Описание педагогического опыта "Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной"
материал (подготовительная группа) по теме

Свищева Ольга Владимировна

Патриотическое воспитание дошкольников. Музейная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной

              Описание  педагогического опыта

старшего  воспитателя

муниципального  дошкольного   образовательного  учреждения

«Преображенский   детский   сад №1    «Алёнушка»

Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

Свищевой Ольги Владимировны

Преображенская

2011

Раздел I

ИНФОРМАЦИОННО - СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
ОБ ОПЫТЕ

1. Тема опыта : «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной».

2. Автор опыта :  Свищёва Ольга Владимировна.

3.Место функционирования опыта : 403221, станица Преображенская Киквидзенского района Волгоградской области, ул. Мира, 73 В, тел. 3-15-37

4. Длительность функционирования опыта : над данной проблемой работаю с 2006 года.

5. Уровень новизны опыта : поисково-изобретательский.

6. Опыт представлен : настоящим описанием и следующими приложениями:

Приложение №1. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Приложение №2. Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной станицей Преображенской и Киквидзенским районом.

Приложение №3. Родительское собрание для родителей старших дошкольников «Милая малая Родина».

Приложение №4. Родительское собрание для родителей старших дошкольников «Приобщение детей к истокам русской культуры. Праздник русского платка».

Приложение №5. Копия статьи из газеты «Нива» Киквидзенского района Волгоградской области.

Приложение №6. Копия статьи из газеты «Нива» Киквидзенского района Волгоградской области.

Приложение №7. Копии материалов по ознакомлению дошкольников с народными умельцами станицы Преображенской.

Приложение №8. Конспект занятия в подготовительной группе «Голубые жилки родной земли».

Приложение №9. Копии материалов по ознакомлению дошкольников с растениями, занесенными в Красную книгу Волгоградской области.

Приложение№10. Проект «Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной».

Приложение №11. Конспект итогового занятия по проекту «Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной».

                                   

Приложение №12. Конспект занятия в подготовительной группе «Казачья станица».

Приложение №13. Конспект занятия в подготовительной группе «Земляки-герои».

Приложение №14. Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы по теме «Малая Родина».

Приложение №15. Фотоматериалы.

Раздел II

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

  1. Актуальность опыта

   Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

   Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию растет из года в год.  Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до  осознанной любви к своему Отечеству.

 

  В обобщенном мною опыте решены следующие проблемы :

    - разработано перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной – станицей Преображенской и Киквидзенским районом;

    - сформированы у детей интерес и потребность к посещению краеведческого музея;

    - обогащены знания детей об истории, культуре и природе родного края.

  1. Задачи, решаемые в опыте

1. Организовать деятельность детей, способствующую формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку, к природе родного края.

2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.

3.  Приобщить дошкольников к культуре и истории малой Родины через социокультурную среду музея.

  1. Педагогические средства, используемые в опыте

1. Форма проведения : занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, проектная деятельность, самостоятельная игровая деятельность.

2. Форма организации : коллективная , групповая, индивидуальная.

3. Методы :

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;

- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические –  дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание коллажей.

4. Приемы : обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.

  1. Технология работы

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой ставит следующие задачи : расширять представления о родном крае, городе, селе, на основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине.  Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его природе является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

     В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению необходимо было выделить тему по ознакомлению с малой Родиной как самостоятельный курс.

      Целью моей работы является создание системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, формированию нравственных ценностей. В рамках данной темы мною :

- Разработан проект для детей старшего дошкольного возраста «Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной», цель которого – воспитание чувства любви к малой Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

- Составлен перспективный план по теме «Ознакомление с родным краем».

- Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой Родиной, станицей Преображенской (улицами, достопримечательностями, социальными объектами), растительным и животным миром нашего края, символикой Киквидзенского района, конспекты занятий в краеведческом музее станицы Преображенской.

- Разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю.

- Оформлены альбомы : «Природа родного края», «Память» (памятные места района), «Моя станица».

- Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ.

- Оформлены  выставки, фотомонтажи.

     Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном крае, станице Преображенской.  Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашем районе, я провела анкетирование (приложение 1). Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы (приложение 2), план мероприятий с родителями, что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Мила малая Родина» (приложение 3). Была оформлена папка – передвижка, в которой представлены материалы о нашей станице, достопримечательностях района, его природе. Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории станицы и района, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, пополнению экспозиции мини-музея детского сада, к организации фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов (приложение 4, приложение 15 – фото №1), к участию в реализации проектов совместно с детьми, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей  выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

    В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (станица, район, область, страна).

    Знакомство с родной станицей Преображенской осуществляла на занятиях познавательного характера. На занятии «Моя любимая станица» дети узнали об особенностях расположения (на берегу реки), о социокультурных объектах (детская музыкальная школа, библиотеки, краеведческий музей и т.д.), о достопримечательностях. Более подробно познакомиться со станицей позволило занятие «Улицы нашей станицы». Была организована поисковая деятельность. Дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Вместе с родителями дети обращались в библиотеку, редакцию местной газеты «Нива» для получения информации. На занятии дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии возникновения некоторых названий. Например, дети узнали, что одна из самых больших улиц станицы названа именем нашего земляка известного писателя Н.Сухова, автора «Казачки».  Улица им. Попова названа в честь нашего земляка Героя Советского Союза , участника трех войн генерала В. С. Попова.  А такие названия улиц как Набережная, Вишневая говорят сами за себя. В результате таких занятий возрастает познавательный интерес к истории станицы, уважение к знаменитым землякам. Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашей станице и районе дети получают на таких занятиях как «Откуда хлеб пришел», «Профессии моих родителей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям, населяющим наш район. Представления о жизни людей в нашей станице дети так же получают во время экскурсий, в процессе повседневных наблюдений, в играх.

    Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в магазин, школу, на почту, стадион помогают детям  понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях станицы.

    Каждый год бываем с детьми в парке у памятного знака воинам-землякам, у вечного огня. Совершаем экскурсии в штаб юртового казачьего общества станицы Преображенской. Ребята знакомятся с атаманом Преображенского юрта. Им рассказывают о истории нашей казачьей станицы, показывают фотографии, знамя казачьей дружины, кубки, которыми были награждены наши казаки за победы в различных соревнованиях и смотрах. Дети с удовольствием примеряют казачьи фуражки, держат в руках настоящую казачью нагайку (приложение 5). Неизгладимое впечатление на детей производит Спасо – Преображенский храм  – главная достопримечательность нашей станицы. Его золотые купола, прекрасная роспись, благородство форм, изящество линий, совершенство пропорций поражают.

    Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам дети интересуются : «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого  и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно».  Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.

     Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашей станице, о людях нашего казачьего края. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.

     Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Я часто приглашаю известных людей района  в гости в детский сад. Каждый год на День защитника Отечества к нам приходят казаки из станичного казачьего общества (приложение 15 – фото №2). На праздничные утренники, посвященные Дню победы, приходят ветераны Великой Отечественной войны. Очень интересно проходят встречи с местными писателями и поэтами, членами клуба «Бузулукский родник» (приложение 15 – фото №3,4). Для детей читают стихи о родном крае, станице Преображенской, исполняются авторские песни. Наши дети гордятся личным знакомством с настоящими писателями и поэтами. В детском саду собраны все книги, поэтические сборники наших местных авторов. Дети с удовольствием заучивают стихи о нашем Киквидзенском районе, станице.

    Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, поселку, к родной природе, но и воспитание  уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Мною в детском саду была организована выставка работ народных умельцев станицы Преображенской. Дети и их родители познакомились с работами, выполненными резчиком по дереву, а так же с куклами, забавными зверятами и сказочными героями искусно связанными рукодельницей из пряжи. Некоторые дети и их родители решили попробовать сотворить такую же красоту собственными руками (приложение 6). В группе собран материал о народных умельцах нашей станицы (приложение 7).

    Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях (приложение 8), беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, у реки. При помощи родителей летом организую экскурсии в березовую рощу, на пастбище. Здесь дети все видят, имеют возможность ко всему прикоснуться. В группе собран богатый природный материал и гербарий, коллекция камней, почв. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразие мира птиц.      Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области (приложение 9). Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая участок, двор, улицу.

     Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлены уголок патриотического воспитания, уголок родного края (приложение 15 – фото № 5,6). Под лестничным пролетом мною оформлен уголок «Природа нашего края» (приложение 15 – фото №7 ). В холле детского сада оформлена экспозиция «Мила малая Родина». В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с районом, станицей, Волгоградской областью, городом Волгоградом, карта области, символика района и области, тематические папки «Знаменитые земляки», альбомы «Память», «Природа нашего края», дидактические игры, а так же материалы для ознакомления с родной страной.

     Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом может помочь метод проектов. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Мною был разработан и осуществлен с детьми и родителями долгосрочный исследовательско-творческий  проект «Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной». (приложение 10,11)

    Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т.д. Но по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое и настоящее родного поселка, района. Музейная педагогика – мощное средство вхождения старшего дошкольника в мир культуры и истории малой Родины.

    В нашем детском саду имеется мини-музей «Комната старинного быта». При посещении мини-музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними (приложение 15 – фото № 8,9). В музее представлены различные старинные предметы : коромысло, ухват, прялка, рубель, светец, предметы посуды – горшки, кринки, бутыли, миски, настоящая люлька, самовары, домотканые коврики, занавески, подзоры, рушники, предметы одежды. Дети не просто смотрят на старинные вещи, но имеют возможность с ними поиграть, «окунуться» в атмосферу казачьего быта, действовать с экспонатами. В музее проходят занятия, экскурсии, тематические выставки, например «Кукла своими руками». На занятиях в музее знакомим детей с устным народным творчеством и искусством. В комнате старинного быта звучат и поются народные казачьи песни, заклички. В музее инсценируем различные народные сказки, устраиваем викторины   по  сказкам.    Частыми    гостями   нашего    музея    бывают родители. Старшие дошкольники не только гости музея, но и хозяева. Они проводят экскурсии для детей младших групп. Музейная комната   в детском саду – первая ступенька в приобщении ребенка-дошкольника к музейной педагогике.

    Наш детский сад расположен в непосредственной близости с краеведческим музеем станицы Преображенской. Чтобы попасть в музей, достаточно перейти дорогу. Уже со средней группы дети ходят туда на экскурсии. Но зачастую, прослушав лекцию экскурсовода. Дети уходят из музея ничего не запомнив, и не восполнив свои знания и мироощущение. Чтобы сделать мир пока еще незнакомых дошколятам музейных вещей понятным и интересным, я решила проводить экскурсии и занятия в музее самостоятельно. Для этого потребовалась соответствующая подготовка. Мною были изучены экспозиции нашего краеведческого музея, коллекции и архивы. Я значительно расширила и систематизировала свои знания исторического и этнокультурного характера.

    Была проведена предварительная подготовка детей к общению с предметным миром культуры и истории малой Родины. Она связана с формированием музейной культуры. Были выработаны определенные правила и нормы поведения :

- не шуметь, «Слушай сам и дай слушать другому»;

- экспонаты без определенной необходимости не трогать,    «Сохрани историю для других»;

- будь доброжелателен по отношению к другим, «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой»;

- соблюдай порядок, «Взял на определенном месте, положи на то же место».

Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспозиция», «исследователь». Дети были готовы к восприятию музейной информации, так как ранее велась работа в мини-музее детского сада.

      Образовательный материал разделила на четыре блока :

  1. История станицы.
  2. Киквидзенский район.
  3. Знаменитые земляки.
  4. Природа нашего края.

Были разработаны конспекты занятий «Казачья станица», «Почему наш район называется Киквидзенским», «Они дали присягу и были ей верны», «Животные и  нашего края»  и др.   Для удобства детей в музей были принесены скамейки, чтобы во время занятий дети могли сидеть. Занятия проводятся один раз в месяц. Разнообразные экспозиции, богатые материалы музея позволяют более полно знакомить детей с историей и культурой, людьми, природой родного края.   В работе с детьми необходимо помнить следующее : дошкольники очень эмоциональны и сухие сведения их мало будут интересовать и трогать, а занятия в музее позволяют сделать конкретно-образным то, что преподносится ребенку.  

    В зале музея «Казачья горница» продолжаю знакомить детей с бытом казаков, рассказываю о том, как образовалась наша казачья станица после переселения казаков с Дона. Дети имеют возможность рассмотреть традиционную одежду казаков. Провожу игру «Наряди казачку и казака» - девочка и мальчик одевают кукол и называют элементы казачьей одежды. Рассматриваем оружие казаков – шашку (приложение 12). После занятия в музее оформляем альбом «Казачий курень», наклеиваем иллюстрации и фотографии казачьих домов, делаем аппликации по теме.

    С помощью диорамы «Гражданская война на территории станицы» знакомлю детей с историей возникновения названия нашего района. Он был назван в честь основателя и   начальника прославленной 1-й  дивизии Рабочее-крестьянской Красной Армии, впоследствии 16-й стрелковой  имени В.И. Киквидзе,  который погиб на нашей земле.

     В зале музея, посвященном Великой Отечественной войне, дети узнают о беспримерном мужестве и храбрости воинов, защитивших нашу страну, знакомятся с именами и подвигами наших земляков Героев Советского Союза (приложение 13). Дети видят реальные вещи времен войны, письма с фронта, фотографии военных лет, слушают военные песни (приложение15-фото  10,11).

    Где как ни в музее можно вблизи рассмотреть и даже потрогать дикого кабана, цаплю, сову и даже подержать бивень мамонта (приложение 15 фото -12,13,14)? В ознакомлении с природой нашего края нам тоже помогает краеведческий музей.

   В музее много  предметов прикладного искусства. Дети с удовольствием рассматривают их,узнают о людях, изготовивших их (приложение 15–фото 15).

Все это оказывает  эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к казачьей культуре,  помогает знакомить детей с окружающим миром. Перед детьми открываются двери в прошлое родного района, станицы, в мир великого подвига, связанного с Великой Отечественной войной, в мир традиций нашего района, истории его жителей.

   Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,   к  своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

                                      5. Результативность опыта

   Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края – Киквидзенского района. Сформирован интерес и потребность к посещению краеведческого музея. Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать посетив музей.

    Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о станице Преображенской и Киквидзенском районе повысился (приложение14 ). В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей , живущих рядом.

    Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к станице, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

    Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

Раздел III

СВЕДЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ

1. Теоретико-практические основы опыта

   В основу опыта легли концепция дошкольного воспитания, рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Т.И.Оверчук, Е.И Шаламовой,  Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой.

2. Условия эффективности опыта

- Типовой детский сад общеразвивающего вида с 10,5 часовым пребыванием, функционирует 7 групп.

- Средняя наполняемость в группе – 20 детей в возрасте 6-7 лет.

- Наличие в детском саду мини-музея.

- Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста,  группа оснащена всем необходимым материалом, указанным в приложениях.

- Наличие краеведческого музея в непосредственной близости от детского сада.

- Образование воспитателя – среднее профессиональное.

3. Перспективы и возможности использования опыта

    Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах старшего дошкольного возраста, а так же родителям дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

2. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н.Р. Васильченко . Дошкольная педагогика . 2009.- №5 (54). – с.6-8.

3. Гладкова Ю.А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию. / Ю.А.Гладкова. Ребенок в детском саду. 2008.- №2 .- с. 11-14.

4. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. / Л.Н. Деркач. Дошкольная педагогика. 2009.- №2(51). – с. 21-26.

5. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

6. Мини программа «Малая родина» из воспитательной системы «Маленькие россияне». Опыт работы детского сада №2 пос. Рамонь Воронежской области. –«Мозаика-Синтез», 2008. – 85 с.

7. Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. /Т.И. Оверчук . - «Мозаика-Синтез»,  2008. – 165 с.

8. Рожко Л.И., Яровая Л.В. Патриотическое воспитание дошкольников.  /Л.И.Рожко. - Волгоград. Учебный год.  2008.  - №4. – с.13 – 22.

9. Смирнова Т.В. Дошкольникам о Москве и родной стране. / Т.В.Смирнова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104с.

10. Тюрикова А.Н. Сотрудничество детского сада с семьей по гражданскому образованию дошкольников. / А.Н.Тюрикова. -Волгоград. Учебный год. 2008.- №3.– с.108 – 111.

11. Чумалова Т. «Живой» музей в дошкольном учреждении.  / Т.Чумалова. Дошкольное воспитание. 2010 - №7 – с.32 – 39.

12. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Е.И.Шаламова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.- 160 с.

13. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е.И.Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. - №4 – с. 29 – 33.

14. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. - №5 – с.26 – 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной

Консультация для воспитателей.Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной...

Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной

Патриотизм, нравственность — высокое гражданское чувство и высокие слова. В то же время-это чувство простое и понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему д...

«Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»...

Обобщенный педагогический опыт воспитателя "МОУ Веневский центр образования №1" структурное подразделение "Детский сад №5"«Патриотическое воспитание детей через знакомство с Малой Родиной»

Обобщённый педагогический опыт воспитателя МОУ  «Веневский центр  образования №1 имени И.И. Мусатова»  структурного  подразделения  «Детский  сад №5&raq...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений о методах воспитания патриотизма у детей средней группы детского сада через знакомство с малой Родиной...

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой родиной

Чувство патриотизма необходимо закладыватьс самого раннего детства.Его становление- это сложный, целенаправленный,длительный процесс....