Статья:" Проблема социализации дошкольников с отклонениями в развитии"
статья по теме

Акайкина Елена Григорьевна

 

Статья для педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности

Оглавление.

1.Актуальность проблемы социализации дошкольников с отклонениями в развитии.

2. Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям.

3. Развитие ребенка в социуме.

4. Социализация в семье детей дошкольного возраста.

5. Актуальные проблемы дошкольников с отклонениями в развитии

6. Заключение.

Список используемой литературы:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №11 Калининского района Санкт Петербурга

Статья для педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности

 "Проблема социализации дошкольников с отклонениями в развитии"

Акайкина Елена Григорьевна

Воспитатель I категории ГБДОУ №11

 Калининского района

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление.

1.Актуальность проблемы социализации дошкольников с отклонениями в развитии.

2. Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям.

3. Развитие ребенка в социуме.

4. Социализация в семье детей дошкольного возраста.

5. Актуальные проблемы дошкольников с отклонениями в развитии

6. Заключение.

Список используемой литературы:

1. Актуальность проблемы социализации дошкольников с отклонениями в развитии определяется кардинальными переменами в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, государства, в общественном сознании (идеологии и общественной психологии) - во всем образе жизни людей, раскрывающими актуальность многих проблем детства - образования, сохранения здоровья, социальной защищенности. Следуя закону "Об образовании РФ", руководящие инстанции должны усматривать в процессе развития детей не только начало образовательное, но и воспитательное (социализация личности, культура поведения, интериоризация норм жизни в обществе, гармонизация межличностных отношений).

За последнее десятилетие в нашей стране произошли значительные перемены в отношении к детям с отклонениями в развитии. В соответствии с Законом РФ "Об образовании", обучение каждого ребенка должно быть организовано в соответствии с его возможностями. В настоящее время даже дети с тяжелыми нарушениями развития могут получить доступное их психофизическому состоянию образование.

Тенденция снижения жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень развития здоровья детей значительно снижается. Детская популяция в настоящее время включает в себя три большие группы детей: нормально развивающиеся дети, одаренные дети и дети-инвалиды. Число детей с проблемами в развитии из гола в год взрастает в связи с ростом факторов риска. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% - имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% - составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеет стертые нарушения развития. по данным министерства образования и науки РФ, примерно 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. около 25% детей нуждаются в специализированной помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с нарушением психического и интеллектуального развития. Для них нужны специальные программы и условия обучения.

Тревожит то, что социологи по существу устраняются из сферы дошкольного образования, создается впечатление, что эти проблемы не проходят по ведомству социологической науки. Об этом свидетельствует  крайняя ограниченность публикаций социологов по дошкольному образованию, тогда как педагоги и психологи часто обращаются к методам и подходам социологии. Любой период онтогенеза человека нуждается в социологическом анализе и социология дошкольного образования выступает важнейшей отраслью социологии образования. Кроме того, в социологии образования не рассматривается вопрос о конструировании специализированных дошкольных образовательных программ. Проблема образования детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями на сегодняшний день рассматривается в социологическом аспекте.

2. Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям.

Мир, в котором живут дети, образ жизни семей существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагивают социально-экономические  и экологические условия, ценностные ориентации детей, родителей, специалистов по коррекционной педагогике, психологии и социальной работе, межличностные отношения детей и взрослых. Согласно В. Н. Ярской, активизация социальной политики должна опираться "на философию конструирования социальной реальности через развитие человека и человеческих ресурсов, поиск творческих возможностей возрождение субъектности, перевод социальной коммуникации в соотношение субъект-субъект; для максимального социального здоровья, длагополучия человеку нужны ресурсы - внешние и внутренние.

Внутренние ресурсы - в личностных и физических способностях и возможностях. Внешние - в инвайронментальной среде, окружении человека - от семьи до всего общества, государства, цивилизации.

Современный кризис в развитии национальной системы специального образования соотносится с закономерным этапом в эволюции отношения общества и государства к нетипичным детям, а именно с кардинальным пересмотром отношения к людям с нарушениями в развитии и их гражданским правам. Освоение новой философии общества, нового понимания прав человека и прав ребенка, начало освоения интеграционных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии осуществляются в России в сложных социальных, экономических, политических условиях. Рассматривая дошкольное образование, мы исходим их того, что основы воспитанности человека, нравственные качеств закладываются в детстве. С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, позицию и ценностные ориентации специалистов дошкольных учреждений, на готовность родителей сотрудничать с ними.

В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в ведении Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты. Возникли новые как государственные, так и негосударственные организационные формы обучения. Кроме специальных коррекционных образовательных школьных и дошкольных учреждений существуют реабилитационные и психолого-медико-социальные центры различного профиля. Создана сеть диагностических учреждений, где используется принцип раннего выявления и коррекции нарушений, коррекционной направленности  обучения.

В настоящее время социализация рассматривается как процесс активного постоянного взаимодействия нетипичного ребенка с окружающей средой, одним из условий конструирования которого является образовательная программа. Рассматривается проблема социализации и ее механизмы нормально развивающейся личности и детей дошкольного возраста с отклонениями в интеллектальном развитии (ранняя социализация, семейная социализация).

При рассмотрении механизмов социализации нетипичного ребенка, акцентируется внимание на механизмах семейной социализации.

3. Развитие ребенка в социуме.

Социализация - процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

В XX веке в социологии утвердилось понимание социализации как части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой структурой общества. П. Бергер, Т. Лукман выделяют первичную и вторичную социализацию, сам процесс социализации понимается как поддержание субъективной реальности и индивидуальной жизни. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и, благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества. Очевидно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида и что основная структура любой вторичной социализации будет сходной со структурой первичной социализации. Благодаря первичной социализации в сознании ребенка происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще.

В процессе социализации ребенка с отклонениями в развитии важная роль отводится адаптации, а также принятию и усвоению образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых ребенок приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

Л.С.Яковлев полагал, что процесс социализации ребенка, его социального развития происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством социальных факторов. Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. Как макрофакторы социализации рассматриваются мировые, планетарные процессы - экологические, экономические социально-политические, а также страна, общество, государство в целом. К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, средства массовой коммуникации. К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников, т.е. ближайшее пространство и в которой происходит развитие ребенка, называют микросоциум.

Влияние на процесс социализации ребенка оказывают все указанные факторы и это влияние может быть как целенаправленным, преднамеренным (влияние институтов социализации: семьи, образования, религии), так и спонтанным, стихийным. Эти воздействия могут быть как положительными, так и отрицательными, негативными. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него наиболее комфортна, где его лучше понимают. Поэтому он может "мигрировать" из одной среды в другую. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

В связи с  особенностями своего развития и восприятия окружающего мира дети с ограниченными возможностями испытывают значительные трудности в освоении социального пространства, социальной среды. Они значительно позже и в недостаточной степени начинают осознавать и осваивать социальную среду, таким детям сложнее устанавливать различные социальные отношения и связи, принимать ту или иную социальную позицию. И, следовательно, дети с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормально развивающиеся дети нуждаются в социально-психологической поддержке взрослых (ближайшего окружения и профессионалов).

4. Социализация в семье детей дошкольного возраста.

 При рассмотрении механизмов социализации нетипичного ребенка, мы акцентируем внимание на механизмах семейной социализации, потому что социализация ребенка дошкольного возраста осуществляется главным образом в семье. Исследования детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствуют, на сколько важен контакт с  близким человеком для нормального развития ребенка. Семейную социализацию можно рассматривать двояко: 1) как подготовку к будущим семейным ролям и 2) как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Основа родительского воспитания слагается из двух компонентов: "изменение форм поведения ребенка и представление родителей о том, каким должно быть поведение ребенка на данном этапе развития, представление, которое отчасти зависит от родительских устремлений.

На развитие ребенка  в семье в большей мере влияют сама семейная ситуация, взаимоотношения между родителями, стиль семейной жизни, чем целенаправленные действия взрослых воспитателей. Внутри семейные отношения нравственно-психологический климат семьи играют ведущую роль в процессе ранней социализации. Э А. Пармон опредедяет нравственно-психологический климат семьи как синтез следующих компонентов личностные качества супругов, уровень их общей нравственной культуры, их совместимость и характер эмоциональных контактов, отношения к детям, принятые формы общения. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияний.

Нормативные влияния предписывают определенные образцы, модели поведения, что позволяет действовать в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными стереотипами. В механизме воздействия нравственно-психологического климата на формирующуюся личность важное место занимает и личный пример родителей. Среда, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, в большинстве случаев носит маргинальный характер, личный пример родителей характеризуется асоциальным поведением, ребенок с раннего возраста сталкивается с алкоголизмом, воровством, стяжательством. В результате дети  с отклонениями в развитии чаще оказываются в домах ребенка или интернатах, где условия их развития являются более длагоприятными, нежели в домашних условиях.

Не каждая семья, в которой растет ребенок с нарушением, является социально благополучной. Некоторые родители испытывают тревогу при обнаружении каких-либо отклонений у ребенка уже в раннем возрасте. Тогда они начинают советоваться со специалистами, читают специальную литературу, занимаются с ребенком, развивают его, пытаются найти выход из этой ситуации.

Таким образом, механизмы социализации детей с нарушениями имеют свои особенности. Подчеркивая важность влияния семьи на процесс социализации ребенка дошкольного возраста с нарушениями развития, главной задачей общества и государства остается поддержка родителей таких детей.

Механизмами семейной социализации являются: социальная адаптация, абилитация и реабилитация. Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения детей с нарушениями в развитии соответствие с системой  общественных норм и ценностей. Абилитация - комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка. Социальная реабилитация в медико-педагогическом значении - "включение нетипичного ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизнедеятельности на уровне его психофизических возможностей".

5. Актуальные проблемы дошкольников с отклонениями в развитии.

Разработка основных проблем дошкольной коррекционной педагогики ведется в двух направлениях:

1) Формирование всех психических процессов в соответствии с особенностями возраста.

2) Коррекция, компенсация и предупреждение вторичных отклонений в развитии.

Целенаправленное обучение играет для ребенка с отклонениями в развитии большую роль, чем для нормально развивающегося ребенка, так как его ориентировка в окружающем предметном и социальном мире, возможности общения, самостоятельного анализа и обобщения социокультурного опыта значительно снижены.

Важной составляющей в сфере оказания специализированных образовательных услуг детям дошкольного возраста имеющим отклонения в развитии и их семьям является социальная готовность общества к включению таких детей в социальную структуру, включая микро-, мини-, мезо-, макроуровень.

В перспективе развития специализированных социальных и образовательных сервисов нетипичным детям и их семьям представляются наиболее важными следующие направления организационной деятельности по улучшению их качества:

I. Образование будущих специалистов социального профиля: 

- пересмотр профессиональных образовательных программ, включение теоретических и практических курсов социального профиля;

- повышение уровня информационной готовности к сотрудничеству в ранней интеграции.

II. Повышение квалификации профессионалов по работе с детьми дошкольного возраста имеющими отклонения в развитии:

-просветительская работа по деятельности служб ранней интервенции;

- инициация разработок программ абилитации;

- Участие в научно-исследовательской работе;

- расширение возможностей знакомства с зарубежным опытом.

III. Проведение образовательной работы с родителями детей дошкольного возраста имеющих отклонения в развитии:

- образовательные программы для родителей;

- расширение контактов между родителями детей с отклонениями в развитии;

- ориентация на сотрудничество с профессионалами в процессе социально-реабилитационной работы.

Для успешности и эффективности процесса абилитации на всех уровнях нам представляется необходимым выделить иновационные направления развития специального (коррекционного) образования:

1. Разработка программы и проведения междисциплинарного тренинга оценивания (диагностики) интервенции для профессионалов.

2. Разработка институциональной модели координации услуг на протяжении развития ребенка с учетом переходов из одной институциальной в другую.

3. Интенсификация исследований, направленных на разработку методологии и технологий социального включения детей имеющих отклонения в развитии в общественную систему с учетом культурных, гендерных, возрастных, психологических особенностей их развития.

4. Формирование информационной готовности общества к социальному включению детей имеющих отклонения в развитии, предоставление широкого спектра информационных услуг о нуждах детей с отклонениями в развитии в рамках всего социума.

6. Заключение.

Социализация есть непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. При вхождении в социум ребенок, с одной стороны, усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой - вносит свой значимый вклад в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, происходит взаимная трансформация и личности, и среды.

Следовательно, результативность социализации зависит от того, в какой мере задачи развития в данной биографической и социальной ситуации связаны с умением ребенка с отклонениями в развитии действовать, с представлением о самом себе и своим образом идентичности. Если структура и сфера поведения недостаточно развиты, существует риск появления психически или социально девиационных форм действий и поведения, осложняющих дальнейшее развитие личности. Организация контроля и поддержания оказания своевременной помощи специалистов детям имеющим отклонения в развитии и их семьям, образовательная и социально-реабилитационная работа с детьми, семьями и обществом в целом может предотвратить возникновение девиационных форм действий и способствовать успешности социализации.

Список используемой литературы:

1. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., Владос, 2003 г.

2. Скворцова В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., Владос - Пресс., 2006 г.

3. Ткачева В. В. Технологии психологического обследования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., УМК "Психологии", 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

Сенсорное воспитание дошкольников с отклонениями в развитии

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать в мелодию или в звучащую речь. Разви...

Дошкольная система специального образования. Альтернативные варианты помощи дошкольникам в отклонении в развитии.

Согласно тенденциям развития образования, ведущей идеей является идея инклюзивного образования, т.е. совместное обучение всех детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми.В альтерн...

«Трудовая деятельность дошкольников с отклонениями в развитии».

Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от системы воспитания, уровня развития общества, в котором о...

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии...

Статья "Проблемы дистанционного обучения дошкольников"

В статье раскрывается информация, как в нынешней ситуации пандемии на первое место выходит проблема дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Описывается, что это связано не только ...

Статья "Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях"

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкива...