Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Обеспечение психоэмоционального благополучия у дошкольников»
    методическая разработка по теме

    Ковалёва Марина Алексеевна

     

    Консультация

    для

    воспитателей

    «Обеспечение психоэмоционального благополучия у дошкольников»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya.docx17.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    для

    воспитателей

    «Обеспечение психоэмоционального благополучия у дошкольников»

    Детский сад- особое место в жизни большинства из нас.  Сад - место "сияния", взращивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды, или прекрасный цветок, радующий глаз.

    Проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор - дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу-

    Понимая это, наш педагогический коллектив нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата.

    Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.

    Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка.

    В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые — родители, педагоги.

    Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, - это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада стараются каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

    Первая ступенька, на которую ступает большинство детей, - ступенька яслей. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период . Ребёнка окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания.

    В этот период очень важно создать условия, способствующие укреплению резервных возможностей организма. Необходима тесная связь с родителями, которую мы осуществляем через:

    создание комфортных условий организации режимных моментов;

    осуществление дифференцированного подхода к каждому ребёнку;

    осуществление учёта индивидуальных особенностей;

    Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДОУ.

    Созданная у нас предметно-развивающая среда стимулирует творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создаёт психологический комфорт для каждого из них.

    Детский сад- особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. И поэтому сотрудники детского сада стремятся привнести в интерьер элементы домашней обстановки, также внести новые веяния оформления (предметы мебели, торшеры, холодильники и т.д.).

    При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт: "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал), использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

    Создаётся визуальный психологический комфорт:

    лоскутные картины;

    пейзажи, эпизоды сказок (в раздевалках и групповых комнатах);

    украшение интерьера продуктами детской деятельности - галерея рисунков, аппликации.

    Открывая ворота нашего детского сада, всех встречает тёплое, солнечное приглашение. Справа уютно расположились герои сказок. У центрального входа "Паровозик из Ромашково" символизирует радостное путешествие в сказочную страну "Детский сад".

    Экологический уголок приобщает к природе, способствует наполнению жизненной, природной энергией.

    С весны до поздней осени радуют глаз цветы на оригинальных цветниках. Многообразие кустов и кустарников, деревьев создаёт неповторимый колорит. Вместе с детьми педагоги и родители создают эту неповторимую красоту, ухаживают и бережно относятся к ней, каждый год стремятся её приумножить.

    Когда мы попадаем в группы детского сада, заметна неповторимость стиля каждой групповой, раздевалки.

    При оформлении педагоги стараются учитывать индивидуальные особенности детей также эмоциональные состояния. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому у нас в группах созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился - можно выходить и снова включаться в общую суету. Педагоги формируют у детей умение определять эмоциональное состояние своё и других людей. Для этого используются такое пособие:

    - экраны настроения, которые помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей. Все они разные по стилю, оформлению и содержанию.

    Для создания психологического комфорта у нас в детском саду используются такие формы работы:

    физкультурные и оздоровительные мероприятия;

    музыкально-спортивные досуги;

    музыкальные праздники, народные и т.д.

    Родители и педагоги детского сада - единомышленники, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.

    Основное направление деятельности нашего детского сада - создание оптимальных условий для психологического и эмоционального благополучия

    каждого ребёнка. В рамках этого направления осуществляем следующую деятельность:

    Оптимизируем процесс адаптации через наглядную профилактику и психологическое просвещение;

    проводим коррекционно-развивающие занятия, тренинги общения;

    используем методы релаксации;

    осуществляем диагностическую работу, направленную на изучение комфортности пребывания в детском саду и многое другое.

    Оценка комфортности среды в ДОУ проводится совместно с администрацией. Используются следующие методики: наблюдения за свободной деятельностью детей, беседы со старшими дошкольниками с целью определения доступности среды группы для воспитанников, анализ режима дня, учебной нагрузки, предметно-развивающей среды.

    Из вышесказанного можно сделать вывод: необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению здоровьесберегающего образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия

    Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности....

    Родительское собрание в старшей группе на тему: «Физическое, психоэмоциональное благополучие ребенка - дошкольника дома»

    Цель: - Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности. - Установление сотрудничества детск...

    «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников. Способы и направления поддержки детской инициативы»

          Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое зд...

    «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

    В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения....

    Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников

    Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников...