предлагаю детям сесть на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а  знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»

Воспитатель: Дети, посмотрите вдаль, кого вы видите?  (Появляется картина  «Три Богатыря»)

Дети: Богатырей

Воспитатель: Вот они богатыри Земли Русской. Посмотрите, кто стоит в центре?

Дети: Илья Муромец!

Воспитатель: Знаете ли вы, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги, и не двигались руки. Много молился Илья и днём и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики прохожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля русская, защищать её надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец.

Воспитатель: А кто стоит рядом с Ильёй Муромцем?

Дети: Алёша Попович и Добрыня Никитич

Воспитатель: Обратите внимание на то, во что одеты богатыри?

Как называется эта часть одежды (показывает на картине)

Дети: Кольчуга

Воспитатель: Зачем она богатырю?

Дети:  Чтобы война не ранили ни копьём, ни мечом, ни стрелой.

Воспитатель: Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду вот какое благословение:

Мать: Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела, нет моего благословения

Отец: Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской.

Воспитатель: Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва?

Дети: Разговор с Богом.

Богатырь: Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но чур слову конец, делу венец.

Воспитатель: Богатыри  сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов не нападало на неё, хоть во много раз больше, чем наших воинов  – дружинников, умела Русь и в горе и в беде, стоять на смерть! «Богатырская Русь» – значит сильная, непобедимая

-Ребята, в древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу  людям , поэтому ему поклонялись и отдавали честь. А теперь мы встанем в круг и выполним с вами хороводный обряд – поклонение дубу. Я буду читать слова и показывать движение, а вы за мной повторять.

У нас рос дубок -    (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Вот таков!

Корень да его-

Вот так глубок    (Наклоняются вниз, показывают корень)

Листья да его –

Вот так широки (Развести руки в стороны)

Ветки да его-

Вот так высоки   (Руки вверх)

Ах ты, дуб – дубок, ты могуч    (Медленно поднимают сцеплённые руки вверх)

На ветру ты дубок скрипуч    (Покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра  (Правая рука на сердце)

Чтобы землю родную, защитить от врага!

Воспитатель: Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину.

 Голос: а и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням

Землю русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века  простоит – не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Воспитатель: К нам в гости пришёл батюшка, он вам сейчас расскажет про Илью Муромца ведь его приставили к лику святых.

Слова Отца  Иоана.

Воспитатель:  Сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

-Ребята, вам понравился поход?

-Что больше всего Вам понравилось в походе, запомнилось?

-А теперь я вам предлагаю листы – раскраски, которые вы сможете раскрасить дома с другом, братом, сестрой. Свои рисунки сможете показать родителям и рассказать о нашем походе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"

 Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...

НОД "Воображаемая игра – поход". /для детей среднего возраста/

Тема «Помоги ушастой сове найти свой дом»...

Квест - игра "Поход на остров "Здоровья"

Цель: формировать  у детей привычку к здоровому образу жизни,воспитывать осознанное отношение к своему здоровью....

Сценарий занятия в старшей группе Игра-поход «Вместе весело шагать»

Дать детям возможность в игровой ситуации использовать свои знания по личной безопасности....

квест игра Богатырская застава

игра-занятие для разновозрастной группы дошкольников, с целью ознакомления с прошлым нашего народа, с жизнью и бытом русских богатырей...

Конспект Мастер-класса для родителей "Организация сюжетно-ролевой игры "Поход в театр""

Конспект Мастер-класса для родителей "Организация сюжетно-ролевой игры "Поход в театр""...

Детско-взрослый проект "Богатырская застава"

Увлекательный проект, который может быть реализован вместе с детьми старшего дошкольного возраста, при активном участии родителей....