ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал по теме

Красотина Евгения Александровна

На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»
Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в современном детском саду играют меньше, чем хотелось бы детям. Причин и объяснений тому найдется много. Однако ещё Д.Б. Эльконин отмечал, что немало педагогов предпочтут шумной, трудноуправляемой детской игровой деятельности спокойное организованное занятие. А ведь дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mkdou.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                       МКДОУ «Детский сад № 19 Василёк»

ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                   Воспитатель: Красотина

                                                                             Евгения Александровна

                                       

                                     Лесосибирск 2011

  На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»
Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в современном детском саду играют меньше, чем хотелось бы детям. Причин и объяснений тому найдется много. Однако ещё Д.Б. Эльконин отмечал, что немало педагогов предпочтут шумной, трудноуправляемой детской игровой деятельности спокойное организованное занятие. А ведь дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.
 В последние годы детские сады начали превращаться в школы для маленьких, где  подготовка детей к учебной деятельности приоритетна. Но естественное состояние ребёнка-дошкольника – это всё-таки игра, а не учёба, поэтому мною был выбран путь активного движения навстречу  игре. 

Поставила перед собой задачи:

  1. Изучение теоретической и практической базы опыта работы;
  2. Изучение игровых предпочтений детей старшего дошкольного возраста;
  3. Развитие у детей интереса к различным видам игр и поддержка их свободной творческой самореализации в игре;
  4. Оптимальное использование имеющегося в ДОУ игрового оборудования, пособий и иных средств и материалов, способствующих активизации игровой деятельности детей;
  5. Привлечение родителей к активному обсуждению вопросов создания условий для развития игры ребенка дома.

  Свою работу начала с изучения игровых предпочтений детей. Провела ряд мероприятий: анкетирование родителей «Какие игры предпочитают дети дома?», наблюдение за самостоятельной и организованной игровой деятельностью детей, беседы с детьми с целью выявления игровых интересов ребенка.
 Вопросы игровой деятельности изучала через: подбор литературы по теме, изучение теоретических положений, методических рекомендаций, консультации со стажистами и старшим воспитателем.

  Было выделено в режиме дня конкретное время для игры с 16 до 17 часов.
 Для полноценного развития игровой деятельности современного дошкольника

стараемся проводить занятия в игровой форме, используя игры по предметной направленности. Например: игры по математике; игры по развитию речи, дидактические игры, а также социо-игровые приемы обучения дошкольников и др.

 На занятиях обязательно проводим динамические паузы разного характера. Это могут быть физкультминутки на развитие движений, на копирование движений в соответствии со словами текста, упражнения для пальчиков и рук, дыхательные упражнения и многое другое.

   Проводим не менее 5 подвижных игр в свободное от занятий время. Это подвижные игры с мячом, прыжками, бегом. Назову некоторые из них:  «Грибник», «Заяц любит есть морковку, «Раз, два, три, прилетели комары» - с бегом; «Зевака», «Постарайся поймать», «Земля, вода, воздух» - с мячом; «Лягушки», «Саранча» - с прыжками; «Слушай хлопки», «Встать в колону», «Запомни движение» - игры направленные на развитие внимания. Многие подвижные игры не просто развивают ребенка физически, но и несут в себе полезную информацию для умственного развития дошкольников.

  Обновляем предметную среду развивающими, сюжетно ролевыми, театрализованными играми. В нашей группе имеется множество развивающих игр, соответствующих возрасту воспитанников, такие как: «Времена года», «Страны», «Признаки», «Время», «Про сказки», «Аскорбинка и ее друзья», «Земля и ее жители», «Мои первые буквы», «Танграм», «Волшебные резиночки» и т.д. Играем в сюжетно – ролевые игры: «Школа», «Ателье», «Больница», «Аптека», «Магазин», «Почта» и др.

  Совместно с узкими специалистами планируем ежемесячные спортивные или музыкальные развлечения.

  Очевидно, что полноценное развитие игровой деятельности становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении  – семьи и детского сада. Анкетирование родителей свидетельствует о том, что большинство из них искренне готовы участвовать в играх своих детей, но не знают  как это делать. Поэтому мы помогаем  родителям создавать условия для игр детей и стараемся повышать их знания по использованию и руководству играми с помощью папок-передвижек. В них мы размещаем такие материалы «Роль игры в становлении личности ребенка», «Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте», «Играют дети – играем вместе» и др. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными делами, рекомендуем «Игры на кухне», «Игры по дороге домой» и т.д.

   В нашей группе работает кружок «Школа общения «Непоседы», целью которого является социально – эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности. В работе кружка мы используем социо–игровые приемы обучения дошкольников.

   Вся эта работа интересна мне, необходима детям  и дает свои результаты: 

  1. ребятишки стали охотнее ходить в детский сад, больше играть там, реже болеть, потому что прогулки проходят в активных играх. Меньше проблем оказалось и с произвольным поведением, поскольку оно как раз базово и формируется в игре. А значит, потом будет легче организовать учебную деятельность;
  2. мною замечены  интересные, увлекательные стороны игровой деятельности, освоено  руководство игрой, обеспечивающее максимальную активизацию ребёнка;

  Игра имеет разностороннее влияние на личность ребёнка, позволяет использовать её как одно из самых эффективных педагогических средств. Она влияет на развитие всех психических и  познавательных процессов, На умственную деятельность, способствует появлению адекватной самооценки.

Играть мы любим очень: вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем – сегодня новый век.
Без знаний и учёбы нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают и все хотят понять:
Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь спокойно поиграть:
«В семью», «в солдаты», в шашки, вприпрыжку поскакать.
И куклы засиделись, все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей –
Что снова поиграем в компании друзей!
Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями мы взрослых назовём!

Литература:

  1. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКАС-ПРЕСС.,2006.
  2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1981.
  3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1993.
  4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.,1991.
  5. Свирская Л. Работа с семьей. Необязательные инструкции. – М., 2007.
  6. Дошкольная педагогика. - № 2, 2011. с.25-28.

                                 Приложение 1

вопросы для беседы с ребенком

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
- на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
- на любимые игрушки;

-на любимы сюжеты и роли.

                                             Приложение 2

Примерная таблица наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы. 

Имя ребенка

Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Игровой материал

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности игровой деятельности современных дошкольников

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....

«Особенности игровой деятельности современных дошкольников»

laquo;Особенности игровой деятельности современных дошкольников»Слайд 1Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  во...

«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».

           Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для         развития игровой деятельности дош...

выступление Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации

Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие обще...

Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации.

В последнее десятилетие особенно остро встаёт проблема подмены игровой деятельности целенаправленным обучением. В статье рассмотрены возможные причины утраты традиций организации игровой деятель...

Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации

Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации...

Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)», как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.

Уважаемые родители!1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности детей.Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюр...