«Развитие в игре детей дошкольного возраста»
статья по теме

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ19.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад комбинированного вида № 696 г.Москвы

                                                                                       

«Развитие в игре детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

 Воспитатель  старшей логопедической группы № 3

 с диагнозом ОНР

Петренко Ольга Николаевна

Москва 2013


Л.С. Выготским обосновано положение об общности закономерностей развития нормально развивающего ребенка и ребенка с ОНР. Ребенок с особенностями развития проходит те же стадии психического становления, что и нормально развивающийся дошкольник, у него тоже происходит последовательная смена ведущего вида деятельности. Однако для этого педагогам следует создать особые специальные условия для развития, в том числе и для развития игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте.

  Одним из направлений коррекционно-развивающего обучения является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Особенности предметной деятельности детей с трудностями в обучении и недоразвитии речи.

  1. Дети приступают к выполнению предметных или предметно-игровых действий без предварительного оценивания условий их выполнения.
  2. Отмечается склонность к стереотипным предметно-игровым действиям.
  3. Речевое сопровождение предметных действий крайне обеднено, неэмоционально.

 Процесс обучения игре детей с особенностями развития строили с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов. Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требуется создания  развивающей среды.  Процесс обучения игре детей с особенностями развития имеет свои особенности:

  1. широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;
  2. постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;
  3. адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей;
  4. выделение в игровом действии и в в цепочках игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;
  5. повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

    Когда к нам пришли новые дети, нам пришлось начинать с азов.

Учили детей действиям с игрушками в соответствии с их свойствами и назначением этих игрушек. Девочки, их у нас трое — Лена, Настя и Даша играют в куклы, но сюжет их игр бедный. Особенно Даша, очень своеобразная девочка и стиль ее игры тоже. Она почти всегда играет одна.

  У большинства мальчиков  отсутствует замысел игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Мальчики в игре повторяют одни и те же действия — возят машинки по кругу или швыряют. Игровое действие выполняют ради самого действия. В процессе игры старались сформировать целевой компонент игры. Например, не просто возить машинку, а построить гараж, мост, дорогу, заправку или еще что-либо и поставить цель — «поехать на работу, на заправку, поставить машину в гараж» и т.п.

   Игровой сюжет бедный. Это связано с особенностями их развития. У детей ограничен жизненный опыт. Недостаточный объем знаний и представлений о предметах окружающего мира, а главным образом об отношениях людей в процессе их деятельности. Поэтому учим детей развивать сюжет игры, используя разные методические подходы (чтение художественной литературы, беседы об окружающих явлениях, рассматривание картинок и иллюстраций в книгах, подбор предметов для игры, помощь в продумывании сюжета и распределение ролей, подсказки в процессе игры и т. п.), привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.) , активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает).

  У детей снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают играть только, когда мы предложим. Больше  предпочитают бегать, изображая «привидений» или еще кого-нибудь. Особенно, Паша, Вадим - «человек-паук» и другие.

    Неустойчивый интерес к игре и к игрушкам. Поможешь организовать игру, а через короткий промежуток игра распадается.

  Дети однообразно проявляют эмоции. Игры носят агрессивный характер (сплошные войны, убийства). Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения. Старались переключать внимание от игр в войну на мирные игры при помощи разных приемов (рассказ истории, сюжет мультика, детского фильма, внесением новых игр, игрушек и т.п.).

 Занимались организацией предметно-игровой  и пространственно-развивающей среды, это является необходимым условием формирования игровой деятельности детей. При организации такой среды стремились  сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр, разнообразным по содержанию. А так же из-за того что пространство игровой комнаты не очень большое, разместили игровые зоны так, чтобы дети свободно перемещались, одновременно играли несколькими группами, а в случае необходимости ребенок мог уединиться для индивидуальной игры (дети берут коробку с атрибутами (больница, парикмахерская и т.п.) и устраиваются за столиком на мягком уголке или в другой части группы на диванчике. Для театрализованных игр используют ширму и атрибуты уголка — микрофон, муз. инструменты, куклы би-ба-бо, предметы уголка ряжения, медальки с изображением животных и др. Эти же атрибуты могут использовать для развертывания других сюжетных игр, так же подключая строительный материал в сюжетные игры.

  В соответствии с требованиями зонирования группы выделили место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (куклы Барби с мебелью; плита, пылесос, стиральная машина, коробка с посудой, коробка с одеждой для кукол и др.). Для отобразительных игр разместили образные игрушки в разных местах группового помещения  и использовали для создания игровых ситуаций. Использовали и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать игры («автобус», «поезд», «корабль»). (Строится большой корабль и к нему добавляются атрибуты — стулья, якорь, спасательный круг и др.).

   В пространственно-развивающую среду включили и природный уголок. Там у нас создаются сюжетные композиции по сезонам - мобили. Можно обыграть сказку, составить рассказ. Там же находятся дидактические игры по сезону, природный материал, который можно использовать в играх. Можно посмотреть на животных или рыб, включив электрическую игру - забаву (понаблюдать за внешним видом, движением, побеседовать о животных, составить рассказ, сказку и т.д.).

 Предусмотрели наличие в игровом уголке предметов, которые могли бы использоваться в роли предметов-заместителей (различные кубики-еда, кирпичик — мыло, тюбик от шампуня или арка из стр. материла — телефон, различные коробочки, тесемочки, фантики, пробочки и т.п.). Кроме того для игр используются детские поделки (деньги, кошельки из бумаги, бланки для рецептов и др.).

  Привлекали к оформлению игровых зон детей, вместе расставлять игрушки, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки св семью воспитанников для ремонта о обновления.

  Для развития у детей ролевых действий и умений перевоплощаться разместили в специальные коробки костюмы и атрибуты (белый халат для врача и др.). Отдельно определили место для хранения костюмов игр-драматизаций.

  Игрушки оказывают на ребенка с ОНР разностороннее воспитательное значение. В процессе игры дети проигрывают жизненные ситуации, строят взаимоотношения — умение общаться, договариваться. Приучаем бережно обращаться с игрушками, убирать на места после игры, ухаживать за ними — мыть, чинить.

  У Никифора плохо получается контактировать с детьми, он внимание детей привлекает агрессивными действиями (бьет детей, ломает постройки). Предлагаем поиграть с детьми близкими к его характеру. Например с Пашей они рисуют совместно (привидений и др.).

   Большое значение имеют дидактические и настольно-печатные игры для формирования у детей предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры.

А так же дидактические игры содержат развивающую задачу, направлены на развитие психических процессов - восприятия, памяти и мышления.

   Дидактические игры многоплановы, они являются и игровым методом обучения  дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Через дидактические игры обогащается активный словарный запас детей, развивается связная речь, умение правильно строить предложения.

     У детей с общим недоразвитием речи страдают не только разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта.

 Дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...