Организация речивой развивающей среды.
материал (старшая группа) по теме

Пурахина Светлана Александровна

Обогащение речивого опыта ребенка, по средствам предметно-развивающей среды:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает  единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение  речевого опыта ребенка. В старшей группе «Колосок» д/с «Аленушка» мы стараемся организовать предметно – развивающую среду которая дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения и не только  к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Поэтому организация речевой развивающей среды в старшей группе стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Наша модель речевой среды, группы базируется на двух простых целях:

  1. Детский сад – это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно;
  2. Для полноценного разностороннего развития детей необходимо специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.                                                                                                                

Анализируя  программу старшей группы, размышляя о том, каким должен  быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно – развивающую среду, с учетом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание на развитие речевых способностей детей.

Нам хотелось оформить группу так, чтобы дети придя в детский сад радовались увидя красивые яркие, красочные пособия и игрушки, как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с групповой раздевалки. Для этого сразу, при встрече с детьми в приемной, стараемся создать домашний комфорт, чтобы в детском саду им было уютно.

Заходя в группу, дети видят разноцветный ленточный душ, проходя через него, дети ощущают его своим телом, тактильно.  Соприкосновение ленточек сопровождается порханием разноцветных бабочек, дети закрепляют цвет, форму, расположение предметов в пространстве, трогая бабочек передвигая их по ленте,  развивается мелкая моторика рук.

В уголке сенсорики мы предлагаем детям многофункциональное пособие «Чудо – домик», который привлекает детей своей яркостью, мобильностью, разнообразием содержания, простой в использовании.

Смастерили «чудо – дом»,

Поселились игры в нем.

В доме этом крыша есть,

Превращений здесь не счесть:

Игры на сенсорику,

Мелкую моторику

Покажут детям без труда

Предметов расстановку-

В пространстве ориентировку.

Обученье в увлеченье

Можно быстро превратить,

Стоит только двери дома

Для детей скорей открыть:

Буквы, цифры изучаем –

Слова, примеры составляем.

В слове звук найдем любой,

Время года соберем,

Бегемотику  одежду по сезону подберем.

Части суток угадаем,

Что здесь лишнее – узнаем.

И с зайчишкой в «Угадайку»

С инструментами сыграем.

Много функций в этом доме,

Все их можно изменять,

Детям возраста любого

Игры можно подобрать.

Некоторые варианты работы с домиком:

  1. «Найди слово»                                                            

  Дидактическая задача: учить вслушиваться в звучание слова;  четко произносить звуки в слове, самостоятельно находить слова с определенными звуками, находящимися в конце или начале слова.

  1. «Так ли это звучит»

   Дидактическая задача: закреплять навыки деления 2 – 3 – сложных слов на слоги, определять из слова определенный звук и место его положения ( начало, середина, конец)

  1. «Подумай, не торопись»

    Дидактическая задача: научит детей слышать звуки внутри слова, упражнять в самостоятельном подборе и названии слов с определенными звуками.

    С детьми младшего возраста можно использовать следующие дидактические игры.

  1. Выкладывание из мозаики на тему «Паровоз»

    Дидактическая задача: обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения; развивать мелкую моторику пальцев рук.

 Цель многофункционального пособия:

1. формирование у детей навыков самостоятельной речи в развернутых высказываниях, словесно – логического мышления.

2. Развитие сенсорного интеллектуального потенциала, координации тонких движений, силы и ловкости рук.

Дидактическое пособие «Протяни дорожку».

Дидактические задачи:

-развитие мыслительных процессов;

- развитие речевых компонентов;

- закрепление знаний, развитие мелкой моторики.

Пособие «Протяни дорожку» включает в себя разнообразные виды игр: «Кто где живет». Цель:  учить называть жилища животных, активизировать речь  детей. «Соедини похожие предметы» Задачи: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, активизировать в речи детей соответствующий словарь. «Соедини два предмета, которые начинаются с одного звука».

Для развития речевых способностей используем куклы – малютки, пальчиковый, настольный, кукольный театр. Где дети говорят от своего имени. Наша цель: продолжать развивать интерес к театрализованной игре, путем активного вовлечения детей в игровые действия. Играем в день рождения, дети поздравляют именинника, водят каравай. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребенок особенно интересуется. Добиваясь того, чтобы дети пользовались прямой и косвенной речью, использовали диалогическую форму речи, в ответе на поставленный педагогом вопрос высказывали свою точку зрения. Употребляли сложные предложения разных видов.

Создание эколого – развивающей среды в нашей группе, является одним из условий экологического воспитания детей и развитие их речевых способностей. Разучиваем стихотворения о природе, загадки, пословицы, народные  приметы. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под нашим руководством. Такая деятельность способствует формированию детей бережного отношения к природе.

При создании речевой среды на наш взгляд очень полезно использование нестандартного оборудования ( пособий ) в т. ч изготовленного руками родителей, воспитателей. Так, одним из главных условий необходимых для полноценного физического, умственного развития дошкольников, реализации потребностей в движении является благоприятное предметно – пространственное окружение ( скакалки, варежковый массажор,  массажные коврики, корригирующие дорожки).

Прием опоры на реальные предметы или на картинки граничит с дидактическими играми т.е играми специально предназначенными для обучения, мы предварительно знакомим детей с правилами той или иной игры. Затем предоставляем им возможность играть самостоятельно.  В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка,  ведь любое знание, которое дает дидактическая игра усваивается ребенком в словесной форме. В старшей группе мы используем в работе с детьми словесные игры на развитие умственной, речевой активности такие как: «Отгадай-ка», «Радио», «Что за птица», «Назови три предмета», « Кому, что нужно» и другие.  Дидактические игры (настольно – печатные).  Используем такие игры как «Путешествие бельчат», «Описательный рассказ по русским народным сказкам», «Парные картинки», «Кто, что делает», «Что лишнее», «Лото» и другие. Цель: расширение словаря, работа над звуковой культурой речи и грамматическим строем речи.

Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи складывается в процессе игр сюжетно – ролевых, «режиссерских». В ролевой игре ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдал или о которых знает по рассказам. Для детей  нашей группы созданы сюжетно – ролевые уголки «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Библиотека», «Ателье», «Почта», «Магазин». Где дети играют и общаются.

При ознакомлении детей с художественной литературой основным источником обогащения  речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям. А дополнительным источником остается речь самого воспитателя.

Наша цель: помочь детям «заметить» их собственную речь, и научиться оценивать качества своей речи. Поэтому в старшей группе «Колосок» большое внимание уделяется ознакомлению детей с книжным миром. Дети очень любят заниматься в книжном уголке. Они внимательно слушают воспитателя, который рассказывает сказки, читает рассказы, стихи, заучивают считалки, скороговорки, загадки. Дети драматизируют небольшие произведения, читают по ролям стихотворения. Все это способствует речевому развитию ребенка. Продолжая, развивать интерес к книге в нашей группе был создан музей «мини – книги» . В создании музея активное участие принимали родители, дети, педагоги. Работали по проектной деятельности «мои любимые книги».

Для обогащения речевой среды детей функционирует «доска творчества». Где дети рисуют мелками, красками, лепят из пластилина, глины, из предметных картинок составляют сюжетные рассказы, при этом у детей развивается мелкая моторика пальцев, воображение, творчество.

При организации и содержании речевой среды, мы соблюдаем определенные правила. В первую очередь, чтобы среда была комфортной, безопасной для ребенка, пособия соответствовали требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. И конечно все должно быть оформлено эстетично, красиво и наглядно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Основные требования к организации среды"

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...