Исследовательская деятельность
материал (старшая группа) по теме

Эккард Ольга Владимировна

Планирование работы  по организации исследовательской деятельности  для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_eksper-star.dosh_.doc473.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г.Новосибирска «Детский сад № 19 комбинированного вида «Солнышко»

                                                                                                       

                                                                                                                       Планирование работы

Планирование работы

 по организации исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

О.В. Эккард

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Сентябрь

Тема: «Воздух»

Цели:

1.Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.

2.Воспитывать

бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого.

3.Развивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты.

4.Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.

Задачи:

1.Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.

2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем

3.Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий

4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес.

1.Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно.

2.Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в нее.

3.Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.

4. взять палку длиной около 60 см, на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам палки привязать два одинаковых шарика. подвесить палку на веревочку. Палка весит горизонтально.

Познавательная деятельность

-беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»,

- чтение стихотворения о ветре,

-чтение  произведения «Легкие планеты»

Речевая деятельность

Чтение р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней

Музыкальная деятельность

Работа над дыханием, упражнения на поддувание

Игровая деятельность:

Игры с воздушными шарами и пузырями

Конструктивная деятельность

Конструирование из бумаги «оригами» (тюльпаны надуваются с помощью воздуха)

Работа с родителями

-консультации: «Как познакомить детей со свойствами воздуха»,»Дыхательная гимнастика для детей»

- изготовление игрушек для игр с воздухом

1.Схемы опытов

2.Пособия для экспериментов

3.Картинки: вентилятор, веер и т.п.

4.Альбом «Люди и небо»

5.Кроссворд на тему «Воздух»

Октябрь

Тема «Воздух»

Цель:

1.Развивать у детей творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты.

2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.3.  Развивать исследовательский интерес, любознательность.4.Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый.

2.Дать детям понятие о движении воздуха.

3.Дать понятие о загрязнении воздуха.

1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.

2.Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду- получаются «волны».

3.Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку.

Познавательная деятельность-рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы,

-разгадывание загадок.

-уточнить, что движение воздуха называется ветром

Речевая деятельность

Чтение сказки «Морозко» и беседа по ней

Изобразительная деятельность

Передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый, спокойный

Игровая деятельность:

Пускание парусных корабликов по воде

Конструктивная деятельностьКонструирование из бумаги корабликов, султанчиков

Работа с родителями

Консультации: «Влияние свежего воздуха на организм»

1.Зарисовка опытов

2.Фотографии

3.Изготовление вееров

Ноябрь

Тема «Вода»

Цели:

  1. Дать детям представление о воде и ее свойствах
  2. Развивать речь-доказательство
  3. Воспитывать желание проводит эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной
  2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная
  3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса
  4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха

1.Во время мытья рук измерить температуру воды

2.Взять 2 стакана, один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки.

3.Сравнить на вкус воду, молоко и сок

4.Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.

Речевая деятельность

-чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели» беседа,

-заучивание потешек о воде.

Изобразительная деятельность

Окрашивание воды с помощью красок

Музыкальная деятельность

Слушание мелодий передающих журчание воды, капель, шум дождя.

Трудовая деятельность

-опрыскивание растений в уголке природы, протирание влажной тряпочкой крупных гладких листьев

Игровая деятельность

-настольно-дидактическая игра «Вода-волшебница»

Работа с родителями

Беседа о закаливающих процедурах

1.Картографы «Свойства воды»

2.Изображения ручья, реки, моря, океана

3. Карта мира

4.Пособие «Круговорот воды в природе»

Декабрь

Тема «Вода»

Цели:

1.  Уточнить представления детей  о воде и ее свойствах

2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни

3. Поддерживать интерес к исследованию

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь
  2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет
  3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы
  1. Переливать воду из одного сосуда в другой

  1. В один стакан положить речной песок, в другой – сахарный

  1. 3.Налить воду в сосуды разной формы

Познавательная деятельность

-занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений»

-рассматривание альбома «Природа родного края»

Речевая деятельность

-отгадывание загадок-разучивание произведений народного творчества

-беседа «Почему люди болеют?», чтение сказки К.Чуковского «Айболит»

Изобразительная деятельность

Рисование озер, рек, прудов

Игровая деятельность

д/и «Узнай по вкусу»

Работа с родителями

Изготовление игрушек для игр с водой

1.Сосуды

2.Речной и сахарный песок

3.Альбомы с иллюстрациями

Январь

Тема «Снег  и лед»

Цели:

1.Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара  занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды

Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду

  1. Развивать речь, любознательность

Задачи:

1.Подвести детей к пониманию связей между температурой воздуха и состоянием снега, льда

2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла

1. Принести снег и лед в помещение

2. Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке

3.Освободить фигурки от «ледяного плена»

Познавательная деятельность

-занятие «Зима»

-рассматривание иллюстраций о зиме

-наблюдения н прогулках

Речевая деятельность

-беседа «Зимние забавы»

-чтение и заучивание стихов И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева

Изобразительная деятельность

рисование на тему «Зима»

Музыкальная деятельность

разучивание и пение песен о зиме

Трудовая деятельность

-совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горок и забавных поделок

1.Картотеки опытов

2. Книги  С. Сахарнова «По морям вокруг земли»

3.Иллюстрации

Февраль

Тема «Снег и лед»

Цели:

1.Дать понятие о защитных свойствах снега

2.познакомить с загрязнением воды и снега

3.Развивать речь и любознательность

Задача:

Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха

  1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь
  2. В сильный мороз налить одинаковое количество в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину
  3. Внести снег  в помещение и положить на бумажный фильтр

Речевая деятельность

-чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней,

-чтение стихов, поговорок, половиц о снеге,

-беседа о том, какую пользу приносит снег в сельском хозяйстве

Изобразительная деятельность

-рисование на тему «Зима пришла», «Снеговик»

-лепка «Девочка в шубе»

1.Фотовыставка «Зимние развлечения»

2.Иллюстрации на тему «Зима»

3. Книги-самоделки на тему «Зима»

Март

Тема «Песок и глина»

Цель:

  1. Познакомить детей с глиной и песком, которые составляют основу почвы
  2. Рассказать о том, что почва, песок и глина-живые организмы
  3. 3.Уточнить правила поведения в природе

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию того, что почва бывает песчаная и глинистая
  2. Выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода
  3. Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые

1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать

2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно

3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины

Игровая деятельность

-игры с песком

Познавательная деятельность

-посадка лука в почву

Изобразительная деятельность

-лепка из глины

Работа с родителями

-выставка поделок из глины

Песок, глина, палочки, лупа, дощечки, сито.

Апрель

Тема «Песок и глина»

Цель:

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины

  1. предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания
  2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли
  3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить

Трудовая деятельность

-посадка фасоли

Познавательная деятельность

-экскурсия на огород

1. Стаканчики с землей и глиной

2.Семена фасоли

3.Лупа

Май

Тема «Жизнь растений»

Цели:

1.Закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия, устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизнью растений

2.помочь детям видеть красоту природы

1.Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах- с сухой и влажной ватой

2. Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое – в светлое

3.поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через некоторое время стебли окрасятся)

Познавательная деятельность

Наблюдение за прорастанием семян

Речевая деятельность

-чтение произведений о весне

-заучивание стихов

Изобразительная деятельность

Рисование первых весенних цветов

Игровая деятельность

Игры с природным материалом -д/и «Покажи стебель, листок, цветок»

1.Схемы, модели роста растений

2.блюдца для проращивания семян