Главные вкладки

    "Все вместе придумаем песню"
    методическая разработка (средняя группа) по теме

    Билунка Елена Николаевна

    Данная методическая разработка посвещена теме"Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) и технических средств обучени (ТСО) в музыкальной деятельности с дошкольниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация

          Данная методическая разработка посвящена теме: «Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) и технических средств обучения (ТСО) в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста » и связана с изменением материально-технический условий преподавания предмета.

         Раскрывает вопросы применения новых форм (Workshop - Воркшоп) и методов работы над творческими, вокальными и артистическими данными дошкольника. Предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

    Актуальность

        Технический прогресс в современном мире очень быстро развивается, поэтому его использование в любых видах детской деятельности - это не просто дань новшествам, а реальная необходимость. Одной из главных составляющих успешного обучения является мотивация воспитанника. Использование современных компьютерных технологий, технических средство, делает процесс обучения запоминающимся, ярким, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к своему творчеству. Обладает широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, а в итоге:

    1. улучшают запоминание пройденного материала;

    2.развивают интерес детей к самостоятельному выполнению заданий

     3.усиливают их познавательную, творческую активность   

       Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А. Коменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные ИКТ и ТСО имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

       Известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, педагогу надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.

        Требует внимания и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство языка. Таким образом, прослушивание фонозаписей, сочетающих слово и музыку, развивает у детей устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус.

          Качество проведения непосредственно образовательной деятельности в ДОУ зависит от наглядности и изложения, от умения педагога сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

            являются источником информации;

            повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

            организуют и направляют восприятие;

            обогащают круг представлений дошкольников, удовлетворяют их любознательность;

            создают эмоциональное отношение дошкольников к учебной информации;

            делают доступным для детей такой материал, который без ТСО недоступен;

            активизируют познавательную деятельность дошкольников, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

            являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

            иллюстрируют связь теории с практикой.

                   Использование ИКТ помогает мне решить дефицит наглядных, музыкально-дидактических пособий, которые иногда просто отсутствуют в торговой сети. Показать или объяснить детям некоторые моменты достаточно сложно простым словесным методом. Например: как играют на инструментах в оркестре, как правильно стоять при пении, какие бывают танцы и так далее. Обычно использовались плоскостные картинки, которых уже не достаточно современным детям.  Фрагменты занятий, на которых используются ИКТ, несомненно, гораздо больше привлекают внимание ребят. Стимулируется познавательная  активность (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать, творить..) т.е. боле продуктивно формировать собственный опыт.

     Внедрение не требует больших материальных затрат. Главное - желание педагога! Подключение к сети Интернет и творческий подход к задуманному делу. И тогда качество обучения станет более эффективным, интересным и насыщенным. ИКТ и  ТСО сочетают в себе много вариантов, необходимых для успешного обучения детей. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Расширяет наглядно- образное мышление Технические средства обучения помогают реализовать творческий потенциал на более высоком уровне. Основой развития музыкального мышления детей становится разнообразие их восприятия, индивидуальность трактовок, разнообразие вариантов «слушания» или «видения» конкретных музыкальных сочинений.

    Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ и ТСО в музыкальную деятельность

    Методическое обоснование

      Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребёнка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны.

      С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому важно создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения, навыки. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии

       В данный момент личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. [6]

        В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Опираясь на свой опыт по развитию творческих способностей детей  дошкольного возраста, я выбрала новую форму (Workshop –Воркшоп)  обучения с использованием методов и средств ИКТ и ТСО в музыкальной деятельности, которые наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка.

      Уже второй год я внедряю в практику нестандартные творческие занятия с детьми в форме Workshop - это интегративный процесс, направленный на развитие творческого потенциала, раскрытие каких-либо способностей, умений, в котором каждый принимает активное участие. А результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников и в меньшей степени - от знаний педагога. Важнейшая характеристика Workshop - многообразие приёмов для воздействия. Дети много узнают друг от друга. Workshop даёт всем возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор. «Ведь лучшие друзья обучения - это разнообразие, любопытство и сюрпризы» [К. Фопель].

        Вообще Workshop в настоящее время часто используется для креативных тренингов людей творческих профессий. Workshop – это, по сути, обмен опытом, а также в некоторых случаях закрепление на практике полученных знаний.  Его главный принцип – «открой себя для других» вполне применим в работе с дошкольниками.

        Ребёнок в  процессе Воркшопа приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация развития, личностный рост. Важным в этой работе является контакт, как основа продуктивного взаимодействия.
     
    Цели внедрения Workshop и применение ИКТ  и ТСО:
    - создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;
    - стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка;
    - расширение границ творческого восприятия мира;
    - реализация творческих способностей в реальной жизни.
    Задачи:
    - стимулирование творческого самовыражения;
    - стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
    - развитие уверенности в себе;
    - сплочение детского коллектива.

    В решении поставленных целей и задач я руководствовалась
     принципами личностно-ориентированного взаимодействия, а именно:  
    - поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я».
    - не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»;
    - не навязывать ребёнку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
    - принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.

    Место и роль разработки в инновации  

       Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается. Но, в силу своей физиологии, он ещё не способен освоить большой объём информации. Поэтому, с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, я и подбираю небольшие музыкальные произведения или фрагменты музыки с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой

    Приобщая ребенка к миру музыкальной культуры и формируя у детей осознанное бережное отношение к своему голосу, я использовала наглядный образ музыкального инструмента, его звучание, художественное слово; и прием сравнения строения музыкального инструмента со строением голосового аппарата.

    Использование ИКТ и ТСО в музыкальной деятельности обогащает жизненные и музыкальные впечатления,  создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

           Итогом творческого решения является выразительное исполнение дошкольниками своей импровизации. С собственным ритмическим рисунком и несложной мелодией. При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения.

    Импровизация – процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время ее исполнения. Творчество позволяет развивать, направлять и контролировать музыкальное мышление.

    Творчество – процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), – уникальность результата.                                                                                                                    Мелодия – последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм.                                                                                                       Ритмический рисунок – в музыке – последовательность длительностей звуков Фраза – в музыке – относительно завершенная часть мелодии, темы.[5]

    Место применения разработки - дошкольное учреждение, имеющее технические средства обучения: мультимедиа- проектор, ноутбук, или телевизор с чтением формата DVD.  Микрофоны.

    Данная разработка позволяет ребёнку: реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой и техническими средствами обучения. Обогащать индивидуальный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества.

    Цель методической разработки:

        Создать условия для творческого самовыражения детей. (в роли артистов)

    Задачи:

    1.Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (образовательная область «Музыка»)

    2.Формировать у детей бережное отношение к своему голосу. (образовательная область «Познание»)

    3.Закрепить знания детей о различных музыкальных инструментах (образовательная область «Познание»)

    4.Обогатить и активизировать словарный запас детей (образовательная область «Коммуникация»)

    5.Продолжать развивать умения слушать и договариваться (образовательная область «Коммуникация»)

    Методические приёмы:

    Словесные:

    беседа - рассуждение.

    Наглядные:

    рассматривание инструментов на экране.

    Организационные:

    проблемные ситуации.

    Мотивирующие:

    создание ситуации занимательности с использованием ИКТ

    использование ТСО

    создание ситуации новизны

    Методы, возбуждающие интерес к получению знаний:

    метод творческого самовыражения – игра в артистов.

    Сценарный план мероприятия.

    Этапы, части, время

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Комментарии

    Представление-распевка

    2 мин

    Педагог интересуется, как можно себя представить? (по музыкальному)

    Дети пытаются пропеть своё имя, кто как может

    Если дети не все могут пропеть, то помочь им (на одном или двух звуках

    Проблемная ситуация

    1 мин.

    Инструменты потерялись,забыли свой голос, как его найти. Включить их звуки по очереди (на муз. центре)

    Дети находят инструменты, соответствующие их звуку.

    Колокольчик звенит, барабан стучит, дудочка дудит.

    Беседа

    3 мин

    Краткий рассказ о человеческом голосе, демонстрация микрофона.

    Дети размышляют, для чего нужен голос, как его можно беречь.

    Дети объясняют как пользоваться микрофоном и для чего он нужен.

    При затруднениях задавать наводящие вопросы.

    Можно привлечь взрослых к обсуждению

    Слушание музыки, подпевание.

     2 мин

    Предлагает послушать несложную мелодию и выбрать себе инструмент.

    Дети самостоятельно делятся на группы, кто какой инструмент будет озвучивать

    Творческое самовыражение

    5 мин

    На проекторе по очереди выводит движущиеся картинки инструментов

    Дети пытаются исполнить свои роли.

    Взрослый может выступить в роли дирижёра

    Заключительная часть

    1 мин.

    Благодарит детей за выступление

    Дети могут рассказать, что им больше всего понравилось

    Материально техническое обеспечение

    Мультимедиа проектор, музыкальный центр, 2 микрофона на стойках, стол для инструментов.

    Период НОД

    «Все вместе придумаем песню»

    Средняя   группа

    Необходимое оборудование:                                                                         Детские инструменты- дудочки, барабаны, колокольчики.                           Ноутбук, мультимедиа проектор,  муз.центр, микрофоны на стойках, стол

    Ход мероприятия:

    На экране проецируется картина «Театра» (презентация «Инструменты» слайд №1)

    Дети входят в зал, их к себе подзывает педагог в роли «дирижёра»

    Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш зал- театр.                                      Я буду дирижёр, нужен мне оркестр и хор.                                          Волшебной палочкой взмахну. Всех на сцену приглашу.

    На экране проецируется картина «Занавес» (презентация «Инструменты» слайд №2)

    Педагог приветствует детей и интересуется, как можно себя представить голосом, кроме простого слова, если они попали  на сцену.

    Дети пытаются пропеть своё имя, кто как может.

    Педагог: Я к вам очень так спешила, и инструменты вот сложила. Но они вдруг растерялись, застеснялись, разбежались. Помогите их собрать. Им их голос показать.

    По очереди звучат звуки инструментов в записи (приложение «Музыка» трек 1-3)

    Дети находят соответствующие инструменты в зале, ставят их на стол.

    Педагог: Вот спасибо вам друзья. Но хочу спросить вас  я. Голос всем зачем то нужен. Без него мы  - никуда. Он инструмент хороший очень для тебя и для меня. Для чего он нужен нам? Людям взрослым, малышам.

    А вы не хотите немного присесть? удобное место я вижу вот здесь- все сели

     Дети размышляют, для чего нужен голос, как его можно беречь.

    Педагог: Вы свой голос бережёте, громко сильно не поёте? 

    (достаёт микрофон)

    У меня помощник есть. У него вот провод  здесь, здесь включать и выключать, артист про это должен знать.

    Дети объясняют,  как им пользоваться и для чего он нужен.

    Включается  музыка (приложение «Музыка» трек 4)

    Педагог: Вот и музыка играет, выступать всех приглашает. Вы подумайте сейчас, кто кем будет здесь из вас?

    Дети самостоятельно делятся на группы, кто какой инструмент будет озвучивать. Можно им помочь, сделав знаки отличия, например эмблемы, ленточки….

    Педагог: Посмотрите на экран. Он помощник тоже нам. Инструменты всем покажет, но ничего вам не расскажет. Вы внимательно смотрите, к микрофону выходите. Будем песенку все петь. Барабанить и дудеть.

    На экране чередуются «играющие» инструменты   (презентация «Инструменты» слайд № 3-9)

    Дети группами или по желанию подходят к микрофону и каждый придумывает свою мелодию, ритм,  звуками инструментов. (ду -ду –ду дудочки, бум –бум- бум барабаны, динь- динь –динь –колокольчики)

    Педагог: Наш концерт прошёл на славу, все сегодня молодцы. А какие инструменты все озвучивали вы?

    Дети перечисляют.

    Педагог предлагает спеть всем небольшую песенку, предварительно пропев её детям.

    «Было весело у нас. Выступали все для Вас.                                                         А немного подрастём и в артисты мы пойдём»

    На экране проецируется картина «Занавес» (презентация «Инструменты» слайд №10)

    Педагог: Вам не страшно быть на сцене?... Песни петь всем вместе нам. Какие были вы артисты - расскажите близким  и друзьям.

    Достаёт музыкальную шкатулку

    А ещё я вам шкатулку приготовила сейчас.

    В ней конечно инструменты есть различные для вас.

    Чтоб могли ещё с друзьями вы в артистов поиграть.

    В группу вы её берите, чтоб о встрече вспоминать.

    Дети говорят, что им запомнилось, понравилось

                             Список использованной литературы.

    1.Абдулин Э.Б «Теория музыкального образования» М.: Академия, 2004.

    2.Выгодский Л.С «Воображение и творчество» М.: 1993.

    3.Волкова П., Казанцева Л. «Проблемы детского музыкального воспитания» Сб. трудов Рам им. Гнесиных: Вып. 13.- М., 1994.

    4.Гогоберидзе А.Г «Теория и методика музыкального воспитания» М.: Издательский центр «Академия», 2005.

    5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.

    6.Праслова Е.А «Музыка в интегративном процессе».-СПб, 2009.

    7.Праслова.Г.А «Инструментальное музицирование, как средство активной музыкатерапии»  М.: Открытая библиотека научных сборников. 2009.

    8.Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1990.

     9.Радынова.О.П «Музыкальное воспитание дошкольников». –Москва.: 1994.

    10.Теплов.Б.М.«Психология музыкальных способностей» Монография. М.: Наука, 1972.

    11. Фопель. К «Психологические принципы обучения. Теория и практика».- М.: Просвещение, 2010. 

    12.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.- Приказ Минобрнауки России  №655 от 23.11.2009.

    13.Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития. — М.: Аквариум, 1997.

    14.Электронный ресурс.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Все вместе придумаем песню"

    Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ   Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ...

    Для участия в конкурсе, который проводится в д/С "Весна" мной придумана песня на тему "Правила дорожного движения"

    На мотив песни " А ты меня любишь?"1.  С подружкою вместе по улицам ходим,Играем мы в мяч,Мы мячик бросаем ,при этом болтаем-И мяч мчится  вскачь !Машина большая, "Камаз"-грузоваяИз-за угла ...

    Проект "Трудиться, жить,держаться вместе учила всех казачья песня"

    Степные просторы, высокие горы,Два ласковых моря – всё это – Кубань!Родная станица, открытые лица,Густая пшеница – всё это – Кубань!Народ православный, а путь его славный.Здесь мыслят о главном и любя...

    Придумаем и сделаем вместе с ребенком (сентябрь)

    придумаем и сделаем вместе с ребенком...

    РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПЕСНИ ВМЕСТЕ С МАМОЙ ТЕМА: "9 МАЯ" ВОЗРАСТ ОТ 5-7 ЛЕТ. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПЕСНИ ВМЕСТЕ С МАМОЙ ТЕМА: "ИГРУШКИ» Возраст от 2 до 4 лет.

    РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПЕСНИ ВМЕСТЕ С МАМОЙ ТЕМА: "9 МАЯ" ВОЗРАСТ ОТ 5-7 ЛЕТ. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПЕСНИ ВМЕСТЕ С МАМОЙ ТЕМА: "ИГРУШКИ»Возраст от 2 до 4 лет....

    В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

    В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

    Как придумать сказку вместе с ребенком

    Зачем сочиняют сказки?Для «сказочников», то есть для тех, кто любит сочинять сказки, это осмысление жизни, самовыражение, как и любой вид творческой деятельности.А мы – любящие родит...


     

    Комментарии

    Билунка Елена Николаевна

    Материал для муниципального конкурса "Моя педагогическая инициатива 2013"