Исследовательская деятельность
материал (старшая группа) по теме
Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_eksper-star.dosh_.doc | 473.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г.Новосибирска «Детский сад № 19 комбинированного вида «Солнышко»
Планирование работы
Планирование работы
по организации исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
О.В. Эккард
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы в разных видах деятельности | Элементы предметно-развивающей среды | ||
Сентябрь Тема: «Воздух» | |||||
Цели: 1.Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность. 2.Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого. 3.Развивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты. 4.Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы. Задачи: 1.Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен. 2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем 3.Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий 4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес. | 1.Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно. 2.Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в нее. 3.Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой. 4. взять палку длиной около 60 см, на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам палки привязать два одинаковых шарика. подвесить палку на веревочку. Палка весит горизонтально. | Познавательная деятельность -беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер», - чтение стихотворения о ветре, -чтение произведения «Легкие планеты» Речевая деятельность Чтение р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней Музыкальная деятельность Работа над дыханием, упражнения на поддувание Игровая деятельность: Игры с воздушными шарами и пузырями Конструктивная деятельность Конструирование из бумаги «оригами» (тюльпаны надуваются с помощью воздуха) Работа с родителями -консультации: «Как познакомить детей со свойствами воздуха»,»Дыхательная гимнастика для детей» - изготовление игрушек для игр с воздухом | 1.Схемы опытов 2.Пособия для экспериментов 3.Картинки: вентилятор, веер и т.п. 4.Альбом «Люди и небо» 5.Кроссворд на тему «Воздух» | ||
Октябрь Тема «Воздух» | |||||
Цель: 1.Развивать у детей творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты. 2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.4.Воспитывать желание беречь окружающую среду. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый. 2.Дать детям понятие о движении воздуха. 3.Дать понятие о загрязнении воздуха. | 1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи. 2.Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду- получаются «волны». 3.Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку. | Познавательная деятельность-рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы, -разгадывание загадок. -уточнить, что движение воздуха называется ветром Речевая деятельность Чтение сказки «Морозко» и беседа по ней Изобразительная деятельность Передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый, спокойный Игровая деятельность: Пускание парусных корабликов по воде Конструктивная деятельностьКонструирование из бумаги корабликов, султанчиков Работа с родителями Консультации: «Влияние свежего воздуха на организм» | 1.Зарисовка опытов 2.Фотографии 3.Изготовление вееров |
Ноябрь Тема «Вода» | |||||
Цели:
Задачи:
| 1.Во время мытья рук измерить температуру воды 2.Взять 2 стакана, один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки. 3.Сравнить на вкус воду, молоко и сок 4.Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор. | Речевая деятельность -чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели» беседа, -заучивание потешек о воде. Изобразительная деятельность Окрашивание воды с помощью красок Музыкальная деятельность Слушание мелодий передающих журчание воды, капель, шум дождя. Трудовая деятельность -опрыскивание растений в уголке природы, протирание влажной тряпочкой крупных гладких листьев Игровая деятельность -настольно-дидактическая игра «Вода-волшебница» Работа с родителями Беседа о закаливающих процедурах | 1.Картографы «Свойства воды» 2.Изображения ручья, реки, моря, океана 3. Карта мира 4.Пособие «Круговорот воды в природе» | ||
Декабрь Тема «Вода» | |||
Цели: 1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах 2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни 3. Поддерживать интерес к исследованию Задачи:
|
| Познавательная деятельность -занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений» -рассматривание альбома «Природа родного края» Речевая деятельность -отгадывание загадок-разучивание произведений народного творчества -беседа «Почему люди болеют?», чтение сказки К.Чуковского «Айболит» Изобразительная деятельность Рисование озер, рек, прудов Игровая деятельность д/и «Узнай по вкусу» Работа с родителями Изготовление игрушек для игр с водой | 1.Сосуды 2.Речной и сахарный песок 3.Альбомы с иллюстрациями |
Январь Тема «Снег и лед» | |||
Цели: 1.Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду
Задачи: 1.Подвести детей к пониманию связей между температурой воздуха и состоянием снега, льда 2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла | 1. Принести снег и лед в помещение 2. Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке 3.Освободить фигурки от «ледяного плена» | Познавательная деятельность -занятие «Зима» -рассматривание иллюстраций о зиме -наблюдения н прогулках Речевая деятельность -беседа «Зимние забавы» -чтение и заучивание стихов И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева Изобразительная деятельность рисование на тему «Зима» Музыкальная деятельность разучивание и пение песен о зиме Трудовая деятельность -совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горок и забавных поделок | 1.Картотеки опытов 2. Книги С. Сахарнова «По морям вокруг земли» 3.Иллюстрации |
Февраль Тема «Снег и лед» | |||
Цели: 1.Дать понятие о защитных свойствах снега 2.познакомить с загрязнением воды и снега 3.Развивать речь и любознательность Задача: Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха |
| Речевая деятельность -чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней, -чтение стихов, поговорок, половиц о снеге, -беседа о том, какую пользу приносит снег в сельском хозяйстве Изобразительная деятельность -рисование на тему «Зима пришла», «Снеговик» -лепка «Девочка в шубе» | 1.Фотовыставка «Зимние развлечения» 2.Иллюстрации на тему «Зима» 3. Книги-самоделки на тему «Зима» |
Март Тема «Песок и глина» | |||
Цель:
Задачи:
| 1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать 2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно 3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины | Игровая деятельность -игры с песком Познавательная деятельность -посадка лука в почву Изобразительная деятельность -лепка из глины Работа с родителями -выставка поделок из глины | Песок, глина, палочки, лупа, дощечки, сито. |
Апрель Тема «Песок и глина» | |||
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины |
| Трудовая деятельность -посадка фасоли Познавательная деятельность -экскурсия на огород | 1. Стаканчики с землей и глиной 2.Семена фасоли 3.Лупа |
Май Тема «Жизнь растений» | |||
Цели: 1.Закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия, устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизнью растений 2.помочь детям видеть красоту природы | 1.Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах- с сухой и влажной ватой 2. Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое – в светлое 3.поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через некоторое время стебли окрасятся) | Познавательная деятельность Наблюдение за прорастанием семян Речевая деятельность -чтение произведений о весне -заучивание стихов Изобразительная деятельность Рисование первых весенних цветов Игровая деятельность Игры с природным материалом -д/и «Покажи стебель, листок, цветок» | 1.Схемы, модели роста растений 2.блюдца для проращивания семян |