Методические рекомендации по использованию ТРИЗ в детском саду.
статья по теме

Сергеева Надежда Александровна

ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию ТРИЗ в детском саду.

ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач — теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач. Для успешной реализации программы «Детство» в  детском саду необходимо создать соответствующую развивающую среду, а также спокойную, доброжелательную атмосферу. Очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это позволяет осуществить предварительную подготовку материала к занятиям. Также желательно иметь в группе магнитофон, серию аудиокассет, разные виды театров, пособия для развития моторики, изготовленные фабричным способом или самодельные, картотеку загадок, пословиц, небылиц, скороговорок, стихов, физкультминуток, этюдов, пальчиковых гимнастик. В группе должно быть много цветов, комнатных и искусственных, игрушечных и плоскостных деревьев (с кроной, соответствующей сезонам). Из них прямо на занятии или перед ним можно создать обстановку, согласующуюся с характером занятия, местом его проведения (лес, поляна, джунгли, пустыня). А игрушки и куклы, в которые любят играть дети, и куклы-гости (фея, Золушка, Незнайка, Буратино, Мальвина) помогают детям справиться с трудностями, преодолеть возможные эмоциональные препятствия. Дети очень любят всякие чудеса. Поэтому на некоторых занятиях я использую «Чудесная шкатулка», которая «оживляет» детские рисунки и превращает их в различные предметы. Сделать его просто. Это ящик с двойным дном, оклеенный яркой бумагой, пленкой, украшенный смешной рожицей. В него можно положить музыкальную открытку: когда крышка открывается — звучит музыка. Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное — это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает — мебель, посуда, камешки и листики,— превращается в какие угодно сказочные элементы. Готовясь к каждому занятию, следует проводить с детьми предварительную работу: чтение книг по теме и рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, создание выставок. Самое главное — вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Придумать сюжет непросто не только для ребенка, но и для взрослого. Многие сюжеты нам подсказывают в первую очередь сказки, различные книги, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире знаний. Например, мы часто играем в путешествия и походы:

- поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят, стать ожившими деревьями, повстречаться с Лесовичком, королем Боровиком, Кикиморой, Бабой Ягой и др.;

-  путешествие по разным сказкам («Гуси-лебеди», «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок» и т, д.);

- путешествие на сказочном транспорте: на ковре-самолете, на воздушном шаре, на машине времени, на сказочном корабле и пр.

Главный итог, ради которого совершаются все эти путешествия, — попасть в страну знаний, понять, что знания — это и есть главное богатство. Важно заострить внимание детей на нравственной стороне, в совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо. Не надо допускать чисто развлекательного характера игры на занятии, необходимо разъяснить смысл каждого события, спрашивать детей о том, как они его понимают. Прежде" чем провести занятие, следует продумать его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей. Одной из главных задач в проведении любого из предложенных мною занятий, является формирование таких качеств мышления, как системность и диалектичность. Под системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей, а диалектичность мышления — способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их. Для развития этих качеств на занятиях используются различные приемы, среди которых: мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, методика моделирования маленькими человечками. Конечно, перед каждым воспитателем стоит много задач, но прежде всего — это развитие речи ребенка. Главное — научить его четко излагать свои мысли. Особое значение в реализации этой задачи придается обогащению лексики (словарного состава языка), не только количественно, но и качественно: увеличению лексического запаса разными частями речи, словами, сходными по значению (синонимами) и противоположными (антонимами). Для воспитания коммуникативной культуры детей используются следующие приемы:

1. Разыгрывание с детьми на занятиях и вне их различных сценок с использованием кукол. Это снимает у детей психическое напряжение, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект — куклу. Например, дети с куклами бибабо или обыкновенными разыгрывают различные сценки из жизни семьи, домашних животных, лесных зверей: приветствуют друг друга, спрашивают о здоровье, поздравляют с днем рождения и дарят подарки, ищут выход из необычных ситуаций, прощаются.

2. Разыгрывание различных сценок без использования кукол. Детям предлагается войти в образ какого-либо сказочного персонажа (Буратино, Незнайки, Колобка, Лисы), поздороваться, поговорить о погоде, о жизни в детском саду, обо всем интересном и новом.

3. Проведение игр на импровизацию диалогов, например, детям предлагается:

* придумать разговор двух сказочных героев в соответствии с имеющимися у каждого ребенка карточками или масками; ^ сочинить разговор двух героев по телефону;

* придумать, какую телеграмму может послать один сказочный герой (по предложению воспитателя или по самостоятельному выбору ребенка) другому.

4. Проведение игр с предметами быта. Например, детям предлагается:

* выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился; определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент;

* сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете (Предмет — башмак. Дети сочиняют историю про него: где он находился, кто его нашел, что было дальше, чем все это закончилось.);

* придумать беседу между выбранными предметами (листик, камень, прищепка и другие предметы беседуют, например, о погоде). Включение пантомимики помогает ребенку понять внутреннее состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Все это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребенка. Конечно, работа ведется в тесном контакте всех взрослых, работающих с этой группой детей, и родителями. Полезно также привлекать родителей к оформлению группы, участка, изготовлению пособий и оборудования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей "Формы работы детского сада с родителями"

В данном материале представлена информация о различных формах работы детского сада с семьей...

Методические рекомендации к организации выставок в детском саду.Консультация для воспитателей

Выставки в детском садуЭффективным средством в обучении детей художественному восприятию является посещение художественных музеев и выставок произведений искусства. Детский сад в этом случае мож...

Методические рекомендации для воспитателей средних групп детского сада общеразвивающего вида

Данные рекомендации помогают воспитателям правильно организовать работу с воспитанниками по развитию речи , по звуковой культуре речи, по совершенствованию общих речевых навыков, а также наиболее эффе...

Методические рекомендации о проведении мероприятий в детском саду по теме "Моя малая Родина"

в статье кратко изложена актуальность данной темы, задачи и формы работы в зависимости от возраста....

СОБСТВЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ

Предлагается материал по организации работы над развитием творческого мышления у дошкольников с помощью технологии ТРИЗ...

Использование ТРИЗ в детском саду"

Статья об использовании Триз в детском саду...