Главные вкладки

    "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Молчанова Марина Александровна

    Занятие по противопожарной безопасности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx23.74 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                        «Детский сад №75»

                              Ленинского района г. Саратова

                                              Конспект

          непосредственной образовательной деятельности

                 Образовательная область «Безопасность»

      Тема: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»

                                       (подготовительная группа)

                                             

                                                  Подготовила и провела воспитатель

                                                      высшей квалификационной категории

                   Молчанова М.А.

               

                                                   

                                               

                                                 2013г.

    Образовательная область: «Безопасность»              

    Интегрируемые образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

    Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

    Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, экспериментальная, музыкальная.                      

    Цель. Формирование у детей основ пожарной безопасности, умения принимать правильные решения в экстренных ситуациях через познавательную, экспериментальную и игровую деятельность.

    Задачи. Познакомить детей со свойствами огня и средствами пожаротушения.

     Уточнить, систематизировать и углубить знания детей об источниках пожара, о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.

    Закрепить умение детей  набирать   номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с дежурным по телефону (четко знать и называть  свой адрес).

    Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

    Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать к каким вещам в доме запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты).

    Воспитывать у детей осторожность, благоразумие, понимание необходимости знать и выполнять правила пожарной безопасности.

     Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.

    Развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.

    Словарная работа: невидимое пламя, копоть, загрязняет атмосферу, электроприборы.

     Предшествующая работа. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок, дидактические игры «Лото осторожностей», «Эволюция предметов», «Основы безопасности в доме, в природе» и т.д., проводились беседы по данной теме; рассматривали иллюстрации.

    Подготовка воспитателя. Продумала и составила конспект, подобрала демонстрационный материал, опорные картинки.                                      

    Оборудование. Демонстрационный материал «Не играй с огнём», свеча,  фарфоровые блюдца, банка, спирт, спички, бумага, вата, гвоздь, вода, песок, плотная ткань, комнатное растение, платочки для танца, телефоны, таз с водой.                                            

                                                          Ход занятия

    Дети входят в зал. Садятся на стульчики. Обращаю внимание на осанку.

    - Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чём мы будем сегодня говорить.

                                                Шипит и злится,

                                                Воды боится.

                                                 С языком, а не лает,

                                                Без зубов, а кусает.                                

                                                                              (огонь)

    - Правильно, сегодня разговор у нас пойдёт об огне. (СЛАЙД) На пламя костра можно смотреть без конца. Наверное, это осталось у нас от наших предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Огню поклонялись как божеству; о нём складывали легенды (СЛАЙД). Потом люди  «приручили»  огонь (СЛАЙД).

    - Для чего он служит людям? (на огне варят пищу, он спасает от холода, отпугивает хищников, даёт нам свет). Да, в этих случаях огонь – наш друг.

     - Может ли огонь таить в себе опасность? Какую?

    - Правильно. Выйдя из повиновения, он становится беспощадным, яростным врагом, который (СЛАЙДЫ) уничтожает дома, квартиры, леса.                                                

    - Ребята, а какие причины пожара вы знаете? (Дети называют причины пожаров)

    Чтобы не случилось беды, надо знать его секреты.

    - Чтоб не ссориться с огнем,

    Нужно больше знать о нем…

    - Давайте мы с вами немножечко поэкспериментируем.

    ОПЫТ №1.        

    Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечу.

    - Когда мы зажгли свечу, что мы увидели? (Пламя)

    -Какое пламя? Оно яркое, красивое, так и привлекает к себе внимание, хочется прикоснуться руками.

    -Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет).

    -Объясните, почему? (Можно обжечься).

    - Правильно, к пламени прикасаться нельзя. Я сейчас подержу лист бумаги над пламенем и посмотрим, что получится. (Держу лист над свечкой, потом даю детям попробовать теплый лист бумаги). Почему лист нагрелся?

    -  У огня есть невидимое пламя, поэтому к огню близко не подойдёшь.

    ВЫВОД. У огня есть невидимое пламя.

    ОПЫТ № 2.  

    «Огонь дышит»

    - Ребята, как вы думаете, огонь умеет дышать? Вот сейчас и проверим.

    Зажигаю свечу. Накрываю сверху пламя свечи пустой стеклянной банкой. Огонь потух. Почему? ( Выслушиваю ответы детей. Наводящими вопросами подвожу к правильному выводу.) Когда свеча горела, чем был окружен огонь? Воздухом. Поступал ли воздух к огню, когда я накрыла свечу банкой? Нет. Значит, какой вывод сделаем: горит ли огонь, если нет воздуха?

    Это и есть важное свойство огня.

    Вывод: Огонь гаснет, если нет воздуха.

    ОПЫТ № 3.

    «Какие  материалы подвержены наиболее быстрому возгоранию».

    - А теперь давайте посмотрим, что быстрее сгорит бумага, вата, дерево, металлический предмет?

       Подношу к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем  вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню гвоздь – он не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).

        ВЫВОД. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).

    Опыт  №4.  

    «Чем можно потушить огонь?»

    Поджигаю небольшое количество спирта в трех фарфоровых чашечках. Первую заливаю водой (из стакана или колбы), вторую засыпаю песком, третью накрываю плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет. Почему? Мы перекрыли огню  этими материалами дыхание огню. Ответ: доступ воздуха огню.  

     Обращаю внимание детей на комнатное растение и подвожу их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

    ВЫВОД. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а так же песок (землю) и плотную ткань (в домашних условиях это одеяло, покрывало)

    ОПЫТ № 5. 

     «Пожары загрязняют воздух».

     Зажигаю свечу, держу над пламенем ( на расстоянии 4 см) фарфоровое блюдце. Через некоторое время на них появляется почернение (покрылись копотью).  Предлагаю детям (когда блюдце остынет) коснуться  пальчиками почернения и убедиться, что они пачкаются. Представляете во время сильных пожаров копоть покрывает всё кругом: на близлежащие строения, деревья , почву, в воздух и люди дышат этой копотью.

       ВЫВОД. Опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.

    Итак, что мы узнали из опытов про огонь. (Есть невидимое пламя; огонь гаснет, если заканчивается кислород, быстрее всего загорается бумага, вата, медленнее дерево, металл не горит, но нагревается; тушить огонь можно водой, песком, землёй, плотной тканью; вовремя пожаров образуется много копоти, которая загрязняет атмосферу).

    - Вы теперь многое знаете об огне, знаете, что он бывает другом, а бывает и врагом. Давайте вспомним отрывок из стихотворения «Добрый огонь», которое мы учили.

                                 (Вызываю ребёнка по желанию)

    Он всегда бывает разным,

     Удивительный огонь.

     То буяном безобразным,

     То тихоней из тихонь.

     Да, огонь бывает разный –

     Бледно-желтый, ярко-красный,

     Синий или золотой,

     Очень добрый, очень злой.

    - Ребята, а может быть вы, попробуете сейчас изобразить огонь.

    ТАНЕЦ ОГНЯ

    - А какой огонь вы сейчас изображали добрый или злой?

    - Я рада, что ваш огонь был добрый. Но представим ситуацию:

     вы остались дома одни, и в это время начался пожар. Как вы будете вести себя?

    * Постараться вызвать пожарных.

    *Выйти из квартиры и сообщить соседям, что случился пожар.

    *Если не можешь выйти из квартиры, то можно выйти на балкон и кричать.

    * Намочить полотенце водой, закрыть рот и нос и ползти к двери.

    *Нельзя прятаться.

    * Нужно чётко выполнять всё, что говорят пожарные.

     - Какой номер нужно набрать, чтобы вызвать пожарных? Что нужно сообщить дежурному?

    - Давайте попробуем поиграть. У нас есть телефоны. Я буду дежурным службы «01», а вы будете сообщать о пожаре.

    - Молодцы, я уверена, что вы справитесь с любой сложной ситуацией.

    - Скажите, а как вызвать пожарных по сотовому телефону?

    - Молодцы! Всегда надо помнить эти номера телефонов и правила пожарной безопасности. И если вы их будете всегда соблюдать, то пожар не случиться.

    -А я сейчас ещё раз проверю, как вы запомнили правила пожарной безопасности. (Показываю опорные картинки, дети называют правила).

    Правил пожарных несложен урок,

    Знай, выполняй их и помни дружок!

    Чтобы не было в доме беды,

    Мы запомнить с тобою должны:

    Чтоб пожаров и бед избежать,

    С огнем не пристало играть.

    Даю детям установку на дальнейшую деятельность.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Чтобы не было беды»

     В сентябре 2010 года мною была проведена работа по реализации проекта в подготовительной группе детского сада «Чтобы не было беды»....

    ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ (КОНСУЛЬТАЦИЯ)

    Уважаемые родители, мир, в котором живет ребенок, сложен и полон опасности. Поэтому мы – взрослые - и родители, и воспитатели обязаны обеспечить малышам безопасность и здоровый образ жизни, научить де...

    Проект по ОБЖ "Чтобы не было беды"

    по противопожарной безопасности "Чтобы не было беды"Актуальность проектаСколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющ...

    Проект по противопожарной безопасности "Чтобы не было беды"

    Возникновение пожаров из-за  шалости и как следствие травмирование и даже гибель детей – проблема, требующая для своего решения четких, скоординированных действий взрослых. Чтобы не случилось бед...

    Конспект занятия: «Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре»

    Цель: Закрепить знания детей правил пожарной безопасности.Образовательные задачи: продолжать учить детей видеть, когда огонь друг, а когда – враг; учить видеть противоречия и уметь их решать.Развивающ...

    Проект "Чтобы не было беды ты с огнем не шути"

    Краткосрочный проект по пожарной безопасности в средней группе...

    Педагогический проект "Чтобы не было беды, спички в руки не бери!"

    Проект по правилам пожарной безопасности...